Доклад: "Структура здоровьесберегающего пространства ДОУ, развитие стремления сознательно совершенствовать движения"
учебно-методический материал на тему

Мокшина Ирина Владимировна

Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровьесбережение22.43 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Центр развития – детский сад №3»

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

ДОКЛАД

ТЕМА:

«Структура здоровьесберегающего пространства

ДОУ, развитие стремления сознательно

совершенствовать движения»

   

Составила руководитель по физвоспитанию

Первой квалификационной категории

Мокшина И.В.

С. Новая Усмань

 2014 г.

В структуру здоровьесберегающего пространства ДОУ входят следующие компоненты:

       

       1. Инфраструктура д/с: кабинеты психолога, логопеда, социального педагога; медкабинет; комната дорожного движения; спортивный, музыкальный и тренажёрный залы, бассейны: летний, зимний; летнюю спортплощадку с оборудованием для игр в баскетбол, футбол, волейбол и теннис; «зелёную зону» участка ДОУ; экологическую тропу и «тропу здоровья» и др.;

     

      2.Здоровьесберегающая предметно-развивающая среда в группах: центры: здоровья, двигательной активности; экологического образования; речевого, умственного, интеллектуального и математического развития; творчества и изодеятельности; обучения правилам дорожного движения; музыкально-театральной деятельности и др.;

       

      3. Оптимальная образовательно-методическая среда:

образовательные программы; средства дидактического обеспечения; банк образовательных методик и технологий; библиотека методической литературы; авторские модели здоровьесберегающей педагогической системы; банк интерактивных форм работы с педагогами по здоровьесбережению; картотека форм  работы с родителями и др.;

       

    4. Здоровьесберегающее пространство для родителей: информационные стенды; наглядно-информационный материал для родителей в группах; информационные уголки в раздевальных комнатах; кабинет логопеда, социального педагога, медкабинет; музыкальный и физкультурные залы для проведения праздников и консультативной работы.

 

На сегодняшний день не существует единого подхода к определению здоровьесберегающего пространства. Но выделяют два основных аспекта:

       

1.Педагогический аспект, включает в себя:

 - проектирование здоровьесберегающего пространства в зависимости от состояния здоровья детей и при его участии;

 - опора на всех участников педагогического процесса как равноправных партнёров;

- воспитатель – как консультант, помощник в развитии индивидуальности ребёнка;

- формирование активных позиций дошкольника, интерес его через осознание самого себя, своего потенциала. Лозунг – «Я вместе с вами» (отражение педагога) и «Сотвори себя сам» (индивидуальность, интересы ребёнка и его возможности). В этом и есть смысл организации в ДОУ процесса здоровьесбережения – формирование у ребёнка установки на сохранение своего здоровья.

       

 2.Психологический аспект, включает в себя:

 - необходимость создания системы диагностики и коррекции отклонений в развитии и здоровье детей при тесном взаимодействии специалистов;

- наличие у педагогов знаний по диагностике и коррекции, использование интегративного подхода к ним, чтобы «видеть» весь спектр проблем ребёнка (от медицинских, логопедических до социально-психологических);

       

   Здесь необходимо определить основные требования при проектировании и организации здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

     

        Требования для руководителей ДОУ:

- соблюдение воздушно-теплового режима;

- обеспечение естественного и искусственного освещения;

- оснащение кабинетов  всех специалистов и медперсонала;

- санитарное состояние ДОУ;

- соблюдение противоэпидемиологического режима;

- взаимосвязь воспитательно-образовательного процесса;

- регулярное проведение медико-педагогических совещаний с участием всех работников.

     

       Требования для коллектива ДОУ:

- формирование мотиваций здоровья и ЗОЖ у детей и у родителей;

- обучение детей методам и способам сохранения здоровья;

- соблюдение требований к организации воспитательно-образовательного процесса через здоровьесберегающие программы и технологии, планы и графики занятий;

- создание в группах центров здоровья, двигательной активности и развития, и т.д.

- построение окружающей предметно-развивающей среды в соответствии с принципами здоровьесбережения;

- создание психологически комфортной атмосферы в ДОУ через предметную среду, организация общения со сверстниками и взрослыми;

- создание условий для реализации способностей, потребностей и интересов детей в процессе свободной деятельности (н-р: уголки детской деятельности, творчества, уединения).    

   

       Требования для медицинского персонала:

- диагностика и оценка физического здоровья детей;

- разработка приёмов сохранения и укрепления здоровья;

- медико-профилактическое обеспечение;

- осмотр специалистами, диспансеризация;

- медико-профилактические мероприятия (профилактические прививки, профилактические осмотры, закаливание, здоровое питание и выполнение санитарно-эпидемиологических нормативов;

- коррекционная и профилактическая работа.

   

   Требования для психолога:

- диагностика и оценка психического развития и здоровья детей;

- систематическое отслеживание динамики психологического развития ребёнка в процессе дошкольного образования;

- создание социально-психологических условий для развития личности и успешного образования (разработка индивидуальных и групповых программ психического развития каждого ребёнка и определение условий его успешного развития).

       

  Таким образом, в результате проектирования здоровьесберегающего пространства и реализации психолого-педагогического сопровождения дошкольников формируется уклад жизни всего ДОУ, создаётся особая коммуникативно-деятельностная сфера, способствующая укреплению здоровья детей.

      Для развития стремления сознательно совершенствовать свои движения необходимо руководителям и педагогам ДОУ оптимальнее организовывать здоровьесберегающее пространство.

     Оформление групповых, спальных и раздевальных комнат.

Главная задача поддерживать активность детей днём и создавать спокойную обстановку во время сна. В игровой необходимо выделить личное пространство для каждого ребёнка, пусть даже маленькое (это может быть полка, шкафчик, ящик и т.п.) и позволить ему самому обустроить его. Необходимо наполнять детские комнаты звуками музыки, книгами, игрушками, зелёными растениями, создавать уголки движений – центры двигательной активности, которые учитывают возрастные особенности детей и их интересы (сюда относятся спортивные комплексы, пособия для коррекции и профилактики плоскостопия, мелкое физоборудование, пособия из бросового материала), которые размещаются в доступный для детей местах.

     Основной компонент здоровья – покой и движение – должны правильно сочетаться в режиме ДОУ, поэтому важно создавать также уголки уединения (кресла, диваны, подушки, коврики, домашние фотографии и т.п.), открывать комнаты психологической разгрузки – для тренингов и релаксации и т.п. Необходимо работать слажено, в команде в совместно родители, педагоги и дети. Вести агитационно-просветительскую работу, привлекать всех сотрудников к проведению экскурсий, походов и др., создавать клубы для родителей разных групп н-р: «Молодая семья», «Спортивная семья», по интересам и т.п. Большая роль отводится организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей предметно-пространственной среде важной для максимальной самореализации детей в области здоровьесбережения в каждой возрастной группе ДОУ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенситивный период развития и совершенствования движений у детей средней группы. Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы по развитию мелкой моторики.

С Т А Т Ь Я«СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОР...

«ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК»

Данный материал содержит информацию о том, как важно развивать мелкую моторику и о влиянии мелкой моторики на развитие речи...

«Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.»

Консультация для родителей.Задача - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики для развития речи....

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК

     Речь и мышление человека находятся в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями, с высоким уровнем развития мелкой моторики, облада...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Доклад «Структура индивидуального логопедического занятия»

Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о самом наболевшем и основном в нашей работе – индивидуальном занятии.Начнем с азов.Логопедическое занятие – это работа по развитию мелкой и артикул...