Развивающая предметно – пространственная среда главное условие сенсорного развития детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

Копылова Ольга Александровна

Развивающая предметно-пространственная среда главное условие сенсорного развиия детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_ranniy_vozrast_konferentsiya.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно – пространственная среда главное условие сенсорного развития детей раннего возраста.

С преобразованием системы образования в нашей стране большое внимание уделяется развитию дошкольного воспитания  как первой ступени общего образования.

Важной задачей дошкольного образования становится повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей предметно-пространственной среды.

Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний.  

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) необходима детям прежде всего потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Федеральный государственный образовательный стандарт дает нам чёткие требования к РППС.  РППС  должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Все дошкольные учреждения постепенно к этому идут, и наш детский сад не остается в стороне.

 В период раннего возраста сенсорное воспитание заключается в преднамеренном создании взрослыми условий для выполнения малышами практических действий, представляющих наиболее благоприятные возможности формирования определенных разновидностей перцептивных действий или способов их осуществления.

Анализируя программу первой младшей группы, размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, особое внимание уделили развитию сенсорных способностей воспитанников.

Нам хотелось оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки.  

 Пространство игровой комнаты разделили на три условные зоны:

- зона спокойной деятельности;

- зона активной деятельности;

- рабочая зона.

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, изменяются по объему - сжимаются и расширяются, то есть имеют подвижные границы.

Сенсомоторный уголок расположен в рабочей зоне, доступен для самостоятельной деятельности малышей. В нем можно выложить узор из мозаики, откручивать и закручивать банки-вкладыши, поиграть с матрёшечным хороводом, действовать пирамидками разных видов, застегивать и расстегивать дорожки с пуговицами и петельками, поиграть в игры на развитие моторики и координации рук: «Игры с прищепками», «Уборка», выложить из плоскостных фигур изображения.

 Работа с водой и песком требует определенных условий: все расположено доступно и удобно для детей. У каждого малыша есть свой непромокаемый фартучек. Здесь всегда можно поэкспериментировать с водой: «Отжимание губки», «Взбивание пены», «Всасывание и отжимание из резиновых клизм», «Переливание воды», «Вытряхивание воды»; поиграть песочком (совочки, формочки, лейки). Много места, как правило, отводится естественному природному и различному бросовому материалу.

Организован уголок «Хозяюшка», который оборудован следующими атрибутами: кухня, телефон, сумочки, прихватки, фартуки четырех основных цветов, крупные, мелкие столовые, чайные сервизы, набор овощей, фруктов и другая кухонная утварь.

Оборудована «Спальня», в которой имеются кроватки, шифоньер с одеждой по сезонам,  мобильная гладильная  доска, утюг, принадлежности для стирки белья.

Уголок «Ряженья» очень привлекателен для детей своими яркими, эстетичными атрибутами: зеркало, гардеробная, бусы, сшитые из широких атласных лент, основных цветов (красные, зеленые, синие, желтые), из пластмассовых шариков разной величины, накидки, юбки, сарафан, очки, браслеты,

Отдельно создан уголок для мальчиков, в нем - инструменты для строительства, починки техники.  

 В зоне  спокойной деятельности находится уголок уединения -  место в группе, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом, и просто побыть наедине с собой, поиграть в любимые игрушки, посмотреть книгу и просто полежать на диванчике.

Зоне активной деятельности выделена большая часть пространства группы. Спортивный уголок состоит из двух частей. В одной части, которая расположена в группе, находится часть спортивного инвентаря (разные по объему мячи, обручи разного размера и цвета, шапочки для подвижных игр, сухой бассейн, который также оказывает неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, массажные коврики, сшитые руками родителей). В другой части - оборудованы массажные дорожки для корригирующей гимнастики и также некоторая часть спортивного инвентаря: платочки, горка, ростомер.

РППС группы была дополнена разнообразными элементами, пирамидками, плоскостными геометрическими фигурами, различными кубами, выполненными из разных материалов, треугольниками, машинами.  В создании комфортной для детей среды помогают различные пособия, которые мы делаем своими руками.  Они способствуют развитию движений пальцев рук, т.е. мелкой моторики через пристегивание, затем использование шнуровки, прикрепление элементов на «липучки», «молнии» и т.д. Дети как самостоятельно, так и под руководством воспитателя могут обыгрывать различные сюжеты.

Предметы обстановки группы подбирались таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира.

Активными участниками и помощниками в обогащении развивающей среды группы являются родители. В последние годы практически в каждом нормативно-правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. Родители с большим удовольствием приняли участие в изготовлении атрибутов к сюжетно-отобразительным играм, развивающих пособий для сенсомоторного уголка.

Созданная в группе развивающая предметно–пространственная среда позволила нам успешно обогатить сенсорные впечатления детей, поддержать интерес малышей к самостоятельной деятельности.

На перспективу себе наметили реализацию проекта по взаимодействию с семьей, целью которого будет являться взаимодействие с родителями малышей по созданию РППС  в контексте ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развивающая предметно-пространственная среда как условие для развития самостоятельности и инициативности дошкольников»

Развивающая предметно- пространственная среда –определенное пространство, организационно оформленное  и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, о...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство сенсорного развития детей раннего возраста.

Удалова Светлана Александровна воспитатель МДОУ "Детский сад"Солнышко" № 6 г.Семенов Нижегородской области....

: «Создание развивающей предметно – пространственной среды для художественно – эстетического развития детей раннего возраста».

Художественно – эстетическое развитие – это целенаправленный процесс формирования творческой личности способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ц...

«Использование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в физическом развитии детей дошкольного возраста»

Спортивный зал нашего учреждения небольшой, он составляет 81 кв. м, что очень затрудняет дать детям необходимую нагрузку. А в соответствии с СанПин (2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г №26) дети с 3-х...

«Значение развивающей предметно пространственной среды в социально-эмоциональном развитии детей дошкольного возраста».

Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности.  Негативн...