Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста
консультация

Лемешко Алеся Сергеевна

Семинар-практикум "Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар-практикум28.68 КБ
Файл Презентация к семинару1.99 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДАШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №9 «КАЛИНКА» Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Семинар - практикум

«Создание развивающей и безопасной среды

для самостоятельной двигательной активности

детей раннего возраста»

Подготовил:

Лемешко А.С. Инструктор по ф.к.

2021 г.

Семинар - практикум «Создание развивающей и безопасной среды

для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации, развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста.

Задачи:

  • Обобщать и повышать знания педагогов по организации развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста;
  • Развивать практические умения педагогов в организации пространства для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста в условиях группы, реализуя требования ФГОС ДО.

Основным средством предупреждения психосоматических заболеваний детей является двигательная активность. Однако, последние годы происходит ее снижение как по объему так и по интенсивности.

Практика показывает, что в большинстве случаев объем ДА детей раннего возраста не достигает возрастных показателей. Причина такого положения, непонимание, неумение педагога создавать оптимальную среду для развития моторики и удовлетворения потребностей детей в ежедневной ДА. Преобладание запретов и строгих ограничений, предложение детям альтернативных пассивных занятий ведет к неминуемому сокращению ДА.

Самостоятельная двигательная Де. служит действенным средством физического и общего развития личности ребенка. Чтобы ДА была разнообразной по содержанию, оптимальной по количественным показателям, необходимо создать соответствующую РППС.

В нашем детском саду, центры двигательной активности в группах является местом для хранения физкультурного оборудования, и нет реализации его функционального предназначения.

Задача педагога привести в соответствие с ФГОС спортивные центры.

РППС должна быть:

  • Содержательно – насыщенной. Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования, инвентаря должны обеспечить ДА, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в п.и.
  • Трансформируемой. Предполагает возможность изменений в организации двигательной среды в зависимости от различных образовательных ситуаций или интересов детей.
  • Полифункциональной. Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, матов, мягких модулей и т.д.
  • Вариативной (разнообразие спортивных предметов, игр, оборудования; периодическую сменяемость материала)
  • Доступной. Свободный доступ для воспитанников.
  • Безопасной. Надежность и безопасность использования.

Для развития движений очень важны самостоятельные игры и различные занятия. Поэтому одним из условий является создание такой среды в групповой комнате, которая даст возможность двигаться много и разнообразно: на полу, управляя игрушками, взбираться на горку и скатываться с неё, играть с мягкими модулями, упражняться в играх с атрибутами – стоя, сидя, лежа.

С этой целью в пользование детям необходимо предоставить свободную площадку. Пространство комнаты должно позволять и самим малышам, и вместе с взрослыми играть, прятаться, закреплять собственные двигательные умения и навыки, которые формируются именно в период раннего детства.

Развитие движений 2-3 летнего ребенка – одна из главных задач педагога.

Малыш твердо стоит на ногах, активно познает мир, используя для этого пока еще не большой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание, прыжки и т.д.

Ползание, лазанье

6 мес.

Упражнения в равновесии

1 год

Ходьба

Катание, бросание, метание

Бег

2 года

Прыжки

        Движение детей еще не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях часто падают. Но сколько при этом положительных эмоций получает ребенок… не лишайте его этой радости!

        Первая задача воспитателя - правильно подобрать необходимое физкультурно-игровое оборудование. Для ее решения, необходимо исходить из важности развития базовых  основных видов движений. К ним относятся:

  • Ходьба и бег, развивающие равновесие и координацию (ходьба с переходом на бег и обратно, с изменением направления, обходя предметы, приставным шагом вперед и в стороны, по прямой дорожке шириной 20 см и длиной 2-3 м с перешагиванием через предметы высотой 10-15 см.;
  • Подпрыгивания на месте (в том числе, с доставанием предмета выше поднятой руки) с легким продвижением (2 года), перепрыгивание через шнур и спрыгивание с высоты (3 года);
  • Катание, прокатывание мяча педагогу, друг другу, в ворота, бросание вдаль, через веревку, натянутую на уровне груди ребенка, ловля мяча, брошенного педагогом;
  • Ползание на четвереньках по прямой, а также по доске и скамейке, подлезание под ворота, шнур высотой 30-40 см, лазанье по лестнице высотой 1,5м.

Для развития вышеперечисленных движений, в группе должен быть комплект физкультурно-игрового оборудования и мелкого инвентаря, используемый для самостоятельной и организованной двигательной Де детей.

Для ходьбы, бега, равновесия:

  • Валик мягкий укороченный д 30см., диам.30 см.;
  • Горка детская
  • Профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр. для профилактики плоскостопия) 180x40
  • Шнур длиной 100-150 см.

Для прыжков:

  • Мини-мат д.60 см., ш.60 см., в.7 см.;
  • Обруч плоский (цветной) диам.40-50 см.
  • Куб деревянный малый, ребро 15-30 см.
  • Палка гимнастическая длинная 150 см. (4 шт.)
  • Шнур короткий плетеный д.75 см.

Для катания, бросания, ловли:

  • Корзина для метания мячей;
  • Мяч резиновый диам.10-15 см.
  • Мяч шар надувной диам.40 см.
  • Обруч малый диам. 54-65 см.
  • Шарик пластмассовый диам. 4 см.

Для ползанья и лазанья:

  • Лесенка-стремянка двухпролетная, в.103 см. ш.80-85 см.
  • Лабиринт игровой (трансформер)
  • Ящики для влезания и метания в цель высотой 20,15 и 10 см, шириной 50,47,44 см, и длиной 50, 47 и 44 см;

Для общеразвивающих упражнений:

  • Мяч массажный диам.6-8 см.
  • Мяч резиновый диам.20-25 см.
  • Обруч плоский диам.20-25 см.
  • Палка гимнастическая короткая длин.60-80 см.
  • Колечко с лентой диам.5 см.
  • Кольцо резиновое диам.5-6, 18 см.

Оптимально для развития детей многофункциональное мягкое модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер.  Огромное количество вариантов движений, которое можно выполнять на данном оборудовании, развивает воображение и творческую активность.

В дошкольных организациях могут использоваться игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

Таким образом, все материалы должны быть яркими, привлекательными и отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности.

Следующая задача – правильное размещение физкультурно-игрового оборудования. Часто воспитатели стремятся к зонированию игрового помещения, располагают инвентарь в «физ. уголках» (стеллажах, коробках, ящиках и т.д.), считается это не целесообразным, потому что:

  1. Поведение ребенка, ситуативно и определяется возникающими обстоятельствами. Его внимание не произвольно, неустойчиво, память краткосрочна, в деятельности его интересует не конечная цель, а сам процесс. Если в поле зрения ребенка попал яркий мяч, он будет с ним играть, пока не появится новый объект
  2. Ребенок не должен испытывать сложности в поиске предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нем. Конечно, нет необходимости группу превращать в склад, нужно обдумать, как сделать так, чтобы инвентарь логично вписался в интерьер комнаты. И 1 раз в неделю менять инвентарь.

В связи с вышесказанным, рекомендуем вам расположить физ.оборудование по периметру группы и в безопасных зонах. Оборудование должно быть безопасным, доступным для самостоятельного использования ребенком.

Кроме традиционного оборудования, можно использовать нетрадиционные, что позволяет не только развивать движения детей и заинтересовать их этой деятельностью, но и создавать психологически комфортную среду.

К традиционными компонентами мы относим: каталки, коврики массажные, игрушки на колесах и качалки (конь или другие животные), мячи разного размера, набор мягких модулей, наборы кеглей с мячом, обручи малого диаметра, флажки и султанчики, горки и т.п.

К нетрадиционному оборудованию мы относим компоненты, сделанные руками педагогов и родителей.

Вот некоторые из них:

  • Пособие «Фруктовые ворота» предназначено для закатывания в вертикальное отверстие мяча;
  • «Весёлый лабиринт» - пособие из пластиковых труб используется для прокатывания мяча, для хождения по лабиринту;
  • Пособие «Карусели» используется для ходьбы и бега по кругу;
  • «Разноцветные ладошки и следы» - пособие из ткани и самоклеющейся цветной бумаги используется для прямой ходьбы и ходьбы на четвереньках, для развития координации движений;
  • Пособие «Лошадка» используется для прыжков и бега;
  • Пособие «Солнышко» используется для ходьбы по лучам, ходьбы и прыжков по кругу через лучи, скручивания и раскручивания лучей;
  • Пособие Паучок «Гоша».

Иногда совсем незамысловатое оборудование и инвентарь, яркая веревка, резинка, подвешенная на высоте от 10 до 50 см., может превратить группу в интересный веревочный полигон.

Дети в возрасте 2-3 лет подражательны, увидев, как воспитатель катает игрушкой-каталкой вперед-назад по группе, он обязательно захочет повторить. Во избежание конфликта, инвентарь дублируем.

        Не забывайте о создании игровых ситуаций («Сидящий мишка на каталке», «Котенок застрявший на верхней перекладине лесенки» и т.д.)

        Поэтому, повторюсь еще раз, что в I и II группах раннего возраста нецелесообразно создавать специальные физ. уголки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста Подготовил: Инструктор по ф/к Лемешко А.С.

Слайд 2

Двигательная активность – основное средство предупреждения психосоматических заболеваний детей. Самостоятельная двигательная деятельность служит действенным средством физического и общего развития личности ребенка.

Слайд 3

Требования ФГОС к РППС: Содержательно – насыщенной; Трансформируемой; Полифункциональной; Вариативной; Доступной: Безопасной.

Слайд 4

Для развития движений важны самостоятельные игры и различные занятия. в пользование детям необходимо предоставить свободную площадку

Слайд 5

Развитие движений 2-3 летнего ребенка – одна из главных задач педагога. Запас движений: Ползание, лазанье Упражнения в равновесии Ходьба Катание, бросание, метание Бег Прыжки

Слайд 6

правильный подбор физкультурно-игрового оборудования – первая задача воспитателя.

Слайд 7

Для ее решения, необходимо исходить из важности развития базовых основных видов движений. К ним относятся: Ходьба и бег; Подпрыгивания, перепрыгивания и спрыгивания; Катание, прокатывание мяча; Ползание на четвереньках, подлезание , лазанье.

Слайд 8

комплект физкультурно-игрового оборудования и мелкого инвентаря в группе: Для ходьбы, бега, равновесия: Валик мягкий укороченный д 30см., диам.30 см.; Горка детская Профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр. для профилактики плоскостопия) 180 x 40 Шнур длиной 100-150 см. Для прыжков: Мини-мат д.60 см., ш.60 см., в.7 см.; Обруч плоский (цветной) диам.40-50 см. Куб деревянный малый, ребро 15-30 см. Палка гимнастическая длинная 150 см. (4 шт.) Шнур короткий плетеный д.75 см.

Слайд 9

Для катания, бросания, ловли: Корзина для метания мячей; Мяч резиновый диам.10-15 см. Мяч шар надувной диам.40 см. Обруч малый диам . 54-65 см. Шарик пластмассовый диам . 4 см. Для ползанья и лазанья: Лесенка-стремянка двухпролетная , в.103 см. ш.80-85 см. Лабиринт игровой ( трансформер ) Ящики для влезания и метания в цель высотой 20,15 и 10 см, шириной 50,47,44 см, и длиной 50, 47 и 44 см;

Слайд 10

Для общеразвивающих упражнений: Мяч массажный диам.6-8 см. Мяч резиновый диам.20-25 см. Обруч плоский диам.20-25 см. Палка гимнастическая короткая длин.60-80 см. Колечко с лентой диам.5 см. Кольцо резиновое диам.5-6, 18 см.

Слайд 11

Мягкое модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер .

Слайд 12

Размещение физкультурно-игрового оборудования.

Слайд 13

Физкультурное оборудование рекомендуется разместить по периметру группы и в безопасных зонах

Слайд 15

Нетрадиционное оборудование

Слайд 16

«Фруктовые ворота»

Слайд 17

«Весёлый лабиринт»

Слайд 18

«Карусели »

Слайд 19

«Разноцветные ладошки и следы»

Слайд 20

«Лошадка »

Слайд 21

«Солнышко»

Слайд 22

Паучок «Гоша»

Слайд 24

I группа раннего возраста

Слайд 25

II группа раннего возраста

Слайд 26

II группа раннего возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование подвижных игр для обеспечения двигательной активности детей раннего возраста и создания благоприятных условий для общения»

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Основные педагогические подходы к созданию предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей раннего возраста

Двигательная активность является  мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детског...

Презентация на тему"Создание предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей дошкольного возраста"

В презентации представлены материалы, в которых сообщается о двигательной активности детей,о задачах двигательной активности,представлены слайды с игровым оборудованием: игры с мячом, упражнение на ра...

: «Создание развивающей предметно – пространственной среды для художественно – эстетического развития детей раннего возраста».

Художественно – эстетическое развитие – это целенаправленный процесс формирования творческой личности способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ц...

Создание условий для двигательной активности детей раннего возраста

Формы и методы работы воспитателя с детьми раннего возраста...

Семинар для педагогов «Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста»

Тема: «Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах создания развива...

Среда для развития двигательной активности детей раннего возраста

Среда для развития двигательной активности детей раннего возраста...