Главные вкладки

    : «Создание развивающей предметно – пространственной среды для художественно – эстетического развития детей раннего возраста».
    статья (младшая группа) на тему

    Алексеева Елена Алимпиевна

    Художественно – эстетическое развитие – это целенаправленный процесс формирования творческой личности способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_sozdanie_usloviy_dlya_h.e.r.docx18.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Создание развивающей предметно – пространственной среды для художественно – эстетического развития детей раннего возраста».

                                      Из опыта работы педагога Алексеевой Е.А.

    Художественно – эстетическое развитие – это целенаправленный процесс формирования творческой личности способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

    Особенно значимым в формировании художественной культуры человека является ранний возраст, т.к. в этот период закладываются основы личности ребенка, в том числе и позитивное отношение к миру прекрасного. Наша задача – помочь каждому ребенку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. А это зависит от того, насколько благоприятные условия мы сумеем создать.Правильно организованная предметно – пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта, способствует развитию художественных способностей детей,  воспитанию эмоциональной отзывчивости.

    В своей группе мы постарались создать эстетически привлекательную предметно – пространственную среду, соответствующую возрасту детей и обеспечивающую максимальный развивающий эффект.  При этом постарались сделать её содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

    Предметно – пространственная среда по художественно – эстетическому развитию включает создание условий для изобразительной деятельности, музыкального восприятия, конструкторской деятельности, восприятия художественной литературы.

    Занятия изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие детей: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение.

    1

    В нашей группе создан центр изобразительной деятельности.

    Мы разместили в нем дид. игры и пособия по ознакомлению с цветом, формой, размером, сюжетной и декоративной аппликации из готовых форм (без наклеивания), аппликации из ваты. Эти игры не только знакомят с цветом и формой, но и учат правильно располагать изображение на плоскости, развивают мышление и воображение.

    В центре изодеятельности размещены различные изобразительные материалы для традиционных техник рисования: карандашами, гуашью, фломастерами, мелками.

    А так же материалы и оборудование для использования нетрадиционных техник: рисования ладошкой, пальчиком, пучком ватных палочек, различные штампики, печатки.

    Особый эмоциональный отклик  вызывает у детей рисование манкой, песком, кукурузной крупой, цветным рисом.

    Эти увлекательные занятия, позволяют ребенку, не овладевшему навыками рисования кистью, выразить свои впечатления и эмоции на листе бумаги.

    В центре изодеятельностиразмещены материалы и оборудование для лепки и пластилинографии. Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений. Помогает приобрести сенсорный опыт: чувство пластики, формы, веса.

    Помимо традиционной техники лепки мы знакомим детей с элементами пластилинографии. Малыши, дополняя готовое изображение, лепят  комочки пластилина на бумагу,

    осваивают технику размазывания пластилина по бумаге, вдавливают в пластилин мелкие предметы (бусины, зерна), оставляют отпечатки на пластилине различными предметами.Просто играют с пластилином.

    Для детей очень важен интерес взрослых к результатам их труда. Мы всегда очень бережно относимся к детским работам. Используем их в оформлении группы, организуем выставки детских работ для родителей. У каждого малыша есть своя папка, в которой хранятся его работы и которую, при переходе в другую группу, он забирает с собой.

    В центре конструктивно – модельной деятельности дети приобщаются к конструированию, знакомятся с различными

    видами конструкторов.

    2

    Здесь находятся кубики и конструкторы различных размеров и форм и игрушки для обыгрывания построек. Мы поощряем желание детей строить самостоятельно, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом, обыгрывать постройки. В ходе таких игр у детей развиваются творческие способности, речь, формируются коммуникативные навыки.

    Музыкально – театральный центр помогает детям приобщаться к музыкальному искусству, способствует развитию музыкальных способностей, формированию исполнительских навыков,побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями.

    В нашем музыкально – театральном центре мы разместили музыкальные инструменты, озвученные игрушки, музыкальные дидактические игры. Они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, развивают фонематический слух и чувство ритма.Здесь же мы разместили театры различных видов: настольные, пальчиковые, куклы би - ба - бо и др., а так же шапочки – маски. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, создать радостную атмосферу.Музыкально – театральный центр тесно связан с центром книги.

    Центр книги помогает формировать и расширять представления детей об окружающем, навыки слушания художественных произведений и обращения с книгой, воспитывает интерес и любовь к русскому народному творчеству. Сюдамы помещаем  книги по программе, книжки – игрушки, тематические альбомы и иллюстрации для рассматривания, альбомы с фотографиями детей и их родителей, дидактические игры по познавательному и речевому развитию. Содержание книжного центра периодически меняется и дополняется.

    Большой эмоциональный отклик взывает у детей знакомство с русскими народными сказками. В нашем книжном центре они представлены в 3 – 4 различных изданиях. Мы поощряем желание детей слушать чтение книг, рассматривать иллюстрации,пытаться самостоятельно инсценировать отрывки любимых произведений, действовать с персонажами настольного театра, озвучивать их,

    передавать характерные особенности героев.

    3

    Важная роль отводится работе с родителями.

    Она включает:

    • участие родителей в оформлении и обогащении предметно-развивающей среды группы;
    • беседы и консультации для родителей на темы по созданию условий для художественно – эстетического развития детей дома;
    • организацию выставок детских работ;
    • организацию выставок работ изготовленных родителями вместе с детьми дома;
    • участие в различных конкурсах;
    • организацию и проведение совместных с родителями праздников и развлечений.

    Мы стараемся создать такие условия в своей группе, чтобы каждый ребенокмог найти себе занятие по душе, поверить в свои силы и способности, чтобы каждому малышу было интересно и весело, тепло и уютно.

    4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Буклет "Рекомендации к созданию развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию"

    Буклет "Рекомендации к созданию развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию"...

    Роль развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

    Одним из важнейших факторов художественно-эстетического развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения является предметно-пространственная развивающая среда. Она имеет важное знач...

    Развивающая предметно-пространственная среда как средство сенсорного развития детей раннего возраста.

    Удалова Светлана Александровна воспитатель МДОУ "Детский сад"Солнышко" № 6 г.Семенов Нижегородской области....

    Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО»

    Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО&raqu...

    Семинар – практикум для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно – эстетическому развитию дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

    Цель  семинара - практикума : Обощение и систематизация знаний педагогов в огрганизации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ по художественно - эстетическому развитию детей дошкол...

    Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда по художественно-эстетическому развитию дошкольников"

    Данная презентация отражает современный подход организации РППС по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях ограниченного пространства...