Предметно-развивающая среда для развития двигательной активности детей
консультация на тему

Шаврыгина Светлана Алеексеевна

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная пространственная  среда для развития двигательной активности должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а так же обеспечивать и гарантировать, охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razviyushchaya_sreda_dlya_fizo.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда для развития двигательной активности детей

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная пространственная  среда для развития двигательной активности должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а так же обеспечивать и гарантировать, охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Для выполнения этой задачи необходимо использовать спортивное и оздоровительное оборудование, инвентарь, пособия, в групповых комнатах, («Физкультурный уголок»),  которые будут способствовать:

  • улучшению функций нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхания и др., укреплению опорно-двигательного аппарата;
  • укреплению мышц формирующих свод стопы;
  • формированию начальных представлений о здоровом образе жизни;
  • развитию общей моторики;
  • развитию физических качеств (выносливость, гибкость, силу, скорость, координации);
  • накоплению и обогащению двигательного опыта детей;
  • формированию у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  • осуществлению профилактики плоскостопия;
  • развитию самостоятельности, творчества;
  • формированию выразительности и грациозности движений;

воспитанию стремления участвовать в играх, играх эстафетах.

«Физкультурный уголок» помогает детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования.

При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики.

Первая младшая группа

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).

В освоении движений и проявлении своей двигательной активности значительную роль у малышей играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Например, ребёнок с зайчиком прыгает, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д.

Для того чтобы каждый ребенок в этом возрасте проявлял свою двигательную активность в разных видах деятельности необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования.

Игрушки-качалки, мягкие и твердые мячи разных размеров, горки для ходьбы и т.п. Так же должны быть маски для подвижных игр (кот, заяц, лиса, медведь, волк, курочка, петушок и т.д.).  

Для общеразвивающих упражнений должны быть (кубики, мягкие мячики, султанчики, погремушки, платочки) по количеству детей группы. А так же:

- плоские кольца (d=40 см, ширина обода 5 см), 4 шт.;

- массажные, резиновые мячи (разных размеров), 10 шт.;

- мешочки с песком (m=150 гр., размер 7х10 см.),  10шт;

- дуги h=40 см, для прокатывания мяча, ползания, 2 шт.;

- мягкий туннель, 1 шт.;

- мягкий модуль и т. д.

 Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

Вторая младшая группа

Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.

У детей на четвертом году жизни формируются элементарные навыки совместной двигательной и игровой деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазании. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец.

В связи с увеличивающейся самостоятельностью дети умеют ориентироваться в пространстве, улучшается согласованность их действий в коллективе. В то же время у детей этого возраста ещё быстро падает интерес к одной и той же игрушке, пособию, тому или иному движению. Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.).

К четырем годам дети уже способны самостоятельно объединяться небольшой группой для выполнения игровых упражнений, используя разные пособия и предметы:

- плоские кольца (d=40 см, ширина обода 5 см), 4 шт.;

- массажные, резиновые мячи (разных размеров), 10 шт.;

- мешочки с песком (m=150 гр., размер 7х10 см.),  10шт;

- ленты 50-60 см, 12 шт.;

- флажки разных цветов 12 шт., палочка 25см., полотно 20х10 см;

- кольцебросы разной конструкции, 2 набор;

- бильбоке 3 шт;

- кегли 2 набора;

- стойки 5 шт;

- палки гимнастические короткие 5 шт;

- обручи d=50 – 60 см, 5 шт;

- скакалки короткие 5шт;

- дуги h=40 см, для прокатывания мяча, ползания, 2 шт.;

- мягкий туннель, 1 шт.;

- специальные дорожки для тренировки стопы;

- шнуры 70 – 80 см (косички, с одной стороны петля, а с другой пришивается пуговица);

- мягкий модуль и т. д.

Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

Средняя группа

Дети 5-го года жизни владеют в общих чертах всеми видами основных движений. У них возникает большая потребность в двигательных импровизациях под музыку. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов увеличения двигательной активности детей за счет хорошо освоенных способов действий с разными пособиями.

 Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность у них за выполнение правил и достижение определенного результата. Следует добиваться, чтобы дети к концу года самостоятельно организовывали подвижные игры с небольшой группой сверстников.

В этой возрастной группе необходимо иметь «Физкультурный уголок». В нем находятся:

 - плоские кольца (d=40 см, ширина обода 5 см), 4 шт.;

- массажные, резиновые мячи (разных размеров), 10 шт.;

- мешочки с песком (m=150 гр., размер 7х10 см.),  10шт;

- ленты 50-60 см, 12 шт.;

- флажки разных цветов 12 шт., палочка 25см., полотно 20х10 см;

- кольцебросы разной конструкции, 2 набор;

- бильбоке 3 шт.;

- кегли 2 набора;

- стойки 5 шт.;

- палки гимнастические короткие 5 шт.;

- обручи d=50 – 60 см, 5 шт.;

- скакалки короткие 5шт;

- дуги h=40 см, для прокатывания мяча, ползания, 2 шт.;

- мягкий туннель, 1 шт.;

- специальные дорожки для тренировки стопы;

- шнуры 70 – 80 см (косички, с одной стороны петля, а с другой пришивается пуговица);

- мягкий модуль и т. д.;

- маски для подвижных игр.

Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме. Хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки.

В средней группе детского сада спортивный уголок дополняется красочными познавательными альбомами, дидактическими и настольными играми для ознакомления детей с различными видами спорта.

С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе.

Старшая и подготовительная группы

Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации.

Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Преодолевая полосу препятствий, (составленную из разных пособий, дети вынуждены применять свои двигательные умения и навыки и проявлять находчивость, решительность, смелость и самостоятельность.

В старшей группе при организации занятий в спортивном уголке включайте:

- плоские кольца (d=40 см, ширина обода 5 см), 4 шт.;

- массажные, резиновые мячи (разных размеров), 10 шт.;

- мешочки с песком (m=150 гр., размер 7х10 см.),  10шт;

- ленты 50-60 см, 12 шт.;

- флажки разных цветов 12 шт., палочка 25см., полотно 20х10 см;

- кольцебросы разной конструкции, 2 набор;

- бильбоке 3 шт.;

- кегли 2 набора;

- стойки 5 шт.;

- палки гимнастические короткие 5 шт.;

- обручи d=50 – 60 см, 5 шт.;

- скакалки короткие 5шт;

- дуги h=40 см, для прокатывания мяча, ползания, 2 шт.;

- мягкий туннель, 1 шт.;

- специальные дорожки для тренировки стопы;

- шнуры 70 – 80 см (косички, с одной стороны петля, а с другой пришивается пуговица);

- мягкий модуль и т. д.;

- маски для подвижных игр;

- специальные индивидуальные коврики для ребенка, 5 шт.;

- детские гантели;

- тренажеры;

В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке:

- символика и материалы по истории Олимпийского движения;

- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны;

- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.;

- спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

Также рекомендуется в физкультурном уголке поместить схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести любимую игру.

Можно приобрести выдвижные уголки с баскетбольными щитами, позволяющие размещать их в любом пространстве группы по желанию детей.

В старшей и подготовительной группе спортивный и музыкальный уголки могут быть совмещены или находиться рядом, т.к. для проведения спортивных игр часто используется музыка.

Полезные советы

В каждой возрастной группе в спортивном уголке может находиться бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног, нетрадиционное физкультурное оборудование, изготовленное совместно с родителями. Для развития мелкой моторики рук: мешочки с различной крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.), мячики – ежики, эспандер (для среднего и старшего дошкольного возраста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные педагогические подходы к созданию предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей раннего возраста

Двигательная активность является  мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детског...

Презентация на тему"Создание предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей дошкольного возраста"

В презентации представлены материалы, в которых сообщается о двигательной активности детей,о задачах двигательной активности,представлены слайды с игровым оборудованием: игры с мячом, упражнение на ра...

Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: "«Предметно-развивающая среда групп для развития двигательной активности детей»

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их...

Протокол обследования предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей

Протокол обследования  предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей...

Выступление на педагогическом совете «Предметно-развивающая среда для развития двигательной активности детей»

Речь - удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель           Говорить умеют почти все, но говорить прав...

Предметно-развивающая среда для развития двигательной активности детей младшей группы

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫВ соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная пространственная  среда для развития двигательной акт...

Среда для развития двигательной активности детей раннего возраста

Среда для развития двигательной активности детей раннего возраста...