Педсовет по организации двигательного режима в ДОО
учебно-методический материал на тему

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 % детей приходит в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90 %  отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

            Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

        

Педагогический совет:

Тема: «Организация двигательного режима воспитанников ДОО в целях реализации образовательной области «Физическое развитие»».

Цель: систематизация знаний педагогов об организации двигательной активности детей дошкольного возраста в различные режимные моменты; анализ эффективности используемых форм и методов организации двигательной активности детей в ДОО.

Форма проведения: круглый стол

№ п/п

Вид деятельности

Ответственный

ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ:

1.

2.

3.

Изучение методической литературы.

Подготовка анкет для родителей, проведение анкетирования.

Анализ оценки профессиональных умений воспитателя

старший восп.

ст. восп., восп-ли.

старший восп.

ПЛАН ПЕДСОВЕТА:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 Сообщение о выполнении решений предыдущего педагогического совета.

Основные требования к двигательному режиму.

Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность детей.

Формирование двигательных навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Формирование двигательных навыков у детей  в семье (результаты анкетирования).

Итоги тематической проверки.

Принятие проекта решения педагогического совета

старший воспитатель

старший воспитатель

воспитатели

воспитатели

Старший воспитатель

Старший воспитатель

педколлектив

                      

Ход педагогического совета:

  1. Сообщение о выполнении решений предыдущего педагогического совета.        Выступление заведующего ДОО.
  2. Основные требования к двигательному режиму.                                                                Выступление старшего воспитателя ДОО.                                                           Нормативные требования к организации двигательной деятельности дошкольников прописаны в СанПиНах.

12.6. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в конце прогулки, перед возвращением детей в помещения ДО.

12.19. В середине года (январь-февраль) для воспитанников дошкольных групп рекомендуется организовывать недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

        В дни каникул и в летний период учебные занятия проводить не рекомендуется. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулки.

13.2.Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учётом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

        Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажёрах, плавание и др.

        Следует предусмотреть объём двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6-8 часов в неделю с учётом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций.

        Для организации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребёнка.

13.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении или в физкультурном зале.

13.5. Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раза в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:

-в младшей группе -  15 минут,

- в средней группе – 20 минут,        

- в старшей группе – 25 минут,

- в подготовительной группе – 30 минут.

        Одно из трёх физкультурных занятий для детей 5-7 лет следует круглосуточно проводить на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличие у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

        В тёплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе.

13.10. Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы профилактических мероприятий.

        Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

        Для достижения достаточного объёма двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

  1. Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность детей.

Выступление воспитателя ДОО.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 % детей приходит в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90 %  отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

        Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности.

        Именно в раннем возрасте у ребёнка формируется нервная и костно-мышечная система, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами. Действуя с вещами, ребёнок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением.

        Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т.д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такие явления, как гиподинамия,  двигательное «голодание», наблюдается как в семье, так и в дошкольной организации. Характерна эта проблема и для нашего детского сада.

        С целью укрепления здоровья детей и развития у них интереса к физической культуре важно использовать в работе вариативные формы повышения двигательной активности в сочетании с закаливающими мероприятиями. Для этого в детском саду необходимо создавать физкультурно-игровые среды в группах, физкультурный зал и спортивные площадки, ежегодно пополнять их новыми яркими физкультурными пособиями (как традиционными, так и нетрадиционными) и оборудованием.

        Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей приводит к широкому использованию в работе подвижных игр и упражнений. Современные дети закомплексованы и эмоционально, и физически. А ведь игра – основной вид деятельности ребёнка. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении.

        Через игры легче всего приобщить ребёнка к занятиям физической культурой. Основываясь на личном опыте, могу сказать, что игры наиболее доступны, понятны детям дошкольного возраста. Ребёнку близки игровые образы и сюжеты игр. Загадки и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь ещё в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Пожалуй, именно игра является лучшим средством воспитания личности ребёнка. Игра ставит ребёнка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.

        На мой взгляд, широкое использование в практике подвижных игр в совокупности с целостной системой мер по физическому воспитанию поможет добиться желаемого результата.

        Главная цель подвижных игр – активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух; игра приносит ребёнку положительные эмоции. Всё это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.

        Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе и равномерном развитии различных групп мышц. Но значение подвижных игр не только в этом – они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижные игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, воспитанию положительных чувств. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Для того, чтобы игра ладилась и была интересной для всех, ребятам приходится действовать согласованно, подчиняться установленным правилам, уступать один другому. Это способствует формированию навыков поведения в коллективе, развивает активность, укрепляет волю. Для ребёнка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников – всё это является постоянно действующим стимулом и огромной ценностью подвижной игры как средства повышения двигательной активности.

        Сам процесс игры всегда связан с новыми ощущениями и эмоциями. Игры привлекают детей своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, неповторимыми переживаниями.

        Прежде чем приступить к специальным упражнениям, вначале важно дать детям общее представление об основных видах движений, создать условия для их многократного повторения в разных вариантах, нацеливая детей на результат. Именно подвижные игры помогают добиться желаемого эффекта.

        Однако необходимо помнить, что выбор подвижных игр должен проходить, прежде всего, с учётом индивидуальных способностей и возможностей детей. В практическом освоении приёмов проведения игр и упражнений детьми я учитываю различный уровень двигательной активности каждого ребёнка. Подвижные игры, проводимые для детей с высоким уровнем двигательной активности, могут привести к негативным последствиям в общем и физическом состоянии детей с низким уровнем двигательной активности.

        При разработке рационального двигательного режима нужно не только стремиться удовлетворить биологические потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов подвижных игр и упражнений, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

        Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому я позаботилась об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию.

        Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

        Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся  общеизвестные виды двигательной деятельности, включающие овладение детьми физическими навыками и умениями, Подвижные игры и игровые упражнения, направленные на повышение двигательной активности.

        Самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях является прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных подвижных игр и упражнений. Материалы педагогических наблюдений свидетельствуют: воспитатели не всегда уделяют должное внимание прогулкам, особенно в холодное время года. Зачастую они сокращают время их проведения, затрудняются в организации и проведении подвижных игр, что ведёт к снижению двигательной активности.

        Планирование подвижных игр и упражнений на прогулке зависит от других видов деятельности. В дни проведения физкультурных занятий воспитателям можно поиграть с детьми в хорошо знакомую детям подвижную игру, в другие дни на прогулке проводить подвижные игры и игровые упражнения на разучивание и закрепление. На прогулке важно, чтобы все дети участвовали в организованной двигательной деятельности, поэтому воспитателям следует проводить её двумя подгруппами, составленными с учётом разного уровня двигательной активности детей. Каждая подгруппа выполняет своё двигательное задание в игровой форме. Подвижная игра общая для всех, предлагается с учётом функциональных возможностей детей. Малоподвижные дети быстро устают, поэтому подвижная игра повторяется не более 2-3 раз. Игры и игровые упражнения для детей первой подгруппы носят более сложный характер. Они могут повторяться 3-5 раз в зависимости от желания детей, к которым предъявляются более строгие требования; добиваться чёткого выполнения условий и правил игры. Постепенно все дети вовлекаются в общие игры. Содержание подвижных игр усложняется и обновляется по мере усвоения движений детьми. Это, не меняя основного содержания и правил игры, повышает интерес детей, побуждает к самостоятельно- сти, творческой активности. Замечено, что если в течение недели проводить игру, не внося никаких изменений, то двигательная активность детей резко снижается и интерес падает.

        Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных особенностей детей.

        Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие. Также воспитателям рекомендуется влиять на выбор детьми упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример педагога.

        Немаловажное значение отводится физкультурно-массовым мероприятиям, где представлен активный отдых детей совместно со сверстниками или воспитан-никами соседней дошкольной организации. Это неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиада. В двигательный режим входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группыСФП, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений, игр, танцев) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольной организации, прогулки и походы).

  1. Формирование двигательных навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Выступление инструктора по физкультуре.

Формирование двигательных навыков необходимо для гармоничного развития ребёнка, его физического развития, координации движений, развития интереса к различным доступным ребёнку видам двигательной деятельности и положитель- ных нравственно-волевых черт личности.

        В процессе обучения правильным движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и поэтому целенаправленность действий, организованность, дисциплинированность, а всё это в совокупности содействует формированию всесторонне развитой личности.

        Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.

        Приобретённые ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положи- тельный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега.

        По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолевать их отрицательное взаимодействие.

        Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели.

        Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например, скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приёмов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.

        Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребёнка, педагог решает практические задачи обучения.

        Каждой стадии навыка соответствует определённый этап обучения:

1-й этап – начальное разучивание двигательного действия,

2-й этап – углублённое разучивание,

3-й этап – закрепление и совершенствование двигательного действия.

        На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребёнка с новыми двигательными действиями, созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные  анализаторные системы – зрительную, слуховую, двигательную; активизация сознания ребёнка, создание у него представления о целостном двигательном акте. В основном это осуществляет- ся в средней и старших группах дошкольной организации.

        Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребёнком.

  1. Формирование двигательных навыков у детей в семье (результаты анкетирования).

Выступление воспитателей ДОО.

С целью выявления отношения родителей к формированию двигательных навыков детей в семье была проведена анкета. Проведя анализ этих анкет, можно прийти к выводу, что во всех семьях в той или иной мере занимаются формированием двигательных навыков. Родители уже  с возраста 5 лет водят 18 %  детей детского сада в спортивные секции и танцевальные студии.

        Но только для 7 % детей родители являются личным примером в формиро- вании навыков здорового образа жизни (делают утреннюю зарядку, закаливающие процедуры, ежедневно гуляют на свежем воздухе и др.).

        Воспитатели делают пробный анализ анкет по каждой группе.

  1. Итоги тематической проверки.

Выступление старшего воспитателя ДОО.

  1. Принятие проекта решения педагогического совета.

                                                      ПРИЛОЖЕНИЯ

        Уважаемые родители!

        Просим принять участие в анкетировании на тему «Организация и эффективность работы по развитию двигательной активности детей в режиме ДОО».

        С целью дальнейшего планирования работы по данному направлению, пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий с вашей точкой зрения.

1. Количество детей в семье:

а) один,

б) два,

в) три,

г) более.

2. Вы занимаетесь физкультурой или спортом?

а) да,

б) нет,

в) иногда.

3. Соблюдает ли Ваш ребёнок дома правила личной гигиены?

а) да,

б) нет,

в) иногда.

4. Есть ли дома спортивный снаряд? Какой? (Укажите)

а) да,

б) нет.

5. Установлен ли для Вашего ребёнка режим дня?

А) да,

Б) нет,

В) иногда.

6. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?

А) да,

Б) нет,

В) иногда.

7. Гуляете ли вы с ребёнком после детского сада?

А) да,

Б) нет,

В) иногда.

8. Виды деятельности ребёнка после прихода из детского сада и в выходные дни (подчеркните):

А) подвижные игры,

Б) спортивные игры,

В) настольные игры,

Г) просмотр телепередач,

Д) конструирование,

Е) чтение книг.

9. Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребёнка ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физкультминуток и организация двигательного режима для детей с речевыми нарушениями

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что...

Консультация для родителей: «Роль физкультминуток и организация двигательного режима для детей с речевыми нарушениями»

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что...

Организация двигательного режима в ДОУ

Двигательный режим в нашем ДОУ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Оптимальная организация двигательного режима дошкольников

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №3Тема: Оптимальная организация двигательного режима дошкольников. Цель: Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства....

Оптимизация двигательного режима. Тема:"Организация двигательного режима дошкольников в течении дня".

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16032187","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"294","width":"643"}}]]...