Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста
консультация
Семинар-практикум "Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.68 КБ | |
| 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДАШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №9 «КАЛИНКА» Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Семинар - практикум
«Создание развивающей и безопасной среды
для самостоятельной двигательной активности
детей раннего возраста»
Подготовил:
Лемешко А.С. Инструктор по ф.к.
2021 г.
Семинар - практикум «Создание развивающей и безопасной среды
для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации, развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста.
Задачи:
- Обобщать и повышать знания педагогов по организации развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста;
- Развивать практические умения педагогов в организации пространства для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста в условиях группы, реализуя требования ФГОС ДО.
Основным средством предупреждения психосоматических заболеваний детей является двигательная активность. Однако, последние годы происходит ее снижение как по объему так и по интенсивности.
Практика показывает, что в большинстве случаев объем ДА детей раннего возраста не достигает возрастных показателей. Причина такого положения, непонимание, неумение педагога создавать оптимальную среду для развития моторики и удовлетворения потребностей детей в ежедневной ДА. Преобладание запретов и строгих ограничений, предложение детям альтернативных пассивных занятий ведет к неминуемому сокращению ДА.
Самостоятельная двигательная Де. служит действенным средством физического и общего развития личности ребенка. Чтобы ДА была разнообразной по содержанию, оптимальной по количественным показателям, необходимо создать соответствующую РППС.
В нашем детском саду, центры двигательной активности в группах является местом для хранения физкультурного оборудования, и нет реализации его функционального предназначения.
Задача педагога привести в соответствие с ФГОС спортивные центры.
РППС должна быть:
- Содержательно – насыщенной. Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования, инвентаря должны обеспечить ДА, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в п.и.
- Трансформируемой. Предполагает возможность изменений в организации двигательной среды в зависимости от различных образовательных ситуаций или интересов детей.
- Полифункциональной. Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, матов, мягких модулей и т.д.
- Вариативной (разнообразие спортивных предметов, игр, оборудования; периодическую сменяемость материала)
- Доступной. Свободный доступ для воспитанников.
- Безопасной. Надежность и безопасность использования.
Для развития движений очень важны самостоятельные игры и различные занятия. Поэтому одним из условий является создание такой среды в групповой комнате, которая даст возможность двигаться много и разнообразно: на полу, управляя игрушками, взбираться на горку и скатываться с неё, играть с мягкими модулями, упражняться в играх с атрибутами – стоя, сидя, лежа.
С этой целью в пользование детям необходимо предоставить свободную площадку. Пространство комнаты должно позволять и самим малышам, и вместе с взрослыми играть, прятаться, закреплять собственные двигательные умения и навыки, которые формируются именно в период раннего детства.
Развитие движений 2-3 летнего ребенка – одна из главных задач педагога.
Малыш твердо стоит на ногах, активно познает мир, используя для этого пока еще не большой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание, прыжки и т.д.
Ползание, лазанье | 6 мес. |
Упражнения в равновесии | 1 год |
Ходьба | |
Катание, бросание, метание | |
Бег | 2 года |
Прыжки |
Движение детей еще не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях часто падают. Но сколько при этом положительных эмоций получает ребенок… не лишайте его этой радости!
Первая задача воспитателя - правильно подобрать необходимое физкультурно-игровое оборудование. Для ее решения, необходимо исходить из важности развития базовых основных видов движений. К ним относятся:
- Ходьба и бег, развивающие равновесие и координацию (ходьба с переходом на бег и обратно, с изменением направления, обходя предметы, приставным шагом вперед и в стороны, по прямой дорожке шириной 20 см и длиной 2-3 м с перешагиванием через предметы высотой 10-15 см.;
- Подпрыгивания на месте (в том числе, с доставанием предмета выше поднятой руки) с легким продвижением (2 года), перепрыгивание через шнур и спрыгивание с высоты (3 года);
- Катание, прокатывание мяча педагогу, друг другу, в ворота, бросание вдаль, через веревку, натянутую на уровне груди ребенка, ловля мяча, брошенного педагогом;
- Ползание на четвереньках по прямой, а также по доске и скамейке, подлезание под ворота, шнур высотой 30-40 см, лазанье по лестнице высотой 1,5м.
Для развития вышеперечисленных движений, в группе должен быть комплект физкультурно-игрового оборудования и мелкого инвентаря, используемый для самостоятельной и организованной двигательной Де детей.
Для ходьбы, бега, равновесия:
- Валик мягкий укороченный д 30см., диам.30 см.;
- Горка детская
- Профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр. для профилактики плоскостопия) 180x40
- Шнур длиной 100-150 см.
Для прыжков:
- Мини-мат д.60 см., ш.60 см., в.7 см.;
- Обруч плоский (цветной) диам.40-50 см.
- Куб деревянный малый, ребро 15-30 см.
- Палка гимнастическая длинная 150 см. (4 шт.)
- Шнур короткий плетеный д.75 см.
Для катания, бросания, ловли:
- Корзина для метания мячей;
- Мяч резиновый диам.10-15 см.
- Мяч шар надувной диам.40 см.
- Обруч малый диам. 54-65 см.
- Шарик пластмассовый диам. 4 см.
Для ползанья и лазанья:
- Лесенка-стремянка двухпролетная, в.103 см. ш.80-85 см.
- Лабиринт игровой (трансформер)
- Ящики для влезания и метания в цель высотой 20,15 и 10 см, шириной 50,47,44 см, и длиной 50, 47 и 44 см;
Для общеразвивающих упражнений:
- Мяч массажный диам.6-8 см.
- Мяч резиновый диам.20-25 см.
- Обруч плоский диам.20-25 см.
- Палка гимнастическая короткая длин.60-80 см.
- Колечко с лентой диам.5 см.
- Кольцо резиновое диам.5-6, 18 см.
Оптимально для развития детей многофункциональное мягкое модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер. Огромное количество вариантов движений, которое можно выполнять на данном оборудовании, развивает воображение и творческую активность.
В дошкольных организациях могут использоваться игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.
Таким образом, все материалы должны быть яркими, привлекательными и отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности.
Следующая задача – правильное размещение физкультурно-игрового оборудования. Часто воспитатели стремятся к зонированию игрового помещения, располагают инвентарь в «физ. уголках» (стеллажах, коробках, ящиках и т.д.), считается это не целесообразным, потому что:
- Поведение ребенка, ситуативно и определяется возникающими обстоятельствами. Его внимание не произвольно, неустойчиво, память краткосрочна, в деятельности его интересует не конечная цель, а сам процесс. Если в поле зрения ребенка попал яркий мяч, он будет с ним играть, пока не появится новый объект
- Ребенок не должен испытывать сложности в поиске предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нем. Конечно, нет необходимости группу превращать в склад, нужно обдумать, как сделать так, чтобы инвентарь логично вписался в интерьер комнаты. И 1 раз в неделю менять инвентарь.
В связи с вышесказанным, рекомендуем вам расположить физ.оборудование по периметру группы и в безопасных зонах. Оборудование должно быть безопасным, доступным для самостоятельного использования ребенком.
Кроме традиционного оборудования, можно использовать нетрадиционные, что позволяет не только развивать движения детей и заинтересовать их этой деятельностью, но и создавать психологически комфортную среду.
К традиционными компонентами мы относим: каталки, коврики массажные, игрушки на колесах и качалки (конь или другие животные), мячи разного размера, набор мягких модулей, наборы кеглей с мячом, обручи малого диаметра, флажки и султанчики, горки и т.п.
К нетрадиционному оборудованию мы относим компоненты, сделанные руками педагогов и родителей.
Вот некоторые из них:
- Пособие «Фруктовые ворота» предназначено для закатывания в вертикальное отверстие мяча;
- «Весёлый лабиринт» - пособие из пластиковых труб используется для прокатывания мяча, для хождения по лабиринту;
- Пособие «Карусели» используется для ходьбы и бега по кругу;
- «Разноцветные ладошки и следы» - пособие из ткани и самоклеющейся цветной бумаги используется для прямой ходьбы и ходьбы на четвереньках, для развития координации движений;
- Пособие «Лошадка» используется для прыжков и бега;
- Пособие «Солнышко» используется для ходьбы по лучам, ходьбы и прыжков по кругу через лучи, скручивания и раскручивания лучей;
- Пособие Паучок «Гоша».
Иногда совсем незамысловатое оборудование и инвентарь, яркая веревка, резинка, подвешенная на высоте от 10 до 50 см., может превратить группу в интересный веревочный полигон.
Дети в возрасте 2-3 лет подражательны, увидев, как воспитатель катает игрушкой-каталкой вперед-назад по группе, он обязательно захочет повторить. Во избежание конфликта, инвентарь дублируем.
Не забывайте о создании игровых ситуаций («Сидящий мишка на каталке», «Котенок застрявший на верхней перекладине лесенки» и т.д.)
Поэтому, повторюсь еще раз, что в I и II группах раннего возраста нецелесообразно создавать специальные физ. уголки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двигательная активность – основное средство предупреждения психосоматических заболеваний детей. Самостоятельная двигательная деятельность служит действенным средством физического и общего развития личности ребенка.
Требования ФГОС к РППС: Содержательно – насыщенной; Трансформируемой; Полифункциональной; Вариативной; Доступной: Безопасной.
Для развития движений важны самостоятельные игры и различные занятия. в пользование детям необходимо предоставить свободную площадку
Развитие движений 2-3 летнего ребенка – одна из главных задач педагога. Запас движений: Ползание, лазанье Упражнения в равновесии Ходьба Катание, бросание, метание Бег Прыжки
правильный подбор физкультурно-игрового оборудования – первая задача воспитателя.
Для ее решения, необходимо исходить из важности развития базовых основных видов движений. К ним относятся: Ходьба и бег; Подпрыгивания, перепрыгивания и спрыгивания; Катание, прокатывание мяча; Ползание на четвереньках, подлезание , лазанье.
комплект физкультурно-игрового оборудования и мелкого инвентаря в группе: Для ходьбы, бега, равновесия: Валик мягкий укороченный д 30см., диам.30 см.; Горка детская Профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр. для профилактики плоскостопия) 180 x 40 Шнур длиной 100-150 см. Для прыжков: Мини-мат д.60 см., ш.60 см., в.7 см.; Обруч плоский (цветной) диам.40-50 см. Куб деревянный малый, ребро 15-30 см. Палка гимнастическая длинная 150 см. (4 шт.) Шнур короткий плетеный д.75 см.
Для катания, бросания, ловли: Корзина для метания мячей; Мяч резиновый диам.10-15 см. Мяч шар надувной диам.40 см. Обруч малый диам . 54-65 см. Шарик пластмассовый диам . 4 см. Для ползанья и лазанья: Лесенка-стремянка двухпролетная , в.103 см. ш.80-85 см. Лабиринт игровой ( трансформер ) Ящики для влезания и метания в цель высотой 20,15 и 10 см, шириной 50,47,44 см, и длиной 50, 47 и 44 см;
Для общеразвивающих упражнений: Мяч массажный диам.6-8 см. Мяч резиновый диам.20-25 см. Обруч плоский диам.20-25 см. Палка гимнастическая короткая длин.60-80 см. Колечко с лентой диам.5 см. Кольцо резиновое диам.5-6, 18 см.
Мягкое модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер .
Размещение физкультурно-игрового оборудования.
Физкультурное оборудование рекомендуется разместить по периметру группы и в безопасных зонах
Нетрадиционное оборудование
«Фруктовые ворота»
«Весёлый лабиринт»
«Карусели »
«Разноцветные ладошки и следы»
«Лошадка »
«Солнышко»
Паучок «Гоша»
I группа раннего возраста
II группа раннего возраста
II группа раннего возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование подвижных игр для обеспечения двигательной активности детей раннего возраста и создания благоприятных условий для общения»
В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Основные педагогические подходы к созданию предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей раннего возраста
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детског...

Презентация на тему"Создание предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей дошкольного возраста"
В презентации представлены материалы, в которых сообщается о двигательной активности детей,о задачах двигательной активности,представлены слайды с игровым оборудованием: игры с мячом, упражнение на ра...

: «Создание развивающей предметно – пространственной среды для художественно – эстетического развития детей раннего возраста».
Художественно – эстетическое развитие – это целенаправленный процесс формирования творческой личности способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ц...

Семинар для педагогов «Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста»
Тема: «Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах создания развива...

Среда для развития двигательной активности детей раннего возраста
Среда для развития двигательной активности детей раннего возраста...
Семинар для педагогов «Создание РППС для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста»
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского...
