Научная статья на тему "СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР"
статья по логопедии (младшая группа)

Ольга Юрьевна Воробьева

Аннотация

Важной проблемой современной логопедии является организация логопедической работы по коррекции ОНР у детей дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте с детьми проводится комплексная работа, направленная на формирование сенсорных и психомоторных функций, которые у детей с ОНР обладают специфическими особенностями в развитии. В данной статье представлены теоретические аспекты проблемы, а также предоставлены результаты эмпирического исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3_logopediya.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Воробьева О.Ю.

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Авторская справка

Воробьева Ольга Юрьевна

МБДОУ №95 «Звоночек» г. Симферополь, учитель-логопед.

MBDOU №95 "Bell", Simferopol, teacher-speech therapist.

Тут адрес электронный

Тут телефон

Аннотация

Важной проблемой современной логопедии является организация логопедической работы по коррекции ОНР у детей дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте с детьми проводится комплексная работа, направленная на формирование сенсорных и психомоторных функций, которые у детей с ОНР обладают специфическими особенностями в развитии. В данной статье представлены теоретические аспекты проблемы, а также предоставлены результаты эмпирического исследования.

An important problem of modern speech therapy is the organization of speech therapy for the correction of the General underdevelopment of speech in children of preschool age. In the younger preschool age children is a complex work aimed at the formation of sensory and psychomotor functions in children with General underdevelopment of speech have specific features in the development. This article presents the theoretical aspects of the problem, and also given the results of the empirical study.

Ключевые слова: младший дошкольный возраста, речевое развитие, сенсорные функции, психомоторные функции, общее недоразвитие речи, специфические особенности.

Key words: younger preschool-age, speech development, sensory function, psychomotor function, General underdevelopment of speech, specific characteristics.

На современном этапе актуальной проблемой является оказание коррекционной помощи детям с ОНР. Традиционно логопедическая помощь оказывается детям старшего дошкольного возраста, когда речевой дефект у детей уже закрепляется. В связи с этим необходима как можно более ранняя организация работы с детьми дошкольного возраста. В связи с этим работе с детьми младшего дошкольного возраста придаётся особое значение. Специфика развития детей младшего дошкольного возраста заключается не только в нарушенном речевом развитии, но и имеющихся у детей отклонениях в развитии сенсорных и психомоторных функций, на выявлении особенностей развития которых мы и остановимся в дальнейшем исследовании.

Нами была выявлена специфика развития детей младшего дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте в связи со сменой отношения к окружающему миру, возникает новый тип ведущей деятельности (ролевая игра), позволяющая отражать содержание и осознание ребёнком межличностных отношений. На данном возрастном этапе происходит: усложнение коммуникативного поведения детей, развитие различных функций речи, совершенствование предметного и социального восприятия, возникновение первых устойчивых представлений, образного мышления, воображения и новых видов деятельности (продуктивных). Происходит активное речевое развитие. Совершенствование сенсорного и психомоторного развития происходит одновременно с развитием центральной нервной системы в процессе различных видов деятельности с опорой на наличие причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Специфическими особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста являются: несовершенство звукопроизношения, бурное развитие словаря, освоение словообразования и словоизменения, развитие элементарных связных высказываний на основе личного опыта, наглядности, наводящих вопросов [2, c.495].

В современной логопедической литературе отмечается различная природа дефектов детей с нарушенным речевым развитием, но все эти дети имеют ряд типичных проявлений, указывающих на системное нарушение речевой деятельности. Одним из признаков является более позднее начало речи: возникновение первых слов наблюдается в 3-4 года, иногда и в 5 лет. Речь детей с нарушениями характеризуется наличием аграмматизмов, недостаточным фонетическим оформлением. Наиболее явный показатель – замедленность в развитии внешней речи и относительно благополучное развитие внутренней речи. В большинстве случаев речь детей является малопонятной для окружающих людей, наблюдается несовершенство речевой активности, которая без специально организованного обучения резко падает [4, c.155].

Неполноценность речевого развития детей оказывает существенное влияние на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У детей с нарушением речи отмечается слабая устойчивость внимания, ограниченность его распределения. Кроме того, характерным является снижение вербальной памяти при относительно сохранной смысловой и логической, страдает продуктивность запоминания, дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий [1, c.138].

Опираясь на специфические возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста и особенности их речевого развития, нами было проведено изучение особенностей развития сенсорных и психомоторных функций.

Для проведения экспериментального исследования была отобрана группа детей младшего дошкольного возраста с ОНР в количестве 10 человек.

Был подобран ряд экспериментальных методик, позволяющих выявить особенности развития сенсорных и психомоторных функций у детей; в связи с тем, что в экспериментальной работе принимали участие дети младшего дошкольного возраста, используемые методики имели игровой характер.

Для проведения исследования методики исследования отбирались по двум блокам:

1 блок – методики, позволяющие изучить особенности сенсорных функций детей младшего дошкольного возраста с ОНР;

2 блок – методики, способствующие выявлению особенностей психомоторных функций детей младшего дошкольного возраста с ОНР.

Первый блок методик представляли игры, позволяющие изучить слухо-пространственный гнозис, тембровый слух, звуковысотный слух, динамический слух, ритмический слух, зрительное восприятие величины, цвета, формы, зрительно-пространственный гнозис, конструктивный праксис.

Второй блок методик был направлен на исследование переключаемости макродвижений, произвольного торможения макродвижений, уровня регуляции мышечного тонуса макродвижений, координацию макродвижений, переключаемость микродвижений, регуляцию мышечного тонуса микродвижений, координацию микродвижений, развитие мимической и артикуляционной моторики, неречевого дыхания.

Для оценки результатов исследования была разработана балльная оценка.

Анализ полученных результатов позволил выявить основные особенности сенсорных функций детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Более подробно остановимся на результатах, полученных в исследовании.

Для изучения слухо-пространственного гнозиса детей младшего дошкольного возраста была использована игра «Где позвонили?». Индивидуально каждому ребёнку предлагалось определить, где звонит колокольчик. Проводилось две серии – в первой серии звонили колокольчиком перед ребёнком и просили рукой показать направление звона колокольчика, во второй серии звонили колокольчиком позади ребёнка, он также рукой указывал направление.

В результате применения методики были получены следующие результаты - 4 человека (40%) показали средний уровень развития слухо-пространственного гнозиса, остальные дети – 6 человек (60%) показали низкий уровень развития слухо-пространственного гнозиса. Отметим также отсутствие детей, которые без ошибок справились бы с заданием. Таким образом, уровень слухо-пространственного гнозиса детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи достаточно низок, дети имеют трудности с определением на слух направления звука, причём трудности усиливаются, если звучащий предмет находится вне пределов видимости ребёнка.

Далее нами был исследован уровень развития тембрового слуха. Для изучения была применена дидактическая игра «Что звучало?». Детям было предложено после ознакомления со звучанием игрушек (погремушка, барабан, колокольчик, трещотка) определить, какая игрушка звучит, при этом дети не видели игрушку, она пряталась за ширмой. Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе все дети (100%) справились с выполнением данного задания, но присутствовали некоторые ошибки, таким образом, было отмечено, что дети имеют средний уровень развития тембрового слуха. Особые затруднения у детей вызвало определение звука трещотки.

Для исследования звуковысотного слуха была использована дидактическая игра «Высоко-низко». При проведении данной игры сначала провели обучение – ударяя молоточком по клавишам металлофона показали песенку медведя (с показом соответствующей картинки), затем – песенку птички. После обучения провели 2 серии, в каждой из которых дети по слуху показывали на картинки, чья песенка звучала. В результате выполнения данной методики было установлено, что в экспериментальной группе средний уровень развития звуковысотного слуха показали 4 ребёнка (40%), остальные 6 детей (60%) показали низкий уровень развития звуковысотного слуха.

Для изучения динамического слуха детям была предложена дидактическая игра «Тихо-громко», с помощью барабана и регулирования громкости стука по барабану показывали, как бежит мышка и как бежит медвежонок. После этого прятали под платком барабан и просили определить, кто бежит. В итоге проведения данной методики были получены следующие результаты. В экспериментальной группе детей 6 человек (60%) выполнили задание с ошибками, которые были исправлены после оказания помощи педагогом, 4детей (40%) допускали часто ошибки, не справились с заданием даже после помощи педагога.

Исследование ритмического слуха при помощи проведения дидактической игры «Эхо» показало, что большинство детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет трудности в восприятии и отстукивании ладошками заданного ритма. Не справились с выполнением задания 6 человек (60%). С ошибками выполнили задание 4 человека (40%). Анализ результатов изучения ритмического слуха у детей младшего дошкольного возраста позволил также сделать вывод о том, что отстукивание простого ритма ладошками вызывает затруднения у детей, выстукивание сложных ритмов практически недоступно детям младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Далее нами было изучено зрительное восприятие величины, формы, цвета. Для изучения были использованы: дидактическая игра «Большие и маленькие» (изучение восприятия величины), дидактическая игра «Спрячь мышку от кошки» (изучение восприятия цвета), дидактическая игра «Найди такую же фигуру» (восприятие формы).

Анализ результатов исследования позволяет говорить о существующих трудностях у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в восприятии величины, цвета, формы. Так, при изучении зрительного восприятия величины 3 человека (30%) экспериментальной группы показали средний уровень, остальные дети – 7 человек (70%) показали низкий уровень зрительного восприятия величины.

При изучении восприятия цвета 4 человека (40%) показали средний уровень, остальные дети –6 человек (60%) – низкий уровень. Больше всего у детей вызвало затруднение определение синего цвета, наименьшие затруднения вызывало определение жёлтого цвета.

Изучение восприятия формы позволило определить, что 3 человека (30%) имеют средний уровень развития восприятия формы, остальные дети – 7 человек (70%) имеют низкий уровень. Таким образом, у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существуют трудности в восприятии размера, цвета, формы предметов.

Исследование зрительно-пространственного гнозиса происходило путём применения дидактической игры «Ручка, привет, привет». В ходе игры поздоровались с правой и левой ручками ребёнка, потом было предложено показать самостоятельно по словесной инструкции правую и левую руку, затем ребёнок показывал расположенные справа, слева, сверху, снизу игрушки.

С некоторыми ошибками справились с заданием 4 человека (40%). Допускали постоянные ошибки при определении местоположения игрушки 6 детей (60%).

Исследование конструктивного праксиса проводилось с помощью дидактической игры «Собери картинку». Детям предлагалось собрать разрезанные на три части картинки пирамидки, машинки, петуха, матрёшки, для выполнения задания детям предлагался образец (целая картинка предмета).

Результаты данной методики показали, что с заданием с некоторыми ошибками справилось 3 человека (30%). Остальные дети (70%) показали низкий уровень развития конструктивного праксиса.

Итак, изучение сенсорных функций детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показало, что у детей существуют значительные трудности в развитии слухо-пространственного гнозиса, зрительно-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса, также были отмечены затруднения в восприятии формы, размера и цвета, низкий уровень развития тембрового слуха, звуковысотного слуха, динамического и ритмического слуха.

Результаты исследования психомоторных функций детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволило нам проанализировать и сделать ряд выводов.

Результаты исследования переключаемости макродвижений осуществлялось с помощью упражнения «Покажи флажки». Детям младшего дошкольного возраста была показана поза – исходное положение, далее по образцу они совершали различные движения – присаживались, вставали, при этом прятали флажки за спину, либо показывали их. Дети часто сбивались, неправильно выполняли движения, средний уровень переключаемости макродвижений был зафиксирован у 2 человек экспериментальной группы (20%). Остальные дети (80%) показали низкий уровень переключаемости микродвижений.

Исследование произвольного торможения также показало низкий уровень развития – большинство детей (80%) не справились с заданием, дети не могли остановиться на сигнал педагога, продолжали движение. 20% детей выполняли задание с некоторыми ошибками.

Исследование регуляции мышечного тонуса макродвижений у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществлялось в ходе использования игровой ситуации «Деревянные и тряпичные куколки». 2 человека в экспериментальной группе (20%) выполняли задания, при этом детьми были допущены незначительные ошибки. Остальные дети (80%) показали низкий уровень регуляции мышечного тонуса. Аналогичные результаты были получены при изучении координации макродвижений. Наиболее трудными для детей оказались совершение прыжка в длину с места, а также ловля мяча.

Не менее трудными для детей оказались упражнения, позволяющие выявить уровень переключаемости микродвижений, регуляцию мышечного тонуса макродвижений, координацию микродвижений. Только 20% детей смогли с некоторыми ошибками выполнить задание, остальные дети (80%) выполняли задание с многочисленными ошибками.

Исследование мимической и артикуляционной моторики позволило выявить следующее: большинство детей (60%) показали низкий уровень мимической и артикуляционной моторики, 40% детей имеют средний уровень развития мимической и артикуляционной моторики. При исследовании были отмечены синкинезии, саливация у некоторых детей.

Неречевое дыхание большинства детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (80%) поверхностное, толчкообразное, прерывистое.

Результаты изучения сенсорных и психомоторных функций детей младшего дошкольного возраста с ОНР были отражены в таблице 1.

Таблица 1 – результаты изучения сенсорных и психомоторных функций детей младшего дошкольного возраста с ОНР

Функции

Экспериментальная группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

сенсорные

0

40

60

психомоторные

0

20

80

По результатам исследования была построена диаграмма (рис. 1.), отражающая уровень развития сенсорных и психомоторных функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на этапе констатирующего эксперимента.

Рис. 1 – Уровень развития сенсорных и психомоторных функций детей младшего дошкольного возраста с ОНР

Итак, по результатам проведённого исследования мы пришли к выводу о низком уровне развития сенсорных и психомоторных функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Наиболее нарушены у детей психомоторные функции – 80% детей экспериментальной группы показали низкий уровень развития, сенсорные функции детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи также нарушены –60% детей в экспериментальной группе показали низкий уровень развития сенсорных функций. Уровень развития сенсорных и психомоторных функций детей младшего дошкольного возраста с ОНР достаточно низкий, в связи с чем возникает необходимость проведения комплексной коррекционно-развивающей работы, которая включала бы не только развитие речевых функций, но и развитие сенсорных и психомоторных функций.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие /Е.Ф. Архипова. - М., 2006. - 224 с.
  2. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова // Молодой ученый. - 2014. — №5. — 495 - 497 с.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Г.А. Волкова. - М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 272 с. - (Коррекционная педагогика).
  4. Черепкова Н.В., Хаткова Д.Э. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/ В мире научных открытий. 2010. № 4-18. С. 155 - 157.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

методическая разработка на тему"Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возрастав процессе организации предметно развивающей среды

Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно развивающей среды...

консультация "Развитие психомоторной сферы у детей младшего дошкольного возраста"

В консультации представлены упражнения, игровые приёмы, направленные на развитие психомоторной сферы детей....

Кинетический песок как средство развития сенсорных представлений и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

      Игра с песком – это естественная для каждого ребёнка форма деятельности. Кинетический песок, при этом, имеет ряд преимуществ: отлично лепится, собирается в ком ...

Научная статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "

Аннотация: в статье отражены результаты эмпирического исследования использования игровых ситуаций в формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей  старшего дошкольного возраста. Автор...