«Вредные привычки».
план-конспект на тему

 Липихина Гульсем Мубиновна

Формировать у учащихся представление об отрицательном влиянии курения на организм человека, чувства собственного достоинства, уверенности, ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_kurenie.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

4 класс

Программа «Начальная школа XXI века».

Тема урока: «Вредные привычки».

Задачи:

Образовательные:

- пропагандировать преимущества здорового образа жизни;

- помочь детям объективно взглянуть на свои привычки и выделить «вредные»;

- выявить причины возникновения  курения как вредной привычки у человека;

- целенаправленно формировать у учащихся представление об отрицательном влиянии курения на организм человека и осознанное отрицательное отношение к нему;

 - доказать экспериментальным путём наличие в табачном дыму вредных веществ и их накопление в лёгких;  

развивающие:

- развивать познавательный интерес, творческие способности, интеллект   через сбор и анализ информации, полученной из различных источников;

- развивать речь через развёрнутые высказывания, умения формулировать выводы, доказательства;
воспитательные:

- воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих;
- продолжить нравственное, физическое, гигиеническое воспитание, показывая опасность  курения и оценить преимущества здорового образа жизни;
- формировать навыки учебного общения и сотрудничества со сверстниками.

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой                                                                                                                    

-    Прозвенел звонок. Начинается урок. Мы все спокойны, приветливы. Мы все здоровы. Выдохните беспокойство. Вдохните свежий воздух утра. Я желаю Вам хорошего настроения.

2.   Вступительное слово учителя.  Актуализация полученных знаний.                                                

  -   Сегодня я хочу начать наш урок с притчи. Мудреца спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Вот что ответил мудрец: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”.

- А как вы понимаете слова  «быть здоровым»?               ( Выслушать мнения детей)                                                

 - Сделайте  вывод из сказанного?

- Здоровье – это действительно бесценный дар. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Здоровье помогает человеку учиться, трудиться, заниматься любимым делом, активно отдыхать. Неслучайно мы каждый день слышим слова: «Здравствуйте», «Как ваше здоровье», «Доброго здоровья», «Будьте здоровы».

-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг навстречу к здоровому образу жизни.      Девизом нашего урока станут слова       (слайд 1).                                                                                                             

  Я умею думать                                                                                                                                                                      

  Я умею рассуждать,                                                                                                                                                                    

  Что полезно для здоровья, то и буду выбирать.

- Я предлагаю Вам собрать «Дерево здоровья».                Этим деревом будет ёлочка – символ Нового года.

- У меня на столе лежат снежинки, на которых написано много различных занятий, каждый из Вас выбирает понравившуюся снежинку и, прочитав, решает, прикреплять ли её к «Дереву здоровья» или же оставить  на столе.                                                                                                                                                                                         ( занятия спортом, есть много сладкого, утренняя зарядка, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на открытом воздухе, курить, умываться, чистить зубы, употреблять  спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, неорганизованность,  вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, читать книги, помогать маме, зависть, любопытство).

- Снежинки с какими занятиями вы закрепили на ёлочке? Почему?     (ответы детей)                                                               ---   Какие снежинки остались? Почему?                                                   (ответы детей)                                                                                                                                     (эти качества приближают человека к вредным привычкам)

(Объяснить, если возникли сомнения с выбором снежинок.)

- Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось крепкое, здоровое дерево. Пусть оно останется в классе и радует Вас каждый день.

3. Целеполагание

- Как вы думаете какая тема нашего урока?  ( слайд 2)

- Какие вредные привычки самые распространённые?

- Эти привычки встречаются и в ваших рисунках                       ( обратиться к выставке рисунков)

- Тема «Вред курения», не теряет своей актуальности уже много лет. Сегодня мы должны выяснить, почему же считается, что курение вредит здоровью, чем оно опасно, и как можно избежать этой вредной  привычки?

- Давайте узнаем из сообщения историю открытия табака.                  (выступление детей с докладом)    

Табак имеет почти 500-летнюю историю. Открытие в 1492г. Христофором Колумбом Америки связано с открытием европейцами многих новых для них растений, среди которых был и табак. Вопреки строгому запрету Колумба, некоторые из его моряков тайно привезли листья и семена табака в Европу. Сначала табак был объявлен всё исцеляющей лечебной травой. Он быстро распространяется, и стал очень популярным. Мужчины, женщины и молодые люди начали курить, нюхать и жевать табак. Курение трубки тоже было принесено в Европу   испанскими путешественниками в начале 16 в. и очень быстро стало популярным. Рекомендуемый в начале как лекарственное средство от всех болезней, табак очень скоро приобрел плохую славу, и испанская королева Изабелла первая прокляла его. Её примеру последовал французский король Людовик 14, а в России царь Михаил Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит. Но уже ничего не могло остановить распространение этой "дымящейся отравы".

4.   Постановка  и  обсуждение проблемы в группах.                                                                                                  

-Я предлагаю обсудить в группах, почему же люди курят?            (обсуждение в группах)

Проверка групп.                                                                                  

(красиво,  нравится,  любопытство,  желание нравится, желание досадить, модно, курящая среда,  средство для похудения,  подражание,  независимость, плохая осведомлённость, поднимает настроение, снимает стресс)

( слайд 3)     - Прочитайте какие причины вы ещё не назвали?   (дополняют ответы)           

- Итак, мы выяснили причины, по которым люди начинают курить. У всех они разные, но результат один – курение.    (слайд 4 –пусто)

5. Проведение опытов                                                                                                                                          

- Вы наверное, уже знаете, что курение сокращает жизнь. Если человек курит в день 1-9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4-5 лет, если 10-19 штук, то на 5-6 лет. Курение является причиной многих заболеваний.

- Посмотрите, это здоровые лёгкие человека. (слайд 5)

- Как вы думаете, что происходит с лёгкими  в процессе курения?

Опыт 1.   «Курящая кукла»     (показать результаты опыта)

- Что мы можем наблюдать? Почему?

(вата, через которую проходил дым всего одной сигареты, пожелтела и приобрела резкий неприятный запах, потому что ……)

 ( слайды 6, 7 )

- Это легкие у курильщика, который курит много лет по целой пачке в день. Лёгкие приобретают уже не желтый, а черный цвет и покрыты изнутри табачными смолами.

- Но дело не только в неприятном запахе и цвете продуктов табачного дыма. В нем содержатся вещества, чрезвычайно вредные для организма человека.

6.  Сообщение                                                              (выступление ребенка)

Когда человек курит, то в его организм попадает более 400 вредных веществ, а самое вредное из них – это яд никотин. За 7 секунд он достигает мозга. Если к клюву птицы поднести палочку, всего лишь смоченную никотином, то она умрет. Собака может умереть от половины капли никотина. От запаха погибают голубь и воробей, от 3-х капель погибают 3 лошади. Для человека составляют опасность 2-3 капли никотина, столько содержится в 20 сигаретах. Если человек за раз выкурит столько, то может даже расплатиться жизнью.

7.  Инсценирование

- От курения страдают не только лёгкие, но и другие органы. Послушаем рассказ органов.

Сердце:           Мне так плохо, так устало,

                           И нет уж сил стучать.

                           Наверное, осталось мало…

                           Могли бы только вы понять –

                           Мне не хватает кислорода,

                           Меня так душит никотин,

                           А этот яд непобедим.

                           Мои сосуды кровяные

                           В дыму сгорают день за днём,

                           И если вы нас не спасёте,

                           Мы от куренья пропадём!

Лёгкие:           1. Ой, мы бедные, сожжённые совсем,                        

     Мы хотим спросить вас, люди    

     А вы курите зачем?                                                                                            

2. Нас полоний отравляет,

    Никотин нам – страшный яд,

    Наши бронхи он сжигает,

    Кто же в этом виноват?

1. По утрам ужасный кашель

    Раздирает горло в кровь.

    Кто же нам теперь поможет,

    Чтобы стать здоровыми вновь?

2. Чтоб вдыхать нам полной грудью

    Свежий чистый кислород,

    Чтобы газам ядовитым

    Не давать нам больше вход!

Головной мозг:      Иссушил меня проклятый злодей,

           Нет больше светлых идей,

           Он мои нейроны украл

           И на пачку сигарет поменял.

           И теперь я за долгий срок

           Не смог выучить данный урок,

           И внимания, и памяти нет –

           Все от этих  сигарет.

           Не искупить бедой вину –

           Строг приговор:

           За страсть к курению

           Пустеет комната ума,

           Где был мир идей,

           Теперь там тьма.

- Сделайте вывод о влиянии табака на органы человека.

8. Знакомство с понятием «Пассивное курение». 

- Ребята, когда проходил опыт, что вы почувствовали?

- Как вы думаете, курильщики могут наносить вред окружающим?

- А почему нельзя курить в общественных местах?  

При курении в организм попадает ¼ часть от всех ядовитых веществ. Половина же вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Следовательно, они получают такой же вред от табачного дыма, как и курящие. Это пассивное курение.

9. Индивидуальная работа по карточке «Комната с курильщиком».

-  Напишите слово Я на том месте, которое вы выберете в комнате с курильщиком.

Обсуждение вариантов, как можно поступить в данной ситуации.

10. Результаты анкеты.            (выступление группы детей, выполнявших анкетирование)                                                                                                                                   Опрошено – 24 чел.                                                                                                                                                      Пробовали курить – 9 чел.                                                                                                                                           Курят оба родителя – 3 чел.                                                                                                                                             Курят друзья – 4 чел.                                                                                                                                                             Никто – 2 чел.                                                                                                                                                                          Почему стали курить?        Было любопытно -6 чел.,                                                                                                                хотел быть как все – 1 чел., хотел выглядеть «крутым» -1 чел.,     чтобы согреться -1 чел.                                                                                        Самый ранний возраст, когда пробовали курить - 4 года.                                                                                              Ты пробовал бросить курить?        Нет – 1 чел.

11.Игровой момент.  Тренинг.

-  Мы выяснили, что курение вредит здоровью человека. И все же очень многие наши знакомые, родственники курят. Почему же они это делают? Когда-то они попробовали в первый раз закурить, а за первым – второй, третий и так у них сформировалась привычка. Отсюда следует, если в первый раз не откажешься, потом это сделать труднее, почти невозможно. Если вам предлагают спиртное или сигарету, то ваш ответ должен быть «Нет!». Сейчас мы потренируемся, как нужно правильно отказываться от таких предложений.

-  Сейчас я предлагаю вам игру, которая научит вас правильно вести себя сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры сверстников.

Игра «Научись говорить: « Нет!»»

(Учитель делает предложение с просьбой закурить и кидает мяч. Учащийся ловит мяч и пытается корректно дать отказ, начиная ответ со слова НЕТ)

Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Попробуй сигарету!                                                    

 Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!

Хочешь сигаретку? Никто не заметит!

Нет! Я не буду и тебе не советую!

Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.

Нет! Вредные привычки не приводят к добру!

Давай покурим! Или ты трусишь?

Нет! У меня есть новые пазлы. Пойдем собирать!

Пошли покурим. Или тебе слабо?

Нет! У меня есть более интересные занятия!

Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь.

Нет! Я не хочу подражать тем, кто не бережет свое здоровье!

Нет! Я спешу в шахматный кружок. Хочешь, пойдем со мной.

Почему ты не куришь? Боишься, что мама наругает?

Нет, я не буду! Пойдем лучше со мной на каток.

Нет! Мама меня просила сходить в магазин, пошли со мной.

Может, твоей маме тоже нужно что-нибудь купить.

У нас во дворе многие курят, ничего с ними не случилось. Попробуй и ты!

Нет! Лучше пойдем ко мне смотреть футбол. Сегодня финал!

Нет! Лучше пойдем ко мне. Вчера мой старший брат принес

новые интересные компьютерные игры, поиграем.

-  Ребята, скажите, пожалуйста, а чьей роли вам понравилось быть больше.

12. Итог урока.
- Итак, ребята, какой вывод вы можете сделать для себя?                         (слайд 10 )                                               

-  Знайте, что главное слагаемое успеха – это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Если вы любите себя и цените своё здоровье, вы скажете “нет” всему, что может принести вам вред. А если каждый задумается над этой проблемой и постарается ее решить для себя, то мы поможем и нашей планете в целом . Здоровья Вам!

13. Рефлексия.                                                                                                                                                                         Урок прошёл для вас плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву – красные шары;                                                                                                           Урок не отличился от других и ничего нового он вам не принёс – жёлтые.                                                                 Совсем напрасно было потрачено время на уроке, то коричневые.

14.  (заранее на доске)   Дифференцированное домашнее задание.                                                                              -  Поделитесь своими впечатлениями об уроке с родственниками.
-  Подготовить памятку «Охрана  здоровья».                                                                                                                                          -  Составить рассказ о том, каким ты видишь себя в будущем, если будешь соблюдать здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вредные привычки

беседа о вредныи привычках...

Разработка занятия на тему: "Вы мои сесрички- вредные привычки"

Занятие по валеологии, направленное на углубление и расширение знаний детей о полезных и вредных привычках; воспитывания отрицательного отношения к вредным привычкам, желания вести здоровый образ жизн...

"Вредные привычки"

Физкультурное занятие  «Вредные привычки» ...

Родительское собрание. Тема: «Вредные привычки у ребенка».

Родительское собрание в младшей группе в форме круглого стола....

Родительское собрание "Вредные привычки у детей"

Собрание в нетрадиционной форме (круглый стол)...

Вредные привычки детей! Вредно ли сосать соску-пустышку?

Многие родители сталкиваются с проблемой выбора: нужно ли давать ребёнку сосать пустышку? Можно, главное, нужно подойти к этому вопросу очень серьезно......