Перспективный план по ОБЖ в подготовительной группе
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Пронина Ирина Владимировна

Опираясь на полученные знания воспитать у детей чувство самосохранения, внимательности и аккуратности везде и во всём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_po_obzh_0.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 2 «Золотой ключик»

142180, Московская обл., г. Климовск, ул. Школьная, д. 16, тел.: 8(27) 60-16-37

Перспективный план по ОБЖ

в подготовительной группе

 

Составила:

  Воспитатель - Пронина И.В.

2015г.

Введение.

Дети постоянно задают вопросы и хотят получать на них ответы. Вопросов много, как же в них не запутаться?

Средством для этого служит знакомство детей с элементарной, целостной картиной мира, то есть при минимуме знаний можно сделать человека сознательным участником жизни.

Поэтому, процесс знакомства с окружающим миром достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания.

Очень важно при воспитании у детей азов безопасной жизни показывать детям на собственном примере, как надо себя вести в данной ситуации и не забывать об этом. Неправильное наше поведение может принести за собой беду, несчастный случай.

Задача взрослых состоит и в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города происходит в тесном взаимодействии взрослых (родителей, воспитателей), в основном родителей, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы.

В родительском уголке постоянно выставляются и обновляются папки-раскладушки для родителей с наглядно-информационными сообщениями по воспитанию у детей основ безопасной жизнедеятельности.

Темы: «Правила для пешеходов», «Наш друг и помощник – светофор», «Наш общий дом – планета Земля», «Красный, жёлтый, зелёный», «Детские страхи», «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»,

«Роль подвижных игр в жизни ребёнка», «О поездке в зоопарк», «Дети - участники дорожного движения», «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми», «Игры во дворе».

Данная информация даётся в наглядно-игровой, доступной, конкретной форме, предлагается литература.

Основная цель сообщений – это защитить своих детей (беззащитных граждан) и научить их правильно, обдуманно вести себя в сложных жизненных ситуациях, воспитать у детей чувство самосохранения, выживаемости, внимательности и аккуратности во всём и везде, опираясь на полученные знания.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действительным регулятором его поведения, так как от этого зависит его здоровье и безопасность. Для этого воспитателями ищется адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем отслеживание их выполнения детьми.

Занятия по ОБЖ в подготовительной группе проводятся систематически, являются частью всех других занятий и, обязательно раз в неделю (по понедельникам) проводятся, как отдельные, самостоятельные занятия.

I  часть.

Для занятий по ОБЖ в подготовительной группе мною был разработан перспективный план, в котором я опиралась на программу Н.Н. Авдеевой «Безопасность детей дошкольного возраста», учебное пособие А.А. Вахрушева и Е.Е. Кочемасовой «Здравствуй, мир!» (которое является составной частью комплекта пособий для дошкольной подготовки в рамках Образовательной программы «Школа 2100») и книги О.А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения» (с материалами из опыта работы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улице).

В основе всех занятий по ОБЖ лежит игра – как ведущая форма деятельности. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные жизненные ситуации в созданном мире. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов – это важнейший принцип проведения занятий по ОБЖ и вообще.

1 тема: «Береги себя».

Цель: В которой уточняем и расширяем представления детей о доме – жилище человека, предметах обихода, электрических и огнеопасных приборах, о том, какое поведение опасно. Развиваем умение детей избегать опасности, соблюдать меры предосторожности. Учим детей в сложных ситуациях пользоваться телефонами службы спасения, милиции, скорой и пожарной помощи, при этом не нервничать, точно и спокойно называть свой домашний адрес.

Для достижения этого результата:

- проводятся беседы на темы: «Пожароопасные предметы», «Предметы, требующие осторожного обращения», «Электрические приборы», «Телефоны служб спасения», «Улицы города», «Бытовые опасности», «Мой домашний адрес»;  

- читается художественная литература: К.Чуковский «Кошкин дом», «Путаница», Г.Цыферова «Жил на свете слонёнок», Л.Толстой «Пожарные собаки», Г.Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Рассказ о неизвестном герое», Б.Житков «Пожар в море», «Пожар»;

- используются стихи Л.Зильберга:

1.   «Сам не справишься с пожаром,

      этот труд не для детей,

      Не теряя время даром,

      «01» звони скорей.

      Набирай умело,

      Чтоб не всё сгорело».

2.   «Дома я один остался,

      Кто-то дверь открыть пытался.

      Я тогда «02» набрал

      И милицию позвал.

      Не пройдёт пяти минут

      Как воришку заберут».

3.   «Если мама заболеет

      Не волнуйся и не плачь.

      Набери «03» скорее

      И приедет к маме врач.

      Если что-нибудь случится,

      Помощь скорая примчится».

Загадываются загадки:

1.   «Шипит и злится,

      воды боится.

      С языком, а не лает,

      без зубов, а кусает».

                                              (Огонь).

2.   Тонкая девчонка

      Белая юбчонка,

      Красный нос.

      Чем длиннее ночи,

      Тем она короче

      От горючих слёз.

                                              (Свеча).

3.   «Мать толста,

      Дочь красна

      Сын - бес

      Долетел до небес».

                                              (Печь, огонь, дым).

4.   «Где с огнём беспечны люди,

      там взовьётся в небе шар.

      Там всегда грозить нам

      будет. Злой…».

                                              (Пожар).

Электроприборы:

1.   «В полотняной стране

      По реке - простыне

      Плывет пароход,

      то назад, то вперёд.

      А за ним такая гладь –

      Ни морщинки не видать».

                                              (Утюг).  

2.   «Провела я солнце

      За своё оконце

      К потолку подвесила

      Стало дома весело».

                                              (Лампочка).

3.   «Стоит ручки повертеть, он будет

      говорить и петь».

                                              (Радио, приёмник).

4.   «Он с хвостом резиновым,

      с желудком парусиновым.

      Как загудит его мотор,

      Глотает он и пыль, и сор».

                                              (Пылесос).

5.   «Через поле и лесок

      Подаётся голосок.

      Он бежит по проводам -

      скажешь здесь, а слышно там».

                                              (Телефон).

6.   «Что за чудо, что за ящик

      Сам – певец и сам – рассказчик,

      И к тому же заодно

      Демонстрирует кино».

                                              (Телевизор).

7.   «Очень хрупкая я

      Берегите меня.

      Если только разобьёте -

      Лишь осколки соберёте».

                                              (Стеклянная посуда).

8.   «В брюхе жарко у меня,

      И в носу моём дыра.

      Когда всё во мне кипит,

      То из носа пар валит».

                                              (Чайник).

- предлагаются д/игры, игры - имитации, словесные игры, творческие задания: «Скажи наоборот», «Опиши и назови», «Угадай, что это?», «Изобрази предмет», «Отвечай быстро», «Придумай, что чувствует предмет», «Закончи рассказ», «Закончи предложение», «Назови ласково», «Каждому предмету – своё место», «Холодно – горячо», «Красный шар», «Чей это телефон?», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Стеклянный человечек»;

- проводятся практические занятия, где разыгрываются и обсуждаются игровые ситуации: «Как быстро вызвать пожарных?», «Что делать, если ты потерялся?», «Для чего нужно знать свой домашний адрес?», «Что делать, если маме вдруг стало плохо, а дома никого больше нет?», «Что делать, если в квартире много дыма?», «Моно ли играть возле открытого окна и чем это опасно?», «Можно ли играть с электрическими приборами? Почему?».

- проводятся тренинги:

1) (с использованием игрушечного телефона) для того, чтобы дети научились набирать номера «01», «02», «03», учить детей до конца проворачивать диск при наборе номера, а при кнопочном аппарате – чётко нажимать кнопки.

В ходе практических занятий дети запоминают названия электрических приборов, способы правильного и осторожного обращения с ними, быстро и охотно запоминают телефоны спасательных служб и понимают для чего их нужно знать.

2) Дети оказались вдали от дома, увидели милиционера и подошли к нему. Им надо объяснить, где они живут, как выглядит их дом,  в каком подъезде и на каком этаже находится их квартира.

Дети должны постараться вспомнить – какие магазины, школы, кинотеатры расположены рядом, какие автобусы останавливаются недалеко от дома. Что может ещё правильно найти их дом?

Надо попросить детей нарисовать их дом, указать местоположение подъезда, окон квартиры. В нижней части листа написать свой адрес и телефон.

3) Предложить детям построить «Макет комнаты», затем дополнить комнату предметами (бытовыми, электрическими), проиграть ситуацию. Затем можно ввести роли: вора, милиционера, врача, пожарного.

2 тема: «Если хочешь быть здоров».

По данной теме расширяем представления детей об устройстве и функциях человеческого организма, учим детей бережно относится к себе и другим, делать утреннюю зарядку, заниматься физкультурой, в различных спортивных секциях, делать закаливание и процедуры. Знакомим детей с профессиями врачей, их деятельностью.

На занятиях используем сюжетно-ролевые игры («Больница», «Лор», «Терапевт», «Окулист», «Хирург», «Врачи детского сада», «Санаторий», «Врачи – наши друзья»). В играх рассказываем детям о профессиях врачей, чем они занимаются, как помогают людям, объясняем зачем надо делать прививки, уколы, профилактические процедуры.

С детьми рассматриваем анатомические и медицинские энциклопедии («Твоя первая энциклопедия», «Медицина», «Анатомия», «Биология», «Энциклопедия для мальчиков», «Энциклопедия для девочек»), иллюстрации, журналы «Здоровье».

Проводятся беседы: «О роли режима в детском саду»  - где обращаем внимание ребёнка на его самочувствие, внутренние ощущения, свидетельствующие о чувстве голода, жажды, усталости и способах устранения дискомфорта (пообедать, прилечь отдохнуть, попить воды), «Инфекционные болезни» (зачем надо мыть руки, тело, правильно обрабатывать раны), «О навыках личной гигиены», «О роли лекарств и витаминов», «Правила оказания первой помощи», «Зачем надо закаливать свой организм?».

На примере художественной литературы К.Чуковского «Мойдодыр», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», А.Барто «Девочка чумазая» показываем детям, как важно мыть руки, тело, чистить зубы, чтобы не было на теле грязи, не размножались микробы, наносящие вред здоровью, ведь воспитание КГН у детей один из способов самосохранения здоровья, ведение здорового образа жизни.

Проводятся игры-драматизации по сказке К.Чуковского «Доктор Айболит» (где у животных болят животики, у них обнаружились инфекционные заболевания: корь, краснуха, скарлатина).

С детьми обсуждаются и заучиваются пословицы:

1. Чистота – залог здоровья.

2. Чище мойся  - воды не бойся.

3. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

4. Чистота – половина здоровья.

5. Лук – семь недугов лечит.

6. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Обучающие игры: «Знаю ли я части своего тела?», «Один – много», «Исправь ошибки», «Отгадай, кто изображён?», «Чей это инструмент?»,  «Правильно – неправильно», «Угадай и назови», «Назови профессию».

Дискуссии (за круглым столом):

- что надо делать при порезе пальца?

- что надо делать, если обжёгся?

- что надо делать, если укусила пчела?

- что надо делать, если упал и сильно ушиб ногу? голову? руку?

- что надо делать, если закружилась голова на солнце?

- что надо делать, если сильно озябло лицо на морозе?

- что надо делать, если замёрзли ноги?

- что надо делать, если промокли ноги? и т.п.

Тренинги:

1. «Изобрази плохую осанку».

Детям предлагается встать в круг и изобразить плохую осанку, живот вперёд, спина сгорблена, ноги слегка согнуты в коленях, руки висят, как плети. Затем обсуждается,  как это некрасиво и неспортивно. После этого прошу детей выпрямиться и продемонстрировать красивую осанку, запомнить это положение и старайтесь всегда следить, чтобы спина была прямая, а голова гордо поднята.

Подобный тренинг проводится и на музыкальном занятии, используя соответствующее музыкальное изображение.

2. «Как движутся части тела».

Работа детей перед зеркалом со своим телом.

3. «Слепой – глухой».

Просим детей закрыть глаза, уши, чтобы они почувствовали, что испытывают глухие и слепые люди, и научились им сострадать. Обсуждаем с детьми их ощущения.

4. Рассказы из собственного опыта – «Как я болел».

Дети рассказывают друг другу всё, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали при этом, что именно у них болело (горло, живот, голова…).

Практические опыты:

1. Опыт с лупой (показываем детям, какое множество самых различных бактерий «живёт» на руках, прячется под ногтями).

2. Опыты со снегом, льдом (на прогулке, в группе).

Когда тает лёд, щиплется, почему вреден, полезен для человеческого организма ?

3. Наблюдение за солнцем (на прогулке).

В группе делаются зарисовки.

Подвижные игры:

«Пар, вода, снег», «Пузырь», «Перепрыгни ручеёк», «Зайка серый умывается», «Весёлые снежинки», «Кто быстрее», «Скольжение по ледяной дорожке», «Солнце и тучка», «Царь горы», «Попади в цель», «Снайперы», «По снежному валу», «Метелица», «Спрыгни», «Гонки на санках».

Лепка:

«Цветные льдинки», «Ледяная крепость», «Весёлая горка», «Ледяное мороженое», «Ледяной посох», «Снежный вал», «Снежная баба».

Занятия физкультурой и спортом не должно быть принудительным и однообразным: с использованием музыкального сопровождения, движения в образе (прыгаем, как зайчики, убыстряем темп – за деревом показалась лисичка, используем красочные атрибуты – цветы, ленты, обручи, кубики.

Проводим оздоравливающие дыхательные упражнения – «Маятник», «Китайский болванчик», «Оглянись», «Мельница», «Лесорубы», «Ворона», «Лошадка», «Змея».

Динамические упражнения:

«Голова – мяч», «Любопытный нос», «Несговорчивые уши», «Нетерпеливые ноги», «Марионетка».

Динамические перемены:

«Буратино», «Поводырь», «Гипноз», «Зеркало», «Спасатели», «Хочу – не хочу», «Пластилин».

Офтальмотренаж:

«Филин», «Метёлки», «Жмурки», «Далеко – близко», «Поймай зайку» (см. Д/воспитание № 6, 2002 г., стр. 40-41).

Прослушиваются грамзаписи Ф.И. Шаляпина, С.Я. Лемешова (тенор, бас).

Физкультминутки:

1. «Мы топаем ногами,                2. Осенью, весною, летом

    Мы хлопаем руками,                    И зимой мы во двор

    Киваем головой.                                Выходим дружною

    Мы руки поднимаем,                    Семьёй. Встанем в круг

    Мы руки опускаем,                    И по порядку

    Мы кружимся потом.                       Каждый делает зарядку-

    Мы топаем ногами:                    Мама руки поднимает

    Топ – топ – топ.                            Папа бодро приседает

    Мы хлопаем руками:                    Повороты вправо-влево

    Хлоп – хлоп – хлоп.                    Делает мой братик Сева

    Мы руки разведём                    Я сама бегу трусцой

    И побежим кругом.                    И качаю головой.

3. «Зарядка».                                 4. «На носочки поднимайся

    Каждый день по утрам            Приседай и

    Делаем зарядку.                                Выпрямляйся.

    Очень нравится нам                    Руки в стороны,

    Делать по порядку -                    Руки вкось.

    Весело шагать                               Ножки вместе,

    Руки поднимать                            Ножки врозь.

    Приседать и вставать

    Прыгать и скакать.

5. Физзарядкой белочке не лень

    Заниматься целый день.

    С одной ветки прыгнуть влево,

    На сучке она присела.

    Вправо прыгнула потом,

    Погружилась над дуплом,

    Влево – вправо целый день

    Прыгать белочке не лень.

6. У нас славная осанка

    Мы свели лопатки.

    Мы походим на носках,

    А потом на пятках

    Пойдём мягко, как лисята,

    И как мишка косолапый,

    И как заинька - трусишка

    И как серый волк - волчишка.

    Вот свернулся ёж в клубок,

    Потому что он продрог.

    Лучик ёжика коснулся,

    Ёжик сладко потянулся.

7. Хомка, хомка, хомячок

    Полосатенький бочок.

    Хомка раненько встаёт,

    Щёчки моет, шейку трёт.

    Подметает хомка хатку

    И выходит на зарядку.

    Раз, два, три, четыре, пять -

    Хомка хочет сильным стать!

8. Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,

    Лапкой, лапкой постучи, постучи.

    Ты на травку упади, упади,

    Полежи и отдохни, отдохни.

    Отдохнул, теперь вставай,

    Прыгать снова начинай.

    Быстро к ёлочке беги

    И скорей назад скачи.

9. «Самолёты».

    Самолёты загудели,

    Самолёты полетели,

    На площадку тихо сели,

    Да и снова полетели.

10. Строфы из стихотворения С.Михалкова «Так».

11. «Делаем то, что слышим».

Воспитатель даёт детям команды.

12. Мы к лесной полянке

    Вышли, поднимаем ноги выше

    Через кустики и кочки,

    Через ветви и пенёчки.

    Очень долго мы шагали,

    Наши ноженьки устали.

    Сейчас сядем, отдохнём,

    А потом гулять пойдём.

13. Утром дети в лес пошли

    И в лесу грибы нашли -

    Наклонялись, собирали,

    По дороге растеряли.

    Мама дальше всех пошла,

    Больше всех грибов нашла.

    Раз - грибок, два – грибок,

    Три - грибок

    Вот и полон кузовок!

14. Наши нежные цветки распускают лепестки

    Ветерок чуть дышит – лепестки колышет,

    Наши алые цветки закрывают лепестки

    Тихо засыпают, головой качают.

   

15. Упражнения для физминуток: «Бабочка», «Прятки», «Рыбка», «Птичка», «Веер», «Конь», «Театр в руке».

На всех занятиях учим детей следить за голосом, беречь его, не кричать, чтобы не повредить ушные раковины, учим бережно относиться к глазам, объясняем, что нельзя смотреть близко телевизор, долго играть на компьютере, не ковырять тело острыми предметами и не глотать их, осторожно обращаться с предметами из стекла, железа, пластмассы.

Примеры несчастных случаев:

На улице в мороз дети часто прилипают языком к железу, в жаркую погоду обгорают, получают солнечные удары, режутся о стекло, занозят пальцы, долго играют в компьютер и смотрят мультфильмы по телевизору, портят зрение, забывают мыть руки, едят грязные фрукты и овощи, едят много шоколадных конфет, получают ожоги от горячих предметов, воды, ломают руки, ноги на льду, получают ушибы при катании на санках и т.п.

3 тема: «Район, в котором ты живёшь».

Одна из немаловажных тем по ОБЖ.

Дети знают для чего им надо знать свой домашний адрес: называть улицу, город, дом, квартиру.

На занятиях рассказываем детям о достопримечательностях города, о правилах поведения в общественных местах, рассматриваем картины, иллюстрации, беседуем по ним:

- кому необходимо уступать место в городском транспорте: в вагоне метро, автобусе, троллейбусе? трамвае?

Уступал ли кто-нибудь место другому пассажиру? Кто именно? Почему?

Предлагаются игровая ситуация:

Из перечисленных пассажиров назвать того, кто из них больше других нуждается в том, чтобы ему уступили место:

- молодой человек

- женщина с ребёнком

- инвалид

- пожилой человек

- молодая женщина

- старушка

- женщина с тяжёлыми сумками

- мужчина с ребёнком дошкольного возраста.

Попросить детей объяснить свой выбор.

Объясняем детям, что пассажиров преклонного возраста надо пропускать вперёд при выходе и входе в автобус, вагон (салон), стараться не толкнуть при резком движении транспорта, также объясняем детям почему нельзя толкаться, затевать игру, прислоняться к дверям (это может вызвать «затор», будет мешать другим пассажирам – можно упасть, удариться, получить травму).

С детьми обсуждается и то, как надо вести себя на эскалаторе метро:

- Скажите, кто из пассажиров метро ведёт себя на эскалаторе правильно, а кто нет? Почему?

- Можно ли бежать по эскалатору, толкая других пассажиров?

- Что может произойти, если не держаться за поручень?

- Какая опасность угрожает человеку, сидящему на ступеньках? А людям, висящим на поручнях?

Для обсуждения используется наглядное пособие «Дети на улицах города» - шесть сюжетных картин.

Из данной темы вытекает следующая тема.

4 тема: «Безопасность движения на улицах города».

Цель занятий: Уточнить знания детей о правилах поведения на улицах города, выучить правила и знаки дорожного движения (необходимые для пешехода), научить детей правильно вести себя в транспорте и около него во избежание несчастных случаев.

Реализация достижения результатов обучения проходит в сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных играх.

Сюжетно-ролевые игры:

1) «Нам на улице не страшно».

Игра на закрепление правил дорожного движения, на воспитание у детей внимания, сосредоточить на выработку у детей алгоритма перехода проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу.

2) «Едем на автобусе», «Мы пассажиры».

Дети учатся правильно садиться в транспорт (автобус), обыгрываются различные ситуации, где водитель ведёт автобус, объявляются остановки, останавливается на дороге по сигналу светофора, контролёры проверяют билеты, пассажиры вежливо обращаются друг к другу.

Дидактические игры:

«Волшебная палочка», «Знаешь ли ты свой город?», «Пешеходы и автомобили», «Автобусная остановка», «Светофор», «Путешествие за город», «Большая прогулка», «Будь внимателен», «Найди нужный дорожный знак», «Наземный, подземный», «Воздушный, водный».

Подвижные игры:

- «Цветные автомобили»

- «Трамвай»

- «Автобус»

- «Регулировщик и машины»

Проводятся развлечения:

1. Музыкальное развлечение «В стране дорожных знаков» (28.10.04).

2. Театральное развлечение «Поющие светофоры» (05.10.04).

3. Конкурс-викторина «Кто лучше всех знает дорожные знаки?»  (15.01.05).

Проводятся беседы по наглядным пособиям (фотоиллюстрации с изображением городских улиц, альбом с сюжетными картинками, изображающими различные ситуации на улицах города и в городском транспорте, макеты дорожных знаков, светофора, игрушки – человечки для обыгрывания различных ситуаций, серия картин «На улицах города», разрезные картинки с изображением различных

видов городского транспорта).

Темы бесед:

«Моя улица», «Что мы знаем о знаках дорожного движения», «Наш друг – светофор», «Поговорим о транспорте», «Как надо переходить дорогу?», «Для чего нужен подземный переход» и т.п.

На занятиях по конструированию изготавливаются:

- «Светофоры, дорожные знаки» из бумаги (24.03.05);

- из строителя изготавливаются постройки «Макет улицы», «Арка дома», «Пешеходная дорожка», «Автомобильная дорога» (20.09.04, 15.10.04, 06.11.04, 15.01.05), «Переезд» (25.02.05).

На занятиях по ИЗО (аппликация) с детьми создаются сюжетные картины:

1) «Городской транспорт» (15.12.04).

2) «Новый район города» (03.02.05).

3) «Дети на прогулке» (01.03.05).

Многие дети приносят настольные игры по «Правилам дорожного движения» в детский сад, где играют в них совместно с воспитателем, детьми, обсуждают конкретные ситуации на дороге.

Настольные игры:

1) «Дорога в школу» (часть 1), серия «Учимся, играя).

2) «Большая прогулка».

К музыкальному развлечению «В стране дорожных знаков» совместно с родителями была организована выставка «Красный, жёлтый, зелёный», поделки были изготовлены из бросового и природного материалов, картона. Многие работы были нарисованы красками (12.10.04).

Детям загадываются загадки, читаются стихи, художественные произведения.

Загадки:

1.   У полоски перехода,

      На обочине дороги

      Зверь трёхглазый одноногий

      Неизвестной нам породы,

      Разноцветными глазами

      Разговаривает с нами.

                                              (Светофор).

2.   Добежала зебра до угла

      И на мостовую прилегла.

      И оставила свои полоски

      Навсегда лежать на перекрёстке.

                                            (Пешеходный переход).

См. книгу О.А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения, стр. 68-69.

Художественная литература:

Н. Носов «Автомобиль (рассказ)

А. Дорохов «Зелёный… Жёлтый… Красный!»

С. Михалков «Моя улица. Велосипедист» (сборник)

А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

Г. Георгиев «Светофор»

О. Тарутин «Для чего нам светофор»

М. Кривич «Школа пешехода»

А. Дугилов «Моя улица»

Стихи:

Я. Пишумов «Дорожная азбука»

С. Маршак «Регулировщик»

А. Северный «Светофор»

О. Тарутин «Переход»

Н. Сорокин «Переход»

В. Семернин «Запрещается – разрешается»

А. Севернов «Три чудесных цвета»

О. Бедарев «Если бы…»

С. Михалков «Скверная история»

Рисуем с детьми на занятиях по ОБЖ планы-схемы безопасных маршрутов «От дома до детского сада», «План-схему своего двора», «Дорога от детского сада до стадиона», «Участок детского сада», «Схема группы».

5 тема: «Зоопарк».

Цель: Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны. Закрепить знания детей о том, как надо вести себя в зоопарке.

Для этого на занятия по развитию речи (ознакомление с окружающим) читаются художественные произведения о животных, где обсуждаются повадки животных, их поведение, устраиваются игры – драматизации, где дети учатся говорить голосами животных, двигаются как животные.

Художественная литература:

Драматизация и чтение русских народных сказок – «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса, петух», «Вершки и корешки», «Волшебные сказки», «У страха глаза велики», «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Проводятся театральные драматизации:

Сентябрь - «Цыплёнок» К. Чуковский.

Октябрь - «Уходи лиса с печи».

Ноябрь - «Как собака друга искала».

Декабрь - «Заяц-хвастун» обработка О.Капицы и В. Сутеев «Кто сказал «Мяу?».

Январь - р.н.с. «Волшебные сказки» по выбору детей.

Февраль - «Доктор Айболит» К.Чуковский.

Март - р.н.с. «Лиса и волк», «Кто в теремочке живёт?», «Три медведя».

Апрель - «Сочиняем и драматизируем сказку».

Читаются рассказы:

К.Д. Ушинский «Рассказы и сказки»

Н. Павлова «Белые и шубки»

Л.Н. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку»

Л.Н. Толстой «Зимовье зверей»

Е. Пермяк «Знакомые следы»

С. Баруздин «Зачем белке хвост»

Г. Ладонщинов «Медведь проснулся»

Е. Емельянов «Кот Агапыч»

К. Паустовский «Кот ворюга»

Н. Сладков «Медвежья горка»

М. Пришвин «Кладовая солнца»

Е. Чарушин «Волчишко», «Медвежонок»,

                       «Что за зверь?»

А. Куприн «Слон»

Сказки:

Д. Харрис «Как Братец Кролик перехитрил Братца Лиса»

А. Мили «Вини-пух и все-все-все» (главы из книги)

Р.н.с. «Царевна – лягушка»

Стихи:

Л. Квитко «Лошадка», «Мышиный посёлок»

Д. Харм «Кошки»

К. Чуковский «Ёжики смеются», «Черепаха»

В. Берестов «Кошкин щенок»

Э. Успенский «Тигр вышел погулять»

Б. Заходер «Собачкины огорченья»

В. Левин «Грустная песенка о слонёнке»…

На занятиях по развитию речи с детьми рассматриваются и обсуждаются картины из серии «Дикие и «Домашние животные» («Лиса с лисятами», «Собаки с щенятами» и т.п.), детям задаются творческие задания – придумайте и расскажите историю по заданному сюжету «Придумайте начало, середину, конец сказки», проводятся

д/игры «Угадай, чей след?», «Кто как кричит?», «Дикие и домашние животные», «Доскажи слово», «Большой – маленький», «Сравни зверей», «Кто как передвигается?», «Назови детёнышей», «Назови родителей», «Отгадай загадку – описание», «Кто на кого похож?», «Кто как голос подаёт?», «Назови ласково», «Кто кем был».

Закрепляем знания детей о животных на занятиях по ИЗО (лепка):

1) «Лиса крадётся за добычей» (12.10.04 и 09.11.04).

2) «Лепка петуха» (23.11.04)

3) «Собаки разных пород» (15.10.04 и 01.02.05)

4) «Лепка диких животных» (18.01.05)

5) «Курочка и цыплятки» (25.01.05)

6) По сказке «Три медведя» (08.02.05)

Рисование:

1) «Кони на лугу» (24.03.05)

2) «Козлики и бараны» (11.02.05)

А также на занятиях по конструированию:

- «Зайчик в лесу» (19.01.05)

- «Приключения маленького щенка» (11.11.04)

- «Петушок» (27.01.05)

- «Знакомьтесь, слон!» (03.03.05)

- «Мышка – норушка и лягушка – квакушка» (10.10.04)

Детям загадываются загадки о животных:

1.   «Хозяин лесной,

      просыпается весной,

      А зимой под вьюжный вой,

      спит в избушке снеговой».

                                              (Медведь).

2.   «Зимой беленький

      Летом серенький.

      Никого не обижает,

      А всех сам боится».

                                              (Заяц).

3.   «Кто по ёлкам ловко скачет

      И взлетает на дубы?

      Кто в дупле орехи прячет,

      сушит на зиму грибы?».

                                              (Белка).

4.   «Лесом катится клубок

      У него колючий бок.

      Он охотится ночами

      За жуками и мышами».

                                              (Ёж).

5.   «Маленький рост

      Длинный хвост,

      Серая шубка,

      Острые зубки».

                                              (Мышь).

6.   «Есть на речке лесорубы

      В серебристо-бурых шубах.

      Из деревьев, веток, глины

      Строят прочные плотины».

                                              (Бобры).

7.   «Трав копытами касаясь

      Ходит по лесу красавец.

      Ходит смело и легко,

      Рога раскинув широко».

                                              (Олень).

8.   «Хитрая плутовка,

      Рыжая головка,

      Пушистый хвост – краса.

      Кто это?».

                                              (Лиса).

9.   «Сделал дыру,

      Вырыл нору.

      Солнце сядет,

      А он и не знает».

                                              (Крот).

10. «На овчарку он похож

      Что ни зуб, - то острый нож.

      Он бежит, оскалив пасть,

      На овцу готов напасть».

                                              (Волк).

11.  «Я умею чисто мыться

      Не водой, а язычком.

      Мяу? Как мне часто снится

      Блюдце с чистым молочком».

                                              (Кошка).

12. «Идёт мохнатый,

      Идёт бородатый.

      Рожками помахивает,

      Бородкой потряхивает,

      Копытами постукивает».

                                              (Козёл).

13. «Кто ни в жару,

      Ни в стужу

      Не снимает шубу?».

                                              (Овца).

14. «Кто имеет пятачок

      Не зажатый в кулачок?

      На ногах его копытца,

      Ест и пьёт он из корытца».

                                              (Поросёнок).

15. «Я копытами стучу, стучу

      Я скачу, скачу,

      Грива вьётся на ветру.

      Кто это?».

                                              (Конь).

16. «Сер, да не волк.

      Длинноух, да не заяц.

      С копытами, да не лошадь».

                                              (Осёл).

17. «С хозяином дружит,

      Дом сторожит,

      Живёт под крылечком,

      А хвост колечком?».

                                              (Собака).

Дети с воспитателем изготавливают маски животных, используют их в подвижных играх, играх – имитациях: «Медвежата», «Весёлые зайки», «Смешные ёжики», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Резвые лошадки», «Зайцы и волк», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Кролики», «Ловкие белочки», «Мышки – норушки», «Воробышки и кошка», «Зайка беленький сидит…», «Охотник и зайцы», «Совушка».

На занятиях используется пальчиковая гимнастика, где с помощью рук дети изображают различных животных, играют с ними, заучивают про животных четверостишья.

Пальчиковые игры:

1) «Собака» (у собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик).

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

2) «Кошка» (а у кошки ушки на макушке, чтобы лучше слышать мышь в её норушке).

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

3) «Мышка» (серенький комок сидит и бумажкой всё шуршит).

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуге и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

4) «Зайка и ушки»

(Ушки длинные у зайки,

из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет

Веселит своих зайчат).

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны.

5) «Лошадка» (у лошадки вьётся грива, бьёт копытами игриво).

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

6) «Петушок» (петушок стоит весь яркий, гребешок он чистит лапкой).

Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

7) «Гусь» (гусь стоит и всё гогочет, ущипнуть тебя он хочет).

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

8) «Коза» (у козы торчат рога – может забодать она).

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперёд. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

9) «Слон» (В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает – будто в гости приглашает).

Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он опущен мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

10) «Крокодил» (крокодил плывёт по речке, выпучив свои глаза. Он зелёный весь, как тина от макушки до хвоста).

Ладонь выставлена вперёд горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

11) «Курочка» (курочка прыг на крыльцо: я снесла тебе яйцо).

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

6 тема: «Ядовитые и неядовитые растения, грибы».

По данной теме надо объяснять детям, что во избежание отравления (рвота, диарея), обязательно нужно знать названия и свойства растений, рассказываем о том, что растения бывают ядовитыми и неядовитыми, лечебными, учим детей не трогать растения руками, не брать их в рот.

Обязательно рассматриваем иллюстрации, открытки с растениями, грибами, закрепляем их названия, выявляем их свойства, проводим д/игры по ознакомлению:

Лекарственные растения.

Грибы.

1) «Загадай, мы отгадаем?».

2) «Почтальон принёс посылку».

3) «Что сначала, что потом».

4) «Консервный завод».

5) «Узнай растение».

6) «Где спрятано растение».

7) «Отгадай, что за растение».

8) «Лекарственные растения» (магазин).

9) «Съедобное – несъедобное».

10) «Собери гриб» (мозаика).

11) «Собери растение» (мозаика).

12) «Нарисуй и назови».

13) «Угадай и назови».

14) «Лесники».

15) «Загадка – описание».

Детям предлагается и настольная игра «Сбор грибов и ягод». На занятиях по развитию речи проводятся словесные игры – упражнения: «Скажи со словом «грибной», «Скажи со словом «лесной», «полевой», «лекарственный», «полезный», «колючий», «закончи фразу».

Детям загадываются загадки о лекарственных растениях и грибах:

1.   «Маленький, удаленький

      Сквозь землю прошёл

      Красну шапочку нашёл».

                                              (Подосиновик).

2.   «Я в красной шапочке расту

      Среди корней осиновых.

      Меня увидишь за версту,

      Зовусь я …».

                                              (Подосиновик).

3.   «Стоят ____________

      Красные колпачки,

      Кто ни пройдёт,

      Всяк поклон отдаёт».

                                              (Земляника).

4.   «Землю пробуравил,

      Корешок оставил.

      Сам на свет явился,

      Шапочкой прикрылся».

                                              (Гриб).

5.   «Он в лесу стоял,

      Никто его не брал.

      В красной шапке модной,

      Никуда не годный».

                                              (Мухомор).

6.   «Ходят в рыженьких беретах,

      Осень в лес приносят летом.

      Очень дружные сестрички,

      Золотистые…».

                                              (Лисички).

7.   «Глубоко был спрятан,

      Раз-два-три и вышел вон,

      И стоит он на виду.

      Белый, я тебя найду!».

                                              (Боровик).

8.   «Не спорю – не белый,

      Я братцы попроще.

      Расту я обычно в

      Берёзовой роще».

                                              (Подберёзовик).

9.   «Нет грибов дружнее, чем эти -

      Знают взрослые и дети,

      На пеньках растут в лесу,

      Как веснушки на носу,

      Эти дружные ребята называются …».

                                              (Опята).

10. «Стоят в поле сестрички:

      Жёлтый глазок,

      Белые реснички».

                                              (Ромашки).

11. «Белые горошки

      На зелёной ножке».

                                              (Ландыш).

12. «Синенький звонок висит,

      Никогда он не звонит».

                                              (Колокольчик).

13. «Как зовут меня, скажи,

      Часто прячусь я во ржи,

      Скромный, полевой цветок

      Синеглазый …».

                                              (Василёк).

14. «Держит девочка в руке

      Облачко на стебельке.

      Стоит дунуть на него -

      И не будет нечего».

                                              (Одуванчик).

15. «Я красна, я кисла,

      На болоте я росла,

      Дозревала под снежком,

      Ну-ка, кто со мной знаком».

                                              (Клюква).

16. «Зелен, да колюч,

      Сладок, да не пахуч.

      Ягоды сорвёшь -

      Всю руку обдерёшь».

                                              (Крыжовник).

На занятиях по ИЗО дети лепят, рисуют грибы и растения:

1. Коллективная работа «Грибы на лесной поляне» (15.09.04).

2. Зарисовка «Лекарственные травы» (30.03.05).

3. Рисование «Грибы – опята» (25.10.04).

4. Рисование «Гриб – мухомор» (01.11.04).

5. Лепка «Кружка, украшенная цветком» (03.10.04).

6. Лепка «Белый гриб» (23.09.04).

7. Лепка «Мухоморы» (10.10.04).

8. Рисование «Экзотическое растение - кактус» (22.03.05).

В свободное время дети работают с раскрасками, где раскрашивают грибы, называют их, объясняют съедобные они или несъедобные, почему они так решили.

Проводятся сюжетно-ролевые игры: «У меня болит живот», «Лесники», «Ветеринары», «Аптека», «Фармацевты», «Грибники», «Как мы собирали грибы в лесу». Они проводятся с целью спасения от отравления с вызовом экстренной помощи.

Ознакомительные беседы:

1) «Что мы знаем о грибах?».

2) «Что мы знаем о лечебных травах?».

3) «Полезен ли гриб мухомор?».

4) «Как правильно собирать грибы?».

5) «Как правильно выбирать грибы?».

6) «Как заготовить грибы на зиму?».

7) «Как правильно надо сушить лекарственные растения?».

8) «Почему опасно есть консервированные грибы?».

9) «Можно ли обжечься об траву?».

10) «Что может произойти, если съесть несъедобный гриб?».

Вместе с детьми заучиваем пословицы:

1. Не поклоняясь до земли и грибка не подымешь.

2. Грибов ищут – по лесу рыщут.

3. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

4. Худую траву из поля вон.

Совместно с экологом проводятся экскурсии в лес, экскурсии по «Зелёному маршруту д/с». Эти знания закрепляются и укореняются в сознании детей.

7 тема: «Самосохранение жизни ребёнка при

угрозе террористического акта».

В связи со сложившейся ситуацией в стране – важной и самой главной темой по воспитанию у детей ОБЖ является эта тема.

Главная задача воспитателя научить ребёнка правильно и спокойно вести себя при захвате террористами: выполнять все приказания, не кричать,  соблюдать возможное спокойствие, если надо, то упасть на пол вниз лицом, положить руки за голову и тихо лежать.

Проводятся в основном практические занятия.

На практических занятиях дети учатся правильно вести себя при захвате террористами, выполнять все приказания, не шуметь, не кричать, если надо упасть на пол вниз лицом, положить руки за  голову, тихо лежать. Постараться запомнить лица нападавших.

8 тема: «Ребёнок и другие люди».

Цель: Ребёнок должен понимать, что может быть опасным в общении с другими людьми, о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Рассказываем детям о ситуации насильственных действий со стороны незнакомых людей, о взаимоотношениях детей и подростков, о ребёнке, как объекте «сексуального насилия».

На практических занятиях по ОБЖ проводятся практические действия в виде тренинга – как звать на помощь с использованием сказки «Кот, петух, лиса»:

1. «Несёт меня лиса

      За тёмные леса

      За быстрые реки

      За высокие горы

      Кот и дрозд –

      Спасите меня!»

Разыгрывается сценка, где один из детей изображает лису, а другой петушка. Лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывая на помощь кота и дрозда. Кричит громко, чтобы его услышали.

2. Незнакомый человек на улице хватает ребёнка за руку и тащит куда-то. Ребёнок должен кричать: «На помощь, помогите, чужой человек».

Закончить ситуацию надо счастливым концом, когда ребёнок вырывается и убегает, или ему на помощь приходят другие дети в роли взрослых.

Обсудить с детьми разные ответы и способы защиты: укусить за руку, сопротивляться, ударяя руками и ногами, стараясь вырваться и убежать, кинуть песком или землёй в глаза обидчику.

Цель педагога – научить ребёнка такому поведению, чтобы окружающим было понятно: совершается насилие.

Закрепляем умение детей звонить по телефону 02 «Милиция», учим детей умению в сложной ситуации сказать «нет», проявить характер, во избежании вовлечения в опасную ситуацию, не пускать в дом чужих людей, не заводить с ними бесед, никуда не идти, не брать подарки, обязательно рассказывать о таких ситуациях близким взрослым людям.

Для этого обсуждаем с детьми сказки С. Маршака «О глупом мышонке», А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», русскую народную сказку «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят», «Золотой ключик или приключения Буратино», стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси».

Проводится д/игра «Знакомый, свой, чужой».

9 тема: «Детские страхи».

Важной задачей педагога и родителей научить детей справляться со страхом.

Обычно лечение происходит:

- через рассказывание сказок с благополучным концом, их может придумать мама, воспитатель, сам ребёнок совместно с взрослыми;

- через рисование: «Нарисуй, что ты боишься», «Нарисуй, кого ты боишься», «Нарисуй страх», «Нарисуй Радугу», «Солнце», «Голубое небо», «Море», «Цветы»;

- через индивидуальные беседы: «Ты испугался тогда, когда…», «Ты боишься того маленького паучка?», «Ты сильно испугался, как это получилось?».

Детям предлагают написать что-нибудь плохое на клочке бумаги и разорвать это или сжечь.

Читаем детям художественную литературу С.Я. Маршака «Чего боялся Петя?», Н.Носов «Живая шляпа».

Данным детям при необходимости нужна и помощь психолога. Детям также предлагается прослушивание грамзаписей: «Шум моря», «Пение птиц», «Шум леса», «Детские песенки», «Классическая музыка» (спокойная), «Детские сказки», проводятся физические упражнения на расслабление под музыкальное сопровождение.

Все упражнения, задания, исправления происходят постепенно, аккуратно, в спокойной и уютной обстановке.

10 тема: «Игры во дворе».

Задача: научить детей играть в специально отведённых местах (кататься на велосипеде), в обозначенных дорожными знаками местах, а не на проезжей части.

Из-за увеличения количества аварий и гибели детей этот вопрос не менее актуален в наши дни.

По данному разделу с детьми проводятся в основном беседы с обсуждением ситуаций:

1) «Игры во дворе».

- дети катаются на велосипедах, роликах на проезжей части улицы?

- дети катаются там, где ходят пешеходы. Правильно ли это?

Надо объяснить детям, что на пешеходов можно наехать, толкнуть, обрызгать, самим поломать руки, ноги, т.е. получить травму, ушибы.

2) Беседы по картинам из серии «Правила дорожного движения».

3) Беседы по темам: «Мой двор», «Где я люблю гулять», «Как я соблюдаю правила дорожного движения», «Я – пешеход?», «Надо ли быть внимательным?».

Все ситуации обсуждаются и принимаются правильные решения.

Все занятия по ОБЖ направлены на формирования ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице, с чужими людьми, формирование основ экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план подвижных игр в подготовительной группе

Всегда возникали вопросы по написанию воспитательно- образовательного плана, особенно по написанию подвижных игр. Потратив много времени я составила перспективный план, который облегчает работу и може...

Перспективный план работы "Динамический час" подготовительная группа

Перспективный план работы "Динамический час" подготовительная группа...

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по программе "Здравствуй!"

В помощь воспитателям, работающим по программе М.Л. Лазарева "Здравствуй!"....

Перспективный план работы с родителями (подготовительная группа)

Помощь воспитателю при написании перспективного плана с родителями  подготовительной группы в соответствии с программой дошкольного образования....

Перспективный план по ЗОЖ в подготовительной группе

Актуальная тема обучения детей здоровому образу жизни. И составленный перспективный план в помощь воспитателям....

Перспективный план работы с родителями подготовительной группы

Перспективный план работы с родителями подготовительной группы детского сада...