Методические рекомендации «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»
методическая разработка на тему

Матулевич Ирина Михайловна

Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Мы знаем, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_dlya_vospitateley.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»

В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Мы знаем, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям: осознанно относиться к здоровью и жизни; усвоить знания о здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимает проведение с детьми занятий познавательного характера: где я знакомлю детей с элементарными научными знаниями о строении организма; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения.

Занятия планируются и проводятся  систематически в соответствии с программой. Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей валеологической культуры, задачи валеологического воспитания решаются во всех видах детской деятельности.        

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал следует преподносить с помощью наглядных и практических методов, для этого широко используются методы наблюденияе, обследования, самообследования, эксперимента и собственной продуктивной деятельности детей.

Прежде всего,  важно уточнить знание детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела вообще. Эта работу лучше начинать с детьми с  младшего дошкольного возраста. В своей работе необходимо использовать различные игры, такие как «Спрячь ушки» (носик, глазки и т.д.) «Умывалочка», т.е. говорила: «Моем ручки, ушки, глазки, ножки», малыши имитируют движения, так же используются различные иллюстрации, пальчиковая        гимнастика и пальчиковые игры, чтение народных потешек, пропевание песенок. Важность этого этапа заключается в том, что у детей фиксируется внимание на их органах чувств и частях тела, закрепляются знания о них.

Старшие дошкольники более  активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной наглядно-практической форме  обогащаются представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма и различных заболеваний. В этом возрасте объём изучаемого материала значительно увеличивается, тематика детских исследований становится более обширной: «Как устроена дыхательная система?», «Сделай компьютер своим другом», «Как органы человека помогают друг другу?», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Лето красное – для здоровья время прекрасное», «Витамины, полезные продукты и здоровый организм».  

Для исследовательской деятельности важен метод самообследования. Так при изучении внешнего вида и строения кожи, дети с интересом проводят опыты, рассматривают кожу в лупу, изучают пальцевые рисунки.   В процессе работы ребята понямают важность гигиенических процедур для своего здоровья  В программу таких мероприятий включаются задания исследовательского характера, побуждающие детей к самостоятельной умственной и практической деятельности, активизирующие мышление, творческое воображение: «Что делать, если испачкались руки, а воды рядом нет?» «Как сделать воду из ручья пригодной для питья?» «Чем помочь книге, испорченной чернилами?»

 Проводя «Уроки здоровья»на темы:«Зачем тебе глаза, уши и т.д.?» детям предлагается   закрыть глаза и рассказать, что они «видят» вокруг себя. Предлагается детям нарисовать  что-нибудь закрытыми глазами. Затем дети самостоятельно делают выводы, почему им было трудно выполнить  задание. Попутно здесь затрагиваются задачи нравственного направления, например, уважительно относиться к  людям, у которых проблемы со зрением, умение сопереживать, стремиться им помочь и т.д.  

В педагогическом процессе  необходимо использовать  дидактические игры типа «Определи по звуку» (какой инструмент звучит, какой предмет издает звук?); «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху», «Чей нос?» и другие. В результате,  дети  самостоятельно приходят к выводу, что каждый орган чувств и часть тела жизненно  необходимы человеку,  все они помогают больше узнать об окружающем.
После того, как  ребёнок называет, показывает свои органы чувств и части тела, объясняет, зачем они человеку, можно переходить к следующему этапу - найти  ответ на вопрос о том, как функционируют органы чувств, как они устроены, какими особенностями обладают. Например: Когда речь шла о частях тела – руках, ногах, побеседовать об их строении и функционировании,  задать вопросы: « А что было бы, если бы рука не сгибалась в локте, а нога в колене?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Формы и методы работы со сказкой в рамках арт - терапии"

Методические рекомендации«Формы и методы работы со сказкой в рамках арт – терапии»Кислякова О.Ю., старший воспитатель Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в н...

Методические рекомендации «Формы и методы работы с детьми на занятиях сольфеджио».

Методические рекомендации к занятиям сольфеджио адресованы педагогам дополнительного образования музыкального направления для использования в педагогической практике.  Формы и методы работы можно...

«Познавательно-исследовательская деятельность детей в становлении ценностей здорового образа жизни»

Выступление из опыта работы.Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов...

Специфика воспитания общей культуры личности детей и формирование ценностей здорового образа жизни в детском саду

Жизнь в современном обществе ставит перед нами много задач, среди которых на сегодняшний день самая актуальная – проблема сохранения здоровья дошкольника. Приобщение ребёнка к ЗОЖ – одно и...

Азбука здоровья Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию начальных представлений младших дошкольников о здоровом образе жизни

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, ...

Становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни.

Консультация для родителей - " Становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни....