Опыт работы по теме "Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Актуальность темы обусловлена поиском путей разрешения противоречий между потребностью в сохранении здоровья воспитанников как приоритетной задачи социальной политики государства и их реальным уровнем здоровья, недостаточной их компетентности в области культуры здоровья, не разработанностью путей организации образовательной деятельности по формированию представлений о культуре здоровья дошкольников и необходимостью поиска эффективных педагогических технологий для решения поставленной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл система опыта 48.74 КБ

Предварительный просмотр:

Чуприна Татьяна Васильевна

  1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Опыт работы формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3» поселка Ракитное Белгородской области. В дошкольном учреждении функционируют восемь групп, которые посещают 200 детей. Образовательная деятельность по физическому развитию в детском саду в основном организуется инструктором по физической культуре с использованием оборудования физкультурного зала и спортивной площадки. На физкультурных занятиях и досуговых мероприятиях дошкольники приобретают двигательные умения и навыки, развивают физические качества.

Детский сад расположен в густонаселенном квартале поселка Ракитное. В ближайшем окружении детского сада находятся учреждения образования и культуры, связанные со спортивной и физкультурно-оздоровительной жизнью детей и взрослых: Дворец  культуры «Молодежный», Ракитянская ДЮСШ, плавательный бассейн «Нептун», ледовая арена «Дружба», районный стадион, физкультурно- оздоровительный комплекс «Ракита». В этих учреждениях дети – дошкольники также могут развивать двигательные умения и навыки. Но приобретенный двигательный опыт не представляет большой ценности, если у ребенка не будет сформированы представления о культуре здоровья.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) задачи формирования представлений о культуре здоровья дошкольников указаны в образовательной области «Физическое развитие».

Тема опыта работы: «Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельности». Для эффективного проведения опыта была проведена первичная диагностика с целью оценки степени сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья  Обследование проводилось по методике «Опросник для детей старшего дошкольного возраста» (автор: Деркунская В.А.) приложение №1.  Результаты обследования показали, что превосходного и высокого уровней сформированности представлений нет, средний уровень сформированности представлений о культуре здоровья выявлен у 21,3% опрошенных, а низкий уровень  определён у 78,7% воспитанников приложение №2. Дети слабо владеют содержанием представлений о культуре здоровья, а значит и не подготовлены к решению конкретных задач по усвоению представлений о культуре здоровья, обладают неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни и навыками принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Анализ низких результатов первичной диагностики оценки сформированности представлений о культуре здоровья у детей старшего дошкольного возраста позволил выявить необходимость поиска наиболее эффективных путей решения этой проблемы.

Актуальность опыта

Актуальность темы опыта обусловлена социально-педагогической значимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их успешной жизнедеятельности и готовности к школьному образованию. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей.

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, чтобы соответствовать социальному запросу общества. А также доказывают, что начинать работу с детьми детского сада необходимо с формирования представлений о культуре здоровья, чтобы максимально создать установку на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье.

Таким образом, актуальность темы обусловлена поиском путей разрешения противоречий между потребностью в сохранении здоровья воспитанников как приоритетной задачи социальной политики государства и их реальным уровнем здоровья, недостаточной их компетентности в области культуры здоровья, не разработанностью путей организации образовательной деятельности по формированию представлений о культуре здоровья дошкольников и необходимостью поиска эффективных педагогических технологий для решения поставленной задачи.. 

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в построении системы образовательной деятельности, через использование технологии проектной деятельности, которая будет способствовать эффективному формированию представлений   о культуре здоровья у старших дошкольников.

Длительность работы

Работа по теме опыта проводилась с сентября  2013 года по май 2015 года.

I этап – начальный – сентябрь - октябрь 2013 года - обнаружение проблемы, изучение теоретического и методологического материала, подбор диагностического материала, проведение первичной диагностики.

II этап - основной – ноябрь 2013 года -  март  2015 года – проведение систематической и планомерной работы по организации образовательной деятельности по формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников с использованием проектной деятельности.

III этап- заключительный – март 2015 - май 2015 года – проведение анализа полученных материалов, которые свидетельствовали бы об эффективности и результативности предложенной системы работы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой педагогических проектов работы с детьми по формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников.

Теоретическая база

В процессе работы над опытом автором были изучены исследования, в которых определены основные понятия о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здоровья.

Здоровье, как нормальное психосоматическое состояние человека, способного реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей. Всемирная организация здравоохранения руководствуется следующим определением, которое будет исходным для излагаемой в опыте идеи культуры здоровья в дошкольном детстве: «Здоровье - это состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи (недомогания)». Всемирная организация здравоохранения определяет основные компоненты здоровья: физическое, психическое, нравственное. М.С. Коган, Д.А. Изуткина и др. определяют здоровый образ жизни как образ жизни, основанный на принципах нравственности. Этот образ жизни должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Под культурой здоровья детей дошкольного возраста В.В. Колбанов, С.М. Симоненко. подразумевают совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Данные исследователи считают, что результатом сформированности представлений о культуре здоровья ребенка дошкольного возраста будет оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания.

В работе над опытом использовались исследования Н.А. Вераксы, Киселевой Л.С., Данилиной Т.А., Лагоды Т.С. о возможности использования в дошкольном учреждении проектной деятельности. Проектно-технологический тип организации деятельности, по мнению А.М. Новикова, состоит в том, что продуктивная деятельность человека разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами. Исследователь считает что, современное понимание проекта - это ограниченное во   времени целенаправленное изменение отдельной системы  с установленными требованиями к качеству результатов.

Сегодня в России ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели, где воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

В процессе становления опыта изучались и апробировались методические и практические разработки в области использования проектной деятельности для формирования у старших дошкольников представлений о культуре здоровья следующих авторов: Витенко Е.В., Ивлева Н.М., Кулик И. А., Капизова Л. Г., Даминова М. Р. Верхозина Л.Г., Н.А. Цырульникова, Л.Н. Богомолова.

Степень новизны.

Новизна опыта состоит в использования проектной деятельности при формировании у старших дошкольников представлений о культуре здоровья. Вопросы культуры здоровья стали частью проектов, реализуемых с детьми старшего дошкольного возраста в рамках тематического планирования. При этом учитывалась интеграция содержания образовательных областей, интеграция в области форм организации образовательной деятельности, методов и приемов, используемых в работе со старшими дошкольниками.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Опыт может быть реализован в условиях дошкольного учреждения со старшими дошкольниками. Для реализации опыта нет необходимости в дополнительных материальных и финансовых затратах и в коррекции режима дня дошкольников.

II. Технология опыта

Целью опыта работы: создание системы педагогических проектов способствующих эффективному формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • внедрить проектную технологию в организацию образовательного процесса,
  • просвещение родителей по вопросам использования инновационных технологий;
  • формировать базовые представления у детей старшего дошкольного возраста  о здоровом образе жизни и потребность в сохранении и укреплении своего здоровья;
  • создать развивающую среды, обеспечивающую эмоциональный настрой детей и условия по созданию мотивации у дошкольников для формирования интереса к оздоровлению своего организма;
  • развивать практические навыки по здоровьесбережению, через организацию  проектной деятельности детей.

Основными принципами данного опыта являются:

  • доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность;
  • формирование базисных основ культуры здоровья;
  • интеграция знаний из различных наук с целью формирования соответствующего мышления и поведения;
  • личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности;
  • учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом возрастном этапе;
  • активное овладение детьми элементарными знаниями о своем здоровье и навыками его сбережения;
  • формирование деятельностно-практического отношения к полученным знаниям о себе и своем здоровье;
  •         организация предметно-развивающей среды в детском саду.

Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления  здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания здоровьесберегающей деятельности как компонента физкультурно – оздоровительной работы ДОУ.

Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:

  1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
  2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении  и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому  человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Формирование у дошкольников знаний о здоровом образе жизни является одним из путей решения проблемы ухудшения здоровья. Знания о здоровом образе жизни формируются в ходе совместной деятельности педагога с детьми.

Как один из возможных путей формирования установки на здоровый образ жизни можно применить метод проекта, авторами которого являются Д. Дьюи, У. Килпатрик, С. Т. Шацкий.

Метод проекта — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

 Важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы.

Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, в котором собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Виды проектов:

 По доминирующей деятельности ребенка: практико – ориентированный проект, исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, ролевой проект..

По комплексности: монопроекты, межпредметные проекты.

По характеру контактов между участниками: внутригрупповые; внутрисадовые.

По продолжительности: мини – проекты, краткосрочные проекты, недельные проекты, годичные проекты.

Презентация проектов.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра; демонстрация видеофильма; диалог исторических или литературных персонажей; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; телепередача.

В презентации заложен большой воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом.

В соответствии с ФГОС ДО  в дошкольных организациях  образовательный процесс строится на основе комплексного тематического планирования, то есть позволяет организовывать образовательную деятельность в соответствии с определенной темой.  Один из примеров включения в тематическое планирование проектной деятельности по формированию у детей представлений о культуре здоровья  представлен в приложении №3.

Тематика проектов по здоровьесбережению разнообразна. Это и проекты: «Наши зубы», «Охрана зрения», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Полезные привычки», «Компьютер – друг или враг?» «Наши зеленые друзья», «Здоровая пища» и многие другие. Приложение №4

Основным условием при организации проектной деятельности является организация содержательной, эмоциально насыщенной жизни детей в дошкольном образовательном учреждении, наполненной разнообразными видами деятельности, получением знаний и творчеством.

Дети 4–6 лет очень активны, проявляют самостоятельность, поэтому педагогу следует насыщать детскую деятельность практическими ситуациями, познанием. Высокая эмоциональность в этом возрасте позволяет развивать у детей сочувствие, взаимопомощь, доброжелательность, стремление к общению со взрослыми. При этом ребят побуждают задавать вопросы в ходе наблюдений, рассказывать об увиденном, устанавливать разнообразные по содержанию связи: между строением органов, частей тела, их назначением и гигиеной, а также соотносить это со своим здоровьем.

Дошкольники 5–7 лет стремятся к самоутверждению, поэтому воспитатель обязан создать условия для развития самостоятельности у детей в решении своих валеологических проблем, проявлении инициативы, творчества, преодолении трудностей, оценочных суждениях о здоровье человека, а также осознания мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья. Организация полноценного валеологического обучения и воспитания должна быть основана на взаимодействии педагога с детьми, детей друг с другом, опираться на сотрудничество, доверие, взаимопонимание, уважение к интересам сверстников, на положительный эмоциональный фон.

Педагог ориентируется на индивидуальные особенности каждого ребенка. При проведении мероприятий учитывалось то, что дошкольник воспринимает все эмоционально, непосредственно. Поэтому используемые методы отличаются доступностью и простотой, образностью восприятия пробуждают в ребенке интерес, желание отвечать на вопросы и задавать их. Главное — не спешить с ответами, их можно найти в процессе наблюдений, физиологических опытов, чтения, экспериментирования, бесед и т.д.

Степень активности, самостоятельности дошкольников определяется реакцией на методы и приемы работы педагога. Чем активнее методы обучения, тем выше уровень познавательной активности детей. Авторы рекомендуют традиционные методы: словесные, наглядные, практические — с учетом изучаемого материала. Приложение № 5

В связи с тем, что дошкольники 6–7 лет способны к элементарному анализу, синтезу, владеют определенным объемом валеологических знаний и умений, в организации детской деятельности используются экспериментирование, дидактические игры, физиологические опыты, длительные наблюдения, ТРИЗовские приемы и т.д.

В старшем дошкольном возрасте потребность в новых впечатлениях способствует развитию поисковой деятельности, направленной на познание человека. В результате разнообразной поисковой деятельности ребенок получает новую информацию. Некоторые авторы, например Н.Н.Поддьяков, в качестве основного вида такой деятельности выделяют экспериментирование, которое претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

При построении деятельности дошкольников в рамках проектной деятельности использовать два вида экспериментирования: когда активность проявляет сам ребенок (ставит цель, ищет пути и способы ее достижения) и когда поиск осуществляется с помощью взрослого. Приложение № 6. При этом большое значение имеет подбор специальных искусственных и естественных объектов, наглядных изображений, пособий, оборудования, материалов.

В процессе экспериментирования дети осуществляют не только поисковую деятельность для решения поставленных задач, но и приступают к экспериментированию социальному, к познанию собственного внутреннего мира, что способствует развитию личности в целом.

В процессе работы над опытом пришли к выводу, что для организации эффективной организации этой деятельности необходимо соблюдать следующие психолого-педагогические условия: кроме традиционных форм и методов работы со старшими дошкольниками использование активных методов обучения; широкое применение методов эмоционального воздействия, направленных на формирование ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровью.

Большая педагогическая энциклопедия трактует активные методы обучения как методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. К активным методам обучения относятся проблемный рассказ, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод аналогий, метод анализа жизненных ситуаций, метод мозгового штурма, элементы дискуссии, проблемные игровых ситуации,  элементарная познавательно - исследовательская деятельность приложение № 7.

Преимущества использования активных методов обучения состоят в следующем. Во-первых, основу содержания обучения составляют базовые представления. Во-вторых, в обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы (способы) работы с этими базовыми представлениями. Усвоение того и другого открывает перед ребенком огромные возможности для самостоятельного движения в данной области. В-третьих, процесс обучения построен так, что ребенок усваивает представления и умения через их применение. На всех этапах процесса усвоения вводятся задачи. Решая эти задачи, ребенок одновременно усваивает и представления, и умения. В результате обучение идет без заучивания, но в то же время обеспечивается прочное запоминание. В-четвертых, важное значение имеют коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества и с воспитателем и со сверстниками. Основными путями такого обучения являются диалогический тип общения взрослых и детей; рефлексивное взаимодействие, при которых дети ведут самостоятельный поиск, творчески применяют и добывают знания. Наиболее приемлемые активные методы и приемы обучения используемые при Немаловажную роль в воспитании валеологического поведения детей играет создание валеологической развивающей среды в группах: уголков здоровья, физического саморазвития, детского экспериментирования.

 Эти условия дают возможность ребёнку осуществлять коррекцию своего здоровья, работать над его укреплением, развитием, осваивать практические навыки личной гигиены, правильного питания, двигательной активности, переносить валеологические знания и навыки в игру.

В ходе работы над опытом были изготовлены интересные пособия: модели, схемы – таблицы «Внутреннее строение человека», «Безопасное поведение в транспорте, на улице, дома», плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон», буклеты на тему «Полезные для здоровья продукты», коллажи о видах спорта, макеты полезных овощей и фруктов, рукописная книга «Волшебная книга здоровья»; закуплено дополнительное оборудования для проведения детской опытно-экспериментальной работы (проборки, колбы, мензурки, ванночки для воды и др.); оформлены выставки коллекций значков, открыток, книжек-малышек.

Работа с родителями. Когда родители приводят ребенка в дошкольное учреждение, ставится задача успешной социализации ребенка и активного участия родителей в жизни детского сада. С этой целью родители привлекаются к участию в здоровьесберегающих проектах, оформляя их в виде альбомов, газет, спортивных дневников «Это я и моя семья» Приложение № 8.

Взаимодействие детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы. Они хорошо изучены и описаны в дошкольной педагогике и во все формы возможно включение вопросов формирования у дошкольников представлений о культуре здоровья.  Так семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается, и качество которой определяется рядом параметров: социально-культурный - зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический - определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический - зависит от условий проживания, обстановки жилища, особенностей образа жизни; демографический - определяется структурой семьи. В семье формируются фундаментальные, основные, ценностные ориентации человека, определяющие его культуру здоровья, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. 

 Кроме семьи особое влияние на детей имеет окружающий его социум. Для дошкольников соседство не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор формирования культуры здоровья. Общение детей с соседями-сверстниками - это выход за рамки семьи, знакомство с различными стилями жизни, приобретение социального опыта. В общении они получают представление о жизненных ценностях, отличных от семьи, усваивают нормы и стиль поведения.

Влияние микросоциума на формирование культуры здоровья людей зависит как от объективных характеристик микросоциума, так и субъективных характеристик самого человека. То есть влияние микросоциума зависит от его возможностей: наличия и качества работы учебно-воспитательных учреждений; кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, музеев, библиотек; от состава его жителей: их этнической принадлежности, социально-профессионального состава, состава семей,  а так же от интеллектуального и образовательного уровня развития самого ребенка, от возможностей и желания в удовлетворении возрастных потребностей в социальном, культурном и физическом развитии. 

Интересен опыт включение в реализацию планируемых образовательных проектов оборудования и инвентаря учреждений культуры, спорта и образования. А также в содержание некоторых мероприятий, организуемых этими учреждениями, включаются выступления воспитанников детского сада. Более подробно эту информацию можно увидеть в приложении.

В приложении  № 9 представлен образовательный проект, разработанного с участием работников детской библиотеки. Таким образом, активное использование разнообразных, как традиционных, так и  нетрадиционных форм организации образовательной деятельности позволяет автору опыта успешно решать задачи формирования представлений о культуре  здоровья у старших дошкольников.

III. Результативность опыта

В ходе проведения опыта производился анализ полученных материалов, которые свидетельствовали о динамике в сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья. Оценка этого показателя проводилась по той же методике, что и первичная диагностика. А именно: «Опросник для детей старшего дошкольного возраста» (автор: Деркунская В.А.). По результатам собеседования с детьми по четырем разделам, были получены результаты, представленные в протоколах обследования. Их анализ (см. приложение №2) показал, что динамика сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья различна, что наглядно представлено в таблице «Итоговая таблица по протоколам обследования воспитанников за три учебных года»

 Итоговая таблица по протоколам обследования воспитанников

за три учебных года

Учебный год

Начало учебного года %

Конец учебного года %

П

В

С

Н

П

В

С

Н

2013-2014

0

0

21,3

78,7

0

20

67,5

12,5

2014 -2015

0

0

50

50

0

45

48,7

6,3

2015-2016

0

8,8

77,4

13,8

8,8

48,8

39,9

2,5

Как видим:

  • превосходный уровень сформированности представлений о культуре здоровья на конец 2015-2016  учебного года – выявлен у 8,8% дошкольников, тогда как в начале работы над опытом он не был зафиксирован ни у одного из детей;
  • количество детей с высоким уровнем  сформированности представлений о культуре здоровья  к концу работы над опытом был диагностирован у 48,8% старших дошкольников, а на начало 2013-2014 учебного года его также не было выявлено ни одного из воспитанников;
  • количество детей со средним уровнем увеличилось на 18,6 %;
  • количество воспитанников с низким уровнем сформированности представлений о культуре здоровья уменьшилось на 76,2%.

Более наглядно эти показатели видны на диаграмме рис. 1 «Динамика сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья».

Рис. 1 Динамика сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья

Эти показатели позволяют судить об эффективности использования в работе над формированием представлений о культуре здоровья системы работы предложенной автором опыта.

Благодаря использованию проектной технологии при организации здоровьесберегающих мероприятий:

·  родители стали обращать внимание на свое здоровье, и на здоровье своего ребенка;

·  изменился менталитет педагогического коллектива в отношении здоровьесбережения воспитанников и педагогический процесс в детском саду стал более интересным;

·  пересмотрели педагогические подходы к воспитанию здорового ребенка, насытили педагогическую деятельность эффективными методами;

·  стабилизировали эмоциональный фон воспитанников и улучшился психологический климат в группах;

·  снизилась заболеваемость и улучшились качественные показатели работоспособности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом воспитания маленького человека....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Сформировать у педагогов представление о культуре здоровья как одном из направлений здоровьесберегающих технологий и  необходимости становления ее  у дошкольников,  с позиции...

Опыт работы по теме: «Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр»

Представляем опыт работы воспитателя МБДОУ №430 Якимычевой Ирины Сергеевны по теме:«Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр...

Опыт работы с родителями по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста

Опыт работы с родителями по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни среди детей дошкольного возрастаПроблема    Основной проблемой современного общества считается низкий уров...

«Система работы по воспитанию культуры здоровья у старших дошкольников»

Цель: Сформировать у педагогов представление о культуре здоровья как од­ном из направлений здоровьесберегающих технологий и необходимости становления ее у дошкольников, с позиции созидателя в отно...

Консультации для педагогов. «Система работы по воспитанию культуры здоровья у старших дошкольников»

Цель: Сформировать у педагогов представление о культуре здоровья как од­ном из направлений здоровьесберегающих технологий и необходимости становления ее у дошкольников, с позиции созидателя в отно...


 

Комментарии

Зеликова Алла Ивановна

Очень интересно!!!