Прогулка-эффективная форма организации физкультурно-оздоровительной работы
консультация на тему

Правильная организация и проведение прогулки является хорошим залогом здорового образа жизни дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка – эффективная форма организации

физкультурно – оздоровительной работы

воспитатель: Шукшина Т.В.

Важным этапом становления личности является дошкольный возраст – период жизни человека, когда не только формируется его личность, но накапливается двигательный опыт и закладываются основы жизни.

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. На прогулке дети играют, много двигаются. Чем разнообразнее будут их движения, тем больше информации поступит в мозг, тем интенсивнее станет интеллектуальное развитие.

Прогулка  - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Перед прогулкой необходимо поинтересоваться у детей, в какие игры они хотели бы поиграть, и создать необходимые условия для игр детей по желанию. Каждая прогулка для ребёнка – это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость.

На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сфер детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Эффективность прогулок во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

- удовлетворить естественную биологическую потребность ребёнка в движении;

- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребёнка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

- сформировать навыки в разных видах движений;

- способствовать развитию двигательных качеств ребёнка;

- стимулировать функциональные возможности каждого ребёнка и активизировать детскую самостоятельность;

- создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно – волевых проявлений детей.

Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приёмы регулирования двигательной активности детей, подбирать дифференцированные задания.

Приёмы могут быть следующими:

- рациональное использование физкультурного оборудования

- включение разных способов организации детей ( фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный);

- лаконичное объяснение заданий и чёткий показ упражнений;

- активизация мыслительной деятельности ребёнка

- создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребёнка, как решительность, смелость, находчивость;

- вариативность подвижных игр, приёмов их усложнения.

При планировании содержания прогулки предусматривается равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и  характера их предшествующей деятельности.  

На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения потребности в движениях им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для катания на санках, лыжню для ходьбы на лыжах, сравнительно узкие длинные проходы между снежными валами с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие – каким- либо препятствием, которое необходимо преодолеть: перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой не более 10 – 15 см; перейти через мостик.   На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветне дорожки разной конфигурации - извилистые,  прямые, замкнутые.      

Дети на прогулке на прогулке выполняют разнообразные движения: бегают, залают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки). Важно чтобы все дети участвовали в организованной воспитателем двигательной деятельности.

Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, легкую, не сковывающую движений одежду. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно.

Если на улице холодно, сыро, то подвижную игру надо организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные, мягкие выразительные сюжетные игрушки.

Длительность каждой игры не более 3 – 4 мин, количество участников по желанию детей. Взрослый может также организовывать подвижную игру с 1 – 2 детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее 5 – 7 разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты. При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое, лаконичное объяснение ее содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть.  

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15 – 20 подвижных игр ( включая игры – эстафеты), при этом разучены новые игры.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста основными задачами на прогулке являются:

- ознакомление детей с различными видами движений и создание вариативных условий для их систематического выполнения;

- закрепления умения ориентироваться в пространстве, действовать совместно, участвовать в совместных играх и игровых упражнениях;

- создание благоприятных условий для развития творчества детей, в том числе в движениях, и положительного эмоционального состояния.

Успешно решать эти задачи возможно лишь при рациональном сочетании разных видов и форм двигательной деятельности под руководством педагога.

С целью совершенствования движений и закрепления игровых умений и навыков целесообразно увязывать предлагаемый на физкультурный занятиях новых материал с играми и упражнениями на прогулках.

Правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активностей детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температуры воздуха, подвижный игры, пример взрослого в отношении к своему здоровью – все это является хорошим залогом здорового образа жизни дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-поход - одна из форм организации физкультурно- оздоровительной работы

Мини-поход - одна из форм организации физкультурно- оздоровительной работы.  1 слайдМини-поход - одна из форм организации физкультурно-оздоровительнойработы. 2 слайдТуризм:n  массо...

Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»

В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития...

Подвижная игра - как форма организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении

Видеть красивого, умного, здорового ребёнка - желание каждого, кто находится рядом с ним, кого волнует и заботит его будущее. Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является д...

«Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и технологий при организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ» (из опыта)

Внедрение эффективных форм, использование инновационных подходов и технологий, ориентированных на личность ребёнка при организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ  позволяют совершенс...

Формы сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников в ходе организации физкультурно-оздоровительной работы

Реализация системы физкультурно - оздоровительной работы невозможна без тесного сотрудничества с родителями. Это способствует активному включению родителей наших воспитанников в процесс воспитания и о...

«Квест - игра как форма организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Сообщение из опыта работы на тему "Квест-игра как форма организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"...