Двигательная активность детей зимой на прогулке
консультация на тему

Сулимова Любовь Сергеевна

консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_kazhdoy_progulke_reshaetsya.doc867.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, лыжах или коньках, спуски с ледяных горок. Именно на положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются функциональные резервные возможности организма, вовлекаются в работу разнообразные мышцы.

На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации двигательной активности детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий. В общей подвижной игре для детей с разной подвижностью важно обеспечить высокую двигательную активность и совершенствовать движения и физические качества. При этом широко использовать пространство площадки, развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы.
Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Например, зимой между деревьями и на веранде можно развешать надувные шары, снежинки и флажки разнообразной конфигурации; по краям дорожек протянуть яркие шнуры и ленты; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене веранды прикрепить бубен. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит. На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для катания на санках (например, от калитки до веранды), сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов (от веранды до конца участка и далее до веранды) с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие – каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т. д.) На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации – извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от снеговика к трем сказочным медведям, а от них – к матрешкам и т. д. На участке должна быть снежная горка (желательно в виде большой черепахи, кита и т. п.), с которой дети будут съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения:

-бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).

Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, легкую, не сковывающую движений одежду. Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно.

В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. В зимнее время на прогулке проводятся и подвижные игры. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если на улице холодно, сыро, то такую игру надо организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей). Взрослый может также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.

Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом план должен включать игры

  • малоподвижные;
  • игры средней активности;
  • игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме этого организуются игры:

  • забавы
  • аттракционы
  • игры-эстафеты
  • сюжетные подвижные игры
  • игры с элементами спорта
  • бессюжетные подвижные игры
  • народные игры
  • хороводные
  • спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).

Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

 Как сделать обычную прогулку радостным событием в режиме дня ребенка дошкольника? Для этого важно было найти вспомогательные средства, которые позволят создать и скорректировать настроение и поведение ребенка, его отношение к движениям. Что же это за средства? Это снежные постройки на участках. Для того чтобы вдохновить педагогов на создание сюжетных снежных построек на участках детского сада следует организовать смотр-конкурс «Зимняя сказка».

         

План работы по созданию снежных построек.

1. Разработка эскиза и дизайна участка.

2. Разработка требований к постройкам из снега.

3. Подготовка материалов и оборудования для создания построек.

4. Определить группы фигур: для равновесия, прыжков, метания, подлезания, скольжения.

5. Формирование строительных бригад с привлечением родителей; Распределение функций между членами бригады.

Требования к постройкам:

- они должны способствовать физическому и эстетическому развитию детей;

- быть относительно легкими в изготовлении и достаточно крепкими;

- соответствовать требованиям безопасности и возрасту детей;

Подготовка материалов и оборудования заключается в том, чтобы, проанализировав эскизы построек, подобрать заранее всё необходимое. Можно использовать весь имеющийся инвентарь для игр с песком - совочки, лопатки, ведёрки, тазы, формочки. При подборе материала необходимо учитывать то, для чего будет предназначена постройка. Если, например, в снежной постройке необходимо сделать перекрытие, то для его укрепления можно использовать доски, также можно использовать каркасы из деревянных брусков, доски -планки соответствующих размеров и пропорций и тогда постройки получаются прочными и гладкими. Для вырезывания крупных деталей, необходима штыковая лопата, для мелких – детские лопатки, строительные металлические шпателя. Выпуклые части можно изготовить из «снежного теста» способом налепа.

Также необходимо приготовить различные формочки для изготовления цветных льдинок, небольшие мисочки, тазы для изготовления заготовок для шляпок грибов, туловища животных или частей тела человека. Во время строительства снежных фигур также необходимы лейки, вёдра, кисти, шерстяные и резиновые перчатки, ткань для украшения, краски. Краски можно использовать натуральные: сок свеклы, отвар шелухи и др.

Работу по реализации создания построек необходимо начинать с подготовки участков. Если для построек необходимо большое количества снега, то желательно изготовить деревянные короба разных размеров и во время прогулок постепенно воспитатели, дети могут легко их заполнить снегом до требуемого уровня. Снег в них слёживается значительно быстрее, чем в кучах, что способствует повышению качества постройки. Деревянные короба желательно устанавливать за месяц-полтора до планируемых сроков оформления построек и постепенно наполнять их снегом по мере расчистки участков. Такая технология необходима при сооружении крепости, паровоза. Из снега рекомендуется устраивать валы, пеньки, удобные для упражнений для равновесия. Валы могут быть длиной 2-2, 5 м, шириной 20-25 см, для устойчивости они должны расширяться книзу. Курица, белочка, крепость, медведь, лиса используются для метания; слон, кот, конь, барашек, клоун, обезьянка, черепаха, удав — для лазания и пролезания, тигры, крокодилы, гусеницы — для равновесия. Для изготовления этих образов используется технология «снежного теста». В ведро с холодной водой накладывается снег, размешивается лопаткой и такое тесто прилепляется, добавляется к фигурам, каркасам. Вытянутые фигуры, например, змеи, хвосты динозавров, щупальца осьминогов, лабиринты можно изготовить, используя снежные шары. Их укладывают цепочкой, а образующиеся пустоты заполняются снегом, срезанным с шаров сверху и с боков лопатой, или заполняют «снежным тестом». Вместо снежных шаров можно использовать неоформленные комья, которые остаются от уже вырезанных из сугробов фигур. Одной из распространённых технологий создания снежных построек является преобразование уже имеющихся стационарных конструкций. Например, дом и пещеру можно изготовить таким способом, используя при этом листы фанеры, доски, снежные комья. На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации - извилистые, прямые, замкнутые. На каждом участке главный развлекательный снаряд — горки. Поверхность горок должна быть гладкая, бортики прочные, ступеньки удобные и нескользкие. Снежную горку удобнее строить когда снег рыхлый. Место для неё следует выбирать так, чтобы дорожка проката была как можно длиннее. Утрамбованной снежной куче придаётся форма усечённой пирамиды с завершающей площадкой и скатом. Края ската ограждаются снежными бортиками. Горка строится высотой 1-1, 2 м – для младших групп, 1, 5-2 м – для старших. При строительстве снежных горок следует использовать рельеф участка (бугорки, уклоны.) Это облегчит и значительно ускорит её строительство.

         

Для выразительности образа фигур, горок их украшают яркими однотонными тканями. Основные требования к ткани — легкость и яркость. Ткань – вообще кладезь предновогоднего декора, и, если вы намочите и слегка подморозите заготовленные кусочки ткани, то легко сможете создать на поверхности фигуры любой мозаичный орнамент или изготовить настоящую ледяную одежду для сказочных персонажей: обливаете фигуру водой и быстро приклеиваете на неё кусочки ткани. Эти способом можно сделать снежной бабе яркую юбку и блузку, деду – шапку и пёструю рубаху – всё в руках вашей фантазии. Пять-шесть финальных ледяных слоёв поверх аппликации, – и ни один мелкий вандал уже не сможет испортить созданную вами красоту. Для того чтобы создать потрясающую снежную фигуру своими руками, вовсе не обязательно иметь изысканный художественный вкус и чувственное восприятие тонких материй, - достаточно иметь детскую непосредственность и устойчивое желание творить, раскрывая в приятном «детском» занятии всю свою фантазию и ребяческий энтузиазм.

Следующий этап работы – непосредственно работа педагогов по осуществлению развития ДА детей с использованием снежных построек:

• Беседа в группе перед прогулкой о безопасном поведении во время развлечений, игр со снежными постройками;

• Рассматривание детьми готовых построек на участках, беседа о том, как можно их обыгрывать;

• Постепенное вовлечение детей в игровую деятельность, самостоятельную деятельность с использованием снежных построек.

Педагогам необходимо помнить, что эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

-удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

-обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

-сформировать навыки в разных видах движений;

-способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

-стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

-создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации ДА детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий, используя снежные постройки на участке. Необходимо широко использовать пространство площадки, развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:

• Рациональное использование построек (минимум оборудования максимально обыграть).

• Включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный).

• Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений.

• Активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций).

• Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость.

• Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

     

Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем. 

Обеспечивая двигательную активность детей, воспитатели организуют игры:

в снежки («Салки-снежки», «Дуэль», «Снайперы», «Гонки снежных комков»)

игры – снежное строительство («Снежная крепость», «Иглу», «Снежные домики», «Чей снеговик выше», «Лабиринты и туннели», «Снежные кирпичи»)

Командные игры («Два города», «Живые мишени», «На санках с пересадкой», «Ледяные дорожки», «Следопыт», «Два Мороза», «Догнать и обогнать»)

Весёлые догонялки («Прорубь», «Лиса и гуси», «Олени», «Бег по следу»)

Игры на санках («Эстафета на санках», «Санный поезд», «С горки вниз», «Черепашки», «Тяни-толкай», «Втяни в круг»)

Игры-развлечения («Снайперы», «Круговые змейки», «Снежные воротца»,

«Снежный шарик», «Допрыгни до медведя», «Сбей мяч», «Прыжки по кочкам»)

Сюжетные игры («В гости к Мишке», «Путешествие на черепахе», «Мы шофёры», «Защитники крепости», «Полёт на самолёте», «Мы в Арктике», «Дед Мороз пришёл к нам в гости», «Колобок и его друзья»)

                           

Для зимних игр и забав необходимы следующие условия:

  • в деятельности должны принимать участие все дети;
  • не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети

не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство) ;

  • в игре не должно быть трудновыполнимых движений (например, прыжков через

скакалку, препятствия, в высоту; гимнастических упражнений и др.) ;

  • игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;
  • для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;
  • зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.

Итак, зима - отличное время для активного и полезного отдыха на свежем воздухе, который принесёт много приятных минут и пользу здоровью наших дошколят.

                 

Подбор физических упражнений и подвижных игр на прогулке для малоподвижных и гиперактивных  детей.

Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается.  Однако результативность  "брызжущей" активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца. Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений.

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Подвижные игры:

"Быстрый мяч "

(«Не пропустить миг игры» М.Н. Дедулевич)

Цель: * упражнять в точности движений, настойчивости в достижении поставленной задачи;

* формировать умение управлять собственными движениями.

Материал: мячи по количеству детей.

"Два мяча" (М.Н. Дедулевич)

Цель: * развивать глазомер, умение управлять собственными движениями;

* упражнять в целенаправленной деятельности.

Материал: мячи (средних и крупных размеров) по количеству детей.

"Кто больше знает движений?" (М.Н. Дедулевич)

Цель: * закрепить названия видов и способов ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания.

Материал: пять карточек, на каждой из которых изображен человек, выполняющий одно из основных движений (ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание); физкультурные пособия: мячи, обручи, гимнастическая скамейка, плоскостная дорожка (по усмотрению воспитателя); стационарное физкультурное оборудование (если игра проводится вблизи него).

Правила:

точно называть и правильно показывать движения;

нельзя повторять движения, названные другими играющими.

Содержание. Дети делятся на две команды. Один из играющих первой команды перетасовывает карточки, второй (из другой команды) вытягивает одну из них. Игра начинается с того движения, которое изображено на карточке. Если на карточке изображена ходьба, дети вспоминают все ее виды и способы. Первая команда договаривается, какое движение будет выполнять, а затем показывает его (по возможности синхронно), вторая хором называет вид движения. Затем один из видов или способов данного движения выполняет вторая команда, а первая его называет. Игра продолжается до тех пор, пока дети не вспомнят все виды и способы движения, изображенного на карточке. Команда, не сумевшая вовремя показать нужное движение или назвать его, получает штрафное очко. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков. Можно результат подсчитать также по количеству выполненных движений.

Вариант игры: чтобы вызвать игровой азарт у детей в этой и других играх, можно использовать специальные фишки. Например, за каждое показанное движение команда получает красную фишку, за правильное название -- синюю. В конце игры в командах подсчитывается говорят: "Нет!", при отгадывании - "Да!". Группы меняются местами, и игра продолжается. Выигрывает группа, у которой больше отгадок.

"Узнай движение" (М.Н. Дедулевич)

Цель: * учить узнавать движения по их словесному описанию.

Правила: точно называть вид и способ движения.

Содержание. Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит детям, что хочет проверить, как они усвоили движения, которые разучивали на занятиях по физкультуре. "Я назову элементы движения, а вы догадайтесь и скажите, о каком движении я рассказала" - говорит воспитатель. Перечисляются элементы движения: например, встать, прицелиться, замахнуться (или: разбежаться, оттолкнуться, приземлиться на носки и т. п.). Дети называют движения, воспитатель предлагает детям показать отдельные элементы -- прицелиться, сделать замах, показать, как надо бросить мяч от груди, от плеча и т. д. За правильное выполнение каждый получает фишку. Победителем считается тот, кто больше наберет фишек.

"Узнай движение по следу" (М.Н. Дедулевич)

Цель: * закрепить знания о видах ходьбы, бега, прыжков. Правила:

точно выполнять движение, чтобы остался четкий след;

правильно называть выполненное движение.

Содержание. Игра проводится на свежевыпавшем снегу или на песке. Воспитатель предлагает вспомнить, какими видами ходьбы можно имитировать движения некоторых птиц и зверей (зайца -- с помощью прыжков на двух ногах с продвижением вперед, гусей -- ходьбы в приседе, волка - бега и т. д.). Все движения предварительно обыгрывают-ся. Дети рассматривают оставленные следы, сравнивают по величине шага, стопы. После этого дети закрывают глаза, а ведущий идет (бежит, прыгает), подражая движениям животного, стараясь оставить четкий след. Дети открывают глаза, угадывают, кто из животных ходил или бегал. Они должны назвать, какой вид движения был использован. Если дети отгадывают движение - водящий меняется. Если не отгадывают -- водит еще раз. Игру можно разнообразить, внося в нее сюжет. Дети могут, например, узнать по следам, где спрятан домик, в котором живет "лесной зверь", и что это за зверь.

"Час тишины и час "можно"" (Кряжево Н.Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому - научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час "можно", когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

"Часы" можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их "не слышит").

"Замри" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны -  вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка -- оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

"Ниточка с иголочкой"

Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку вокруг всей площадки, воспитатель предлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя ряд ворот. После этого он ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа, а другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под "воротиками", ребенок, поднимавший руки для образования "ворот", переворачивается вокруг себя и продолжает движение дальше.

Игры-упражнения на развитие внимания и формирование самоконтроля двигательной активности

Эти игры требуют от ребенка высокой концентрации внимании.

"Не теряй пару"

Несколько пар (ребенок и взрослый) идут друг за другом, взявшись за руки. После первого сигнала быстро отпускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

"Будь внимательным"

Взрослый показывает ребенку несколько упражнений:

исходное положение: стоя, пятки вместе, носки врозь. Поднять руки вверх, вперед, в стороны;

"юла" (поочередное вращение кистью каждой руки по вертикальной оси);

- присесть, держа обе руки за головой (удерживая равновесие).

После показа двух-трех упражнений ребенок должен запомнить последовательность действий в каждом упражнении и повторить их по словесному описанию.

"Поиграй с пособием"

Взрослый берет мяч и выполняет с ним разные действия (подбрасывает, ловит, отбивает об пол), ребенок повторяет те же действия с мячом. Затем взрослый спрашивает: "Что еще может делать наш мяч?" Ребенок придумывает новые действия, взрослый помогает ему. Далее ребенок выбирает другое пособие (например, обруч) и выполняет с ним разные действия (прокатывает, крутит и т.д.), а взрослый повторяет.

Затем оба игрока выполняют действия в паре: прокатывание мяча и обруча друг другу, бросание мяча и т.д.

"Веселые хлопушки"

Ребенок и взрослый садятся напротив друг друга (на полу). Взрослый начинает игру с одного движения - хлопает левой рукой по левому колену. Ребенок должен это движение повторить. Затем взрослый хлопает правой рукой по правому колену, ребенок повторяет одновременно и это движение, и предыдущее. Игра продолжается до тех пор, пока в композицию не войдет 7-10 движений.

Игры-упражнения на развитие произвольности психических процессов

Этот блок представлен малоподвижными играми, направленными на развитие произвольности психических процессов. В то же время в этих играх решается задача взаимоконтроля деятельности.

"Запомни и повтори"

Взрослый высоко подбрасывает мяч и ловит его, называя при этом последовательно все дни недели (один день - один бросок). Когда все дни неделя будут названы, взрослый передает мяч ребенку, чтобы он повторил упражнение, и контролирует его действия. Если ребенок ошибается, то начинает упражнение с первого дня недели.

Кто такой малоподвижный ребенок?

Дети с низкой двигательной активностью в детском саду составляют примерно четвертую часть. Объем двигательной активности у них невелик - от 3 до 8 тысяч шагов в день, а индивидуальные и сезонные проявления активности меньше, чем у детей средней и высокой степени двигательной активности.

Их характеризует вялость, пассивность, они быстрее других устают.

Лучший метод увлечь застенчивого, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка –  игра.

Упражнения с мячом: бросание вверх (без ловли), вдаль; бег за мячиком; скатывание с наклонных поверхностей (горка, желоб, доска) в сочетании с бегом; удары ногой (футбол); прокатывание по полу (резко, с силой) между ног назад и бег за мячом; перебрасывание через голову назад; бросание вниз из положения стоя с высоко поднятыми руками; прыжки на двух ногах с зажатым между ним мячом; отбивание от пола (без ловли); отбивание с одновременным подпрыгиванием на двух ногах; в чередовании с хлопками рук; вкатывание на горку, желоб (резким толчком); перебрасывание мяча через гимнастическую скамейку, натянутую веревку.

Быстро переложи мяч. Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной мяч. По сигналу быстро перекладывает мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

Ударь и догони. Ребенок ударяет по мячу ногой, бегом догоняет его, берет в руки и бегом возвращается на место.

Упражнения с обручем: катание обруча вперед и бег за ним; скатывание с горки и бег; прыжки с надетым на носки ног обручем, из обруча в обруч (2 - 3 обруча); бег с надетым на себя обручем («машина»), по дорожке из обручей; с зажатым в руках обручем («руль автомашины»).

Волчок. Ребенок, сидя в обруче, приподнимает ноги и, отталкиваясь руками, старается повернуться кругом.

Догони обруч. Ребенок ставит обруч ободом на пол, энергично отталкивает его, догоняет и снова отталкивает, стараясь, чтобы он не упал.

Упражнения со скакалкой: прыжки через скакалку, положенную на пол, со скакалкой; бег вдоль скакалки, разложенной на полу, по дорожке из двух скакалок.

Упражнения с мягким бревном: спрыгивание, перешагивание; прыжки вдоль бревна.

Подбор игр для коррекции низкой двигательной активности

«Веселый мяч»

Воспитатель предлагает детям представить, что они - мячики. Надо выполнять те движения, которые обычно используют в игре с мячом: прыжки, быстрый бег, перекатывание по полу и прочее. В конце игры отмечается, кто из детей придумал больше движений.

Варианты игры: дети выполняют движения в парах: один из них - мяч, другой управляет мячом; движения выполняются синхронно по показу одного из детей; изобразить «ленивый» мяч - быстрый, «не ленивый», тяжелый - легкий, большой - маленький, веселый - грустный.

«Спрячемся в домик»

На полу раскладывают 3 - 4 обруча на расстоянии 50-60 см. В каждом - большой мяч (надувной или резиновый). Воспитатель подзывает к себе детей по количеству обручей: «У всех есть домики - у Коли, Иры… Все вошли в свои домики, сели, отдохнули. (Дети салятся на мячи.) Выглянуло солнышко, дети побежали гулять вокруг своих домиков. (Дети бегают вокруг своих обручей.) Спряталось солнышко. Спрятались в домик детки».

В игре даются разные задания: попрыгали возле домиков, поменялись домиками, стали вдвоем жить. В домиках могут жить зайчики, мышки и так далее. Можно построить большой дом - обручи разложить по кругу.

«Мяч - победитель»

Устанавливается в ряд 2 - 3 одинаковые наклонные доски. По команде дети с силой отталкивают мяч вниз по доске так, чтобы он прокатился как можно дальше, и бегут за ним. Каждый раз отмечается, чей мяч укатился дальше, он - «победитель».

Варианты игры: сбить кеглю мячом; закатить мяч в ворота; толкать мяч по доске снизу вверх.

«Волейбол»

Мячи подвешиваются на веревке на высоте поднятых рук ребенка. Дети ударяют каждый по своему мячу с силой, чтобы задать большую траекторию движения и мяч перелетел через веревку. Побеждает тот, чей мяч в конце игры окажется ближе к натянутой веревке.

Варианты игры: ударять по мячу только правой (левой) рукой, двумя руками; с одновременным подпрыгиванием; с разбега.

«Собери колечки»

Воспитатель собирает вокруг себя 7 - 10 детей, показывает им разноцветные колечки на палочке: «Красивые колечки!» - и тут же поднимает их над головами ребят: «Достаньте колечки». Дети тянутся к ним, воспитатель говорит: «Я подкину колечки высоко-высоко, разлетятся они далеко-далеко, а детки побегут и колечки принесут». После этих слов воспитатель подкидывает колечки вверх. Дети бегут за ними, ловят и нанизывают на палочку.

«Вверх-вниз»

Малыши встают в кружок, у каждого в руках большой мяч. Воспитатель предлагает выполнять действия вместе с ней. Она говорит: «Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх…» - и бросает мяч вверх. Дети повторяют движение. Затем они бегут за мячами, и игра повторяется с другой концовкой: вниз, назад (через голову), между ног, в сторону, в круг.

Игра может проводиться при исходном положении сидя в кругу, в приседе.

«Где наши детки?»

Дети сидят на гимнастической скамейке. Воспитатель предлагает им спрятаться и показывает, как это надо сделать. Дети присаживаются на корточки возле скамейки, положив голову на руки, выглядывают. Воспитатель ходит повторяя: «Где же, где же наши детки? Нет наших деток! Где же, где же наши детки? Вот они. Догоню-догоню!» Детки разбегаются, а воспитатель делает вид, что ловит их.

«Машины едут по улице»

В руках у детей маленькие обручи-рули, на груди - знаки с изображением автомобиля. Они стоят каждый в своем обруче-гараже. На сигнал: «Машины едут по улице» - все бегают по комнате. На сигнал: «В гараж» - все возвращаются на место.

«Прогулка в карете»

Один из детей изображает лошадку - на него надевают обруч, второй - возница, он держится за обруч сзади. Обруч - карета. Двое-трое детей встают в обруч и указывают, как ехать (быстро, медленно), куда, назначают остановки.

Варианты игры: запрягается двойка-тройка «лошадей», рядом бежит «жеребенок»; в маршрут включается передвижение по мостику, «опасный» участок дороги; вместо обруча можно использовать вожжи с бубенцами, гимнастические палки, скакалку.

«Длинная дорожка»

Выкладываются параллельно дорожки по количеству игроков. Игроки должны преодолеть свою дорожку как можно быстрее: пробежать, пропрыгать, проползти.

Варианты игры: преодолеть дорожку боком, спиной вперед; придумать свой способ преодоления дорожки; представить себя ветром, вихрем, лошадкой, зайчиком и так далее.

«Два мяча»

Ребенок повторяет те действия, которые задает мячу: при отбивании мяча - подпрыгивает на двух ногах, когда мяч катится по полу, ребенок перекатывается за мячом (в исходном положении лежа с живота на спину), при бросании вдаль - бежит, при вращении мяча на месте - кружится (юла).

Варианты игры: дети объединяются в пары, тройки; выполняют движения, о которых договариваются заранее; придумывают движения сами.

«Заставь мячик бегать»

Дети стоят в шеренге, около носков их ног большой мяч (надувной или резиновый). Воспитатель предлагает подпрыгнуть и толкнуть мяч носками ног, чтобы он «побежал».

«Удочка»  Дети стоят по кругу. В центре круга находится воспитатель и вращает веревку по земле вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться. Тот ребенок, которого коснулась веревка, выбывает из игры.

«Не урони кольцо»

Дети стоят по кругу. В центре круга находится воспитатель, в руках которого резиновое кольцо. Поочередно он бросает кольцо каждому ребенку. Ребенок ловит летящее кольцо, затем подбрасывает его, быстро поворачивается вокруг себя, ловит кольцо и, поймав, бросает его воспитателю.

«Схвати шнур»

Двое детей сидят на корточках спиной друг к другу. По сигналу встают и быстро бегут по кругу, догоняя и выдергивая шнур, который тянет педагог. Выигрывает тот, кто первым выдернет шнур.

«Не давай мяч»

Играют все дети. Один из них - водящий. Все, кроме водящего, произвольно размещаются по площадке и перебрасывают друг другу мяч. Водящий пытается его перехватить. Перехватив мяч, он быстро бросает его в любого игрока, не сходя с места. Ребенок, в которого попал мяч, становится водящим, а прежний водящий занимает его место.

«Оттолкни и поймай мяч»

Дети играют парами, находясь на расстоянии 3-3,5 м. Один ребенок стоит, второй сидит на корточках с мячом в руках. Сидящий отталкивает мяч по полу стоящему, после этого быстро встает, делает поворот вокруг себя и ловит брошенный ему стоящим ребенком мяч. По сигналу воспитателя дети меняются местами.

«Найди пару в кругу»

Дети стоят парами по кругу лицом по направлению движения, в центре круга - водящий. По первому сигналу воспитателя дети внутреннего круга идут шагом, а наружного - бегут. По второму сигналу воспитателя дети наружного круга быстро подбегают к любому, стоящему во внутреннем круге, берут его за руку и вместе идут шагом по кругу. Водящий по второму сигналу воспитателя также старается найти себе пару из внутреннего круга. Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим.

«Кто скорее с мячом»   Дети стоят в шеренге по 5-7 человек, у каждого в руках мяч. По сигналу, ударяя мяч об землю (одной, двумя руками, чередуя руки), дети продвигаются вперед быстрым шагом или бегом к финишу (расстояние между стартом и финишем 8-10 м). Выигрывает тот, кто раньше дойдет до финиша, не уронив мяча. Ребенок, уронивший мяч, быстро поднимает его и возвращается к старту.

 «Не урони мяч» У центральной линии встают несколько детей. Бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Затем повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша (флажка), расстояние до которого - 5-8 м.

«Догнать соперника»  Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2-3 мин), ходьба с подскоками и обычная ходьба.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Консультация для педагогов

«Как организовать двигательную деятельность детей зимой на прогулке»

                                                                   Подготовила

воспитатель

  1 кв. категории

                                                                       Сулимова Л.С.

Арзамас, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность детей зимой на прогулке

Зима – удивительное время года, когда вся природа одевается в белый,пушистый наряд и у детей появляется прекрасная возможность кататься на лыжах,санках, сооружать разнообразные постройки из снега.Двиг...

Презентация "Двигательная активность детей зимой на прогулке"

Физическое воспитание и двигательная активность детей зимой на прогулке....

Презентация "Создание условий для двигательной активности детей зимой"

Создание условий для двигательной активности детей зимой. Презентация "Олимпийский городок"...

"Двигательная активность детей во время прогулки" (консультация для воспитателей)

"Двигательная активность детей во время прогулки"  (консультация для воспитателей)...

Организация двигательной активности детей во время прогулки

Организация двигательной активности детей во время прогулки...

Организация двигательной активности детей во время прогулки в 1-й половине дня (режимный момент) вторая младшая группа

Конспект прогулки с дошкольниками второй младшей группы, в соответствии, с требованиями СанПиН....

Двигательная активность детей зимой

Рекомендации для родителей...