статья: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
статья на тему

 

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.Здоровье сберегающие образовательные технологии –

1. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей;

2. качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

3. технологическая основа здоровье сберегающей педагогии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorove_sberegayushchie_tehnologii201516.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.

            Актуальность.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.

Здоровье сберегающие образовательные технологии –

1. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей;

2. качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

3. технологическая основа здоровье сберегающей педагогии

Цель здоровье сберегающей технологии:

обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья

Задачи здоровье сберегающей технологии:

1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.

2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.

3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Оздоровительная работа.

Профилактическо-оздоровительная  работа в  ДОУ направлена в первую очередь на выполнение требований СанПиНа ФГОС ДО. Большое внимание уделяется профилактическим мероприятиям:

  • осуществляется проветривание помещений, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
  • дважды в день проводится  влажная уборка групповых помещений;
  • не загромождаются групповые помещения мебелью, коврами;
  • 2 раза в год выполняется сушка, выморозка постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
  • 2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
  • правильно осуществляется подбор комнатных растений;
  • своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;
  • соблюдаются правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;
  • во время карантинных мероприятий строгое соблюдение санэпидрежима.

Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:

1) специфической иммунопрофилактикой. Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Активная профилактическая вакцинация детей проводится в определенные периоды жизни, направлена  на выработку общего специфического иммунитета.

2) неспецифической иммунопрофилактикой. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:

  • плановые оздоровительные мероприятия (витаминизация, кварцевание);
  • закаливающие мероприятия;
  • нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости.

Система закаливающих мероприятий имеет своей целью проведение закаливания, направленного на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей. Данная система включает:

- продуманную организацию закаливающих мероприятий;

- использование комплекса апробированных закаливающих процедур;

- индивидуализацию закаливания;

- организацию и проведение врачебно-педагогического контроля.

.   Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всей моей работы. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую разлисный материал для популяризации здорового образа жизни.

При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:

- создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация образовательной деятельности  (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Использование нетрадиционного оздоровления.

  1. Элементы точечного массажа по А.А.Уманской.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Дыхательная и звуковая гимнастика по А.Стрельниковой.
  4. Психогимнастика по методике М.Чистяковой.
  5. Игровой массаж А.Уманской и К.Динейки.

Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

1Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

• динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)

• подвижные и спортивные игры

• контрастная дорожка, тренажеры

2Технологии обучения здоровому образу жизни

• утренняя гимнастика

• физкультурные занятия

• точечный массаж

• спортивные развлечения, праздники

• День здоровья

• СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

3Технологии музыкального воздействия.

• музыкотерапия

• сказкотерапия

4Технология коррекции поведения.

Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т. д., так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов.

Поставленные цели успешно реализуются на практике.

Динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

-Подвижные и спортивные игры. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.

-Релаксацию. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

-Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.

-Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку

-Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.

-Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.

-Гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.

-Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.

Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры,

-Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности физкультминутки.

-Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста во второй половине дня. Проводят воспитатели.

-Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ. минуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.

-Технология воздействия через сказки

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни.

-Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе.

При проектировании предметно-развивающей среды, способствующей физическому развитию детей, следует учитывать следующие факторы:

• Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.

• Особенности его эмоционально-личностного развития.

• Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.

• Возрастные и поло-ролевые особенности.

• Любознательность, исследовательский опыт и творческие способности.

Социально-психологические особенности дошкольников предполагают стремление детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Для этого в каждой возрастной группе должны быть условия для подгрупповых и индивидуальных активных движений детей (физкультурные пособия, спортивные комплексы) В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право на свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментировании. Для этого можно использовать модули, маты, кегли и т. д.

Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья

Спортивное оборудование

Физкультурно-развивающие пособия, физкультурное оборудование и модули, игрушки-двигатели

Комплекты оборудования для общеразвивающих упражнений, подвижных игр и игровых упражнений, для плавания и физкультурно-игровой деятельности на прогулке

Комплекты оборудования для общеразвивающих, легкоатлетических и спортивных упражнений, подвижных и спортивных игр, для плавания, прогулок, туристских походов

Оборудование для воздушных и водных процедур

Оборудование для воздушных и водных процедур, массажные коврики и дорожки

Оборудование для воздушных и водных процедур, массажные коврики и дорожки

Оздоровительное оборудование

Мягкие мячи, каталки

Балансиры, батуты с держателем, мячи на резинке, обручи, кегли, летающие тарелки, скакалки

Балансиры, батуты с держателем, мячи на резинке, педальные каталки, обручи, кегли, летающие тарелки, скакалки

Какие здоровье сберегающие образовательные технологии используются в работе с родителями?

- консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) ; анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка? », дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы) ; выпуск газеты ДОУ и др. формы работы. Для создания педагогических условий здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Статья" Здоровьесберегающие технологии в совместных с родителями физкультурных занятиях".

В статье обобщен опыт совместных с родителями физкультурных занятий....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Презентация раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологие" , рассказывает о возможности их использования в ДОУ....

Статья: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Оче...

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ по использованию инновационных технологий по охране и укреплению здоровья....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"

В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии их применение в дошкольном образовательном учреждении....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье"

Материал будет интересен молодым специалистам и педагогам с большим стажем работы...