консультация "Развитие психомоторной сферы у детей младшего дошкольного возраста"
консультация (средняя группа) на тему

В консультации представлены упражнения, игровые приёмы, направленные на развитие психомоторной сферы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihomotorika_pedsovet.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Одну из важнейших функций психики, обеспечивающую познавательную деятельность ребенка выполняет психомоторика. Она представляет собой целостный механизм развития психики ребенка, объединяющий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер.

Развитие координированных движений требует от ребенка подчинения своей воле сложной биомеханики собственного тела, умения соответствующими движениями вести тело к цели. Поэтому степень психомоторного развития ребенка определяет уровень развития его мышления.

Развитие психомоторики определяется формированием общей моторики, навыков поведения, развитием тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации и кинестезии, что в целом обеспечивает возможность выполнения произвольных движений и действий.

Наблюдая за детьми младшего возраста, можно заметить, что пальчики у них малоподвижны, дети держат ложку в кулачке, с трудом правильно берут карандаш. Исследованиями многих крупнейших ученых (И.П.Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев) подтверждена взаимосвязь мелкой и речевой моторики. Ученые института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антонова-Фомина) доказали связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

Приемы, способствующие развитию общей и мелкой моторики:

*самомассаж кистей рук;

*игры-шнуровки;

*разрезные картинки;

*игры с природным материалом;

*игры в “сухом бассейне”;

*песочная терапия;

*пальчиковые упражнения;

*кинезиологические упражнения (“гимнастика мозга”)

*логоритмика.

Рассмотрим подробнее данные приёмы.

Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки.

Вот некоторые элементы самомассажа кистей рук:

- бельевой прищепкой “кусаем ногтевые фаланги”;

- покатать между ладонями сосновую шишку, орех и т.д.;

- растирать ладони движениями вверх-вниз до появления теплоты;

- растирать ладонями шестигранный карандаш.

Игры–шнуровки развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование. Способствуют пониманию понятий “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”. В играх со шнуровками развивается глазомер.

Положительно сказывается на развитие мелкой моторики рисование пальцем. Дети рисуют на манной крупе, лежащей на ярком листе бумаги

Работа с разрезными картинками не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию логического мышления.

Любят дети заниматься с природным материалом. Они активизируют мыслительную деятельность детей. В игре “Все перемешалось” показываю детям блюдо с горохом и фасолью. Предлагаю переложить в одну миску горох, а в другую фасоль. Выкладывание из круп, семечек, орехов и т.д. разных фигур служит дополнительным массажным средством.

Особый интерес вызывают у детей “сухие бассейны” - это небольшие тазы, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой.  Можно  использовать  фасоль, рис, бусы, горох и т.д. Опустив кисти рук в “сухой бассейн”, дети помешивают горох, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук, приговаривая:

“В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили”.

Благотворное влияние на развитие мелкой моторики оказывает песочная терапия. Предлагаем детям “пройтись” ладошками, оставляя свои следы. Отпечатками кулачков, ладошек дети создают узоры на песке (солнышко, домик и т.д.), “шагают” каждым пальчиком поочередно. Дети “скользят” по песку, как змейка, машина и т.д. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние.

В ходе занятий можно “конструировать” из пальцев различные предметы и объекты,  в этом нам помогают упражнения пальчиковой гимнастики. Дети изображают зайцев, кошек, дома и т.д.

А кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность:

- “Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

- “Кулак – ладонь”. Ребенку показываю два положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, распрямленная ладонь.

В ходе занятий по логоритмике развивается мышечная активность, активизируется словарный запас, закрепляется грамматический материал. Двигательная активность игрового характера улучшает работу всех органов и систем. Движение помогает осмыслить слово. Упражнения содержат какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Дети выполняют упражнение в соответствии с темпом речи.

Упражнение 1. «Жук» - На лужайке, у пенька (дети идут по кругу, взявшись за руки),

                                            Мы нашли в траве жука (останавливаются, слегка пружиня колени).

                                            Жук усатый и большой («рисуют» усы и большой круг в воздухе),

                                            Ты нам песенку пропой (дирижируют в воздухе)

Упражнение 2. «Киска» - Лапки мыла киска-

                                               Вот так, вот так! (показывают, как моют руки – «лапки»)

                                               Ушки мыла киска –

                                               Вот так, вот так! (трут ладонями ушки).

                                               Киска мыла носик (трут ладошкой нос).

                                               И пушистый хвостик (гладят низ спины).

                                               Стала киска чистая,

                                               Красивая, пушистая! (сгибают руки – «лапки» перед грудью и выполняют повороты  корпуса вправо – влево).

Психомоторное  развитие ребёнка следует осуществлять в тесном единстве с сенсорным развитием. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Целью психомоторного и сенсорного развития является развитие восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощь которых человек познает мир –  Осязание (тактильное восприятие);  Зрительное восприятие;  Восприятие формы; Восприятие величины; Слуховое восприятие.

В младшем дошкольном возрасте  накапливаются представления о цвете, форме, величине. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.

 К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.

Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями.

Зрительное восприятие.  Основные параметры зрительного восприятия: Цвет, Форма, Величина. 

Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах: 1. развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию; 2. познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); 3. развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.

Восприятие формы конкретизируется в следующих задачах: 1. развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках; 2. развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами; 3. сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности; 4. развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета; 5. закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.

Восприятие величины конкретизируется в следующих задачах: 1. развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; 2. закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»); 3. формировать отношение к величине как к значимому признаку; 4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»; 5. развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин; 6. обратить внимание на относительность величины предметов; 7. развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.

 Развитие слухового восприятия у ребенка младшего дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.

В процессе развития ребенка большую роль начинает играть сенсорная коррекция движений, а подвижность мышления ребенка обеспечивает ловкость и пластичность его движений, возможность владения движениями в экстремальной ситуации и решения новых двигательных задач. В процессе развития каждый ребенок проходит школу практического мышления, поэтому дети, ограниченные в двигательной активности, отстают от ровесников в умственном развитии, а недоразвитие психомоторики у ребенка ведет к недоразвитию мышления.

Список используемой литературы

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – Москлва .: Просвещение, 1988. – 144с.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – Москва. : Просвещение, 1978. – 96с

3. Ю. А. Гадаева «Учимся, играя» Санкт- Петербург Корона принт 2009

4 А. В. Никитина Покажи стихи руками издательство КАРО Санкт-Петербург 2009

5. Е. А. Лифиц, И. В. Лифиц «Развитие речи, движения и мелкой моторики» Москва АЙРИС ПРЕСС 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Театрализованная деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодейств...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

За основу коррекционной работы  использована здоровьесберегающая «Методика» авторов  А. В. Семенович, Е. А. Воробьева, которая опирается на современные (по А. Р. Лурия) представления о...

Консультация на тему: "Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение детей младшего дошкольного возраста"

Здоровый ребенок-здоровое общество! проблема здоровья детей в любом обществе актуальна, своевременна и сложна, так как она определяет будущее страны и экономический потенциал общества....

Научная статья на тему "СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР"

АннотацияВажной проблемой современной логопедии является организация логопедической работы по коррекции ОНР у детей дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте с детьми проводится комплексная ...

Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста (в рамках муниципальной научно - практической конференции педагогических работников 25. 03.2021 г.)

Кинетический песок (его еще называют «живым») - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. Кинет...

Консультация для родителей Особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителейОсобенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста...