Использование игр-релаксаций с детьми раннего возраста.
статья по теме

Пивоварова Татьяна Николаевна

Использование игр-релаксаций с детьми раннего возраста в рамках здоровье сберегающих технологии.

Здоровье сберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

Использование игр-релаксаций с детьми раннего возраста.

 Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосоматическими заболеваниями.

ПРИМЕРНЫЕ РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр-релаксаций с детьми раннего возраста в рамках Здоровье сберегающих технологии.

Здоровье сберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

Цель здоровье сберегающей технологии-обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

Задачи  здоровье сберегающей технологии:

 1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,  в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.

 2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.

 3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Использование игр-релаксаций с детьми раннего возраста

 Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосоматическими заболеваниями.

 Цель игр-релаксаций: снятие психоэмоционального напряжения, нормализация мышечного тонуса, улучшения настроения.

Упражнения по психической релаксации предлагается детям в игровой форме. Психорелаксационые упражнения должны проводиться хотя бы один раз в день. Поэтому целесообразно включать их в режим дня детей, в том числе использовать на физкультурных занятиях в заключительной части.

 Эффективно использование образов сказочных персонажей, любимых с детьми зверюшек, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют. Тексты для психорелаксации должны соответствовать возрастному восприятию, не содержать отрицание «не» и слов, вызывающих дискомфорт. Взрослый произносит текст спокойным, доброжелательным голосом, в медленном темпе. Каждое упражнение сопровождается музыкой, которая служит фоном, снимающим психоэмоциональное напряжение.

ПРИМЕРНЫЕ РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1 УПРАЖНЕНИЕ. «ЗАЙКА НА ПОЛЯНКЕ»

 Взрослый дотрагивается «волшебной палочкой» до каждого ребенка и «превращает» их в зайчат. «Были вы ребятки, стали вы зайчатки!» Зайчата убежали от мамы зайчихи на зеленую полянку.

 - Зайки скачут: скок-скок-скок

 На зеленый, на лужок.( Легкие прыжки )

 Маленькие зайчики

 Прыгают как мячики.

 Радуются зайки, что убежали от мамы-зайчихи.

- Зайки сели все в кружок,

 Роют лапкой корешок.( Имитационные движения )

 Щиплют травку, кушают,

 Осторожно слушают-

 Не идет ли волк!

 Зайки сжались в комочек, внимательно смотрят (Напряжение)

 по сторонам. Нет волка!

 Обрадовались зайки!

 - Зайки скачут: скок-скок-скок

 На зеленый на лужок.( Легкие прыжки )

 Маленькие зайчики прыгают как мячики.

 Зайки скакали, ножки устали. На травку прилегли.( Музыка)

 И серенький зайка Ваня лег, и пушистый зайчонок  

 Света, и шустрый зайка Миша прилег. Лапки зайки

 Вытянули. Солнышко светит, зайчишек греет.( Расслабление)

 Лапки у зайчат теплые. И у Вани, и у Светы, и у

 Миши… Хорошо! Тепло!

 Ласковый ветерок гладит зайчишек. (Взрослый поглаживает )

 Глазки у зайчат закрываются: заснул зайчонок Миша, детей

 и у катюши глазки слипаются.… Спят зайки и сниться

 им зеленая полянка и сладкая морковка.

 Отдохнули зайки, вытянули лапки, глубоко вздохнули

 И открыли глазки!

 Вернулись зайчата к маме зайчихе и больше от нее не убегали.

 А я вас превращу обратно в ребят.

 «Быть зайчонком хорошо, а ребенком лучше!»

 УПРАЖНЕНИЕ 2. «КОТЯТА – ПУТЕШЕСТВЕННИКИ».

 Взрослый дотрагивается «волшебной палочкой» до каждого ребенка и «превращает» их в котят.

 «Мяу-мяу-мяукас, стань котенком ты сейчас!».

 Еще не рассвело, все котята свернулись в комочки

 И спят. Но вот встало солнышко, и котята проснулись.(Потягивание)

 Хорошо тянемся, чтобы размяться после сна.

 Еще потянулись, умылись, чтобы быть чистыми.

 И пошли, не слышно, мягко, на своих лапках гулять.(Ходьба)

 - Мягкие лапки,

 А в лапках коготки-царапки.

 Ручеек бежит. А котята не любят воды. Давайте

 перейдем его по камушкам. Наступайте только

 на камушки. Лапки напряжены, спинка прямая, а вдруг( Напряжение )

 в воду упадем? Все, перебрались через ручеек!

 И котенок Саша не замочил лапок, и котенок Юля,

 И Миша…

 Обрадовались котята! Расслабили усталые лапки, спинку. Расслабление

 Лапки висят как ниточки. Отдыхают! Хорошо.

 Пошли котята дальше. Смотрят по сторонам.

 Все им интересно.

 Какой-то шорох. Кто там в кустах? Замерли котята,

 Вытянули шейки, навострили ушки.

 Тс-тс-тс.…Испугались котята,( Напряжение)

 Спрятались под куст. Свернулись клубочком.

 Нет никого! Обрадовались котята. И пошли домой к

 маме-кошке.

 - Где котятки, отзовитесь.

 Маме-кошке покажитесь.

 Прибежали малыши!

 Так пушисты, хороши!

 Котята гуляли, лапки устали. Легли спать рядом с

 мамой-кошкой

 И пушистый котенок Лена, и беленький котенок Света, Расслабление

 и игривый котенок Коля… Лапки вытянули. Рядом с мамой

 кошкой тепло. Лапки теплые, и у Лены, и у Светы… Хорошо!

 Спокойно! Глазки закрываются, спят котята, и снится им

 вкусное молочко.

 Отдохнули котята, вытянули лапки, глубоко вдохнули и

 Открыли глазки!

 А я вас сейчас «превращу» опять в ребят.

 «Быть котенком хорошо, а ребенком лучше!».

 

УПРАЖНЕНИЕ 3. «ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТОЧКИ»

 Взрослый предлагает детям стать волшебными цветами.

 Я полью вас из лейки волшебной водой и вы превратитесь в цветы.

 - «Ты волшебная водица

 Лейся на головки.

 Превращай скорее деток

 В разные цветочки.

 1-2-3! Мы волшебные цветы!»

 Ах, в какие красивые цветы вы превратились! Лепесточки нежные, стебельки гибкие, листья резные.

 - Наши алые цветки

 Распускают лепестки.

 Ветерок чуть дышит

 Лепестки колышет.

 Покачайте головками, попробуйте, как гнется стебелек,

 Пошевелите пальчиками-листочками.

 Ветерок раскачивает цветы, солнышко пригревает, Расслабление

 Цветочки улыбаются солнышку, подставляют свое лицо,

 Ладошки-листочки. Тепло цветочкам. И цветочку Катеньке,

 и цветочку Ирише, и Сашеньке.… Как хорошо приятно!

 Но вот солнышко стало пригревать сильнее. Как жарко!( Напряжение )

 Как хочется пить! Завяли цветочки.( Плечики опустили).

 Листочки скрутились. Грустно цветочкам.

 Но вот пошел прохладный дождик. Обрадовались цветочки. (Прыжки)

 Распрямились и стали от радости плясать.( Кружение )

 Прыгают, хлопают в ладошки, кружатся!

 - Солнышко садится,

 Цветочкам спать пора ложиться!

 Устали цветочки легли на спину, лежат, отдыхают.( Расслабление)

 Вытянули руки, ножки. Расслабились. Как приятно!

 Хорошо!

 А сейчас я хлопну три раза, и вы снова станете детьми.

 УПРАЖНЕНИЕ 4. «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС».

 Взрослый предлагает отправиться на прогулку в осенний лес.

 «Ветер закружил, нас в листочки превратил».

 Ветер подул и поднял листочки высоко в небо.( Бег)

 И красные, и желтые, и оранжевые.

 Листочки медленно приземлились на травку.

 Вытянули руки, ноги, выпрямили спинку.( Расслабление )

 Дышим спокойно. Воздух чистый, свежий.

 Давайте закроем глаза, послушаем, как шумит осенний лес.

 Как хорошо! Приятно!

 Подул ветер, закружились листочки и собрались в один

 большой круг. Вытянули руки. Вот какой красивый букет (Напряжение )

 получился. Скажи листочек Саша, ты с какого дерева?

 А листочек Аня?

 Листочки закружились в воздухе. Легкие, красивые. (Расслабление)

 Плавно летают.

 - Желтый лист, красный лист

 Ты кружись, кружись, кружись.

 Плавно на землю ложись.  Ветер закружил, нас в ребяток превратил!

 Давайте соберем разноцветные листочки. Выберите самый красивый и подарите кому хотите.

 УПРАЖНЕНИЕ 5. «МЕДВЕЖАТА».

Взрослый дотрагивается «волшебной палочкой» до каждого ребенка и превращает их в медвежат.

 «Были вы ребятки – стали медвежатки».

 Ветки затрещали. Это маленькие медвежата балуются. Легли

 на спинку, обхватили колени лапками, прижали их к животу и( Напряжение )

 качаются, как на качелях, вперед-назад. Спинка твердая, животик

 Твердый. Весело медвежатам!

 Накачались, устали, перевернулись на живот. Голову положили

 на руки, ноги вытянули. Расслабились. Отдыхают медвежата Расслабление

 на зеленой полянке. И медвежонок Оленька, и медвежонок Катя,

 и Мишутка Сережа…

 Медвежата, вставайте, хватит лежать.( Махи руками).

 Ж-ж-ж! Что это? Медвежата разбудили пчел! (Бег).

 Ох какие злые пчелки. Отмахивайтесь скорее от них, убегайте!

 А то пчелы покусают.

 Убежали медвежата от пчел. Стали по лесу гулять.

 - Мишки по лесу гуляли (Наклоны )

 И малину собирали.

 Мишки по лесу гуляли( Ходьба)

 И цветочки собирали.

 Долго мишеньки гуляли,

 Устали, легли, задремали.

 Вытянули ноги, руки. Расслабились. Закрыли глаза. (Расслабление)

 Солнышко светит, медвежат греет. Лапки стали теплые.

 Спят медвежата. И медвежонок Оленька спит, и медвежонок

 Сережа…а снится медвежатам сладкий душистый мед.

 Отдохнули медвежата, вытянули лапки, глубоко вздохнули и

 Открыли глазки!

 А нам пора возвращаться. Я вас превращу обратно в ребяток.

 «Быть медвежонком хорошо, а ребенком лучше».

 Литература:

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2003.

Алямовская В.Г, Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального           напряжения у детей дошкольного возраста. М., 2002г.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М., 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование с использованием нетрадиционных техник с детьми раннего возраста «Снеговички»

Рисование с использованием нетрадиционных техник с детьми раннего возраста «Снеговички»...

использование в работе с детьми раннего возраста речевых игр и упражнений

материал с данными играми может использовать в работе с детьми раннего возраста как воспитатель дошкольного учреждения, так и родители, в домашних условиях....

Использование театрализованных игр с детьми раннего возраста

Использование театрализованных игр с детьми раннего возраста...

Использование игровых технологий с детьми раннего возраста.

Используемые в нашей работе игровые технологии направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и...

Мастер-класс "Использование сенсорных коробок с детьми раннего возраста"

Материал сосдержит информацию по использованию сенсорных коробок с детьми раннего возраста...

Презентация "Использование нестандартного оборудования с детьми раннего возраста"

Фото отчет об использовании нестандартных методик, оборудования  в работе с самыми маленькими детьми....