Методические разработки по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Рекомендации по формированию культуры Здоровья ребенка дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработки по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста
(интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО)
Составитель: Горбова Наталья Михайловна, воспитатель МБДОУ д/с №2 города Ставрополя
Тема: Волшебный мир звука.
Цели деятельности педагога:
- Формирование у детей представлений о значении слуха в познании окружающего мира.
- Развивать фантазию, эмоциональную сферу, творческую двигательную активность.
- Воспитывать потребность и развитие умений заботиться о своем здоровье.
Моделирование среды:
- альбом, краски;
- аудиозапись танца «Буги-Вуги»;
- атрибуты к Д/И;
- разные карточки для изучения темы;
- колокольчики (10шт.).
Альтернативные решения проблемы: Воспитателем предлагаются следующие игры:
- «Угадай, что я сказал?» (дети закрывают уши и потом узнают слово).
- «Покажи того, о ком я расскажу» (объясняют свой выбор);
- «Сказка о звонком колокольчике» (слушают, как звучат колокольчики, затем методом цветового пятна рисуют «музыку колокольчика»);
- «На приеме у врача» (выясняют, какого ухода требуют уши).
Самоценная активность ребенка:
- Воспитатель приглашает детей в страну Волшебных звуков: «Скажи, откуда слышен волшебный звук. Как он звучит?» (громко, тихо, звонко, весело).
- Д/И «Назови свое имя» (одновременное называние имен);
- Д/И «Улиточка» (развивает слуховое внимание, память, необходимые заданное проблеме).
- Танец «Буги-Вуги» (дети выполняют движения, услышанные от взрослого).
- «Раскрась ухо по заданным цветовым ориентирам»;
- Д/И «Испорченный телефон» (развивает слуховое восприятие).
В процессе деятельности детей воспитатель подводит ребят к тому, что без слуха очень трудно человеку, задает проблемные вопросы, вызывающие у детей поисковую наблюдательность, активность, стремление к самопознанию; использует методические приемы, позволяющие ребенку само реализоваться.
Самореализация ребенка:
Воспитатель предлагает детям собрать разные карточки, на которых изображены опасные ситуации, касающиеся повреждения слуха. (Дети выбирают карточку и объясняют, в чем состоит опасность для слуха).
Открытый временной конец:
- Страна Волшебных звуков удивительна. И в этом вы убедитесь, посмотрев видеофильм.
Тема: Идут босые ножки по дорожке.
Цели деятельности педагога:
- Сформировать представления о значении ног в жизни человека.
- Развивать активность, желание познать новое.
- Воспитывать доброжелательные, дружеские отношения в коллективе.
Моделирование среды:
- магнитофон;
- аудиозаписи с детскими песнями;
- дидактические пособия к играм;
- оборудование для закаливающих упражнений;
- серия познавательных картин;
- восковые мелки, листы белой бумаги.
Альтернативные решения проблемы: Детям предлагаются различные препятствия:
- «Как можно добраться до того предмета?» (выполнение закаливающих упражнений и их обсуждение);
- «Помоги товарищу» (дети помогают друг другу справляться с заданными упражнениями);
- «Покажи музыку движениями» (дети имитируют танцы первобытных людей);
- «В гостях у сказки» (зачитать отрывок из РНС «Лисичка со скалочкой» и провести беседу «Как спасли ноги лису?»).
Самоценная активность ребенка: Поиграв в предложенные игры, дети анализируют их, ставят с помощью воспитателя проблемные вопросы и находят пути их решения.
- рассматривают серию познавательных картин по теме «Как ухаживать за ногами?» (беседа);
- Д/И «Сколько лап у животного» (сравнить лапы животных и ноги человека);
- «Сделай фотографии своих ног» (через год дети сравнивают, как выросли их ноги);
- Муз. игра «Мои ноги разговаривают с музыкой» (проводится гимнастика для ног от плоскостопия);
- П/И «Надень обувь не на ту ногу».
Использование методических приемов, направленных на развитие двигательной активности, закаливания; опора на детские знания позволяет детям самовыражаться в процессе деятельности.
Самореализация ребенка:
- Стоп! Эксперимент!
- «Подними ногой с пола шарики и положи их в миску» (воспитатель узнает, все ли дети справились. Если нет, то почему? – выводы).
- «Пройди, как косолапый медведь» (выясняются признаки косолапия и как их можно исправить).
Открытый временный конец:
Детям предлагают выполнить Д/З: принести фотографии , иллюстрации с изображением спортсменов.
- А какими видами спорта нужно заниматься, чтобы укреплять свои ноги, вы узнаете в следующий раз.
Тема: «Как сохранить зрение?».
Цели деятельности:
- Формировать познание детей о значении в восприятии окружающего мира и способы его сохранения.
- Развивать зрительную память у детей, умение использовать ее в проблемной ситуации.
- Воспитывать интерес к накоплению оздоровительного опыта и умения применять его на практике.
Моделирование среды:
- костюмы и атрибуты для сказочных персонажей; столовые принадлежности; игров. телевизор;
- фотоаппарат;
- аудиозапись танца «Зверобика»;
- альбом, карандаши, краски;
- разрезные картинки по тематике занятия и предложенных детям альтернатив;
- книги для рассматривания проблемных ситуаций по теме;
- настольные дидактические игры;
- атрибуты к п/и, д/и (предметы, которые могут вредить зрению и приносить пользу);
- повязки детям для завязывания глаз (10шт).
Постановка альтернативы: Под звучание веселой музыки дети наблюдают следующие сюжетные ситуации:
- Рассказ Зайца-Хвасты о том, что он все умеет, что и без глаз он может убежать от лисы, волка, найти себе пищу и т.д.
- Винни-Пух ест за столом, направляя вилку в глаз, потом держится за глаз;
- Чебурашка смотрит телевизор с близкого расстояния, на замечания не реагирует;
- Черепаха лежит на берегу моря, надев очки, и поет свою песенку;
- Антошка трет глаза грязными руками, у него текут слезы.
Самоценная активность детей: Посмотрев сюжетные ситуации, дети выбирают любую из увиденных ситуаций, объясняют ее и находят необходимые атрибуты для составления правил поведения по выбранной проблеме:
- рисуют красками, карандашами;
- рассматривают разрезные картинки и выбирают необходимые для объяснения своей ситуации;
- рассматривают детскую энциклопедию, книги по разделу «Познай себя»;
- используют настольные игры, атрибуты для подвижных игр;
- подобрав необходимые атрибуты, дети играют в п/и «Поводырь и слепой», «За стеклом»;
- в д/и «Разноцветный мир», «Что изменилось», «Почему плачет крокодил», «Чудо-дерево»;
- танец «Утят», «Звееробика».
Во время работы детей воспитатель задает вопросы, побуждающие детей к творчеству, самостоятельности, использует методы и приемы, в основе которых лежит технология поддержания инициативы ребенка по теме занятия.
Самореализация ребенка:
- Внимание! Опыт! – Принеси мне то, что я назову. (Дети приносят предметы с открытыми глазами. Затем он надевает повязку и опять повторяет просьбу. Воспитатель выясняет мнение детей о том, когда им было легче выполнить просьбу? Почему это произошло? – Объясните.
Открытый временной конец: - Почему мы видим глазами, ведь и на ухо, лоб, нос тоже попадает свет, но видим мы именно глазами.
- У глаз есть своя тайна. С этой тайной мы с вами встретимся на следующем занятии и мы попробуем вместе с вами ее раскрыть.
Тема: «Что могут мои руки?»
Цели деятельности педагога:
1. Раскрыть основные предназначения рук. Сформировать представление об их пользе.
2. Развивать творческую двигательную активность.
3. Воспитывать интерес к самопознанию.
Моделирование среды:
- альбомные листы;
- ножницы;
- дидактический материал;
- аудиозаписи с детскими песнями;
- магнитофон;
Альтернативные решения: Детям предлагается рассмотреть альбомы с дидактическим материалом провести обсуждение (обвести кружочком, где герою помогли его руки).
- Опыт-игра «Собери предметы без помощи рук»;
- Д/И «Сфотографируй свои руки» - на чистом листе обвести ладонь).
- Минутка безопасности (составить с детьми правила безопасности «Как беречь руки»).
Самоценная активность детей: Обсудив данные ситуации, дети разрешают проблему следующим образом:
- «Вырежи по контуру» (дети вырезают по контуру лапы животных на время). Чьи руки это сделают быстрее?
- Беседа на тему «У мамы руки просто золотые» (Почему? Как вы это понимаете?).
- «Танцующие руки» (креативная гимнастика для рук);
- «Волшебные точки» (точечный массаж кисти рук).
Предложенные альтернативы по заданной проблеме стимулируют интерес, любознательность детей, развивают сенсорно- эмоциональный отклик.
Самореализация ребенка: Тренинг!
Если вообразить, что у вас сломана рука, и вы не можете ей двигать – что вы будете при этом чувствовать? (обсуждение).
Открытый временной конец: А в следующий раз мы с вами рассмотрим ладошки под микроскопом. Вы увидите волшебные клеточки. Что это за клеточки, вы узнаете позже.
Конспекты наблюдений по выявлению уровня самоценной активности детей.
Составитель: Горбова Наталья Михайловна, воспитатель МБДОУ д/с №2 города Ставрополя
«На что похоже настроение человека?»
Цель: пробудить чувства ребенка, его эмоциональную реакцию. Способствовать развитию творческих способностей и воображения.
В начале наблюдения была проведена предварительная работа с детьми на тему «Как можно узнать настроение человека?»
Детям предлагается следующий дидактический материал:
- картинки с изображением времен года;
- схематичное изображение людей с разными настроениями;
- альбомы, краски;
- игрушки.
Дети ассоциируют свое настроение с предложенным предметом и комментируют свой выбор.
Анализ проведенных наблюдений показал:
- 14 детей (Михайлова Н., Садовый Ж., Балашов М., Хильков К., Репкин Б.. Чуева А., Глебов Д., Дождаев Р., Андреенко А., Сычева А., Сонникова Д.) с удовольствием самостоятельно с дилактическим материалаом.
- 4 детям (Патрушеву Д., Аристархову Б., Скипко Н., Дроздову Ю.) потребовалась помощь воспитателя.
- 2 ребенка (Крутов В., Панченко И.) не захотели участвовать вместе с дугими деьми.
Инициативу проявили: Садовый Ж., Чуева А., Глебов Д., Репкин Б.
Михайлова Н., Балашов М., Андреенко А. привлекали других детей в игру.
1.проявляли инициативу,
2.привлекали других детей в игру,
3.не участвовали с другими детьми
«Найди следы зимы».
Цель: активировать знания детей о временах года.
В группе находятся зимние другие атрибуты.
В ходе наблюдения выяснилось, что инициатива исходила от Михайловой Н., Хилькова К., Чуева А., привлекали других детей в игру.
Панченко И., Крутов В., Патрушев Д. не принимали участия вместе с другими.
«Когда это бывает?»
Цель: уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра.
Дети выбирают подходящие атрибуты и распределяют их в соответствии с заданной проблемой.
Инициативу проявили Репкин Б., Садовый Ж., Михайлова Н., Балашов М.
Михайлова Н., Глебов Д., Чуева А. привлекали других детей в игру.
Не смогли справится с поставленной целью Панченко И., Крутов В., Патрушев Д.
«Кто в тереме живет?»
Цель: способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самыражению детей.
Проведенное наблюдение на начало экспериментальной деятельности показало. Инициативу проявили Садовый Ж. и Михайлова Н.
Чуева А., Балашов М., Репкин С. Привлекали других детей в игру.
Крутов В., Дроздов Ю., Аристархов Б., Патрушев Д., Панченко И., Дожлаев Р. Вообще не заинтересовались данной проблемой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование культуры здоровья детей дошкольного возраста"
Материал для педагогов...
Методические разработки по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста
Между занятиями нужно проводить связь и такого рода связями являются разработанные мною Мостики Здоровья. А в течение дня в режимных моментах я провожу Минутки Здоровья....
Методические разработки по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста
Между занятиями нужно проводить связь и такого рода связями являются разработанные мною Мостики Здоровья. А в течение дня в режимных моментах я провожу Минутки Здоровья....
Методическая разработка ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
в Данном материале указаны, кааие особенности мышления у дошкольников с нарушениям речи. Как это у чмтывать в работе с детьми с диагнозом ТНР (ОНР) Приведены примеры игр и упражнений с такими детьми....
Методическая разработка по формированию культуры здорового образа жизни с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста «Желаем здравствовать!»
Знакомство с ценностями здорового образа жизни и присвоение детьми опыта некоторых здоровьесберегающих технологий представлено в форме познавательно-развлекательного досуга, с использованием инфо...
методическая разработка по формированию познавательного развития детей дошкольного возраста "опыты с водой"
Вместе с детьми выяснить различные свойства воды...
Методическая разработка по формированию гендерной идентичности детей дошкольного возраста.
Технологии, способствующие формированию полоролевыхзнаний и представлений. Технологии, способствующие овладению способами полоролевого поведения. Технологии, способствующие воспитанию женств...