Возрастные характеристики ребёнка на этапе завершения дошкольного образования
консультация (подготовительная группа) по теме

В материале представлены основные возрастные характеристики старшего дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_kharakteristiki_rebyonka_6-7_let.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Возрастные характеристики ребёнка на этапе завершения дошкольного образования

Для ребёнка старшего дошкольного возраста характерно:

  • положительное отношение к себе;
  • уверенность в своих силах;
  • открытость внешнему миру.

    Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности и общении, при решении элементарных бытовых задач. Он общается со взрослыми и сверстниками, обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему, участвует в совместных играх и занятиях.

Проявляет доброжелательное отношение к окружающим, стремится оказать помощь, поддержку другому человеку, учитывает мнения, желания, взгляды партнёров по общению. Ребёнок обладает чувством собственного достоинства, умеет отстаивать свою точку зрения, свободно выражает свои чувства и предпочтения; не боится неудач; уважает достоинства других

      Ребёнок легко выбирает себе род занятий, партнёров по совместной деятельности. Он способен к созданию и воплощению собственных замыслов, стремится к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Воображение и фантазия ребёнка особенно ярко проявляется в ролевой и режиссёрской игре: он может придумывать новый сюжет, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. Ребёнок использует разнообразные выразительные средства в рисовании, пении, танцах, театрализованных постановках. Он с удовольствием фантазирует, сочиняет сказки, играет со словами и звуками, придумывает новые рифмы.

      Ребёнок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задаёт взрослым множество вопросов о своих близких и о самих себе, о далёком прошлом, будущем, устройстве мира.

 Ребёнок строит догадки, рассуждает, обдумывает,  ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и изумляется собственным «открытиям». Он любит наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы, собирать коллекции.

       Ребёнок с увлечением слушает рассказы познавательного содержания, рассматривает иллюстрации.

       Особым объектом освоения становится для ребёнка собственное тело и телесные движения. Он  с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Ребёнок может видоизменять ранее усвоенные образцы движений применительно к новым условиям, придумывать новые движения; его движения  приобретают произвольный характер.

       Ребёнку также доступна произвольная регуляция поведения. Он может следовать инструкциям взрослого, правилам в играх, действовать по заданному образцу, планировать свою деятельность, подчинять свои действия социально принятым нормам поведения.

      Волевое начало  ребёнка проявляется в продуктивных видах деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного, хорошего результата, при необходимости устраняя ошибки и недоделки. Ребёнок испытывает чувство ответственности перед самим собой и другими за начатое дело, данное обещание.

       Он бережно относится к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

       Самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5 -7 лет:

  • ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
  • в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
  • ведущее значение имеет развитие воображения.

      Указанные достижения выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и служат опорой учителю начальных классов для реализации индивидуального подхода.

     Однако, надо знать и помнить, что эти характеристики отражают идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей. Они не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования и уровень развития самого ребёнка.

Степень соответствия особенностей ребёнка возрастному портрету может быть выявлена только  при определённых условиях. Подлинные возможности дошкольника могут быть достоверно установлены только при длительном наблюдении за ним в естественных, привычных для него ситуациях.

                 Следует добавить, что психологическая готовность к школе – это, собственно, и есть желание учиться.

    Ребёнка могут привлекать лишь внешние атрибуты школьной жизни: портфель, форма, красивые письменные принадлежности; приходить в школу, резвиться на перемене, выполнять задания учителя у таких детей со временем не перерастает непосредственно в интерес получения знаний, а это сразу сказывается на оценках.

      Других детей привлекает возможность узнать что – то новое. Нередким бывает скучно на уроках потому, что, например, упражнения по чистописанию не дают пищу уму, трудоёмки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют познавательный интерес к учёбе.

      Можно определить и, так сказать навскидку, готов ли ваш ребёнок к школе.

  • Мотивационная готовность. Купите ребёнку новую игрушку. Позовите посмотреть на неё не больше минуты. Потом предложите почитать сказку, остановитесь на самом интересном месте. Спросите, чего ему сейчас хочется больше: поиграть или дочитать сказку. Малыш не готовый к учёбе выберет игру.
  • Волевая готовность. Для успешной учёбы ребёнку придётся включать волю – подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания по зрительному образцу и по устным инструкциям учителя. Следует помнить, что структуры головного мозга ответственные за произвольное поведение формируются, в идеале, только к 7 годам.
  • Интеллектуальный готовность подразумевает определённый уровень развития мыслительных процессов: умение обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы.
  • Важен также уровень развития памяти: механической и логической.

             

При среднем показателе механической памяти ребёнок 6 -7 лет (произносим случайный набор 10 слов и просим ребёнка повторить) запоминает 5 из 10. После третьего прочтения - 9 – 10. Через час помнит 2 слова из названных ранее.

  • Тренируем логическую память. Назовите ребёнку 5 -6 логических цепочек, связанных между собой слов. Предложите ребёнку вспомнить их вслух вместе с вами. Вы называете первое слово – ребёнок остальные.

Следует помнить, что 6 –летние дети запоминают лишь то, что им интересно, а не то, что нужно запомнить. Им тяжело концентрировать внимание больше 10 – 15 минут.

***Всё вышеперечисленное является компонентом государственного стандарта и соответствует п.1 ст.7 закона РСФ «Об образовании» в части требований к подготовке выпускников и определяет достижения ребёнка на данном этапе развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования"

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного...

Консультация для родителей "Целевые ориентиры возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования согласно ФГОС ДО"

Уважаемые родители! Предлагаем Вам познакомиться с целевыми ориентирами возможных достижений ребёнка....

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Целевые ориентиры на этапе завершения ДО, уровень развития интегративных качеств ребёнка 7 лет, тест для детей "Что должен знать и уметь первоклассник"...

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 2018

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Предполага...

Доклад на тему «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования»

Выступление с докладом на педсовете  Тема: «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного  образования»...

«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

Статья "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»...