Главные вкладки

    «Социально-нормативные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения дошкольного образования». Используем инновационные технологии.
    статья по теме

    Мухина Галина Юрьевна

    Используем инновационные технологии в ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мухина Галина Юрьевна

    МБДОУ «ЦРР -  детский сад № 90» г. Воронеж

    Воспитатель

    «Социально-нормативные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения дошкольного образования». Используем инновационные технологии.

    С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155). В ФГОС ДО указано, что специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры - это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. [1] 

    В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать в ребенке произвольность (особенность поведения, опосредованного образом, правилом, моральной нормой) и усидчивость. Занятие, как вид учебной деятельности, должно присутствовать в режиме дня дошкольников, чтобы переход ребенка в начальную школу не был болезненным для всех участников образовательного процесса. Никаких экзаменов, аттестаций в детских садах не допускается. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Главный упор в стандарте сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, взрослыми. Нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. Позицию разработчиков нового федерального стандарта дошкольного образования представил Александр Асмолов: «Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку... Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры».

    Несколько лет назад я задала себе вопрос: «Что я могу сделать для того, чтобы процесс обучения детей в ДОУ стал интереснее, красочнее, разнообразнее? Чтобы дети увидели  «все краски мира  не покидая группы». Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Ведь использование компьютера даёт педагогу широкие возможности для проведения насыщенного, красочного, интересного занятия во всех образовательных областях. Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ. Сегодня такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивить ни одного дошколенка. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Преимущества использования информационных технологий в воспитательном процессе очевидны. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Анимационные компьютерные картинки заставляют малыша буквально примкнуть к монитору и внимательно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе. Обычно, на занятиях приходится использовать много наглядного материала, который не всегда бывает нужных размеров и хорошего качества, или педагог считает недостаточным тот материал, который имеет. Поэтому использование программы Power Point в данном случае – хороший вариант (конечно, наилучшим вариантом является интерактивная доска). Педагог сам может  создать презентацию, подобрав нужный материал, чтобы сделать занятие максимально продуктивным  и интересным. На конкретном примере, я покажу как это «выгодно», уметь, использовать и совершенствовать свои умения компьютерной грамотности в деятельности педагога дошкольного образования. Эмоциональные, яркие занятия, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых  видеозаписей – все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

      В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, так как на заболеваемость  все большее  влияние оказывают экологические факторы. Загрязнение воздуха, воды, почвы, обилие синтетических веществ в квартирах, искусственные наполнители в пищевых продуктах и напитках, создают реальную угрозу здоровью детей дошкольного возраста. В связи с этим актуальной становится проблема поиска эффективных методов воздействия на организм ребенка с целью его оздоровления и поддержки, которые можно использовать  в  работе  ДОУ.  В своей работе я использую оздоровительную технологию Александра Сметанкина  Российского учёного-физиолога, кандидата биологических наук «БОС – здоровье» - учимся и оздоравливаемся». [2]  Что такое БОС? На протяжении последних 40 лет в России успешно развивается информационно-коммуникационная технология «БОС - Здоровье» (БОС – Биологическая Обратная Связь), которая с успехом применяется более чем в 10 000 учреждений образования и здравоохранения. Отечественная инновационная ИКТ «БОС – Здоровье» позволяет одновременно осуществлять оздоровление детей и повышать эффективность образовательного процесса. Преимущества метода БОС – доступность и простота, игровая заинтересованность ребенка в процессе оздоровительных занятий.  Основой технологии БОС являются занятия, на которых ребенок и взрослый с помощью БОС (биологической обратной связи) видит и слышит, как работает его организм. БОС превращает сигналы организма в увлекательную игру. Игра – это сигнал обратной связи. Играть можно, если мышцы, дыхание, сердце, зрение, мозг … работают правильно. Существенное улучшение здоровья отмечается уже через полгода - год с момента начала применения технологии, а повышение эффективности образовательного процесса наблюдается практически сразу. Цель таких занятий – формирование  у  детей  навыка правильного дыхания. Дети получают навыки диафрагмально-релаксационного дыхания, гармоничной работы своей дыхательной системы и сердца. В результате происходит нормализация вегетативной регуляции и активация внутренних резервов организма. Занятия формируют у детей понимание здоровья, как высшей ценности жизни. Научно доказано, что особое значение функции дыхания проявляется в том, что дыхание – единственная физиологическая, вегетативная функция доступная для произвольной регуляции уже с 3 - 4 летнего возраста, поэтому в процессе реализации данной оздоровительной технологии главной и основной задачей является  сохранение и укрепление здоровья детей, путем формирования у них навыка диафрагмально - релаксационного типа дыхания, так как  диафрагмальное дыхание, т.е. дыхания «без усилий» или релаксационное, является естественным и физиологически наиболее оптимальным для организма человека [3]. Особенно эффективны эти занятия для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. У детей после курса занятий отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание. На занятиях дети знакомятся с понятием «здоровый образ жизни», простейшими знаниями в области анатомии и физиологии сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Дети осваивают технику диафрагмального типа дыхания (дыхания животом). Например,  инструкция для ребёнка: «Как только полоска (столбик) пошла вверх, ты делаешь легкий короткий вдох через нос, и при этом живот надуваешь, как шарик (без задержки дыхания), а как  только  полоска (столбик) начинает опускаться вниз, ты плавно переходишь на равномерный продолжительный выдох через слегка приоткрытый рот, при этом живот  сдуваешь, как шарик (возвращаешь в и.п.). Выдох длиннее вдоха в 2 раза». При этом на экране появляются  красочные картинки разной тематики.

    Для проведения занятий  используются мультимедийные презентации и учебные видеофильмы. Обучение ведется в форме простейшей компьютерной игры. Занятие проводится по подгруппам (4-5 человек).  Главное условие игры – правильное выполнение каждого дыхательного цикла. Продолжительность занятия от 11 до 15 минут по СанПиН 2.4.1.3049-13. [7] Именно такое дыхание способствует быстрому усвоению учебного материала, позволяет укрепить здоровье ребёнка и является оптимальным для формирования навыков правильной речи. Занятия помогают детям научиться правильно дышать, оздоровиться, изучить азбуку, освоить начальные понятия математики, познакомиться с явлениями и предметами окружающего мира и многое другое. Практические занятия по инновационной технологии А.Сметанкина проходят с использованием  учебных электронных пособий серии «Учимся и оздоравливаемся». [2,5,6]  Книги и учебные электронные пособия предназначены для групповой и индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в детских садах. Обучение проходит по следующим направлениям обучения детей в ДОУ:

      •        Азбука – изучение звуков и букв.

      •        Математика (формирование элементарных математических представлений) – числа и цифры; счёт; сложение, вычитание, сравнение; фигуры; длинный и короткий, большой и маленький, высокий и низкий, тонкий и толстый, узкий и широкий, и т.п.; один - много, много - ни одного, много - мало; ориентировка в пространстве.

      •        Письмо – прописи букв, прописи цифр.

      •        Рисование – знакомство с цветом.

      •        Окружающий мир.

     Что дает Дыхание животом по Сметанкину для оздоровления ребенка? Показателями эффективности данной методики является: снижение заболеваемости гриппом и ОРЗ в осенне-зимний период в 3-4 раз; основой правильной и красивой речи; оздоровление организма в целом. Что дает Дыхание животом по Сметанкину для образования ребенка? Существенно повышается эффективность усвоения детьми учебного материала, улучшается поведение; улучшается  внимание и память. [4] Занятия  Здоровья  комплексно  вошли  в  такие  разделы  программы, как  математическое  и  познавательно – речевое  развитие. Занятия  планируются в  соответствии  с  темой  занятия  по  математике, обучению  грамоте, познавательному  развитию.  При  проведении  «Занятий  Здоровья»  не  только используется  данная  здоровьесберегающая  технология, но и  решаются  программные задачи. Приведу несколько примеров:

     1. Познавательная деятельность: «Как устроено тело человека», «Как движутся части тела», «Как работает сердце человека». Игровая деятельность: «Доскажи словечко» (части тела), «Хорошо ли ты знаешь себя?», «Мой пульс». Продуктивная деятельность: рисование «Точка, точка, два крючочка». Художественная литература: «В середине человечка день и ночь стучит…» М.А.Фисенко.

    2. Познавательная деятельность: «Микробы и вирусы. Личная гигиена», «Здоровье и болезнь. Отношение к больному человеку». Игровая деятельность:  «Задержим коварный десант», «Лаборатория грязных рук». Эксперимент «Как выглядят микробы». Продуктивная деятельность: «Микробы на капельках», «Подари улыбку». Художественная литература: «Чудесные таблетки» С.Михалков, «Мойдодыр» К.И. Чуковский, загадки «Лаборатория Чистюльки».

    3. Познавательная деятельность: «Витамины и полезные продукты. Витамины и здоровый организм», «Здоровая пища», «Одежда и здоровье». Игровая деятельность:  «Кто такие витамины и где они живут?», игра – имитация «Огород», «Приготовь блюдо». Продуктивная деятельность: аппликация «Овощи», рисование «Фрукты» (натюрморт), аппликация «Одень куклу по сезону». Художественная литература «Сластена» Г. Ладонщиков, Л.Зильберг «Никогда не унываю».

    Данная образовательная деятельность происходит непосредственно включая в себя занятия «БОС - здоровье», или занятия происходят отдельно в течение дня, например, в вечернее время. Эффективность данной работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых, поэтому необходимо уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что здоровье их детей во многом определяется отношением самих родителей к физическому воспитанию и здоровому образу жизни в семье. Эффективными становятся родительские собрания на темы: «Современные здоровьесберегающие технологии» с целью ознакомления с оздоровительной ИКТ «БОС –здоровье». У родителей появляется заинтересованность в проведении оздоровительных занятий с детьми. Анкетирование по выявлению компетенции родителей в области здорового образа жизни. Создание информационного стенда, где представлена возможность ознакомиться с материалом, например, таким как: «Зачем мы дышим?», «Определи размер сердечка», «Мой пульс» и др. Проведение семинаров, например: «Создание условий для сохранения и поддержания здоровья дошкольников в ДОУ и семье». На котором родители, педагоги и специалисты смогут обменяться мнениями и опытом по внедрению новых технологий. День открытых дверей «Мама, папа, я - спортивная семья» с целью пропаганды здорового образа жизни. В течение учебного года проводятся выставки рисунков и фотографий на тему «Как мы проводим выходные» и.т.д. Происходит повышение компетенции родителей в области оздоровления воспитанников, удовлетворенность родителями качеством здоровьесберегающих технологий в ДОУ.  Одно из главных условий внедрения инновационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать педагоги, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым инновационным и информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

    Используемая литература:

    1. Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности / Издательство «Просвещение», 2014 г. – 112 с.

    2. Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях // Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления / А.А. Сметанкин, С.И. Сметанкина, П.Н. Тихомиров и др. - СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003. – 23 с.

    3. Открытый урок здоровья / А.А. Сметанкин - СПб.: - Питер, 2005. – 160 с.

    4. Оценка эффективности "Уроков БОС - Здоровье" /  А.А. Сметанкин, Д.В. Афанасьев, В.В.  Аверьянов, С.Я. Захаров – СПб: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2006. – 38 с.

    5. Будь здоров, малыш! // Учебник здоровья для детей дошкольного и младшего школьного возраста /  А.А. Сметанкин  - СПб., 2006. – 28 с.

    6. Учитель Здоровья /  А.А. Сметанкин  - СПб., изд-во Питер, 2003. – 160 с.

    7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО (СанПиН 2.4.1.3049-13). – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 80 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования"

    В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного...

    Возрастные характеристики ребёнка на этапе завершения дошкольного образования

    В материале представлены основные возрастные характеристики старшего дошкольника....

    Консультация для родителей "Целевые ориентиры возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования согласно ФГОС ДО"

    Уважаемые родители! Предлагаем Вам познакомиться с целевыми ориентирами возможных достижений ребёнка....

    «Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Проблемы на пути достижения целевых ориентиров и способы их решения»

    В материале перечислены целевые ориентиры, пути их достижения, трудности, встречающиеся при формировании целевых ориентиров и пути их преодоления, такие как методы и формы организации детских видов де...

    Целевые ориентиры дошкольного образования как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка

    Мониторинг в детском саду! За и против.Мониторинг нужно проводить не для оценки уровня освоения программы, а для оценки индивидуального развития каждог...

    Целевые ориентиры дошкольного образования, как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста.

    Цель работы: рассмотреть целевые ориентиры дошкольного образования,как социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста....