Основные педагогические подходы к созданию предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей раннего возраста
консультация на тему

Гребенюк Елена Александровна

Двигательная активность является  мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

           Исследования показывают, что в последнее время у детей отмечается низкий уровень ловкости и быстроты, а также  низкая степень сформированности двигательных навыков, низкая моторная обучаемость. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти. Поэтому актуальной задачей физического развития ребенка является поиск эффективных средств совершенствования  его двигательной  сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sreda_dlya_dvigat_aktivnosti.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные педагогические подходы к созданию

предметно-развивающей среды

для развития двигательной активности детей раннего возраста

Двигательная активность является  мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

        Исследования показывают, что в последнее время у детей отмечается низкий уровень ловкости и быстроты, а также  низкая степень сформированности двигательных навыков, низкая моторная обучаемость. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти. Поэтому актуальной задачей физического развития ребенка является поиск эффективных средств совершенствования  его двигательной  сферы.

        Для полноценного физического развития ребенка, для повышения интереса к занятиям по развитию движений необходима специальная предметно-пространственная среда. Кроме того, это среда должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть многофункциональной, т.е. способствовать развитию у ребенка внимания, памяти, мышления, речи. Роль педагогов в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить усилия на использование  ее  отдельных элементов.

        Поэтому при создании в группе предметно-развивающей среды для развития движений мы исходили из необходимости учета следующих факторов:

        - индивидуальных типологических особенностей ребенка;

        - особенностей его эмоционально - личностного развития;

        - индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей;

        - любознательности  и исследовательского интереса;

        Центр двигательной активности в нашей группе состоит из стандартного нестандартного оборудования.  Мы  назвали наш центр «Растишки».

        В него входят: дорожка-лесенка, дорожка из обручей, дорожки – коврики со следами ладоней и ступней, дорожки с изображениями в различных комбинациях геометрических фигур разной формы и разного цвета, пуговичные коврики, плоские дорожки разного цвета, разной ширины и длины, дорожки- ящики с различными мягкими и твердыми материалами и массажерами;

природный материал: шишки, желуди, плоды каштана;

бросовый и прочий материал: пуговицы, косточки от счет, фасоль, горох, керамзит, плоские камушки, мелкий и крупный песок; дорожки – коврики: сухие и мокрые, кольцеброс, мишени, мягкие мячи модули, плоские и объемные геометрические формы разных размеров и цветов, флажки, султанчики, таблички с изображением животных и птиц.

        При использовании оборудования мы соблюдаем принципы  его отбора и расстановки – обеспечение чередования разнообразных двигательных действий.

        Развивающая направленность заключается в том, что его использование позволяет упражнять детей во всех видах движений: ходьбе, беге, прыжках, метании, а также  развивать их координационные способности. Это и развитие сенсорных способностей: цвет, форма, размер; тактильных ощущений: твердый- мягкий, теплый – холодный, шероховатый – гладкий.

        При выполнении различных движений  дети закрепляют  словарь действий, названия цвета, формы, размера и т.д.

        С помощью этого оборудования можно выполнять физические упражнения, способствующие  развитию двигательного творчества: изобразить животных, птиц, ситуацию, описанную в художественном  тексте.

        Данное оборудование позволяет диагностировать и развивать координацию движений. При подборе двигательных заданий детям, созданы оптимальные условия  для концентрации внимания на этой двигательной задаче.

        Для повышения эффективности данного оборудования используется принцип – создание новизны. Мы стараемся постоянно отыскивать и вносить в центр новые элементы. Кроме того, новизна создается путем перестановки пособий в различном пространственном положении.

        Все оборудование можно легко изготовить из дерева, ДВП, поролона, картона, бросового материала. Оно малогабаритно и универсально, удобно в использовании и хранении, не требует больших затрат.

        При создании предметно-развивающей среды мы опирались на рекомендации Н.П. Кочетовой, Т.И. Осокиной, М.А. Руновой, В.А. Шишкиной, использовали опыт коллег – педагогов ДОУ г.Нижнего Новгорода и др., описанный в журналах.

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ.

Наименование

оборудования

Цель использования

Рекомендуемые

упражнения

1

Дорожка лесенка-объемная.

Профилактика плоскостопия; укрепление всех групп мышц; развитие тактильных ощущений: твердый –мягкий, гладкий – шероховатый, холодный –теплый.

Ходьба и бег, обогащение

словарного запаса.

2

Дорожка плоская с кругами и квадратами.

Упражнение в равновесии, перешагивании, прыжках; профилактика плоскостопия; развитие сенсорных способностей: цвет, форма.

Ходьба и бег с препятствиями;

прыжки в длину с места.

3

Дорожка с метками (ладони и колени).

Упражнение в ползании и подлезании.

Ходьба на ладонях и коленях; подлезание под  стойку.

4

Дорожка плоская с треугольниками.

Упражнение в равновесии; развитие сенсорных способностей: цвет, форма.

Ходьба и бег.

5

Дуги-стойки.

Упражнение в ползании и подлезании.

Ползание и подлезание.

6

Дорожка плоская с метками( следы).

Упражнение в равновесии, профилактика плоскостопия, развитие сенсорных способностей.

Ходьба и бег с препятствиями.

7

Дорожка-коврик с метками( объемные следы из поролона и пуговиц).

Упражнение в равновесии, профилактика плоскостопия, развитие тактильных ощущений.

Ходьба и бег с препятствиями.

8

Доска ребристая.

Профилактика плоскостопия, развитие сенсорных способностей.

Ходьба и бег

с препятствиями.

9

Дорожка-лесенка.

Упражнение в прыжках, профилактика плоскостопия.

Ходьба и бег с препятствиями,

прыжки в длину с места.

10

Дорожка плоская  (узкая- широкая, длинная-короткая).

Упражнение в равновесии, развитие сенсорных способностей: цвет, размер.

Ходьба и бег с препятствиями.

11

Дорожка –коврик плоская (мокрая, сухая).

Упражнение в равновесии, профилактика плоскостопия, закаливающие процедуры.

Ходьба.

12

Кольцеброс с набором колец.

Упражнение в метании, развитие глазомера.

Метание колец.

13

Дорожка из обручей.

Упражнение в прыжках, подлезание, метании.

Ходьба и бег, высоко поднимая колени, прыжки через препятствия на  двух ногах. Пролезание в обруч, метание мешочков с песком в обручи.

14

Метки – знаки с изображением животных  и птиц.

Умение действовать по сигналу.

Ходьба и бег с выполнением различных

заданий.

15

Корзины мишени с набором мячей.

Упражнение в метании, развитие глазомера.

Метание в цель.

16

Мишени плоские.

Упражнение в метании, развитие глазомера, развитие сенсорных способностей.

Метание в цель.

17

Мячи мягкие

Упражнение в подбрасывании и ловле мяча.

Подбрасывание и ловля мяча.

18

«Удавчик».

Упражнение в равновесии, профилактика в плоскостопия.

Ходьба и бег.

19

Объемные модули.

Упражнение в равновесии, в перешагивании.

Ходьба с высоким подниманием ног.