Рабочая программа
рабочая программа (младшая группа) на тему

Анисахарова Валентина Анатольевна
Программа кружковой работы с детьми 1 младшей группы по развитию речи, через театральную деятельность «Веселый ручеек» 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное

 бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска»

муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Программа

 кружковой работы с детьми 1 младшей группы

 по развитию речи, через театральную деятельность

 «Веселый ручеек»

Руководитель: Валентина Анатольевна Анисахарова

Лениногорск, 2015-2016 уч. г.

Пояснительная записка.

         С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей.

Совершенствуется содержание и форма: значительно увеличивается объем

словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в

соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не

только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-

описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается

к взрослому с вопросами. Что способствует совершенствованию

диалогической речи детей. Речь становится средством общения не только со

взрослыми, но и с детьми.

          Речевые игры и упражнения – одно из важнейших средств развития ребенка.

Их содержание, эмоциональная форма проведения способствуют проявлению

детской непосредственности, начальной активности и самостоятельности. Они в

значительной мере стимулируют инициативные высказывания детей, что является

показателем не только умственного  и речевого развития, но и  развития личности

в целом. В играх создается наиболее благоприятная ситуация для индивидуального

подхода к детям.

           Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и

включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные

(мимика, жесты, поза) средства.

             Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

             Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

          Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

         Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

          В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И только при благоприятных условиях, ребенок успешно пройдет все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Цели курса занятий.

  1. Учить понимать речь взрослых, отвечать на простейшие и более сложные вопросы.

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

  1. Способствовать развитию речи как средства общения. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Способствовать освоению диалогической формы речи.

Основные задачи курса занятий по развитию речи:

  •  Приучать детей слушать воспитателя, повторять за ним.
  •  Учить запоминать слова потешек, побуждать повторять их.
  •  Прививать любовь к художественному слову.
  •  Учить детей слушать рассказ без показа, приучать четко и правильно произносить звуки.
  •  Учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины, повторяя за ним отдельные слова и фразы.
  • Задачи кружка:
  • Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
  • Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
  • Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
  • Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  • Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
  • Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.
  • Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
  • Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
  • Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Формы работы:

  • Подгрупповые занятия, включающие в себя упражнения, задания.
  • Игры.
  • Упражнения.
  • Рассматривание.
  • Чтение художественной литературы.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной СТРУКТУРЫ ЗАНЯТИЙ:

  • Разминка.
  • Основное содержание занятия – изучение нового материала.
  • Физминутка.
  • Развивающая игра.

Разминка в виде загадки, стихотворения, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.

        Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

        Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой.

        Развивающая игра в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

Режим занятий: Одно занятие в неделю, продолжительностью 10 минут.

Ожидаемые результаты

•        Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).

•        Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).

•        Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН:

Тематика и основное содержание разделов:

  • Дидактические упражнения.
  • Разучивание потешек.
  • Рассматривание картин.
  • Театр игрушек.
  • Повторение сказок.

Для изучения полученных детьми знаний, умений, навыков, проводится исследования уровня развития, для чего применяются следующие методики:

«Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада».

(см. Бондаренко Т.М. – Воронеж 2009, Издательство «УЧИТЕЛЬ» ).

Критерии оценки усвоения программы:

        Высокий уровень: Понимает речь взрослого, отвечает на поставленные вопросы. Имеет активный словарный запас. Сопровождает речью игровые и бытовые действия. Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

        Средний уровень: Испытывает затруднения в ответах на вопросы взрослого. Нуждается в наглядном сопровождении при чтении рассказов, сказок. Повторяет за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.

        КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ:

  • Иметь активный словарный запас.
  • Умение повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.
  • Умение отвечать на понятный вопрос взрослого.
  • Умение пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
  • Умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Итоговые формы учета и контроля:

  • Открытое занятие для родителей.
  • Мониторинг (итоговый (май) ) уровня развития речи детей.

Содержание программы:

        Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенным приемам, которым будут обучать на занятиях).

        Дидактические упражнения: Цель: активизировать в речи детей глаголы: лакать, грызть. Отчетливо произносить звук «а», звук «м» (мь). Укреплять голосовой аппарат, обогащать словарь детей.

        Игры и упражнения: «Кто что ест?», «Скажи А», «Гости», «Отгадай кто к нам пришел», «Лягушонок», упражнения на звукопроизношения.

        Разучивание потешек: Цель: приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Прививать любовь к художественному слову.

        Игры и упражнения: «Пальчик-мальчик», «Киска, киска, киска брысь», «Пошел котик на торжок», «Кисонька-мурысенька», «Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе».

         Рассматривание картинок: Цель: Учить детей самостоятельно называть животных, воспроизводить звукоподражание, отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы.

         Игры и упражнения: «Домашние животные», «Волшебный кубик», « Таня и голуби».

        Театр игрушек: Цель: Помочь детям понять содержание потешки. Учить детей различать на слух звукоподражания.

        Игры и упражнения: «Репка», «Курочка Ряба», «Чей голос?», «Игрушки» А.Барто.

        Повторение сказок:  Цель: Напоминать содержание знакомых сказок, продолжать развивать у детей способность понимать содержание рассказа и сказки без наглядного сопровождения.

        Игры и упражнения: «Зайчик» Л.Славина, «Катя нашла котенка», «Колобок», «Репка»

Формы подведения итогов:

- Выступление на праздниках с изученным материалом.

- Открытые мероприятия для родителей.

Перспективное планирование занятий кружка по развитию речи, через театрализованную деятельность «Веселый ручеек»» на 2013-2014 учебный год.

Раздел, тема занятия, срок проведения.

Кол-во занятий.

Задачи.

1

Дидактические упражнения:

  1. «Кто что ест?» - сентябрь.
  2. «Скажи А» - сентябрь.
  3. «Гости» - сентябрь.
  4. «Звук А» - октябрь.
  5. «Звук У» - октябрь.
  6. «Произношение звука М» - ноябрь.
  7. «Гости» - декабрь.
  8. «Отгадай кто к нам пришел» - декабрь.
  9.  «Лягушонок» - январь.
  10. «Назови правильно» - февраль.
  11. «Упражнения на звукопроизношения» - февраль.
  12. «Пальчиковая игра «Пчела»» - март
  13. «Речевая игра «Автомобиль»» - апрель
  14. «Игра «Кто как кричит?»» - май

14

Активизировать в речи глаголы: лакать, грызть. Отчетливо произносить звук «а». Приучать детей правильно и отчетливо произносить звук «м (мь)». Учить произносить звук с достаточной силой голоса. Учить произносить звук м в словах и глаголах. Приучать правильно и отчетливо звук «м». Отчетливо произносить отдельные звукосочетания. Укреплять голосовой аппарат, обогащать словарь детей. Учить правильно произносить звук «с» в словах и фразах. Развивать мелкую моторику рук. Формировать правильное и отчетливое произношение звука (б), (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо. Вырабатывать умение повышать и понижать голос.

 

2

Разучивание потешек:

  1. 1.«Пальчик-мальчик» - сентябрь.
  2. «Киска, киска, киска брысь» - октябрь.
  3. «Водичка-водичка» - ноябрь.
  4. «Петушок» - ноябрь.
  5. «Лиса по лесу ходила» - декабрь.
  6. «Пошел котик на торжок» - декабрь.
  7. «Как у нашего кота» - январь.
  8. «Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе» - февраль.
  9. «Кисонька-мурысенька» - февраль.

9

Приучать детей слушать речи воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Побуждать детей повторять слова потешек. Добиваться понимания содержания поэтического произведения. Помочь детям понять содержание. Прививать любовь к художественному слову, умение слушать и понимать. Способствовать активному проговариванию слов потешек. Вызвать радость от слушания знакомых потешек.

3

Рассматривание картинок»:

  1.  «Домашние животные» – октябрь.
  2. «Волшебный кубик» - ноябрь.
  3. «Таня и голуби» - март
  4. «Игра с сюжетными картинками «Кто что делает?»».- май

4

Учить детей самостоятельно называть животных, воспроизводить звукоподражание. Закрепить умение называть картинки на кубиках.

Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы. Учить внимательно рассматривать картину и называть изображенные на ней предметы.

4

Театр игрушек:

  1. 1.«Репка» - сентябрь.
  2. «Курочка Ряба» - сентябрь.
  3. «Чей голос?» - январь.
  4. «Пошел котик на торжок» - февраль.
  5. «Как у нашего кота» - март.
  6. «Игрушки» - А.Барто – апрель.
  7. Инсценировка русской народной сказки «Козлятки и волк» - апрель.
  8. Игра инсценировка «О чем рассказала игрушка» - май

8

Напомнить содержание знакомых сказок, побуждать их к подговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.

Помочь детям понять содержание потешек.

Учить детей различать на слух звукоподражания.

Вызвать радость от слушания знакомой потешки. Познакомить с новыми стихами.

Обогатить малышей теплотой материнской любви, воплощенной в народном слове.

Учить детей рассматривать предметы, выделять детали. Учить общаться между собой.

5

Повторение сказок:

  1. «Репка» - январь.
  2. «Курочка Ряба» - январь.
  3. «Зайчик» - Л.Славиной – март.
  4. «Колобок» - апрель.
  5. «Катя нашла котенка» - май.

5

Напомнить содержание знакомых сказок. Продолжать развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения. Помочь детям понять содержание сказки.

Учить слушать рассказ без показ, приучать четко и правильно произносить звук «ц».

Литература

Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.

М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.

Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.

И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.

Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...