Семинар для педагогов «Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста»
материал

Хуторская Светлана Сергеевна

Тема: «Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста»

 

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах создания развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста.

Задачи:

  • систематизировать и актуализировать знания педагогов об особенностях физического развитие детей раннего возраста;
  • оказать методическую помощь педагогам по вопросам организации РППС для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста;
  • расширить представления педагогов о методах и приемах развития двигательной активности детей раннего возраста.

Участники: все педагоги и специалисты ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА» г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

СЕМИНАР

«Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста»

Подготовила: Хуторская С.С

Инструктор по физической культуре

2021г.


Семинар для педагогов

Тема: «Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах создания развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста.

Задачи:

  • систематизировать и актуализировать знания педагогов об особенностях физического развитие детей раннего возраста;
  • оказать методическую помощь педагогам по вопросам организации РППС для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста;
  • расширить представления педагогов о методах и приемах развития двигательной активности детей раннего возраста.

Участники: все педагоги и специалисты ДОУ.

Организатор семинара: Хуторская Светлана Сергеевна, инструктор по физической культуре.

Актуальность:

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, представляется возможность заниматься любимыми видами упражнений. Дети занимаются индивидуально или объединяются в небольшие группы.

Исследования показывают, что в последнее время у детей отмечается низкий уровень ловкости и быстроты, а также низкая степень сформированности двигательных навыков, низкая моторная обучаемость. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти. Поэтому актуальной задачей физического развития ребенка является поиск эффективных средств совершенствования его двигательной сферы.

        Для полноценного физического развития ребенка, для повышения интереса к занятиям по развитию движений необходима специальная предметно-пространственная среда. Кроме того, это среда должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть многофункциональной, т.е. способствовать развитию у ребенка внимания, памяти, мышления, речи.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Ход семинара:

Физическое развитие детей раннего возраста.

Дети в раннем возрасте много двигаются: малыш может целый день, без остановки, ходить, бегать, играть с мячом, заниматься игрушками, подпрыгивать и т.п. Именно так дети могут научиться контролировать свое тело, чувствовать его и управлять им. Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены. Недостаток в движении приводит к быстрому утомлению. Следствием нередко бывает проявление компенсаторной двигательной функции: у детей появляются такие движения, как раскачивание тела в разные стороны, бесцельное размахивание и навязчивые движения руками. Если отказать ребенку в движении, то результатом может стать не только отставание в физическом развитии, но и нарушение целого комплекса психофизических процессов: дефекты в развитии речи, задержка психического развития, нарушение обмена веществ, опорно-двигательного аппарата, вялая осанка, плоскостопие.

В раннем детстве малыш овладевает всеми основными движениями.  К двум годам ходьба, бег, прыжки, катание, бросание, ползание ему знакомы. Все эти движения еще мало координированы и недостаточно точны. Теперь необходимо сосредоточиться на развитии в играх и упражнениях на координацию движений, на равновесие, на ориентировку в пространстве. Необходимо стимулировать желание ловить мяч, перепрыгивать через веревку и т.п.

Разнообразный двигательный опыт стимулирует формирование таких функций, как равновесие и координация, которые у детей раннего и младшего возраста еще очень слабы в силу психофизической незрелости организма и отсутствия опыта. Двигательная активность позволяет ребенку понять схему своего тела и учиться планировать свои движения. Уже можно говорить о возникающей произвольности двигательных действий. Дети принимают инструкции по выполнению двигательных заданий, а то и сами выбирают их.

Когда дети должны самостоятельно двигаться?

В любое время, когда они этого захотят! Поэтому должны быть продуманы условия для движений. Обязательно каждый из детей должен получить свою «двигательную дозу» во время утреннего приема, между занятиями, на прогулке, после дневного сна. Каждому из режимных отрезков соответствуют особые требования к интенсивности движений. Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель занят приемом детей, не может уделить должного внимания прямому руководству и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорожки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их расположение, что-то быстро убирает.

Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

Что же такое развивающая среда?

Это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

С введением в действие ФГОС ДО требования к РППС изменились. Какие требования ФГОС ДО предъявляет к развивающей предметно - пространственной среде:

  1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.
  2. РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  3. РППС должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  4. РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

А теперь давайте более подробно остановимся на четвертом требовании.

Что такое насыщенность РППС?

В помещении должно быть достаточно игрушек, развивающих игр, пособий и оборудования, что бы обеспечить выполнение основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в дошкольном учреждении.

Что такое трансформируемость РППС?

Должна иметься возможность быстрой смены «декораций» в зависимости от требований образовательного процесса.

Что такое полифункциональность РППС?

Возможность использовать одни и те же предметы в разных ситуациях (например, детали строительного пластмассового конструктора могут использоваться: по прямому назначению, на занятиях по ФЭМП в качестве наглядных пособий, в различных подвижных играх как кубики для ОРУ и т. д.).

Что такое вариативность РППС?

У детей должна быть возможность выбирать разные тематические пространства для игр, творчества и физической активности. Для этого необходимо создать разнообразие игровых и развивающих средств. Необходимо время от времени менять их состав, чтобы у детей имелся стимул к развитию и исследованию.

Что такое доступность РППС?

Все дети (в том числе и с ограниченными возможностями) должны иметь возможность свободного доступа к игрушкам, играм, пособиям.

Что такое безопасность РППС?

Предметы интерьера, игрушки, пособия, должны подбираться соответственно возрасту детей и СанПин и быть исправными.

Особенности организации и оформления РППС для детей раннего возраста

В каждой группе детского сада предметная среда должна соответствовать возрасту детей и быть развивающей. От того, какая среда окружает ребенка, зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Среда в группах раннего возраста должна учитывать особенности детей на данном этапе развития: ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность.

При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка.

1. Достаточное безопасное пространство для движения

У детей 2-3 лет повышенная двигательная активность. Они не любят сидеть на одном месте, они постоянно в движении: бегают, прыгают, лазают, кружатся, но у них ещё очень плохо развита координация. Поэтому не забывайте о правилах безопасности: всё должно быть хорошо закреплено, мебель и оборудование — не иметь острых углов. Мебель и оборудование в группе располагайте так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности и общения детей. У малышей должна быть возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки, а также побыть одному в уголке уединения.

Достаточное пространство даст возможность реализовать потребность ребенка раннего возраста в движении; поможет научиться координировать себя в пространстве.

2. Яркое и насыщенное предметное окружение

У детей раннего возраста неуемное стремление исследовать все, что находится в поле зрения малыша. И наша задача развить интерес к познанию, дать первоначальное представление о свойствах предметов (размер, форма, цвет и т. д.); развивать сенсорику и мелкую моторику. Поэтому игрушки и игры для детей не должны содержать мелких деталей. Они должны быть яркие, разных контрастных цветов, простых форм, желательно иметь различия по тактильным ощущениям.

Игровой материал должен быть размещен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать и играть. (открытые коробка или контейнер с играми и оборудованием). В группе необходимо обеспечить детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности. Зоны следует менять, объединять, дополнять. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны, позволять взрослым и детям видоизменять ее в зависимости от потребностей и возможностей малышей и новых педагогических задач. Для этого в группе должны быть легкие материалы и специальные предметы, которые позволят создать новые зоны и уголки. К ним относятся ширмы, скамейки, мягкие модули, большие куски ткани и пр. Например, с помощью больших модулей из легких материалов дети смогут построить в центре комнаты дом, дворец, лабиринты, пещеры для игр. Эти же модули воспитатель легко преобразует в большой общий стол для игры с группой детей.

3. Размещение физкультурно-игрового оборудования.

Часто воспитатели, стремятся к зонированию игрового оборудования, располагая инвентарь в «физкультурном центре» (стеллаже, контейнерах, ящиках, специальных витринах). Но это не совсем целесообразно по следующим причинам. Итак, мы помним, что поведение ребенка раннего возраста ситуативно и целиком определяется возникающими обстоятельствами. Его внимание непроизвольно, неустойчиво, память краткосрочна, в деятельности его интересует не конечная цель, а сам процесс. Дети еще не играют вместе, они играют рядом в силу своего возраста. Поэтому, если в поле зрения ребенка попал яркий мяч, он будет с ним играть до тех пор, пока не появится новый более привлекательный объект. Например, поднял голову вверх, заметил летающие ленточки (сухой дождик), и переключился на взаимодействие с ним, натолкнулся на ящик с колечками, попытался влезть, а рядом замет пирамидку, попытался собрать ее и т.д.

Ребенок не должен испытывать сложности в поиске предмета. Сам предмет должен призывать ребенка. В связи с вышесказанным, рекомендуем вам расположить физкультурное оборудование и инвентарь по периметру комнаты в безопасных зонах, при этом продумав, как сделать так, чтобы инвентарь логично вписался в интерьер комнаты.

Перечень физкультурно-игрового оборудования

Для развития двигательной активности и физических качеств детей, формирования у детей представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия — это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки. Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, перешагивании и т.д. Сухой бассейн, «дорожки здоровья», массажные коврики, А также пособия, необходимые для проведения утренней и бодрящей гимнастик– флажки, султанчики, погремушки и т.д.

Приспособления для развития двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега, прыжков):

  • Горки, лесенки, скамеечки, туннели, домики.
  • Игрушки-качалки, каталки, модульные сооружения различных форм из разных материалов, веревки, дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения.
  • Массажные дорожки и коврики с разным покрытием, «сухой бассейн», мини-маты, трехколесные велосипеды, мини-стадион.

Игрушки и материалы для развития мелкой и крупной моторики:

  • Мячи разных размеров, в том числе массажные, кегли, обручи, кольца мешочки.
  • Игрушки, которые можно катать, толкать; разноцветные предметы различной формы для нанизывания; доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками.
  • Специальные приспособления – стенды, тренажеры – предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки – молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки).
  • Коробки с разными крышками и прорезями, копилки.

Развитию двигательного творчества способствует постоянное изменение расположенных физкультурных пособий, с которыми дети выполняют движения: усложнение предлагаемых детям движений, развитие у детей умения не только двигаться «рядом», но и «вместе». Можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности, используя совсем незначительное количество пособий: во-первых, расставляя их по разному, во –вторых, обучая детей всем основным движениям на каждом пособии, в-третьих, выполнять на каждом пособии все знакомые движения.

Нужно сделать так, чтобы в любую минуту дня ребенок мог найти для себя «занятие-движение», в группе нужно предусмотреть свободную от мебели и игрушек площадь, игрушки-двигатели меняются несколько раз в день (например, большие мячи, обручи заменяют средними, малыми, другого цвета, вместо них можно внести воздушные шары, кольца и т.д.).

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что при правильной организации развивающей предметно пространственной среды, специально подобранных методических приемов, доброжелательном отношении педагога, мы стараемся решить одну из главных задач – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование подвижных игр для обеспечения двигательной активности детей раннего возраста и создания благоприятных условий для общения»

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Основные педагогические подходы к созданию предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей раннего возраста

Двигательная активность является  мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детског...

Презентация на тему"Создание предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей дошкольного возраста"

В презентации представлены материалы, в которых сообщается о двигательной активности детей,о задачах двигательной активности,представлены слайды с игровым оборудованием: игры с мячом, упражнение на ра...

: «Создание развивающей предметно – пространственной среды для художественно – эстетического развития детей раннего возраста».

Художественно – эстетическое развитие – это целенаправленный процесс формирования творческой личности способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ц...

Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста

Семинар-практикум "Создание развивающей и безопасной среды для самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста"...

Среда для развития двигательной активности детей раннего возраста

Среда для развития двигательной активности детей раннего возраста...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....