"Физкультурно - оздоровительный проект" "Азбука Здоровья"
проект (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
Детский сад № 3 «Ивушка»
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Азбука Здоровья».
Воспитатель: Матиенко Елена Анатольевна
Место проведения: МБДОУ д/с №3 «Ивушка»
Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой
Тип проекта: долгосрочный.
Срок реализации: I этап 01.09.2015 г. – 31.08.2016. г.
II этап 01.09.2016 г. – 31.08.2017. г.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Проект реализуется через полную интеграцию физкультурно-оздоровительного развития с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к оздоровительной работе вместе с другими направлениями воспитания в ДОУ, что отвечает современным ФГТ к общеобразовательной программе.
1.3. ПРОБЛЕМА И АКТУАЛЬНОСТЬ
Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последнее время немало дошкольных учреждений работает по новым комплексным программам, но они к сожалению ограничиваются рамками физического воспитания, направленными главным образом на развитие у детей основных качеств движений. Зачастую и родители не прививают ребенку потребность в здоровом образе жизни. Однако этого не достаточно.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Физическая культура - потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им (культурно не оформленного) двигательного опыта.
Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения, в то же время более чем на половину – от его образа жизни.
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения:
- использование гибкого охранительного режима
- правильного рационального питания
- создание санитарно-гигиенических условий
- условий для закаливания
- оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей
- обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия
Проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения правильно организованной физкультурно-коррекционно-развивающей среды.
БЕЗ ДВИЖЕНИЯ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ВЫРАСТИ ЗДОРОВЫМ !
Так появилась необходимость введения в жизнь детей проекта «Азбука Здоровья».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
- создание психолого-педагогических условий для формирования эмоционального благополучия, бережного отношения к ребенку, уважение к индивидуальности и личности
- оптимизация режима двигательной активности детей путем усовершенствования организованных и самостоятельных форм функционально-оздоровительной деятельности детей
- систематизация мероприятий по организации двигательной активности детей
- формирование интегрированных связей между двигательной, интеллектуальной, коммуникативной способностями
- создание здоровьесберегающей среды
- воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие интереса к физической культуре и спорту.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития физических качеств нравственных основ личности накопление двигательного опыта, коррекция психомоторных нарушений
- создание условий для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности, на базе соблюдения охранительного режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической и экологической сред
- создание образовательных технологий образовательной физической культуры и их внедрение в образовательный процесс по физическому направлению
- использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня с учетом комплексно-тематического планирования
- организация интегрированных видов образовательной и игровой деятельности
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при усвоении
комплексного использования всех средств физического воспитания.
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:
- принцип разностороннего развития личности
активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения
- принцип гуманизации
физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей
- принцип индивидуальности
обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки
- принцип цикличности и систематичности
постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности
- принцип оздоровительный
обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности
- принцип взаимосвязи с семьей
соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка
- принцип активности детей
ФОРМЫ ПРОЕКТА:
1. Специально организованная деятельность
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов
- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т.д.)
- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями)
- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения
- оздоровительный бег, босохождение
- динамические паузы
- бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж)
- гимнастика пробуждения
- закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны)
- массаж
- рациональное питание
- психологическая поддержка
- прием детей на улице в теплое время года
- оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортплощадки, спортивных уголков в группах
2. Совместная деятельность с детьми
индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, походы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья
3. Самостоятельная деятельность детей
в спортивном уголке, на спортплощадке с использованием основных движений, схем наблюдения за поведением ребенка
4. Интеграция с другими образовательными областями
художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, музыка, труд, чтение художественной литературы, безопасность
5. Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы
совместная физкультурно-досуговая деятельность, наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки,), организация совместного активного отдыха, оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, посещение родителями режимных моментов, обогащение литературы по здоровому образу жизни, анкетировании.
Все формы работы позволят повысить двигательную активность детей
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
-подвижные игры, спортивные игры
- игровые упражнения, игровые задания
- гимнастика пальчиковая
- гимнастика для глаз
- прогулка
- утренняя гимнастика
- закаливание
- бодрящая гимнастика
- индивидуальная профилактическая работа
- свободная двигательная активность
Все проводится в игровой форме!
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Основными результатами внедрения проекта являются:
- в МБДОУ д/с №3 «Ивушка» созданы все условия для правильного физического развития детей
- имеется хорошая материально-техническая база (наличие оборудования спортзала, спортплощадка, здоровьесберегающие компоненты (сбалансированное питание, медицинский кабинет)
- соответствующее физическое развитие детей в группах
- активность детей, владение навыками здорового образа жизни, формирование основных движений, физических качеств
- появление у детей возможности активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
- показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости, двигательной активности и физической подготовленности, формирование личных качеств детей
- формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков
- дети знают большое количество упражнений, много подвижных игр, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик
- составление перспективно-тематического плана физкультурно-оздоровительной деятельности детей, конспектов утренних и бодрящих гимнастик
- составление картотек подвижных, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик, картотеки по основным движений
Большой эффект в реализации проекта
достигнут комплексным подходом к оздоровительной работе
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА:
- оздоровление детей через систему профилактических мероприятий;
- совершенствовать качества воспитательно-образовательного процесса по физической культуре путем интеграции разных направлений;
- ввести в образовательный процесс здоровьесберегающие принципы системы оздоровления детей современные педагогические технологии, инновации, методики;
- формировать потребность в ежедневной двигательной активности; навыки саморазвития и самоорганизации;
- побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить с доступными способами его укрепления;
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Система оздоровительной работы
в средней группе
Мероприятие | Время проведения | Периодичность | |
Утренняя гимнастика | Утром | Ежедневно | |
Прогулка и игры на воздухе | Утром и днем | Ежедневно | |
Точечный массаж | До завтрака | Ежедневно | |
Физкультминутки во время занятий | Во время занятий | Ежедневно | |
Физкультура в носках | 3 раза в неделю | ||
Умывание | После прогулки | Ежедневно | |
Гимнастика маленьких волшебников | Во время занятий | Ежедневно | |
Рижский метод закаливания | После дневного сна | 1 раз в месяц | |
Дыхательная гимнастика | Во время утренней зарядки, на физкультуре, на прогулке после сна | Ежедневно | |
Гимнастика после сна босиком в трусах и майках | После сна | Ежедневно | |
Выполнение режима проветривания помещения | По графику | Ежедневно | |
Выполнение оптимального двигательного режима | Ежедневно | ||
Полоскание полости рта кипяченой водой | После приема пищи | Ежедневно |
Утренняя гимнастика
Цель: утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.
Условия проведения. Длительность утренней гимнастики для детей 3—4 лет составляет 5— 6 минут. Утренняя гимнастика проводится в одно и тоже время. Комплекс утренней зарядки для детей проводится до еды, натощак. Лучше всего проводить ее на улице, однако, если время года не позволяет, то она проводится в хорошо проветренном помещении. Это позволяет совместить утреннюю зарядку для детей с закаливанием.
При выполнении упражнений контролируется точность и правильность выполнения движений детьми, ведь именно правильное выполнение упражнений является залогом правильного и гармоничного развития суставов. Также нельзя забывать о дыхании. Для повышения интереса комплекс утренней зарядки для детей выполняется под музыку. Кроме того, сложность упражнений, включаемых в утреннюю гимнастику, растет соответственно физическому развитию и уровню подготовки детей.
Прогулка и игры на воздухе
Цель: пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус
Точечный массаж
Точечный массаж — метод рефлекторной терапии, областью воздействия которой являются точки акупунктуры, а способом воздействия — руки.
Достоинства точечного массажа
Нажатие на правильно выбранные биологически активные точки (БАТ) освобождает от многих недугов. Точечный массаж является надежным, безопасным и действенным средством против боли, причем без появления каких-либо побочных действий. Воздействие на БАТ способно повлиять на состояние всех органов. Дополнительно оно помогает при многих повседневных недомоганиях, способствует улучшению самочувствия, поднимает общий тонус организма и улучшает настроение.
Действие точечного массажа
Точечный массаж усиливает кровоснабжение, регулирует деятельность желез внутренней секреции, уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение. В то же время воздействие на БАТ может стимулировать или успокаивать вегетативную нервную систему.
ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ.
Данная игра является фрагментом авторского комплекса "Гимнастика маленьких волшебников", включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомассажем.
Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.
При проведении "Гимнастики маленьких волшебников" происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но ребенок здесь не просто "работает" - он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.
Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношению к собственному телу.
Физкультминутки во время занятий
Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но опыт показал, что введение ее в режим дня детей разных возрастных групп дает положительные результаты. Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Использование физических упражнений, направленных на предупреждение простудных заболеваний, улучшение функций верхних дыхательных путей, мы рекомендуем применять во всех группах.
Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.
Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетании звуков (ах, ох, ух). Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме. Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
Полоскание полости рта кипяченой водой
Большое внимание в обучении гигиене необходимо уделять полосканиям полости рта для удаления остатков пищи после ее приема.
Каждый прием пищи должен завершаться полосканием. Полоскания должны сопровождаться энергичными движениями мимической и жевательной мускулатуры в течение 0,5-1 мин.
Рижский метод закаливания
На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.
Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.
Некоторые приёмы закаливания
1. Обширное умывание.
Обширное умывание, как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Рекомендуется проводить после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
2. Сон без маечек.
Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
3. Сухое растирание.
После утренней гимнастики, физкультурного занятия, во время гимнастики после сна воспитатель надевает на руку махровую рукавичку и растирает ребёнка. Затем варежка сбрасывается в специальную ёмкость и сдаётся в стирку.
Хождение босиком
Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.
Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна
Максимально используя свободную площадь групповой комнаты, мы создали оптимальную гигиеническую обстановку, предусматривающую осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями здоровья детей.
Основная цель гимнастики после сна – поднять настроение и мышечный тонус ребенка, а также обеспечить профилактику нарушения осанки. Настроение детей зависит от того, как они выспались и от эмоциональной обстановки, которую мы создаем в группе. Создание положительного эмоционального фона является мощным фактором формирования мотивации к здоровому образу жизни, физическому и психическому раскрепощению детей.
В основе подбора комплекса гимнастики после дневного сна лежит имеющийся у детей двигательный опыт и состоит этот опыт из нескольких частей.
План оздоровительной работы
на 2015-2016 учебный год в средней группе.
месяц | Виды оздоровительной деятельности | Содержание работы | Сроки проведения |
сентябрь | 1.Физ. культура. | 2р. в неделю | |
2.Физ. культура на воздухе. | 1р.в неделю | ||
3.Утренняя гимнастика. | «Ты, да я, да мы с тобой», «Вместе с зайкой». | ежедневно | |
4.Гимнастика после дневного сна: | «Мы проснулись». «Весёлый котёнок». | ежедневно | |
5.Дыхательная гимнастика: | «Надуть щеки», «Ветер и листья». | ежедневно во время проведения режимных моментов | |
6.Гимнастика для глаз. | «Пчела — оса», «Маятник». | ежедневно | |
7.Подвижные игры. | «Пробеги тихо», «Кот и мыши», «Самолеты», «Совушка», «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Жмурки», «Удочка», «Кто скорее добежит до флажка», «Кто скорее соберет», «Зайцы и волк», «Замри», «Пчелки», «Прятки», «Жуки», «День и ночь», «Цветные автомобили», «Грибник», «Найди себе пару», «Зайчик Серенький сидит», «Цветы и стрекозы». | ежедневно | |
8.Самомассаж. |
| ежедневно | |
9.Закаливание. |
| ежедневно ежедневно на прогулке с апреля по октябрь ежедневно после дневного сна в течение дня в течение дня ежедневно в течение дня | |
месяц | Виды оздоровительной деятельности | Содержание работы | Сроки проведения |
октябрь | 1.Физ. культура. | 2р. в неделю | |
2.Физ. культура на воздухе. | 1р.в неделю | ||
3.Утренняя гимнастика. | «Осень – золотая пора», «Топ, топ, по паркету». | ежедневно | |
4.Гимнастика после дневного сна. | «Бабочка». « Прогулка по морю». | ежедневно | |
5.Дыхательная гимнастика. | «Подуй на одуванчик», «Мышка принюхивается». | ежедневно во время проведения режимных моментов | |
6.Гимнастика для глаз. | «Далеко-близко», «Рисуем». | ежедневно | |
7.Оздоровительные паузы |
| ежедневно | |
8.Подвижные игры. | «Догони мяч», «Самолеты», «Бездомный заяц», «Ловишки», «Что происходит в природе», «Жмурки с колокольчиком», «Замри», «Жадный кот», «Воробушки», «Зайцы и медведи», «Зайцы и волк», «Найди себе пару», «Лягушки», «Кот на крыше», «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем», «Улиточка», «Повар», «Песенка стрекозы», «Большой мяч», «Мячик кверху», «Угадай и догони». | ежедневно | |
9.Самомассаж. |
| ежедневно | |
10.Закаливание. |
| ежедневно ежедневно на прогулке с апреля по октябрь ежедневно после дневного сна в течение дня в течение дня ежедневно в течение дня | |
месяц | Виды оздоровительной деятельности |
Содержание работы | Сроки проведения |
ноябрь | 1.Физ. культура. | 2р. в неделю | |
2.Физ. культура на воздухе. | 1р.в неделю | ||
3.Утренняя гимнастика: | «Зверобика», «Птичий рынок». | ежедневно | |
5.Гимнастика после дневного сна. | «Пробуждение солнышка». «Прогулка в лес». | ежедневно | |
6.Дыхательная гимнастика. | «Аромат цветов», «Эхо». | ежедневно во время проведения режимных моментов | |
7.Гимнастика для глаз. | «Вправо-влево смотрит кошка», «Рисуем цифры глазами». | ежедневно | |
8.Оздоровительные паузы |
Головой они крутили», «На болоте две подружки, «Вышли уточки на луг», «Скачут побегайчики», «Мишка лапки подними. | ежедневно | |
10.Подвижные игры. | «Солнечный зайчик», «Пузырь», «Кот на крыше», «Жадный кот», «Улиточка», «Жмурки с колокольчиком», «Зайка беленький сидит», «Через ручеек», «Мячик кверху», «Узнай и догони», «Зайцы и медведи», «Пчелки и ласточки», «Угадай и догони», «Догони свою тень», «Охотник и зайцы», «Воробушки и кот», «Зайцы и волк», «Огуречик, огуречик...», «Ловишка, бери ленту», «Ловишки», «Лисичка и курочка», «К названному дереву беги», «Дети и волк», «Жил у бабушки козел», «Золотые ворота». | ежедневно | |
11.Физкультурные досуговые мероприятия | Спортивное развлечение с родителями: «Олимпиада у зверей». | 1р. в месяц | |
12.Самомассаж. |
| ежедневно | |
13.Закаливание. |
| ежедневно ежедневно на прогулке с апреля по октябрь ежедневно после дневного сна в течение дня в течение дня ежедневно в течение дня |
месяц | Виды оздоровительной деятельности | Содержание работы | Сроки проведения |
декабрь | 1.Физ. культура. | 2р. в неделю | |
2.Физ. культура на воздухе. | 1р.в неделю | ||
3.Утренняя гимнастика: | «На дворе у нас мороз», «Физкульт-ура!». | ежедневно | |
4.Гимнастика после дневного сна. | «Лесные приключения». «Дождик». | ежедневно | |
5.Дыхательная гимнастика. | «Осы», «Синьор-помидор». | ежедневно во время проведения режимных моментов | |
6.Гимнастика для глаз. | «Вверх ты руку подними, на нее ты посмотри…», «Солнышко и тучки». | ежедневно | |
7.Оздоровительные паузы |
«Снежная баба, «Снеговик, «Художник-невидимка». | ежедневно | |
8.Подвижные игры. | «Пробеги тихо», «Кот и мыши», «Цветные автомобили», «Бездомный заяц», «Птички и кошка», «Охотники и зайцы», «Зайцы и волк, «Найди себе пару», «Птицы и автомобиль», «Дети и волк», «Лягушки», «Улиточка», «Пузырь», «Мышеловка», «Воробушки», «Лисички и курочки», «Угадай и догони», «Пчелки и ласточки», «Зимующие и перелетные птицы», «Зайцы и медведи», «Пчелки и ласточки», «Гуси – лебеди», «Стадо», «У медведя во бору» | ежедневно | |
9.Самомассаж. |
| ежедневно | |
10.Закаливание. |
| ежедневно ежедневно на прогулке с апреля по октябрь ежедневно после дневного сна в течение дня в течение дня ежедневно в течение дня |
месяц | Виды оздоровительной деятельности | Содержание работы | Сроки проведения | |
январь | 1.Физ. культура. | 2р. в неделю | ||
2.Физ. культура на воздухе. | 1р.в неделю | |||
3.Утренняя гимнастика: | «На прогулке», «Слушай сказочный народ». | ежедневно | ||
4.Гимнастика после дневного сна. | «Путешествие снежинки». «Прогулка». | ежедневно | ||
5.Дыхательная гимнастика. | «Насосы», «Надуем цветные шарики». | ежедневно во время проведения режимных моментов | ||
6.Гимнастика для глаз. | «Вверх снежинку подними», «Восьмерки». | ежедневно | ||
7.Оздоровительные паузы |
На дворе гуляют дети», | ежедневно | ||
8.Подвижные игры. | «Хохлатка», «Сороконожка». «Пустое место», «Зайцы и медведи», «Лисички и курочки», «Угадай и догони», «Лохматый пес»,«Кот на крыше», «Воробышки», «Совушка», «Самолеты», «Бездомный заяц», «Охотник и зайцы», «Мы веселые ребята», «Зайцы и волк», «Лягушки», «Пузырь «Найди, о чем я расскажу», | ежедневно | ||
9.Самомассаж. |
| ежедневно | ||
10.Закаливание. |
| ежедневно ежедневно на прогулке с апреля по октябрь ежедневно после дневного сна в течение дня в течение дня ежедневно в течение дня | ||
месяц | Виды оздоровительной деятельности | Содержание работы | Сроки проведения | |
февраль | 1.Физ. культура. | 2р. в неделю | ||
2.Физ. культура на воздухе. | 1р.в неделю | |||
3.Утренняя гимнастика: | «Укрепляем руки», «Вместе весело шагать по просторам». | ежедневно | ||
4.Гимнастика после дневного сна. | «Ветерок». «Неболейка». | ежедневно | ||
5.Дыхательная гимнастика. | «Пожалеем Мишку», «Шарик мой воздушный». | ежедневно во время проведения режимных моментов | ||
6.Гимнастика для глаз. | «Маятник», «Поморгаем глазами». | ежедневно | ||
7.Оздоровительные паузы |
«Наши пальцы».
Да ноженьку сломала «Умывалочка», «Колобок» | ежедневно | ||
8.Подвижные игры. | «Зайцы и волк», «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике», «Охотники и зайцы», «Птички и кошка», «Ловишки», «Дети и волк», «Найди себе пару», «Воробышки и кот», «Совушка», «Прятки», «Улиточка», «Мы веселые ребята», «Утка и селезень», «Зайцы и медведи», «День и ночь», «Гуси – лебеди», «Лиса в курятнике», «Волк и гуси» | ежедневно | ||
9.Самомассаж. |
| ежедневно | ||
10.Закаливание. |
| ежедневно ежедневно на прогулке с апреля по октябрь ежедневно после дневного сна в течение дня в течение дня ежедневно в течение дня |
месяц | Виды оздоровительной деятельности |
Содержание работы | Сроки проведения |
март | 1.Физ. культура. | 2р. в неделю | |
2.Физ. культура на воздухе. | 1р.в неделю | ||
3.Утренняя гимнастика: | « Потанцуем мама», «Строим скворечники». | ежедневно | |
4.Гимнастика после дневного сна. | «Лесные приключения». «Я на солнышке лежу». | ежедневно | |
5.Дыхательная гимнастика. | «Вдох через нос поочередно через правую затем левую ноздрю», «Подуй на пальцы». | ежедневно во время проведения режимных моментов | |
6.Гимнастика для глаз. | «Оса», «Далеко – близко». | ежедневно | |
7.Оздоровительные паузы |
На небе выглянуло солнышко».
Лесом и зеленым лугом», «Птицы». | ежедневно | |
8.Подвижные игры. | «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Самолеты», «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц», «Лягушки», «Зайцы и волк», «Охотник и зайцы», «Котята и щенята», «Мышеловка», «Ловишки», «Замри», «Дети и волк», «Пузырь», «К названному дереву беги», «Через ручеек». «Дрема» | ежедневно | |
9.Самомассаж. |
| ежедневно | |
10.Закаливание. |
| ежедневно ежедневно на прогулке с апреля по октябрь ежедневно после дневного сна в течение дня в течение дня ежедневно в течение дня |
месяц | Виды оздоровительной деятельности |
Содержание работы | Сроки проведения |
апрель | 1.Физ. культура. | 2р. в неделю | |
2.Физ. культура на воздухе. | 1р.в неделю | ||
3.Утренняя гимнастика: | «Полет к звездам», Сюжетная гимнастика «Кошкин дом». | ежедневно | |
4.Гимнастика после дневного сна. | «Лесные приключения». «Поездка». | ежедневно | |
5.Дыхательная гимнастика. | «Деревья шумят», «Подуй на пальцы». | ежедневно во время проведения режимных моментов | |
6.Гимнастика для глаз. | «Далеко-близко», «Солнышко и тучка». | ежедневно | |
7.Оздоровительные паузы |
| ежедневно | |
8.Подвижные игры. | «Солнышко и дождик», «Лягушки», «Пузырь», «Песенка стрекозы», «Что мы видели, не скажем», «Зимующие и перелетные птицы», «Кот на крыше», «Жуки», «Жадный кот», «Найди себе пару», «Утка и селезень», «Повар», «Серый волк», «По болоту Петр шел», «Горелки», «Лиса и зайцы», «Барашек», «Птички и дождик». | ежедневно | |
9.Самомассаж. |
| ежедневно | |
10.Закаливание. |
| ежедневно ежедневно на прогулке с апреля по октябрь ежедневно после дневного сна в течение дня в течение дня ежедневно в течение дня |
месяц | Виды оздоровительной деятельности | Содержание работы | Сроки проведения |
май | 1.Физ. культура. | 2р. в неделю | |
2.Физ. культура на воздухе. | 1р.в неделю | ||
3.Утренняя гимнастика: | Сюжетная гимнастика «Мы едем, едем, едем», «Веселая зарядка». | ежедневно | |
4.Гимнастика после дневного сна. | «Заинька – зайчишка». «Жук». | ежедневно | |
5.Дыхательная гимнастика. | «Аромат цветов», «Осы». | ежедневно во время проведения режимных моментов | |
6.Гимнастика для глаз. | «Оса – пчела», «Восьмерки». | ежедневно | |
7.Оздоровительные паузы |
| ежедневно | |
8.Подвижные игры. | «Мячик кверху», «Бездомный заяц», «Кот на крыше», «Охота на зайцев», «Жадный кот», «Капуста», «Пчелки и ласточка», «Журавль и лягушки», «Воробушки», «Жуки», «Кот Васька», «Жмурки с колокольчиком», «Через ручеек», «Мы веселые ребята», «Сокол и голуби», «Волк и овцы». | ежедневно | |
9.Самомассаж. |
| ежедневно | |
10.Закаливание. |
| ежедневно ежедневно на прогулке с апреля по октябрь ежедневно после дневного сна в течение дня в течение дня ежедневно в течение дня |
Формы оздоровительных мероприятий в летний период
Формы работы | Условия организации | |||
место | время | Продолжительность в группе (мин.) | ответственные | |
Утренняя гимнастика | на воздухе | ежедневно перед завтраком | средняя - 10 | Воспитатели |
Занятия по физической культуре | на воздухе | 2 раза в неделю, в часы наименьшей инсоляции (до наступления жары или после ее спада) | Средняя - 20 | Воспитатели |
Подвижные игры: сюжетные, не сюжетные с элементами соревнований; дворовые, народные, с элементами спорта (футбол, баскетбол) | на воздухе | ежедневно, в часы наименьшей инсоляции | Для всех возрастных групп - 20мин. | Воспитатели |
Двигательные разминки: упражнения на развитие мелкой моторики, ритмические движения, упражнения на внимание и координацию движений, упражнения в равновесии, упражнения для активизации работы глазных мышц, гимнастика расслабления, упражнения на формирование правильной осанки, упражнения на формирование свода стопы. | на воздухе | ежедневно, | средняя - 10 | Воспитатели |
Элементы видов спорта, спортивные упражнения на формирование свода стопы | на воздухе | ежедневно, | средняя – 10 | Воспитатели |
Гимнастика пробуждения: гимнастика сюжетно-игрового характера «Сон ушел. Пора вставать. Ножки, ручки всем размять». | Спальня | Ежедневно, после дневного сна | Для всех возрастных групп 3 - 5мин. | Воспитатели |
Упражнения после дневного сна: с предметами и без предметов, на формирование свода стопы, сюжетные или игровые. | Спальня или групповое помещение с доступом свежего воздуха | Ежедневно, после дневного сна | Для всех возрастных групп 7- 10мин. | Воспитатели |
Приложение:
КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ПОД МУЗЫКУ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Комплекс 1
- Построение в колонну по одному с погремушкой в руках. Остановиться, поднять погремушку вверх и позвенеть ею.
- Бег в рассыпную, звеня погремушкой, притопы на месте поочерёдно правой и левой ногой, спрятав погремушку за спину. Повторить 2 раза.
- Ходьба и построение в три колонны (без музыки).
- И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки с погремушками вдоль туловища. Поднять руки в стороны, погреметь погремушками, опустить вниз. Повторить 5-6 раз.
- И. п.: сидя на полу, скрестив ноги. Повернуться влево – назад и левой рукой положить сзади себя погремушку, вернуться в исходное положение, затем этой же рукой взять погремушку и вернуться в исходное положение. То же выполнить правой рукой. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
- И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Наклоны вперёд – вниз и погреметь погремушкой, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
- И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно подтягивать к туловищу ноги, согнутые в коленях, и постучать погремушкой по колену, сказать: «Тук-тук». Повторить 4-5 раз (без музыки).
- «Лошадки» – прямой галоп.
- Ходьба.
Комплекс 2
- Построение и ходьба в колонне по одному вперёд и назад.
- Ходить, высоко поднимая согнутые в коленях ноги.
- Ходьба и построение в три колонны.
- И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Качание рук вперёд – назад. Повторить 5-6 раз.
- И. п.: сидя на полу, скрестив ноги, руки на поясе. Повернуться вправо, сказать: «Тик», вернуться в исходное положение (воспитатель в это время говорит «Так»). То же выполнить влево. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
- И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. «Бьют часы» – наклониться вперёд – вниз, сгибая ноги в коленях, сказать «Бом», вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
- И. п.: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Сесть, опираясь об пол руками, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз
- «Мячики прыгают, мячики покатились» – подпрыгивание на месте и бег в прямом направлении.
- Ходьба.
Комплекс 3
- Ходьба в колонне по одному и бег врассыпную. По окончании музыки построиться в колонну. Повторить 2-3 раза.
- Ходьба на внешней стороне стоп. Построиться в круг с флажками.
- И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки с флажками поднять в стороны. «Сигнальщики» – качание рук, скрещивание их перед собой, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
- И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Наклониться вправо, постараться достать флажком пол, вернуться в исходное положение. То же сделать влево. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.
- И. п.: сидя на полу, ноги врозь, руки с флажками перед собой. Наклониться вперёд – вниз, дотянуться флажками до носков ног, выпрямиться. Повторить 5-6 раз.
- И. п.: лежа на спине, руки с флажками вдоль туловища. Подтянуть левую согнутую ногу к груди, поставить левой рукой на колено флажок и подуть на него, вернуться в исходное положение. То же выполнить правой ногой. Повторить 4-5 раз каждой ногой.
- Подпрыгивание на месте и бег врассыпную.
- Ходьба.
Комплекс 4
- Ходьба в колонне по одному вперёд и назад.
- Прыжки на двух ногах с последующим бегом. Повторить 2 раз.
- Ходьба, построение в звенья.
- И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Раскачивание рук вперёд – назад, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
- И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Наклоны корпуса вправо и влево, наклоняясь, говорить: «Ш-ш-ш». Повторить по 4 раза в каждую сторону.
- И. п.: стать прямо, ноги на ширине плеч, руки спрятать за спину. Наклониться вперёд, посмотреть перед собой, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
- И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. «Жуки» – свободное движение рук и ног, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
- Ходьба.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ |
|
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ |
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
|
Прогулка и игры на улице.
На одной ножке по дорожке
Дети встают на краю площадки. Им предлагается допрыгать до средины площадки на правой ноге (3-4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на левой ноге.
Ловишки на одной ноге
Выбирают ловишку. По сигналу воспитателя: «раз, два, три! Лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишки их ловят, дотрагиваясь рукой. Пойманные отходят в сторону. Игра повторяется 3-4 раза. Нельзя ловить того, кто успел вовремя встать на одну ногу и обхватить руками колено. Когда будет поймано 3-4 ребёнка, выбирается новый ловишка.
Салки на одной ноге
Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий обходит их всех и незаметно одному в руки кладёт платочек. На счёт «Раз, два. Три! Смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребёнок с платком неожиданно поднимает его верх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Того, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова «Я салка!» Игра повторяется.
Правила: можно прыгать поочерёдно на правой, левой ноге; Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги; салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге.
Два Мороза
На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я – Мороз Красный Нос,
Я – Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
И начинают перебегать из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удаётся поймать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженным окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Светофор
Изготовляются кружки (диаметр 10 см) красного, зелёного и жёлтого цвета, которые прикрепляются к палочкам. Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на жёлтый – встают, на зелёный – маршируют на месте.
Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный – все стоят на месте, жёлтый – продвигаются в присяде, зелёный – прыгают на носках.
За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберёт меньше штрафных очков.
Третий лишний
Играющие распределяются по парам и, взявшись за руки, идут по кругу. Дистанция между парами не менее четырёх шагов. Два игрока, назначенные воспитателем, бегают в любом направлении (разрешается пересекать круг). Один из них, убегающий, может пристроиться к любой паре. Для этого он должен подбежать к ней справа или слева и взять за руку крайнего. Игрок, оказавшийся третьим лишним (с другой стороны) убегает от водящего. Правилами предусматривается смена водящего, если он осалил убегающего.
Пять имён (игра малой подвижности)
Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся перед двумя линиями. По сигналу они должны пройти вперёд (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики – имена девочек, девочки – имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имён.
Можно назвать пять других слов (по темам: животные, растения, предметы домашнего обихода и т.п.). Таких слов множество, а подобрать 5 слов и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.
ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ.
I. Потягивание
И. п.- из позиции лежа на спине.
1. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: "ид-д-да-а-а".
Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела (происходит прочистка левого энергетического канала).
2. Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука - вверх, вдоль туловища - вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится "пин-гал-ла-а".
Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц правой стороны тела (происходит прочистка правого энергетического канала).
3. Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки -вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести "су-шум-м-м-на".
Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление (прочистка центрального энергетического канала).
II. Массаж живота
И. п. - лежа на животе.
1. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.
Цель: улучшить работу кишечника
палочкой проверяет готовность теста.
Цель: воздействие на сигмовидную кишку и нормализация стула.
III. Массаж грудной области
И. п. - сидя по-турецки.
1. Поглаживание области грудной клетки со словами: "Я милая, чудесная, прекрасная".
Цель: воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя.
2. "Заводим машину". Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком "ж-ж-ж-ж". Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.
3. Сняв все пальцы с грудины со звуком "пи-и-и", нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал - "машина завелась").
Цель: воздействовать на биоактивные точки грудного отдела, почувствовать радость от звукового сопровождения.
IV. Массаж шеи
И. п. - сидя по-турецки.
1. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.
4. Представив, что у него красивая лебединая шея, любуется ею, как будто она отражается в зеркале.
Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости прекрасной лебединой шеи.
V. Массаж ушных раковин
И. п. - сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона.
1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
2. Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).
3. Нажимает на мочки ушей ("вешает на них красивые сережки").
4. Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).
5. С усилием "примазывает глину" вокруг ушных раковин - проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см.
Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.
VI. Массаж головы
1. Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4. "Догонялки": сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, "бегает" по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг Друга.
5. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его "прическа самая красивая на конкурсе причесок".
Цель: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
VII. Массаж лица
Лепит красивое лицо.
1. Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
2. Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.
3. С усилием, надавливая, рисует желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.
4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.
Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица. Выработка умения управлять мимикой.
. Массаж рук
1. "Моют" кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.
Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, внутренней радости.
4. Трут "мочалкой" всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; "смывают водичкой мыло", ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и "стряхивают воду".
Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.
Игра "Солнечные зайчики"
Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнышку, представляя, как добрая сила вливается в них.
Цель: ощутить внутреннюю радость.
Игра "Птичка"
1. Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, - руки напряжены и с усилием двигаются то влево, то вправо.
Цель: воздействие на грудные железы помогает предотвратить образование мастопатии.
2. "Птичка вырвалась на свободу". Тело в расслабленном состоянии, руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются.
Манипуляция руками в свободном парении - в зависимости от фантазии ребенка.
Цель: почувствовать радость освобождения и полета.
X. Массаж ног
И. п. - сидя по-турецки.
1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Словно вбивая пожелания, говорит: "Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!.." То же - с правой ногой.
2. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра. Делает пассовые движения поочередно над каждой ногой, "надевает" воображаемый чулок, затем "снимает его и сбрасывает", встряхивая руки.
Цель: воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног.
Игра "Покачай малышку"
Ребенок прижимает к груди стопу ноги, укачивает "малышку", касается лбом колена, стопы, поднимает "малышку" выше головы, делает вращательные движения вокруг лица.
Цель: развитие гибкости суставов, ощущение радости от гармоничного движения ног
Физкультура во время занятий:
Физкультминутка. Головой качает слон
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Физкультминутка. А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Физкультминутка. Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
Физкультминутка. А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Физкультминутка. Ёжик
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Ёлочка
У маленьких детишек ёлочка большая.
Огоньками и шариками ёлочка сверкает.
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши.)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи.)
Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой, (Грозят пальчиком.)
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши.)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи.)
Физкультминутка. Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Физкультминутка. Белки
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)
Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
Комплекс дыхательной гимнастики
"Ладошки"
Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны!
Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха.
Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа.
В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов- движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).
"Погончики"
И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа.
"Насос" ("Накачивание шины")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните! "Накачивать шину" нужно в темпоритме строевого шага.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Насос" можно делать стоя и сидя.
Ограничения: при травмах головы и позвоночника; при многолетних радикулитах и остеохондрозах; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, почках и мочевом пузыре не кланяйтесь низко. Поклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот, но не открывая его широко.
Упражнение "Насос" очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.
"Кошка" ("Приседание с поворотом")
И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Кошка" можно делать также сидя на стуле и лежа в постели (в тяжелом состоянии).
"Обними плечи" (вдох на сжатии грудной клетки)
И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встерчного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Обними плечи" можно делать также сидя и лежа.
Ограничения: сердечникам с ишемической болезнью сердца (ИБС), врожденными пороками, перенесенным инфарктом в первую неделю тренировок не делать упражнение "Обними плечи". Начинать его нужно со второй недели вместе с другими упражнениями стрельниковской гимнастики. В тяжелом состоянии нужно делать подряд не по 8 вдохов-движений, а по 4 вдоха-движения или даже по 2, затем отдых 3-5 секунд и снова 2 или 4вдоха-движения.
Женщинам начиная с шестого месяца беременности в упражнении "Обними плечи" голову назад не откидывать, выполнять упражнение только руками, стоя ровно и смотря прямо перед собой.
"Ушки" ("Ай-ай")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как бы мысленно говорите кому-то: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. Это упражнение напоминает "китайского болванчика".
Помните! Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот).
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Ограничения: при травмах головы, вегетососудистой дистонии, эпилепсии; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника не делайте резких движений головой в упражнениях "Повороты головы", "Ушки" и "Маятник головой". Поворачивайте голову чуть-чуть, но обязательно шумно "шмыгайте" носом. Делать эти упражнения можно сидя, а "Повороты головы" и "Ушки" можно даже лежа.
Использование потешек при обширном умывании
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Чистая водичка.
***
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам, стыд и срам!
***
Знаем, знаем, да, да, да,
Где ты прячешься вода,
Выходи водица вся –
Ребята будут мыться.
***
Раз – обмоем кисть руки,
Два – с другого повтори,
Три – до локтя помочили,
Четыре – с другого повторили,
Пять – по шее провели,
Шесть – смелее по груди,
Семь – лицо свое обмоем,
Восемь – с рук усталость смоем,
Девять – воду отжимай,
Десять – сухо вытирай.
***
Раз- обмоем кисть руки,
Два – с другою повтори.
Три – до локтя намочили,
Четыре – с другою повторили.
Пять – по шее провели,
Шесть – смелее по груди.
Семь – лицо свое обмоем,
Восемь – с рук усталость смоем.
Девять – воду отжимай,
Десять – сухо вытирай.
Гимнастика после дневного сна.
Выполняется под стихотворное сопровождение соответственно комплексам, расписанным по месяцам.
1 часть. Подъем (4 минуты)
Под легкую спокойную музыку дети постепенно просыпаются и выполняют точечный массаж, который способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется с целью улучшения протекания нервных процессов у детей путем воздействия на некоторые активные точки.
Массаж лица
Цель - предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица. Выработка умения управлять мимикой.
Массаж рук
Цель - оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, внутренней радости.
Массаж ног
Цель: воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног.
2 часть. Гимнастика, лежа в кроватях (3 минуты)
Под легкую спокойную музыку дети, лежа в кроватях, выполняют движения соответственно словам.
Цель - направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног. Главное правило – исключить резкие движения. Длительность гимнастики в постели 2-3мин.
3 часть. Ходьба по массажным коврикам (3-4 минуты)
Ходьба по массажным коврикам различной конфигурации с нашитыми пуговицами. Коврики имеют различную форму, что положительно влияет на настроение и эмоциональное состояние ребенка.
2 раза в неделю «Рижский метод закаливания».
Цель – закаливание детского организма.
4 часть. Обширное умывание холодной водой (3 минуты)
Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается махровой салфеткой или полотенцем;
5 часть. Полосканиям полости рта (2 минуты)
Полоскания сопровождаются энергичными движениями мимической и жевательной мускулатуры.
- консультации («Роль физкультуры в повседневной жизни», «Значение совместных подвижных игр с детьми»),
- участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья, «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семейные старты»,
- участие.
Список литературы:
Асташина М.П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб.-метод. пособие /М.П.Асташина. – Омск, 2002
Воротникина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М.: Энас, 2006
Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей детского сада. Москва 2003.
Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры. –Волгоград.: Учитель, 2007
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т.С. Яколева, 2006 г /
- Развивающая педагогика оздоровления /В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егоров – М., Линка-пресс, 2000 г./
- Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, коммуникативного. Росту здоровым [текс] программ. Методическое пособие для дошкольников образовательных учреждений /В.И. Зимонина – М, ВЛАДОС, 2003 г./
- Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ /М.А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2000 г./
- «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В. Гаврючина
6. ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ
http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productld/50722/
http://www.dissercat.com/content/razvitie-dvigatelnykh-sposobnostei-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-modeliro
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-оздоровительный проект "Растем здоровыми" для детей 5-7 лет
Проект информационно-практико-ориентированный. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта:дети 5-7 лет....
Физкультурно-оздоровительный проект «Радуга здоровья»
Физкультурно-оздоровительный проект «Радуга здоровья». Тип : долгосрочный...
Физкультурно-оздоровительный проект «Жить здоровым – здорово!»
Цель проекта:- формирование привычки к здоровому образу жизни детей .- привлечение родителей к формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышения знаний о культур...
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ!»
Проект разработан инструкторами по физкультуре Беспоясной Ю.А. и Галкиной Н.И. и прошел под девизом " В здоровом теле - здоровый дух!".Тип проекта краткосрочный.Проект проведен в рамках "Недели здоров...
Оздоровительный проект "Азбука здоровья"
Проект "Азбука здоровья" для детей старшего дошкольного возраста....
Физкультурно-оздоровительный проект: «Азбука здоровья»
Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольнико...
Физкультурно-оздоровительный проект «Азбука здоровья»
Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у ребенка основ двигательной культуры, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно-гигиенических норм, потребности получ...