Методические разработки по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Рекомендации по формированию культуры Здоровья ребенка дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста

 (интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО)

Составитель: Горбова Наталья Михайловна, воспитатель МБДОУ д/с №2 города Ставрополя

Тема: Волшебный мир звука.

Цели  деятельности педагога:

  1. Формирование у детей представлений о значении слуха в познании окружающего мира.
  2. Развивать фантазию, эмоциональную сферу, творческую двигательную активность.
  3. Воспитывать потребность и развитие умений заботиться о своем здоровье.

Моделирование среды:

  • альбом, краски;
  • аудиозапись танца «Буги-Вуги»;
  • атрибуты к Д/И;
  • разные карточки для изучения темы;
  • колокольчики (10шт.).

Альтернативные решения проблемы: Воспитателем предлагаются следующие игры:

  • «Угадай, что я сказал?» (дети закрывают уши и потом узнают слово).
  • «Покажи того, о ком я расскажу» (объясняют свой выбор);
  • «Сказка о звонком колокольчике» (слушают, как звучат колокольчики, затем методом цветового пятна рисуют «музыку колокольчика»);
  • «На приеме у врача» (выясняют, какого ухода требуют уши).

Самоценная активность ребенка:

  • Воспитатель приглашает детей в страну Волшебных звуков: «Скажи, откуда слышен волшебный звук. Как он звучит?» (громко, тихо, звонко, весело).
  • Д/И «Назови свое имя» (одновременное называние имен);
  • Д/И «Улиточка» (развивает слуховое внимание, память, необходимые заданное проблеме).
  • Танец «Буги-Вуги» (дети выполняют движения, услышанные от взрослого).
  • «Раскрась ухо по заданным цветовым ориентирам»;
  • Д/И «Испорченный телефон» (развивает слуховое восприятие).

В процессе деятельности детей воспитатель подводит ребят к тому, что без слуха очень трудно человеку, задает проблемные вопросы, вызывающие у детей поисковую наблюдательность, активность, стремление к самопознанию; использует методические приемы, позволяющие ребенку само реализоваться.

Самореализация ребенка:

        Воспитатель предлагает детям собрать разные карточки, на которых изображены опасные ситуации, касающиеся повреждения слуха. (Дети выбирают карточку и объясняют, в чем состоит опасность для слуха).

Открытый временной конец:

  • Страна Волшебных звуков удивительна. И в этом вы убедитесь, посмотрев видеофильм.

Тема: Идут босые ножки по дорожке.

Цели деятельности педагога:

  1. Сформировать представления о значении ног в жизни человека.
  2. Развивать активность, желание познать новое.
  3. Воспитывать доброжелательные, дружеские отношения в коллективе.

Моделирование среды:

  • магнитофон;
  • аудиозаписи с детскими песнями;
  • дидактические пособия к играм;
  • оборудование для закаливающих упражнений;
  • серия познавательных картин;
  • восковые мелки, листы белой бумаги.

Альтернативные решения проблемы: Детям предлагаются различные препятствия:

  • «Как можно добраться до того предмета?» (выполнение закаливающих упражнений и их обсуждение);
  • «Помоги товарищу» (дети помогают друг другу справляться с заданными упражнениями);
  • «Покажи музыку движениями» (дети имитируют танцы первобытных людей);
  • «В гостях у сказки» (зачитать отрывок из РНС «Лисичка со скалочкой» и провести беседу «Как спасли ноги лису?»).

Самоценная активность ребенка: Поиграв в предложенные игры, дети анализируют их, ставят с помощью воспитателя проблемные вопросы и находят пути их решения.

  • рассматривают серию познавательных картин по теме «Как ухаживать за ногами?» (беседа);
  • Д/И «Сколько лап у животного» (сравнить лапы животных и ноги человека);
  • «Сделай фотографии своих ног» (через год дети сравнивают, как выросли их ноги);
  • Муз. игра «Мои ноги разговаривают с музыкой» (проводится гимнастика для ног от плоскостопия);
  • П/И «Надень обувь не на ту ногу».

Использование методических приемов, направленных на развитие двигательной активности, закаливания; опора на детские знания позволяет детям самовыражаться в процессе деятельности.

Самореализация ребенка:

  • Стоп! Эксперимент!
  • «Подними ногой с пола шарики и положи их в миску» (воспитатель узнает, все ли дети справились. Если нет, то почему? – выводы).
  • «Пройди, как косолапый медведь» (выясняются признаки косолапия и как их можно исправить).

Открытый временный конец:

        Детям предлагают выполнить Д/З: принести фотографии , иллюстрации с изображением спортсменов.

  • А какими видами спорта нужно заниматься, чтобы укреплять свои ноги, вы узнаете в следующий раз.

Тема: «Как сохранить зрение?».

Цели деятельности:

  1. Формировать познание детей о значении в восприятии окружающего мира и способы его сохранения.
  2. Развивать зрительную память у детей, умение использовать ее в проблемной ситуации.
  3. Воспитывать интерес к накоплению оздоровительного опыта и умения применять его на практике.

Моделирование среды:

  • костюмы и атрибуты для сказочных персонажей; столовые принадлежности; игров. телевизор;
  • фотоаппарат;
  • аудиозапись танца «Зверобика»;
  • альбом, карандаши, краски;
  • разрезные картинки по тематике занятия и предложенных детям альтернатив;
  • книги для рассматривания проблемных ситуаций по теме;
  • настольные дидактические игры;
  • атрибуты к п/и, д/и (предметы, которые могут вредить зрению и приносить пользу);
  • повязки детям для завязывания глаз (10шт).

Постановка альтернативы: Под звучание веселой музыки дети наблюдают следующие сюжетные ситуации:

  • Рассказ Зайца-Хвасты о том, что он все умеет, что и без глаз он может убежать от лисы, волка, найти себе пищу и т.д.
  • Винни-Пух ест за столом, направляя вилку в глаз, потом держится за глаз;
  • Чебурашка смотрит телевизор с близкого расстояния, на замечания не реагирует;
  • Черепаха лежит на берегу моря, надев очки, и поет свою песенку;
  • Антошка трет глаза грязными руками, у него текут слезы.

Самоценная активность детей: Посмотрев сюжетные ситуации, дети выбирают любую из увиденных ситуаций, объясняют ее и находят необходимые атрибуты для составления правил поведения по выбранной проблеме:

  • рисуют красками, карандашами;
  • рассматривают разрезные картинки и выбирают необходимые для объяснения своей ситуации;
  • рассматривают детскую энциклопедию, книги по разделу «Познай себя»;
  • используют настольные игры, атрибуты для подвижных игр;
  • подобрав необходимые атрибуты, дети играют в п/и «Поводырь и слепой», «За стеклом»;
  • в д/и «Разноцветный мир», «Что изменилось», «Почему плачет крокодил», «Чудо-дерево»;
  • танец «Утят», «Звееробика».

Во время работы детей воспитатель задает вопросы, побуждающие детей к творчеству, самостоятельности, использует методы и приемы, в основе которых лежит технология поддержания инициативы ребенка по теме занятия.

Самореализация ребенка:

  • Внимание! Опыт! – Принеси мне то, что я назову. (Дети приносят предметы с открытыми глазами. Затем он надевает повязку и опять повторяет просьбу. Воспитатель выясняет мнение детей о том, когда им было легче выполнить просьбу? Почему это произошло? – Объясните.

Открытый временной конец: - Почему мы видим глазами, ведь и на ухо, лоб, нос тоже попадает свет, но видим мы именно глазами.

- У глаз есть своя тайна. С этой тайной мы с вами встретимся на следующем занятии и мы попробуем вместе с вами ее раскрыть.

Тема: «Что могут мои руки?»

Цели деятельности педагога:

1. Раскрыть основные предназначения рук. Сформировать представление об их пользе.

2. Развивать творческую двигательную активность.

3. Воспитывать интерес к самопознанию.

Моделирование среды:

  • альбомные листы;
  • ножницы;
  • дидактический материал;
  • аудиозаписи с детскими песнями;
  • магнитофон;

Альтернативные решения: Детям предлагается рассмотреть альбомы с дидактическим материалом провести обсуждение (обвести кружочком, где герою помогли его руки).

  • Опыт-игра «Собери предметы без помощи рук»;
  • Д/И «Сфотографируй свои руки» - на чистом листе обвести ладонь).
  • Минутка безопасности (составить с детьми правила безопасности «Как беречь руки»).

Самоценная активность детей: Обсудив данные ситуации, дети разрешают проблему следующим образом:

  • «Вырежи по контуру» (дети вырезают по контуру лапы животных на время). Чьи руки это сделают быстрее?
  • Беседа на тему «У мамы руки просто золотые» (Почему? Как вы это понимаете?).
  • «Танцующие руки» (креативная гимнастика для рук);
  • «Волшебные точки» (точечный массаж кисти рук).

Предложенные альтернативы по заданной проблеме стимулируют интерес, любознательность детей, развивают сенсорно- эмоциональный отклик.

Самореализация ребенка: Тренинг!

        Если вообразить, что у вас сломана рука, и вы не можете ей двигать – что вы будете при этом чувствовать? (обсуждение).

Открытый временной конец: А в следующий раз мы с вами рассмотрим ладошки под микроскопом. Вы увидите волшебные клеточки. Что это за клеточки, вы узнаете позже.

Конспекты наблюдений по выявлению уровня самоценной активности детей.

Составитель: Горбова Наталья Михайловна, воспитатель МБДОУ д/с №2 города Ставрополя

«На что похоже настроение человека?»

Цель: пробудить чувства ребенка, его эмоциональную реакцию. Способствовать развитию творческих способностей и воображения.

В начале наблюдения была проведена предварительная работа с детьми на тему «Как можно узнать настроение человека?»

Детям предлагается следующий дидактический материал:

- картинки с изображением времен года;

- схематичное изображение людей с разными настроениями;

- альбомы, краски;

- игрушки.

Дети ассоциируют свое настроение с предложенным предметом и комментируют свой выбор.

Анализ проведенных наблюдений показал:

- 14 детей (Михайлова Н., Садовый Ж., Балашов М., Хильков К., Репкин Б.. Чуева А., Глебов Д., Дождаев Р., Андреенко А., Сычева А., Сонникова Д.) с удовольствием самостоятельно  с дилактическим материалаом.

- 4 детям (Патрушеву Д., Аристархову Б., Скипко Н., Дроздову Ю.) потребовалась помощь воспитателя.

- 2 ребенка (Крутов В., Панченко И.) не захотели участвовать вместе с дугими деьми.

Инициативу проявили: Садовый Ж., Чуева А., Глебов Д., Репкин Б.

Михайлова Н., Балашов М., Андреенко А. привлекали других детей в игру.

1.проявляли инициативу,

2.привлекали других детей в игру,

3.не участвовали с другими детьми

«Найди следы зимы».

Цель: активировать знания детей о временах года.

В группе находятся зимние  другие атрибуты.

В ходе наблюдения выяснилось, что инициатива исходила от Михайловой Н., Хилькова К., Чуева А.,  привлекали  других детей в игру.

Панченко И., Крутов В., Патрушев Д. не принимали участия вместе с другими.

«Когда это бывает?»

Цель: уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра.

Дети выбирают подходящие атрибуты и распределяют их в соответствии с заданной проблемой.

Инициативу проявили Репкин Б., Садовый Ж., Михайлова Н., Балашов М.

Михайлова Н., Глебов Д., Чуева А. привлекали  других детей в игру.

Не смогли справится с поставленной целью Панченко И., Крутов В., Патрушев Д.

«Кто в тереме живет?»

Цель: способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самыражению детей.

Проведенное наблюдение  на начало экспериментальной деятельности показало. Инициативу проявили Садовый Ж. и Михайлова Н.

Чуева А., Балашов М., Репкин С. Привлекали других детей в игру.

Крутов В., Дроздов Ю., Аристархов Б., Патрушев Д., Панченко И., Дожлаев Р. Вообще не заинтересовались данной проблемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста

Между занятиями нужно проводить связь и такого рода связями являются разработанные мною Мостики Здоровья. А в течение дня в режимных моментах  я провожу Минутки Здоровья....

Методические разработки по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста

Между занятиями нужно проводить связь и такого рода связями являются разработанные мною Мостики Здоровья. А в течение дня в режимных моментах  я провожу Минутки Здоровья....

Методическая разработка ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

в Данном материале указаны, кааие особенности мышления у дошкольников с нарушениям речи. Как это у чмтывать в работе с детьми с диагнозом ТНР (ОНР) Приведены примеры игр и упражнений с такими детьми....

Методическая разработка по формированию культуры здорового образа жизни с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста «Желаем здравствовать!»

Знакомство с ценностями здорового образа жизни и присвоение детьми опыта некоторых здоровьесберегающих технологий представлено в форме познавательно-развлекательного досуга, с использованием инфо...

Методическая разработка по формированию гендерной идентичности детей дошкольного возраста.

Технологии, способствующие формированию полоролевыхзнаний и представлений. Технологии, способствующие овладению способами полоролевого поведения. Технологии, способствующие воспитанию женств...