Конспекты занятий по развитию речи для средней группы
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Смирнова Ольга Вадимовна

Эти занятия были разработаны для детей с ограниченной речевой активностью. В занятиях принимает участие логопед и родители детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Детеныши животных19.33 КБ
Файл Овощи, фрукты18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы.

 Тема: «Детеныши диких животных».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникационное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Воспитатель: Смирнова О.В.

Цель:

Создание условий для проявления творческой активности и  индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушениями речевого развития в совместной со взрослыми деятельности.

 

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная:

- расширение и обогащение знаний ребенка об окружающем мире,

- уточнение и обобщение представлений по теме «дикие - домашние животные»,

- закрепление знания геометрических фигур (овал),

- закрепление навыка ориентировки на листе бумаги,

- закрепление прямого счета до 5,

Развивающая:

- формирование познавательного интереса,

Воспитательная:

- поддержание интереса к природе.

Образовательная область «Социально- коммуникационное развитие»

Образовательная:

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,

-формирование вежливых форм общения,

Воспитательная:

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,

- воспитание отзывчивости, готовности прийти на помощь,

Образовательная деятельность «Художественно- эстетическое развитие»

Образовательная:

- закрепление навыка создания образов животных,

Воспитательная:

- формировать уважительное отношение к результатам труда (своим и других детей).

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная:

- активизация словаря по темам «дикие и домашние животные»,

- развитие навыка словообразования с помощью суффикса –ОК (на материале образования названий детёнышей диких и домашних животных)

Развивающая:

-развивать умение  соотносить речь с движением,

Воспитательная:

- закрепление умения слушать других,

- закрепление навыка самоконтроля звукопроизношения.

Образовательная область «Физическое развитие»

Образовательная:

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- развитие мелкой моторики, силы кистей рук.

Оборудование:

- игрушка Заяц,

- маленькие игрушки «животные»: бельчонок, волчонок, лисенок, олененок, ежонок, совёнок, котёнок, козлёнок, гусёнок, утенок, мышонок

- стол с зонами «лес» и «ферма»

- эспандеры по количеству детей

- заготовки (овал) для создания схематичного изображения животных

- цветные карандаши.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций на тему «дикие, домашние животные»

Ход НОД:

Дети входят в группу и садятся кружком на ковре. В это время раздается стук в дверь. Вбегает Зайка.

- Здравствуйте ребята! Можно к вам в гости?

- Да, Зайка, заходи, пожалуйста!

-Ой, а я не один пришел…  я с друзьями. Нас мамы отпустили погулять, мы весело играли, да заблудились… Кому куда домой возвращаться  не помним…. Поможете нам?

-Да, заходите все! Ребята, давайте посмотрим, кто же к нам пришел вместе с малышом-зайчонком!

ВОЛКА маленький ребенОК, а зовут его …ОК! (показывает игрушку, обращается по имени к каждому ребенку,  помогает подобрать название детеныша, отдает игрушку в руки)…  

бельчонок, волчонок, лисенок, олененок, ежонок, совёнок, котёнок, козлёнок, гусёнок, утенок, мышонок,

- Не горюй, Зайка, всех твоих друзей мы знаем! И знаем, откуда они пришли! Посмотрите на наш волшебный стол! Здесь нарисованы «ЛЕС» и «ФЕРМА». Давайте отнесем малышей туда, где они живут!

(Дети подходят к столу, в процессе непринужденного общения с воспитателем и логопедом расставляют животных по зонам)

Ребята, в лесу живут….. каких назвать одним словом? Они какие? ДИКИЕ или ЛЕСНЫЕ, а как назвать вместе ….? Они какие? ДОМАШНИЕ.

Ребята, какие вы молодцы! Вы помогли зверятам добраться домой! Как забавно они прыгали и топали!!! А вы сможете показать, КАК зверята добирались домой?

Физминутка.

Как домой пошел гусёнок? (гусиный шаг)

Как домой бежал лисёнок (тихонько на носочках)?

Как домой скакал бельчонок (прыжки двумя ногами)?

Как домой летел совёнок (махи руками)?  

Как катился в дом ежонок? И т.д.

Как к столу идет ребёнок?

Ребята садятся за столы. На столах приготовлены листы с крупными овалами, цветные карандаши, эспанедеры.

- Ребята, что это за форма нарисована на листе?

- Овал!

- Правда. Овал получится если немного сжать или растянуть круг! Попробуйте!

Ребята удобным способом «превращают» круг эспандера в овал.

- А какую часть животных мы можем изобразить овалом?

- Туловище!

- Да, посмотрите! Можно добавить лапы, мордочку  и мы сможем нарисовать наших друзей! Животных, которым вы помогали добраться домой!

-…., ты кого нарисуешь?

- Я нарисую лисёнка!

Так обращаемся к каждому ребенку, помогаем ответить полным предложением.

- Ребята, где мы нарисуем лапы? Внизу или сверху?

- Внизу!

- Да, внизу ПОД овалом!

- А голову мы нарисуем…

- Над овалом.

- …. С какой стороны ты рисуешь хвост?

- Я рисую хвост слева!

И т.д.

Ребята справляются с работой каждый в своем темпе. Те, кто справился раньше отправляются к игровому столу с дикими и домашними животными. (звери заранее перемешиваются). Просим детей «расселить» животных по зонам «лес» и «ферма».

Подведение итогов.

- Ребята, вы отлично потрудились! Вы сделали много дел! Давайте их посчитаем! Приготовили пальчики!!!

- Вы животным вернуться домой помогали? – ОДИН! (загибаем пальчики)

- Вы показали, как зверята бежали?! – ДВА!!!

- Вы круг в овал превращали? – Да!!! – ТРИ!!!

- Вы зверей рисовали? – Да!!! – ЧЕТЫРЕ!!!

- А «До свидания» махали? – Нет!!! – Так давайте помашем! –

ДО СВИДАНИЯ!!! – ПЯТЬ!!!



Предварительный просмотр:

Конспект совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы .

Тема: «Овощи-фрукты».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникационное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Воспитатель: Смирнова О.В.

Цель:

Создание условий для проявления творческой активности и  индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушениями речевого развития в совместной со взрослыми деятельности.

 

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная:

- расширение и обогащение знаний ребенка об окружающем мире,

- уточнение и обобщение представлений по теме «овощи-фрукты»,

- закрепление знания геометрических фигур (овал, круг),

- закрепление знания основных цветов ,

Развивающая:

- формирование познавательного интереса,

Воспитательная:

- поддержание интереса к природе.

Образовательная область «Социально- коммуникационное развитие»

Образовательная:

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,

-формирование вежливых форм общения.

Воспитательная:

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Образовательная деятельность «Художественно- эстетическое развитие»

Образовательная:

- закрепление навыка раскрашивания фигур с соблюдением контура,

Воспитательная:

- формировать уважительное отношение к результатам труда (своим и других детей).

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная:

- активизация словаря по теме,

- подбор и употребление слов, обозначающих признак предмета,

- закрепление согласования существительных с предлогами «НА» и «В»

Развивающая:

-развивать восприятие стихотворного текста, соотносить речь с движением,

Воспитательная:

- закрепление умения слушать других,

- закрепление навыка самоконтроля звукопроизношения.

Образовательная область «Физическое развитие»

Образовательная:

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формировать умение соотносить речь с движениями, выполнять движения четко по образцу;

- развитие мелкой моторики.

Оборудование:

- игрушка Заяц,

-корзина

- иллюстрированное пособие «сад-огород» с набором карточек,

- мешочек с натуральными овощами и фруктами,

- фланелеграф,

- символ-схема для составления описательного рассказа,

- заготовки для раскрашивания: круги и овалы,

- цветные карандаши.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций на тему «осень», «урожай»,

- рассматривание овощей и фруктов, картинок с их изображением,

- беседа о пользе свежих овощей и фруктов,

- изучение вкусов и качеств овощей и фруктов,

- создание наглядного материала «огород» и «сад».

- задание родителям: совместное с детьми приготовление супа из овощей.

Ход НОД:

Дети входят в группу и садятся кружком на ковре. В это время раздается стук в дверь. Вбегает Зайка.

- Ой, а где это я оказался?

- Здравствуй, Зайка, ты попал в детский сад.  Ты в гости к нам пришел?

- Мама решила сварить ОВОЩНОЙ суп да пирог ФРУКТОВЫЙ испечь. Отправила меня собрать урожай. Вот, даже корзинку дала. А где искать этот урожай я не знаю. Вот прыгал-прыгал, куда глаза мои косые глядят, да у вас и оказался. Помогите мне, пожалуйста!!!

- Ребята, поможем зайке?

- Да!!!

- Давайте расскажем ему, что значит собирать урожай!?

- Это когда собирают созревшие овощи и фрукты!

- А когда созревают овощи и фрукты?

- Осенью.

- И где же нам их искать?

1. Дидактическая игра «Что - где растёт» в ходе которой ребята прикрепляют на фланелеграф картинки с изображением овощей и фруктов, дифференцируя их по признаку  «растёт в саду» - «растет в огороде».

На фланелеграфе появляется первый знак-символ «САД-ОГОРОД».

- Зайка, ты понял, где искать овощи для супа, а где фрукты для пирога?

- Да, но как же я их узнаю?

- Мы с радостью покажем тебе, как узнать их!

2. Игра «Волшебный мешочек»: внутри настоящие овощи и фрукты. Дети  по очереди опускают  руку в мешочек, нащупывают один предмет, описывают его свойства «круглый-овальный», достают из мешка, называют.

В финале этой части на фланелеграфе появляется символ «круглый-овальный».

- Эх, как узнать овощи и фрукты я тоже понял! А вот как их рвать???

3. Ребята, покажем зайке, как собирают овощи?!

Физминутка «В огороде»:

В огород пойдём – урожай соберем,

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем собирать!

Мы морковки натаскаем

Мы картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный!

Щавеля нарвем немножко

И вернёмся по дорожке!!!

4. Отлично прогулялись! Пора нам с вами домой возвращаться! Да и зайку мама заждалась! Помогли мы ему урожай собрать?

- Да!

- А чтобы он больше не путался, давайте нарисуем ему на память овощи и фрукты!

Присаживайтесь за столы, перед вами лист бумаги, что на нем нарисовано?

- Круги и овалы!!!

- С помощью цветных карандашей мы с вами превратим их в разные овощи и фрукты! Кто во что захочет! Например, что может быть овальным? Что может быть круглым? А каким цветом нарисовать лимон? И т.д.

На фланелеграфе появляются символы «форма» и «цвет».

Дети выполняют задание в своём темпе.

По мере выполнения детям  предлагается подойти со своим рисунком к гостям и рассказать о нем - составить описательный рассказ, ориентируясь по схеме на фланелеграфе.

6. Подведение итогов.

- Ой, как мне понравились ваши рисунки! Ребята, а вам, что больше всего понравилось делать?

- …

- Ребята, все вы большие молодцы! Теперь мама сварит вкусный ОВОЩНОЙ суп и испечет ФРУКТОВЫЙ пирог! Спасибо вам!!!

- Пожалуйста, Зайка, приходи к нам в гости ещё!

- Спасибо за приглашение! Обязательно приду! А пока побегу, отнесу урожай маме!!!

В дальнейшей деятельности группы схема, составленная на фланелеграфе, используется для развития навыка составления последовательного описательного рассказа. На следующий день,  Зайка приходит в гости с книгой В.Сутеева «Мешок яблок» и читает эту историю ребятам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...