Клуб здоровый малыш
методическая разработка (младшая группа) на тему

Клуб здоровый малыш

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Клуб здоровый малыш156 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

ПЛАН РАБОТЫ

КЛУБА  «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»

на 2015-2016 учебный год

(для родителей вновь поступающих детей)

ЦЕЛИ:

1. Детальное знакомство родителей вновь поступающих детей с организацией воспитательно-образовательной и оздоровительной работы.

2. Подготовка ребенка к поступлению в детский сад.

3. Сохранение и укрепление здоровья детей.

4. Создание непрерывной системы воспитательно-образовательной, оздоровительной работы.

СОСТАВ КЛУБА:

- родители вновь поступающих детей;

- воспитатели первой младшей группы;

- специалисты детского сада;

- старшая медицинская сестра.

РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТОЙ КЛУБА - заведующая Семтина С.В.

№п/п

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОК

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

1.

Заседание 1.                

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ.

1. Знакомство с Уставом ДОУ, родительским договором.                

2. Экскурсия по детскому саду.                

Январь

Заведующая

2.

Заседание 2.        

«НА ПОРОГЕ САДА»         1. Подготовка ребенка    к поступлению в сад.

2. Проблемы адаптационного                

периода.                

3. Особенности  режима дня в ДОУ и в семье.        

Февраль

Ст.воспитатель

Воспитатели

м/сестра

3.

Заседание 3.                

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕИ»                

Март

Заведующая

                

4.

Специфика организации лечебно-профилактических

мероприятий: закаливание, организация сна, питания и        здоровье малышей, воспитание привычек здорового образа  жизни.                

Апрель

Ст.воспитатель

Воспитатели

Врач,

ст. м/с

инструктор по физической культуре

5.

Уточнение сроков поступления ребенка в ясли. Свободное посещение с ребенком групповых развлечений, прогулок, мини-экскурсий,                

режимных моментов с целью освоения новой среды , общества, привыкания к незнакомым людям.        

Май-сентябрь

Заведующая

Воспитатели

Муз. рук.

6.

Участие в празднике, посвященном «Дню защиты  детей»                

ИЮНЬ

Заведующая

 Воспитатели

Муз. рук.

Занятие-практикум ( для родителей)

Тема  «Здоровье ребенка- наша общая забота»

Цель: Ознакомление родителей с оздоровительной работой в ДОУ. Обучение

методам и приемам оздоровления детей.

1 занятие.

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

ЦЕЛЬ: Знакомить родителей с особенностями детской стопы;

Рассказать о причинах появления плоскостопия;

Учить профилактике плоскостопия»

Разучивать комплекс упражнений для предупреждения плоскостопия; Знакомить с оборудованием ( профилактические дорожки, массажеры, массажные коврики, мячи и т.д.)

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Сообщение врача - педиатра «Детская стопа и ее особенности»

2.Знакомство с оборудованием для профилактики плоскостопия

( Физ.инструктор)

З.Обучение упражнениям для профилактики плоскостопия в условиях

дома

(Физ.инструктор)

ЛИТЕРАТУРА:

1.Журнал «Здоровье дошкольника» , 2009 ,N 2

2. Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»

(практическое пособие)

Занятие 2.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

цель: Знакомить родителей с причинами, влияющими на нарушения осанки;

Разучивать комплекс ЛФК при нарушениях осанки;

Знакомить с оборудованием для профилактики нарушения осанки;

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. «Больше внимания осанке» - сообщение врача-педиатра;

2. Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушений осанки (Физ.инструктор)

3. Знакомство с оборудованием для профилактики осанки

(Физ.инструктор)

4. Памятки для родителей: «Что значит правильная посадка» «Как не пропустить нарушение осанки»

(Врач-педиатр)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Журнал Здоровье дошкольника» 2009, № 2

2. Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»

3 занятие

ПРОФИJIАК'ГИКА, НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ

Цель: Знакомить родителей с гимнастикой для глаз, с самомассажем ,

 биологически - активных точек на лице;

Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей;

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 «Тренировка зрения» - сообщение врача-педиатра;

2 Упражнения для глаз - воспитатель

ЛИТЕРАТУРА:

1. Журнал «Здоровье дошкольника» , 2009, № 2;

2. Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»

МАДОУ «Детский  сад  №41 присмотра и

оздоровления»

Консультация для родителей на тeму:

«Подготовка ребенка к

поступлению в детский сад»

(Клуб «здоровый малыш»)

Подготовила: Забатурина Е.В.

Подготовка ребенка к детскому саду.

Практически перед каждым родителем стоит вопрос, как подготовить ребенка к детскому саду. Ведь это очень

 важное событие в жизни семьи. Что уже говорить о малыше, с детского сада у ребенка начинается новая жизнь. 0 том, как вы уже знаете. Давайте выясним готов ли ваш ребенок к детском сад и как его подготовить новому этапу в жизни.        

Психологическая подготовка к детскому саду.

Нужно выяснить насколько ребенок готов оставаться без Вас.

Для крохи самым большим стрессом окажется разлука с мамой. Хорошо когда у вас большая и дружная семья, ребенок растет в гостеприимной обстановке, ходит в гости, общается с родственниками, братьями и сестрами. Если же семья ведет замкнутый образ жизни и малыш мало контактирует с незнакомыми людьми, то ребенок будет        сильно переживать разлуку с родными. Малыш готов к        недолгой разлуке с вами, если может оставаться без родителеи со знакомыми взрослыми, проявляет интерес к        детям, завязывает новые знакомства. Хорошо когда есть возможность ненадолго оставлять ребенка с папой, бабушкой  или хорошей няней. Если малыш бурным протестом реагирует на расставание с родителями, то до садика он еще не дорос. Еще один стресс - это попадание в новый коллектив, в который придется влиться. Постарайтесь во время прогyлки

привлекать ребенка к игре с другими детьми. Нужно создавать обстановку в которой ребенок будет учиться определенным нормам поведения, которые понадобятся в        детском саду: делиться игрушками или хотя бы не отбирать ~

их у других детей, не обижать детей и не давать себя в обиду.        

Прекрасно, если у вас найдутся друзья с маленькими детьми        и вы сможете ходить к ним в гости. Наблюдайте за своим ребенком      активно играет с другими детьми, с        радостью кушает — значит все в порядке. Если малыш ни на        шаг не отходит от мамы, отказывается есть в незнакомой будет обстановке, то ребенку тяжело        привыкнуть к детскому        саду. Сейчас есть школы раннего развития, где дети в малых        группах (до 5— 7 человек) занимаются рисованием,        активными и развивающими играми, поют, танцуют. Конечно,        всем этим можно и дома заниматься, но в группе ребенок        общается        с детьми и с новым взрослым.        

Но конечно, нужно учитывать и индивидуальные особенности ребенка. Есть дети которые комфортно себя чувствуют, играя в одиночестве. Не принуждайте малыша к играм с детьми,         пусть играет самостоятельно, но рядом с детьми и вскоре он        сам подойдет к другим детям.        

Насколько самостоятелен ребенок?        Нужно чтоб ребенок был готов к детскому саду не только психологически, но и обладал определенными навыками. Обучайте ребенка дома самостоятельно умываться, вытирать руки; самостоятельно кушать ложкой; одеваться и раздеваться, проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобной и желательно без лишних застежек, лямок, шнурков и мелких пуговиц.        Объясняйте ребенку элементарные правила поведения:        нельзя капризничать, если не нравится еда или игра; нельзя отбирать игрушки, кусаться и драться. Поощряите в ребенке самостоятельность. Когда малыш  говорит «я сам», дайте ему возможность действовать        самостоятельно. Главное запастись терпением, ведь до того        момента когда ребенок например, научится аккуратно есть,        пройдет немало упущенных на пол ложек и т.п. В дошкольном возрасте ребенок достаточно самостоятельный если:        

 Самостоятельно моет руки, вытирается, кушает.        Знает место своим игрушкам и после игры убирает их. Стремится самостоятельно справиться с начатым делом. Получает удовольствие от выполнения самостоятельного действия. Умеет сам найти себе занятие, создает условия для игры . Если возникают трудности, с которыми малыш не может ~

справиться самостоятельно, то он просит помощи, но начатое дело не бросает. Перестраиваем режим дня нужно заранее узнать какой режим дня в садике и постараться заранее подготовить малыша к такому        распорядку дня. Выясните, чем кормят малышей в саду и

желательно ввести в рацион питания ребенка новые для него блюда. Всячески поощряйте общение со сверстниками и взрослыми, почаще устраивайте малышу        .Формируйте у ребенка положительную установку для желания идти в сад. Рассказывайте ему о саде увлекательно с энтузиазмом, играйте в детский сад. Сходите туда на «разведку» - дайте малышу возможность походить там и поиграть на детской площадке.

Познакомьтесь с воспитателями. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны        родителей. Чем спокойнее и эмоционально положительно        родители отнесутся к такому важному событию, как        посещение детского сада, тем менее болезненно будет        протекать процесс адаптации ребенка. И не вздумайте  обсуждать при ребенке волнующие вас проблемы, касающиеся детского сада.        Первые недели посещения сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже        можно будет оставить малыша до обеда и к        концу первого        месяца можно приводить на целый день.        

Если у вашего ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если любит и умеет

играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.        Подготовка к детскому саду, очень волнующий процесс, ведь подготовить нужно не только малыша, но и самой маме        нужно принять тот факт, что малыш становится самостоятельным и он уже такой взрослый. Удачи вам.

МАДОУ «Детский  сад  №41 присмотра и

оздоровления»

Консультация для родителей на тeму:

«ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»

(Клуб «здоровый малыш»)

Подготовила: Забатурина Е.В.

«ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА».

(Клуб «здоровый малыш»)

          Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, к новым условиям существования.

           Адаптация ребёнка к условиям детского сада, к условиям организованного коллектива зависит от многих факторов: во-первых, от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, во-вторых,  характера семейных отношений и, в-третьих, от того, как мы, педагоги ДОУ наладим взаимоотношения с родителями и детьми.

В каком бы возрасте ребёнок ни пришёл впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Каждый ребёнок по-своему реагирует на эти изменения:

  • у детей до трёх лет, скорее всего, будут проявляться беспокойство, страх, проявление навязчивых состояний и депрессивных реакций (заторможенности, вялости, безучастности).
  • После трёх лет, будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм.

 По данным американских исследователей, такое состояние можно сравнить с переживаниями взрослого человека в ситуации развода. Наши психологи сравнивают это состояние с состоянием космонавта  в период подготовки к полёту в космос. Почему?

 На ребёнка действуют сразу несколько психотравмирующих факторов:

1.  ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как уже привык к нему и уже знал, что за чем последует, что будет происходить.

2.  разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребёнке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищённости, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности.

3.  совершенно не привычно для ребёнка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребёнок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания взрослого, согласование намерений и желаний разных детей. Даже уровень шума может быть по началу сильным психотравмирующим фактором.

Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, нужно делать его постепенным. Работа должна строиться в несколько этапов.

1 этап. Работа заведующей с родителями.

Она проводит первые беседы с родителями, собирает сведения о ребёнке, его семье, об условиях, в которых он воспитывался, об уровне его общего развития. Заведующая знакомит с системой работы ДОУ: образовательной программой, организацией режима жизни детей в детском саду. Рассказывает о работе специалистов, направленной на обеспечение оптимальной  адаптации ребёнка, ориентирует родителей на участие в этой работе. Помимо ознакомительной функции эта беседа решает и ряд психологических задач: создание положительного отношения к ДОУ, снятие тревожности родителей за своего ребёнка (родитель должен быть уверен, что его ребёнку будет хорошо).

Составляет график постепенного приёма детей в группу. Он позволяет воспитателю правильно распределять внимание, организовать воспитательное воздействие, наладить процесс адаптации поступающих детей. В нашем детском саду разработан «План мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приёме в ДОУ». Он координирует действия заведующей, медицинского персонала, старшего воспитателя и воспитателей групп в период набора детей в дошкольное учреждение.

2 этап. Работа воспитателя с родителями.

Этот этап работы содержит целый комплекс мероприятий. Я назову обязательные: показать маме все помещения группы, объяснить, что у ребёнка будет свой шкаф для раздевания, кровать, полотенце и горшок, дать информацию о проведении занятий и режиме дня.  Выясните, какой режим у ребёнка дома, постарайтесь убедить маму, что режим детского сада желательно соблюдать ив выходные дни. Очень важно спросить у мамы, как она настроена, что её тревожит в связи с поступлением ребёнка в детскиё сад. Пусть подробно расскажет вам, что её беспокоит, и вы вместе обсудите, как облегчить период адаптации. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы выделяете её малыша из общей массы детей и готовы принимать во внимание особенности его характера. Договоритесь точно, когда ребёнка в первый раз приведут в детский сад. Желательно утром, ближе к концу завтрака, накормленного.

Для оптимизации (улучшению) процесса адаптации воспитатель проводит:

  • беседы с родителями;
  • анкетирование родителей;
  • наблюдения за ребёнком;
  • рекомендации родителям по облегчению течения адаптации.

 Конечно, работа воспитателя с родителями на этом не заканчивается, а только начинается. Подробнее этот вопрос мы рассмотрим на нашем МО позже. Его осветит нам следующий выступающий.

3 этап. Работа воспитателя с детьми.

Процесс адаптации ребёнка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение.

Поэтому, как только ребёнок переступил порог группы, мы с вами всегда должны помнить о том, что:

  1. все проблемы ребёнка –становятся профессиональными проблемами педагога, и перекладывать вину на родителей, если они не сумели должным образом подготовить ребёнка к детскому саду, мы не имеем права.
  2. не осуждать опыт ребёнка, никогда не жаловаться на него родителям.
  3. малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, не

может чувствовать себя хорошо, и даже если он не плачет, это не

означает, что всё нормально. Он переживает не меньше плачущего,  и

его ответной реакцией может быть скорое заболевание.

          Сведения о ребёнке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребёнком.  Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребёнка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания адаптации. Для этого на каждого ребёнка ведётся индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребёнка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям: сон, аппетит, общее эмоциональное состояние, контакт со сверстниками, контакт со взрослыми, боязнь пространства. Лист рассчитан на 60-дневное наблюдение за ребёнком. Рекомендуется укладывание на дневной сон проводить на шестой день посещения. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических мероприятий для облегчения течения адаптации. Существует классификация степеней адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая. Институтом педиатрии разработаны критерии адаптации по степени тяжести. (см. приложение).

           Проблемы адаптационного периода:

1. В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша. Постепенно он привыкает к общему режиму. По началу дети могут находиться в учреждении не полный день, а всего несколько часов. По мере привыкания время пребывания ребёнка в группе увеличивается. По желанию мамы могут находиться первые дни вместе с малышом в группе. В этом случае рекомендуется маме,  выполнять какую либо работу, т.е. быть радом, а не вместе с малышом. Постепенно малыш будет отходить от матери всё дальше, подружившись со сверстниками и воспитателем. В этот период очень важно, что бы приводил малыша в сад кто-нибудь один из родителей. Так он быстрее привыкает расставаться с ним. Вы, наверно, и сами, дорогие коллеги, не раз убеждались в том, что от одного родителя ребёнок уходит спокойно, а с другим никак не может расстаться.

2.  Воспитание навыков опрятности и самообслуживания, а попросту приучение к горшку, умению питаться самостоятельно, помогать при одевании.  Высаживание на горшок регламентировано: после еды, перед сном и после сна, перед прогулкой и после прогулки. Во время кормления ребёнок должен съедать хотя бы половину еды сам, воспитатель только докармливает детей. Необходимо помнить, что у некоторых детей просто устаёт рука во время приёма пищи.

3.  Немотивированные капризы и отказ от еды – достаточно частые реакции малыша на помещение его в новые условия, отрыв от родителей.

4. Первое время новичок недоверчиво относится к воспитателю, который ещё не успел стать для него близким человеком. А близким воспитатель сможет стать для ребёнка только в том случае, если он сможет принять ребёнка таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными привычками, отсутствием навыков самостоятельности, проявлениями неадекватного поведения, не перевоспитывая. Если понаблюдать, то можно заметить, что обычно новенькие не сводят глаз с входной двери, тянут воспитателя за руку и ведут его в приёмную, надеясь увидеть там маму. Перед ребёнком как бы закрывается его родной мир, в котором он чувствовал себя уверенно и защищённо. Нужно продемонстрировать малышу достоинства нового мира, убедить, он интересен и комфортен. Он должен почувствовать, что здесь его любят. Как это сделать? Вот несколько советов.

  1. сосательные движения отвлекают ребёнка от переживаний. Это естественная защита от эмоционального напряжения, а также сосание затормаживает возникновение отрицательных эмоций. Поэтому не стоит в период адаптации отучать ребёнка от соски, надо чаще предлагать ребёнку попить воды. Она должна находиться всё время  в одном месте, чтобы ребёнок всегда мог показать, что хочет пить. Так же можно ставить на видное место блюдо с сухариками, печеньем, баранками: пусть погрызёт, если захочет.
  2. затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому рекомендуется предложить ребёнку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колёсики от пирамидок, конструктор типа «лего», играть резиновыми и мягкими игрушками. Мы для этой цели сшили релаксационные мешочки.
  3. периодически включать негромкую спокойную музыку. Музыкальное сопровождение должно быть дозированным.
  4. лучшее лекарство от стресса – смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребёнок смеялся. Для этого необходимо вносить игрушки-забавы, приглашаются необычные гости –зайчики, лисички. Их роли играют дети из старших групп.
  5. взрослым следует ласкать ребёнка. Использовать элементы телесной терапии: гладить ручки, ножки, спинку, брать ребёнка на руки, обнимать. При засыпании хороший эффект даёт нежное поглаживание головки ребёнка и бровей.
  6. предлагать ложиться в постель с мягкой игрушкой.
  7. эмоционально петь песни, читать детские стихотворения, потешки, рассказывать сказки в лицах.

МАДОУ «Детский  сад  №41 присмотра и

оздоровления»

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                        (Клуб «здоровый малыш»)

Подготовила:

Забатурина Е.В.

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МАДОУ

«ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

(Клуб «здоровый малыш»)

Необходимость создания комфортной обстановки в группе, достаточного  количества игрушек и дидактического материала, имеет огромное значение для облегчения течения адаптации, а так же снятию психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

     

        Для того, чтобы сформировать у ребёнка положительную установку и желание идти в детский сад, необходимо в первую очередь,  умение,  усилий и желание воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт период течения адаптации.

       Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребёнку было приятно приходить в детский сад, необходимо создать обстановку в группе, как можно ближе  к домашней. Зрительно уменьшат  помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

        Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки»,в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребёнок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Благо сейчас есть возможность приобрести такой в  любом магазине игрушек, причем с сертификатом соответствия. Растения и вообще зелёный цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

       Необходим в группе и спортивный уголок, расположенный на уровне глаз ребёнка, который удовлетворял бы потребность 2-3 детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребёнка появилось желание заниматься в нём.

       Малыши ещё не владеют речью на столько, чтобы выразить чётко свои желания, чувства и эмоции. А некоторые, особенно в первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, - никаких внешних причин для этого нет. Для того, чтобы дать возможность выплеснуть свои чувства, необходимо иметь ИЗО-уголок, в котором будут лежать в свободном доступе карандаши и бумага. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые, яркие линии. Внимательному воспитателю цвет, который выбрал ребёнок для рисунка, поможет понять,

как в данный момент на душе у ребёнка, -  тревожно и тоскливо или, наоборот, светло и радостно.

       Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении ( песок для таких игр должен быть обязательно очищенным и прожаренным в духовом шкафу при высокой температуре) .

       По мере привыкания ребёнка вначале восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон ( от двух недель до двух –трёх месяцев). Проблемы со сном  вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребёнок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает его, не даёт возможности расслабиться и уснуть. Такая простая вещь как любимая мягкая игрушка, становится для него символом и частичкой дома, игрушка, с которой он ложится спать.

       Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослыми. Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребёнку хочется, чтобы мама всегда была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

МАДОУ «Детский  сад  №41 присмотра и

оздоровления»

Семинар – практикум для родителей
«Играем пальчиками»

(первая младшая группа)

                        (Клуб «здоровый малыш»)

Подготовила:

Забатурина Е.В.

Семинар – практикум для родителей
«Играем пальчиками»

(первая младшая группа)

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых. 
Задачи: 

1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.

  3.Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).

  4. Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: пальчиковые игры, шнуровки, «сухой бассейн»   с разными наполнителями: крупа, зернобобовые), аудиозапись.

Ход:

Актуальность. 
Работая на группе детей раннего возраста и наблюдая за детьми, я выявила такую закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний и т.п.
Как выяснилось из бесед с родителями, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как её развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, но не стимулируют развитие мелкой моторики.
Также уделяется мало времени совместным играм с малышами. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляция с мелкими предметами. Проанализировав всё это, я пришла к выводу о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему.

  1. Организационный момент 
    В начале мероприятия воспитатель  предлагает родителям «вернуться в детство»:

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня я хочу предложить вам принять участие в семинаре – практикуме «Играем пальчиками»

«Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве…

И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…»

«Беседа с родителями»

Вопросы:

  1. Занимались ли  Ваши  родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
  2. Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?
  3. Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

2.«Немного  теории…»

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

 Например,

 мизинец – сердце,

 безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.

Следовательно,  воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

3.Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Капуста

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Родителям предлагается прослушать песню (фрагмент) «Волшебная страна» 
Далее предлагается разминка для пальчиков (и не только), начинающаяся с игровой ситуации куклой с бусами.

Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем…
Маша в гости собиралась, Маша в платье наряжалась,
Туфли новые надела, Долго в зеркало глядела.
Причесалась не спеша, До чего же хороша!
Бусы новые надела, Застегнула неумело,
Разбежались бусы вскачь, Тише, Машенька, не плачь!
 
Игра с родителями.

Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее?)
Оказывается нелёгкая задача. Представляете. Каково же малышам…
Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребёнком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться.  И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы (выставка демонстрационного материала)

В своей работе с детьми я применяю пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; игры с пробками и горохом; нанизывание бус.


Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

4. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы. (дать на ответ родителям)

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме. (дать на ответ родителям)

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Вопрос родителям: Какие мелкие предметы могут быть доступны детям? Как с ними играть? (родители приводят примеры, делятся опытом).

Я думаю у нас есть родители, которые могли бы поделиться с нами своим опытом развития мелкой моторики рук у детей. (Родители делятся опытом).

Но есть одно правило: ВСЕ ИГРЫ С МЕЛКИМИ  ПРЕДМЕТАМИ  ДОЛЖНЫ ПРОИГРЫВАТЬСЯ  ПОД ПРИСМОТРОМ  СО ВЗРОСЛОГО.

Помимо этого широко применяются всем известные развивающие игры – разнообразные шнуровки, игры на застёгивание и расстёгивание, дидактические кубы, разнообразные вкладыши, матрёшки, пирамидки, кубики, конструкторы, мозаики и т.п.
Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?
Все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т.к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребёнка процессу шнурования, пристёгивания и т.п. если ребёнок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна.

Предлагаем Вашему вниманию памятку о разнообразии предметов для развития мелкой моторики (приложение А).

А теперь дети сами покажут вам, чему они научились

(Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Заключение

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

На этом можно закончить наш семинар, но ещё раз хочу напомнить о том,

что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Будем рады вашему участию в групповом  конкурсе по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики у детей.

Большое спасибо за активное участие.

МАДОУ «Детский  сад  №41 присмотра и

оздоровления»

Памятки  для родителей
«Играем пальчиками»

(первая младшая группа)

                        (Клуб «здоровый малыш»)

Подготовила: Забатурина Е.В.

Памятки для родителей

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата.

 Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете.

Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируйте собственную увлеченность игрой.

При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причине отказа, если возможно, ликвидируйте ее (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Придерживаясь этих простых рекомендаций, вы со своим ребенком отправитесь в веселое, увлекательное и полезное путешествие в мир пальчиковых игр, которое поможет развить ловкость и точность рук.

Памятка для родителей (Приложение А)

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

  1. Упражнения с массажным шариком, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
  2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
  4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
  5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
  6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
  7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
  8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
  9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
  10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
  11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
  12. Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

Тренировку для рук и пальцев можно начинать с самого раннего детства:

  1. Катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра;
  2. Рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
  3. Перекладывать из одной коробочки в другую разные мелкие предметы.

Использую  различные виды деятельности:

  1. Блок консультаций и рекомендаций для совместной деятельности.
  2. Разработала цикл пальчиковых физкультминуток и гимнастик.
  3. Существует картотека пальчиковых игр «Поиграем вместе с мамой».
  4. Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук.
  5. Мозаика (мелкая и крупная).
  6. Пирамидки.
  7. Застёжки и пуговицы.
  8. Наборы молний (расстегни и застегни).
  9. Цветные клубочки ниток.
  10. Наборы колечек для нанизывания их на шнурок (бусы и т.д.)

Всё это помогает в каждодневной работе с детьми в реализации поставленной задачи: использование пальчиковой гимнастики в процессе речевого развития детей раннего возраста.

Любые упражнения будут эффективнее, если они будут регулярны.

Литература:

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
  3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
  4. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.
  5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб «Здоровый малыш: азбука семейного общения»

«Здоровый малыш: азбука семейного общения»...

Программа семейного клуба "Здоровый малыш"

Этот материал содержит план работы с родителями по формированию у детей навыков здорового образа жизни....

План работы семейного клуба "Здоровый малыш"

Заседания семейного клуба планируются три раза в год. Расписаны темы мероприятий и ответственные за проведение....

Программа родительского клуба "Здоровый малыш"

Пропаганда здорового образа жизни...

Родительский клуб "Здоровый малыш"

Представлены материалы работы  родительского клуба "Здоровый малыш" с родителями младших групп, в течении года....

Родительский клуб "Здоровый малыш"

Представлены материалы работы  родительского клуба "Здоровый малыш" с родителями младших групп. 1 встреча...