Консультации для педагогов и родителей
консультация по физкультуре

Хитина Ольга Александровна

Гимнастика,физические упражнения, ходьба должны прочно   

войти в повсседневный быт каждого, кто хочет сохранить

роботоспособеность, здоровье, полноценную

и радостную жизнь.

                                                                                                                                                             Гиппократ

Скачать:


Предварительный просмотр:


C:\Users\Пользователь\Desktop\53c3b407a8564_b.pngC:\Users\Пользователь\Desktop\53c3b407a8564_b.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\53c3b407a8564_b.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\53c3b407a8564_b.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\53c3b407a8564_b.png



Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Desktop\8566a918a9229d52fdda3db77704f0dc--football-soccer-soccer-players.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\8566a918a9229d52fdda3db77704f0dc--football-soccer-soccer-players.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\8566a918a9229d52fdda3db77704f0dc--football-soccer-soccer-players.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\8566a918a9229d52fdda3db77704f0dc--football-soccer-soccer-players.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Desktop\Рам\hello_html_187cd05d.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\Рам\hello_html_187cd05d.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\Рам\hello_html_187cd05d.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\Рам\hello_html_187cd05d.png



Предварительный просмотр:

Массаж биологически активных точек (БАТ)

 и зон у детей

Материал подготовил

 инструктор по физической культуре

Хитина О.А.

Точечный массаж является разновидностью рефлекторного массажа. В его основе - механическое воздействие пальцем на биологически активные точки, имеющие рефлекторную связь (через нервную систему) с различными внутренними органами и функциональными системами. По мнению A.A. Уманской, воздействуя на биологически активные точки, расположенные в области головы, шеи, грудины, рук, можно активизировать адаптационные реакции организма на неблагоприятные факторы внешней среды, в том числе и на респираторные вирусы. Доказано, что массаж определенных биологически активных точек является одним из самых простых, эффективных и безвредных методов повышения резистентности и функциональной активности. Старших дошкольников можно обучать методике массажа в следующей последовательности, согласно рекомендациям A.A. Уманской.

1-я точка - бугорок на грудине (чуть выше середины грудины). Эта точка связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, проходит боль за грудиной, нормализуется кровоснабжение.

2-я точка - над яремной выемкой на грудине. Эта точка связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, вилочковой железой - центральным органом иммунной системы. При воздействии на эту зону повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям дыхательных путей.

3-я точка - на шее сбоку в развилке сонных артерий (симметричная). Эта точка связана со слизистой оболочкой глотки, гортани и щитовидной железой. Массаж этих зон регулирует химический и гормональный состав крови, повышает защитные свойства слизистой глотки и гортани, улучшает голос, уменьшает охриплость.

4-я точка - симметричная на задней поверхности шеи. Эта точка связана с задней стенкой глотки. При массаже активизируется кровоснабжение головы, шеи, туловища, нормализуется работа вестибулярного аппарата, проходят головные боли и головокружения.

5-я точка - расположена в области остистого отростка 7-го шейного и 1-го грудного позвонков. Эта точка связана со слизистой трахеи, глотки, пищевода, нижним шейным симпатическим узлом. Массаж этой зоны способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, легких.

6-я точка - симметричная у крыльев носа. Эта точка связана со слизистыми оболочками гайморовых пазух и полости носа, а также со стволовыми структурами мозга и гипофиза. Эти зоны можно назвать «зонами жизни». При воздействии на них дыхание становится свободным. Улучшаются настроение, поведение, характер, нормализуются рост и вес.

7-я точка - симметричная, у начала бровей. Эта точка связана со слизистыми оболочками лобных пазух и полостей носа, а также лобными отделами мозга. При массаже этих точек уменьшается головная боль. Улучшаются память, внимание, трудоспособность.

8-я точка - симметричная, у козелка ушной раковины. Одновременно можно провести массаж под мочкой уха, на сосцевидном отростке, а также массаж всей ушной раковины, растирая ее сверху вниз. Связана со слизистой среднего уха, вестибулярным аппаратом. При воздействии на эти зоны перестают болеть уши, улучшается слух, ускоряется развитие речи, предупреждается заикание и уменьшаются головокружения в транспорте, на качелях. Действует тонизирующее на весь организм.

9-я точка - симметричная на кистях рук между большим и указательным пальцами. Руки человека связаны через верхний шейный и звездчатый симпатические ганглии (нервные узлы) со всеми органами. Большой и указательный пальцы занимают самую большую поверхность в коре головного мозга. Массаж этой зоны нормализует многие функции организма и усиливает работу всех вышеперечисленных зон.

Массаж биологически активных точек можно начинать у детей с 1,5 года. Проводить массаж рекомендуется 2-3 раза в день кончиком указательного, большого или среднего пальцев, надавливая на кожу до легкого болезненного состояния и делая вращательные движения по ходу часовой стрелки (6-9 раз) и против нее. Движения должны быть быстрые и энергичные, продолжительность воздействия на точку - не менее 3-5 секунд.

 

Массаж стоп.

Профилактический комплекс у часто болеющих детей включает в себя массаж стоп. Подошвы ног находятся в рефлекторной связи со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей и многими органами (сердцем, бронхами, легкими, кишечником и др.), на стопах расположены тепловые и холодовые точки. Массаж стоп проводится в положении лежа на спине или сидя, чтобы не напрягаться. Можно смазать подошвы стоп миндальным, подсолнечным маслом, любым кремом. Массаж стоп включает:

1) поглаживание всей стопы (свод стопы - по направлению от пальцев к голеностопному суставу, подошву - от пятки к пальцам);

2) разминание стопы (тыла и подошвенной поверхности);

3) граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам;

4) похлопывание подошвы стопы в том же направлении;

5) активное поднимание стопы вверх и опускание стопы вниз;

6) растирание подушечкой большого пальца руки всей подошвенной поверхности с оптимальным нажимом;

7) закончить общее растирание поглаживанием всей стопы;

8) надавливание подушечкой большого пальца руки на все точки подошвы и щиколоток с целью обнаружения особо болевых точек;

9) граблеобразное поглаживание подошвы;

10) катание подошвами взад и вперед палки, скакалки, или использование массажера для стоп;

11) процедуру закончить поглаживанием всей стопы и потягиванием каждого пальца, затем повращать стопой в голеностопном суставе и сдавить ее двумя руками.

Такой полный массаж стоп следует делать два раза в неделю. Повседневно можно массировать стопы на круглой палке, массажере для стоп. Не жалейте времени на проведение самомассажа и массажа стоп у детей!

Массаж кистей рук.

Руки нуждаются в массаже. Регулярная разминка (самомассаж) большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Воздействие на указательный палец укрепляет желудок, на средний - кишечник, на мизинец - сердце.

Для оценки гибкости в суставах рук можно провести пробу. Кисть сгибается наружу. Если кисть с предплечьем составит угол 90°, то гибкость отличная, если угол более 90° (до 120°) - недостаточная и более 120° - плохая.

Необходимо 5-6 раз в день выполнять по 100 сгибаний кисти вперед и назад, до 6 раз в день - сгибание пальцев: поднять кисти вверх и прогнуть пальцы по возможности максимально назад, затем сжать пальцы в кулак. Можно выполнять следующее упражнение: поднять кисти рук с раздвинутыми пальцами и сложить их вместе. Во время задержки дыхания на вдохе с силой прижать пальцы друг к другу так, чтобы они прогнулись в обратную сторону.

После упражнений переходить на закаливающий массаж. Для этого надо растирать в течение 30 секунд большим пальцем одной руки кожу основания среднего и безымянного пальцев другой руки. Повторить трижды для каждой руки. Здесь расположена зона носоглотки, глубокий массаж этой области повышает устойчивость организма к холоду, сквознякам, защищает от простуды, инфекций.

Разогревающий (тонизирующий) массаж ладоней - более интенсивная процедура. Он проводится глубоким надавливанием большого пальца одной руки на всю поверхность ладони другой руки. Особоевнимание необходимо уделить массажу пальцев, сначала надавливая на их ладонные, затем на задние и боковые отделы. Массаж хорошо проводить с сосновой живицей - застывшим соком сосны.

 

Массаж ушных раковин.

На ушных раковинах имеются нервные окончания, связанные со всеми внутренними органами, поэтому массаж ушных раковин очень полезен.

1. Загибание вперед ушных раковин. Быстро загнуть уши вперед всеми пальцами рук, прижать их, затем отпустить, ощущая в ушах хлопок. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению организма.

2. Оттягивание ушных раковин. Кончиками большого и указательного пальцев потянуть с силой вниз обе мочки ушей 5-6 раз. На мочке уха расположены зоны полости рта, верхней и нижней челюсти, поэтому эта процедура полезна при закаливании горла и полости рта.

3. Массаж козелка. Захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. Проводить массаж регулярно, он стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань. Отступят простуда, насморк, кашель, аллергия.

4. Массаж противозавитка. Зажмите большим и указательным пальцами противозавиток - хрящевой выступ, находящийся сзади наружного слухового прохода. Водить по нему пальцами вверх и вниз. Это повышает чувствительность к холоду позвоночника. В нижней части противозавитка расположена проекция шейного отдела позвоночника, а в верхней части - поясницы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ДЛЯ ЗДОРОВЫХ ГЛАЗ

Физкультминутки, которые проводят педагоги, способствуют укреплению склеры глаз, повышению работоспособности цилиарной мышцы, улучшению кровообращения глазного яблока, правильному формированию рефракции глаз.

 Предлагаю использовать следующие комплексы упражнений:

Комплекс 1.

1. И. п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок; на счет 1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3-4 - вернуться в и.п. - выдох. Повторить 4-6 раз.

2. И. п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 с

3. И. п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.

4. И. п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.

 

Комплекс 2.

1. И. п. - стоя. На счет 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки - вдох; 2 - руки перевести вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.

2. И. п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 с, затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.

3. И. п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.

4. И. п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону,

 

Комплекс 3.

1. И. п. - стоя, кисти к плечам. На счет 1 - отвести локти назад, вдох; 2 - локти вперед, выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз.

2. И. п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 с.

3. И. п. — стоя. На счет 1-2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох; 3-4 - слегка наклониться вперед — выдох. Повторить 6-8 раз.

4. И. п. - стоя, голову держать прямо. Переводить взгляд вверх - направо, после чего вниз - налево; затем переводить взгляд по другой диагонали: вверх - налево - вниз - направо. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении.

 

Упражнение «Метка на стекле».

Во время физкультминуток может использоваться следующая модификация данного упражнения. К оконному стеклу приклеить кружок диаметром 7 см на уровне глаз стоящего ребенка. Воспитатель дает команду: «Все внимательно посмотрели на кружок (3-4 с). Теперь давайте посмотрим на то (дерево, здание и т. п.), что вы видите вдали из окна (3-4 с). Теперь опять посмотрите на кружок на оконном стекле». Повторить упражнение 5-6 раз, поочередно переключая внимание каждого ребенка с метки на стекле на удаленные объекты, видимые из окна. Упражнение можно выполнять из исходных положений сидя и стоя.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные игровые упражнения для снятия зрительного утомления.

 

Упражнение «Поймай зайку».

Включается фонарик и запускается «солнечный зайчик» на «прогулку». Дети, поймав глазами «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы. Упражнение продолжается 45 сек.

 

Упражнение «Поиграем с игрушками».

Это упражнение очень эффективно для снятия зрительного утомления. Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка.

- Посмотрите, какая красивая игрушка (каждый смотрит на свою игрушку в течение 2-3 с).

- Посмотрите, какая у меня игрушка (дети в течение 2—3 с смотрят на игрушку в руках у учителя).

- А теперь опять посмотрите на свою игрушку (2-3 с). Повторить 4 раза

 

Гимнастику для глаз у детей старшего дошкольного возраста также можно проводить в стихотворной форме. Например:

Открываем глазки - раз,

А зажмуриваем - два,

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Упражнение «Зоркие глазки». Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Упражнение «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз).

Закройте глаза. «Используя» нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом слегка прикрыты.

Упражнение «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии). Вытянуть руку вперёд, посмотреть на кончик указательного пальца вытянутой руки, расположенной на уровне средней линии лица. Медленно приближать палец к лицу, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт «двоиться». Повторить 6-8 раз.

 

Комплекс 1.

Упражнение «Надуваем щеки».

Наберите в щеки воздух. Погоняйте воздух во рту в разных направлениях. Затем медленно выпустите воздух. Надуть щеки - погонять воздух - выпустить. Повторите упражнение несколько раз.

Упражнение «Постукивание вокруг глаз». Встаньте или сядьте прямо. Встряхните руками, расслабьте пальцы и запястья. Легко и без напряжения постукивайте кончиками пальцев по поверхности костей, расположенных вокруг глаз. Действуйте мягкими нажатиями, продвигаясь от носа к вискам.

Дышите глубоко, зевайте. Если вы спокойны, можете напевать вполголоса. Затем очень мягко разгладьте область вокруг глаз.

  

Упражнение «Расслабление глаз ладонями».

Лучший способ расслабить глаза - приложить к ним ладони. Этот способ был введен американским окулистом доктором Бэйтсом, автором специальной программы для профилактики глазных заболеваний.

Сядьте за стол и обопритесь на локти. Займите удобное положение. Встряхните руками и расслабьте запястья и пальцы. Потрите друг о друга ладони, пока они не станут теплыми. Зарядите руки теплом и энергией. Затем закройте глаза ладонями. Обоприте голову на руки и закройте глаза Пальцы обеих рук должны пересекаться на лбу. Постарайтесь, чтобы руки были совершенно расслабленными и не давили на глаза. Ладони должны лежать на веках, словно купол.

Представьте себе, что тепло и энергия ваших рук оказывают целительное воздействие на глаза. Почувствуйте темноту. В темноте в светочувствительных клетках сетчатки образуется основной зрительный пигмент родопсин. Теперь ваши глаза совершенно расслаблены.

 Выходите из этого состояния постепенно. Глаза пусть остаются закрытыми. Сначала уберите руки от глаз и почувствуйте разницу в восприятии освещения и температуры. А затем, когда вы будете готовы, зажмурьтесь и откройте глаза.

 

Комплекс 2.

Упражнение «Зевание». Выпрямитесь, потянитесь, откройте широко рот и зевайте. Можете воспроизвести какой-нибудь звук, как будто вы зеваете.

Чтобы стимулировать зевание, откройте широко рот и потрите нос пальцами обеих рук, помассируйте височно-нижнечелюстной сустав (возле ушей). Открывайте и закрывайте рот, почувствуйте движение сустава. Зевайте до слез в глазах!

 

Упражнение «Открываем глаза».

Согните расслабленные руки и поднимите их перед грудью, сожмите ладони в кулак. Закройте плотно глаза и сожмите губы.

Разожмите кулаки, растопырьте пальцы — ладонями кверху. Одновременно с этим широко откройте глаза и рот.

Опять закройте ладони, глаза и рот. Снова и снова открывайте и закрывайте их. Повторите несколько раз.

 

Упражнения для формирования навыка правильной осанки

Согласно методическим рекомендациям Санкт-петербургского педиатрического медицинского института, для формирования и закрепления навыка правильной осанки могут использоваться следующие упражнения.

1. Стоя, принять правильную осанку. При этом затылок, лопатки, ягодицы, икры ног и пятки должны касаться стены или гимнастической стенки.

2. Принять правильную осанку (как в упражнении 1). Отойти от стенки на один-два шага, сохраняя правильную осанку.

3. Принять правильную осанку у стенки, сделать два шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

4. Принять правильную осанку у гимнастической стенки. Сделать один-два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.

5. Стоя у гимнастической стенки, принять правильную осанку, приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 с. Возврат в исходное положение.

6. То же упражнение, но без гимнастической стенки.

7. Принять правильную осанку, присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать, принять исходное положение.

8. Сидя на гимнастической скамейке у стены, принять правильную осанку (затылок, лопатки и ягодицы прижаты к стенке).

9. Исходное положение такое же, как в упражнении 8. Расслабить мышцы шеи, уронить голову на грудь, расслабить плечи, мышцы спины. Вернуться в исходное положение.

10. Лечь на коврик на спину. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в исходное положение.

11. Лежа на полу в правильном положении, прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

12. Принять правильную осанку в положении стоя. Ходьба по залу с остановками, с сохранением правильной осанки.

Методика мышечной релаксации

Для более эффективного и быстрого снятия эмоционального напряжения во время перемены педагог может применить методику релаксации, то есть мышечного расслабления. Предполагается, что расслабляя определенные группы мышц, можно добиться состояния психической стабильности, успокоения и отдыха. Релаксация достигается следующим образом: дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают нижнюю челюсть, будто пытаются произнести звук «ы», стремятся расслабить все мышцы лица («лицо релаксанта»), ни о чем не думать и вызвать у себя ощущение полного спокойствия. Сеанс мышечного расслабления длится 3-4 мин и повторяется 4-5 раз в день.

Упражнение «Силач».

Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что Вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

Упражнение «Весы».

Предложите ребенку (далее Р.) представить, что его ладони - чашечки весов. При необходимости - реально «нагрузить» весы, надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз».

Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.

Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, пальцами от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги.

Упражнение «Травинка на ветру».

Р. изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

Упражнение «Раскачивающееся дерево».

Строится аналогично предыдущему упражнению (корни - ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый Р. представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

Упражнение «Парусник».

Р. изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в исходное положение.

Упражнение «Дракон».

Р. изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт рукам-крыльям. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.

Упражнение «Двигательный репертуар».

Детям предлагается свободно двигаться по комнате самыми разнообразными способами, не касаясь друг друга и сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле. Они могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максимально быстро (медленно), чуть медленнее и т. п.; с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение-расслабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В ходе этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом) различные ощущения: холода, жары, вкусной еды, неприятных запахов, сильного ветра в спину и т. п. Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые - медленные, мягкие - жесткие, сильные - слабые; тяжелые - легкие, непрерывные - отрывистые, свободные - с сопротивлением.

Упражнение «Огонь и лед».

Исходное положение - стоя в кругу. По команде «Огонь!» - дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый Р. выбирает произвольно. По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Преподаватель (далее П.) несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

Упражнение «Рыбки и водоросли».

Упражнения со сменой ролей: плавные, легкие движения водорослей - на месте, а рыб - с передвижением в «воде».

Упражнение «Страна кукол».

Когда-нибудь все люди вырастают и забывают, что были детьми. Игрушки, которые мы так любили в детстве, не исчезают бесследно. Они просто уходят в свою страну, куда мы сегодня и отправляемся, став ненадолго разными «куклами».

«Свободная кукла»: индивидуальный танец в том образе, который выберет Р.

«Гуттаперчевая кукла»: движения мягкие, плавные; тело -полностью расслабленно (тело «без костей»). «Пластмассовая кукла»: напряженное тело, законченные движения.

«Марионетка»: кукла, которую кукловод - П. или другой Р. - приводит в движение при помощи нитей, привязанных к различным частям ее тела. Это упражнение направлено на осознавание центров движения.

Упражнение «Росток».

И. п. - сидя на корточках; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Представь себе, что ты - маленький росток, только что показавшийся из земли. Ты растешь, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти».

Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. На счет 1 - медленно выпрямляются ноги; 2 - ноги продолжают «расти», постепенно «оживают» руки, висят как «тряпочки»; 3 - осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); 4 - выпрямляются плечи, шея и голова; 5 - руки поднимаем вверх, смотрим на «солнышко», тянемся к нему. Усложняя задачу, П. может увеличивать этапы «роста» до 10-20.

Упражнение «Репка».

И. п. - на корточках, колени разведены в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ног. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются немного выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

Упражнение «Потянулись - сломались».

И. п. - стоя. Руки и все тело устремлены вверх (пятки от пола не отрывать).

П.: Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (пятки прижаты к полу)... А теперь представьте, что наши кисти сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки «сломались» в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), «сломались» в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе.

Упражнение «Подвески».

Детям предлагается представить, что они куклы - марионетки, которые после выступления висят на гвоздике в шкафу.

Инструкция: «Представьте себе, что вас «подвесили» за руку, за палец, за плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается».

Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами.

Упражнение «Сосулька».

Ребятам предлагается представить, что он - сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем Р. предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.

Упражнение «Воздушный шар».

В положении стоя закрыть глаза, руки поднять вверх, глубоко вдохнуть и набрать в себя воздух. Р. предлагается представить, что он большой воздушный шар, наполненный воздухом. В данном положении необходимо зафиксироваться в течение 1-2 минуты, затем представить, что в шаре появилось небольшое отверстие. Следует медленно выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.



Предварительный просмотр:

                О правильной осанке

Материал подготовил

 инструктор по физической культуре

Хитина О.А.

       Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе. Формируется осанка под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно-мышечной системы, а также внешней среды - питания, одежды, мебели. Следует особо внимательно наблюдать в дошкольном возрасте за развитием грудной клетки. Неправильные положения или неправильные движения тела ребенка могут деформировать грудную клетку, уменьшают ее подвижность, влекут за собой ограничения подвижности легких, а, следовательно, и газовый обмен в организме.

       Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма. Между тем не во всех семьях уделяется этому должное внимание. За положением спины и плечевого пояса детей многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает от внимания взрослых. Нередко дети сидят либо скрестив голени и опираясь наружным краем стопы о пол (это может привести к деформации стопы), либо зацепив ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. При таком положении возможен наклон таза влево или вправо, а затем появление отклонения позвоночника от вертикальной линии.

      Необходимо проверить и те позы, которые принимают дети во время гимнастики, рисования, настольных игр и игр в песочном дворике, где дети подолгу просиживают на корточках.

Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот чаще всего возникает в результате неправильной позы ребенка, а также слабости тех мышц, которые удерживают тело в нужном положении. Со слабостью мышц надо бороться в первую очередь общими мерами, укрепляющими организм. Это ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (во время прогулки), развлечения (катание на санках, кегли, мячи, скакалки).

     Перечислим основные требования к движениям детей, важные для формирования осанки.

     Во время ходьбы ребенок должен идти, не опуская головы, с развернутыми плечами. Чтобы приучить ребенка не наклонять голову вперед, надо дать ему поносить на голове мешочек с песком (200-300 г). Бег должен быть непринужденным, со свободными движениями рук.

     Прыжкам надо обучать осторожно и заботиться больше всего не об овладении высотой или длиной, а о мягком приземлении. Для выработки правильной осанки надо начинать обучение прыжкам с мягкого приземления (подскоки, подпрыгивания).

     При упражнении в метании следует заботиться о правильном замахе, который вырабатывает навык метания и вместе с тем укрепляет мышцы плечевого пояса. Дети должны упражняться в метании как правой, так и левой рукой. Это развивает мышцы симметрично.

      Кроме упражнений в основных движениях, с детьми старшей группы проводятся упражнения, укрепляющие отдельные, наиболее

слабые группы мышц. Выбирая такие упражнения, надо заботиться, чтобы они укрепляли (а не растягивали или расслабляли) слабые мышцы плечевого пояса, спины, живота. От выбора движения, составляющего основу упражнения, зависит его влияние на осанку.

  В каждом движении важно наметить элемент, который надо выполнить особенно отчетливо, и подобрать для этого методический прием. В упражнениях, связанных с отведением рук в стороны или качанием рук спереди назад, обращается внимание детей на большее отведение рук и плеч, на сведение лопаток. При раскачивании прямых рук спереди назад нужно требовать, чтобы "маятник" качался равномерно.

     При поднимании рук вверх дети обязательно должны поднимать и голову; добиться этого легче, если у ребенка в руках обруч, палка и на нее надо посмотреть.

     В результате у детей укрепляется мышечная система, органы дыхания и кровообращения, совершенствуется координация движений. Все это способствует формированию правильной осанки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация физкультурно- оздоровительной работы с моторно одаренными детьми Инструктор по физической культуре: Хитина О.А.

Слайд 2

Мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего детского организма является двигательная активность. Основной физиологической особенностью детского организма составляет потребность в движении, адекватные физиологическим возможностям детей. Моторная одаренность - это качественное сочетание способностей, которое дает возможность достичь выдающихся достижений успехов в разных видах спорта, спортивной деятельности. Моторная одаренность детей дошкольного возраста

Слайд 3

Очень большое энергии, производит впечатление ребенка нуждающегося в большом количестве двигательной деятельности Проявляет интерес при участии в спортивных и подвижных играх Бегает быстрее всех Часто выигрывает в разных эстафетах, спортивных и подвижных играх у сверстников Двигается легко и грациозно, имеет хорошую координацию движений Любит различного рода физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия Физически выносливее сверстников Свободное время предпочитает проводить в подвижных играх Как распознать моторно одаренного ребенка?

Слайд 4

Мониторинг физической подготовленности Применение ИКТ – технологий Физкультурно - оздоровительные кружки Спортивные секции Участие в соревнованиях и олимпиадах Работа с моторно одаренными детьми

Слайд 5

Индивидуальная работа с учетом специфики одаренности конкретного ребенка и его личных особенностей Ребенку нужно предлагать, а не навязывать варианты реализации его таланта Очень важно для ребенка накапливать собственный двигательный опыт Ориентация на зону ближайшего развития Чуткое и бережное отношение к талантливому ребенку, терпимость к его индивидуальным особенностям. Что нужно для развития моторной одаренности

Слайд 6

Убеждение детей и их родителей в необходимости раскрытия внутреннего потенциала ребенка Применение индивидуальных заданий в физкультурной образовательной деятельности Дополнительные занятия в спортивных секциях Проведение физкультурно – оздоровительных мероприятий Организация соревновательной практики Выпуск брошюр, раздаточного материала для групп дошкольного учреждения Формы работы

Слайд 7

Вывод: Педагогическое сопровождение детей с признаками моторной одаренности в учреждениях дошкольного образования имеет свою специфику, ориентированную на целенаправленную работу инструктора по физической культуре, который искренне заинтересован дальнейшей судьбой своих воспитанников.



Предварительный просмотр:

Марафон «Умный мяч»

«Игры с мячом»

C:\Users\Sahok\Desktop\4476181-1.jpg

                                   ПОИГРАЕМ С СОЛНЫШКОМ

Цель. Научить прокатывать мяч в заданном направлении.

Ребенок сидит на полу, ноги врозь. Мама (взрослый) с мячом (в этой игре желательно использовать мяч желтого цвета) располагается, напротив, на расстоянии 0,6-1,0 м. Читает стихотворение и выполняет соответствующие действия.

Солнышко желтое (медленно прокатывает мяч от руки к руке,

Солнышко теплое (вокруг себя по полу)

По небу катилось, катилось (прокатывает мяч двумя руками ребенку,

К Мише (имя ребенка) в гости прикатилось. (Ребенок ловит мяч и затем прокатывает ею двумя руками маме.)

В игре могут принимать участие и другие члены семьи (папа, бабушка, дедушка, старшие брат или сестра) или сверстники малыша. В этом случае участники игры образуют полукруг. Водящий располагается напротив и по очереди прокатывает мяч всем играющим. При усложнении игры водящий может направлять мяч любому из играющих, не соблюдая очередности, тем самым вынуждая малыша быть внимательным. Исходное положение ребенка тоже может меняться: сидя на полу ноги врозь, скрестив перед собой, сидя на корточках.

                                                    БАШЕНКА

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении).

Это игровое упражнение можно предложить ребенку, когда ему наскучит игра в кегли.

Из трех-четырех кубиков мама строит башенку. Малыш, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч) в обозначенном мамой месте (цветной кружок или шнур, прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить башенку, находящуюся на расстоянии 1,5 м от него.

Дети, как правило, приходят в восторг от разлетающихся в стороны кубиков (которые не должны быть слишком тяжелыми).

                                               МЯЧ В ТУННЕЛЬ

Цель. Развивать умение отталкивать мяч двумя руками. Учить оценивать расстояние между предметами.

Вариант 1. Взрослый сдвигает одну - три табуретки. Показывает, как катить мяч через «туннель» (под табуретками).

Вариант 2. Понадобится помощь трех-четырех человек: старшие брат или сестра, бабушка и дедушка с радостью поиграют с малышом. Они должны встать друг за другом, расставив ноги в стороны. А мама показывает, как двумя руками катить мяч через получившийся туннель

и ловить выкатывающийся мяч.

Советы маме. Напоминайте малышу, что мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатился через туннель, а не застрял в нем. Учите его смотреть вперед. Хвалите, даже если он не попадет в туннель.

ПРОКАТИ МЯЧ ВОКРУГ ПЕНЕЧКА, ИЛИ СКАЗКА ПРО КОЛОБКА

Цель. Учить катать мяч вокруг предмета двумя руками, класть его двумя руками в горизонтальную цель, находящуюся на уровне вытянутых вверх рук.

Из «подручных средств» (пустая коробка, табуретка и т. п.) нужно сделать пенечек и вспомнить с малышом сказку «Колобок» («От кого убежал Колобок?», «А кто его съел?»). Затем взрослый предлагает поиграть с Колобком, покатать его двумя руками - одной рукой вокруг пенечка.

Малыш с Колобком (мяч с наклеенными на него глазами, носом и ртом) встает около пенечка. Мама с наволочкой или мешком в двух-трех шагах от него читает стихотворение.

В обоих вариантах игры ребенок может сам бежать за катящимся мячом и приносить его обратно, чтобы снова прокатить через туннель, Можно попросить кого-нибудь из взрослых встать с другого конца туннеля, чтобы ловить мяч и прокатывать его обратно малышу. Маленькому ребенку доставит удовольствие не только прокатывать, но отталкивая его двумя руками. Внимание: диаметр мяча не должен быть больше половины расстояния между ножками табуретки. Ребенок с интересом будет смотреть, как мяч проходит туннель.

Колобок, не ленись, не ленись, Вокруг пенечка прокатись, прокатись. Подтолкнем тебя руками. Поиграй немножко с нами!

Малыш катает мяч вокруг пенечка, стараясь не выпускать его из рук. Когда мама скажет: «Зайчик идет!», малышу нужно поднять мяч двумя руками вверх - Колобок убегает от зайца. Мама приговаривает: «И от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и от зайца ушел! Молодец!». Тот же вариант игры проигрывается с другими персонажами сказки (волком и медведем); при этом меняется направление прокатывания мяча.

Когда мама скажет: «Лисичка идет!», малышу нужно взять мяч, подбежать к маме и двумя руками положить его в наволочку, которую она держит на уровне вытянутых вверх рук ребенка, - «лисичка съела Колобка!».

Советы маме. Напоминайте, что не надо откатывать мяч далеко от себя. Малыш на первых порах может прокатывать его, как ему удобно (одной или двумя руками). Когда он научится удерживать мяч около себя, задание можно усложнить: прокатывать мяч только одной рукой. Мышцы спины и позвоночник маленьких детей еще слабы, поэтому во избежание большой нагрузки на позвоночник повторяйте игру не более двух-четырех раз и обязательно после каждого прокатывания мяча предлагайте ребенку выпрямиться и



Предварительный просмотр:

Марафон  «Умный мяч»

Игры и упражнения с мячами для развития внимания у дошкольников

C:\Users\Sahok\Desktop\вышивка-тэмари_1.jpg http://www.biblio.nhat-nam.ru/foto2/foto12/1109To10AL.jpg

Цель: 

создание условий для развития:

- внимания, памяти, всех психических и мыслительных процессов у детей, пространственных представлений, мелкой моторики, анализаторов, моторной ловкости;

- для развития межполушарного взаимодействия, переключения с одного действия на другое; уверенности в себе и своих силах;

- для оптимизации коммуникативных умений устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми внутри и вне семьи, соотносить своё действие с действием партнёра.

    Мяч – универсальная игрушка, друг из детства каждого из нас, игра с мячом активизирует весь организм, все анализаторные системы. Мячики находили в древних раскопках. Мячики бывают разные по фактуре, размеру, прыгучести. Существуют специальные нейромячики (довольно позднее современное изобретение), но мы в нашем детском саду используем мячики, сделанные для детей и с детьми своими руками из подручных природных и текстильных материалов по мотивам традиционных народных игрушек, русских-цветных-лоскутных, японско-китайских – темари и т.п. Каждый народ вложил в эту простую игрушку свои культурные ценности.

Самые простые по типу помпонов или «лохматые»: полоски любой ткани складываем стопкой и крепко перевязываем эту стопку полосок посередине, распушаем, взъерошивая, тактильный мячик-помпон готов к игре.

Существует множество традиционных игр с мячом, психологической развивающей находкой явились нейропсихологические игры-упражнения с мячом:

  • Игра в круге «Влево-вправо» Правила: ведущий передаёт мяч по кругу предварительно дав здание: например, «3 влево» и передаёт мяч влево, а все считают: «1,2,3». Теперь мяч у третьего игрока слева, и он стал ведущим, передаёт мяч и даёт своё задание, например, «6 вправо с шагами» и т.д.
  • Игра в круге «Части тела» Правила: игроки передают мяч по кругу, прикасаясь к какой – то части тела соседа, сосед берёт мяч и называет часть тела к которой прикоснулись, передавая мяч, например, «правая ступня». Можно всем напевать: «Вот летела муха, на правую ступню мне села, почесала брюхо, дальше полетела»
  1. Упражнения с мячом в паре (игроки напротив друг друга, на левые руки можно браслет; движения четко, на счёт, рука без мячика никуда не поднимается, это мячик к ней прибегает. Перекладывание из правой руки в левую и наоборот на счёт «раз-два».
  2. Передача соседу одновременно на счёт «раз-два».
  3. «Себе – соседу» (по кругу) на счёт «раз-два».
  4. Перекрёстные движения или по диагонали (правая рука сверху, затем левая)
  5. Вариации. Например, сначала передача мяча себе, затем по диагонали соседу.
  6. Два мяча передаём двумя руками одновременно на счёт «раз-два».
  7. Два мячика по диагонали партнёру на счёт «раз-два».
  8. Комбинированно, т.е. два мячика передаём партнёру по прямой, потом по диагонали, то правая рука сверху, то левая.

Темп ускоряем, в дальнейшем комбинации упражнений могут быть разные, также с использованием стихов и песенок.

Полезных игр, радостного времяпрепровождения в кругу семьи и не только!!! ☺☼☺

 Ёжик и барабан

(Взрослый произносит стихотворение про ежика, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям. Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить).

С барабаном ходит ёжик.

Бум-бум-бум! (или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум)

Целый день играет ёжик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами —

Бум-бум-бум! —

Ёжик в сад забрѐл случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

Дождик

(Взрослый произносит слова, а ребенок хлопает в ладошки все быстрее и быстрее, в ритм стихотворения попадать не обязательно).

Капля – раз! Капля – два!

Капли медленно сперва…

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Упражняюсь с мячиком

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними!

И перед грудью его подержи,

К левой ступне, не спеша, положи.

За спину спрячь и затылка коснись,

Руку смени и другим улыбнись!

Правого плечика мячик коснётся

И ненадолго за спину вернётся.

К правой ступне, и клевой ступне.

И на живот, не запуться б мне.

Держи ритм! Для чего нужно развивать чувство ритма

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка.

Ритм – это основа всей жизни человека, повторяющаяся последовательность: дыхание, сердцебиение, смена времен года, частей суток, ходьба, речь.

Ритм – это сложная мозговая деятельность, по анализу, планированию и координации движений. Чтобы повторить последовательность и удерживать ее, от мозга требуется немалая концентрация и включенность в процесс.

Игры и упражнения на развитие чувства ритма запускают третий блок головного мозга, который отвечает за функции контроля, планирования, программирования своей деятельности. Без активации этих структур ребенку будет очень сложно писать, читать, удерживать внимание и выполнять свою деятельность от начала до конца не отвлекаясь.

Также, если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка.

Через движения мы укрепляем нервную систему, прокачиваем мозг и помогаем ребенку развить навыки, которые необходимы ему для успешной учебы и гармоничного развития. Развитие чувства ритма помогает растормозить речь, развить подражание, способствует легкому запоминанию.

Развивать чувство ритма нужно начинать с раннего возраста.

Самые простейшие упражнения на ритм – взаимодействие с внешними стимулами: погремушками, барабанами, мячами. Затем переходим на хлопки в ладоши и топанье ногами. По мере того, как ребенок осваивается мы постепенно: увеличиваем длительность, добавляем хлопки по другим частям тела, даём название хлопкам, проговариваем варьируем громкость, повторяем последовательность в разном темпе.

Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность

Упражнения выполняем -  от простого к сложному. Необходимо добиваться чистого и уверенного воспроизведения.



Предварительный просмотр:

Марафон «Умный мяч»

Игры и упражнения с мячами для развития координационных способностей

Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей и так называемой игровой ловкости у детей. Из практики давно известно: чтобы узнать, насколько складен в движениях, координирован ребёнок, порой достаточно проверить, как он  выполняет броски, ловлю, ведение и другие задания с мячом.

Более того, упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказывается на формировании учащихся разнообразных навыков при письме, рисовании, конструировании, лепке и т.д.

Уже первые попытки в ловле, передаче и ведении мяча требуют от ребенка проявления необходимых координационных способностей. Однако упражнения с мячом можно лишь тогда рассматривать как координационные, когда они на этапе начального и углублённого разучивания предъявляют повышенные требования к проявлению у занимающихся основных свойств координационных способностей  - точности, быстроты, рациональности, а на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования – ещё и двигательной находчивости, т.е. умения применять навыки работы с мячом в различных условиях игровой деятельности.

Также, координационные упражнения должны содержать элементы новизны или являться для исполнения новыми и необычными.

И наконец, упражнения с мячами будут только тогда способствовать развитию координационных способностей, когда они, являясь знакомыми и в какой-то степени привычными для занимающихся и  в то же время выполняются:

  1. при заданном изменении отдельных характеристик (пространственных, временных, силовых или их сочетании);
  2. при изменении привычного способа двигательного действия;
  3. в непривычных сочетаниях;
  4. при различных внешних условиях.

Далее будут приведены упражнения с большими мячами. Они направлены на развитие координационных способностей, относящихся к группе спортивно игровых двигательных действий. Вместе с тем на занятиях  эти упражнения можно использовать с таким расчетом, чтобы они оказывали воздействие преимущественно на одну или несколько специфических координационных способностей. Это, например способность:

  • к ориентированию в пространстве и быстроте перестроения двигательных действий;  
  • способность точно воспроизводить, отмеривать и оценивать пространственные, временные и силовые параметры движений;
  • способность к ритму и реакции.

Из данных упражнений можно подобрать и составить комплексы, определить число повторений с учётом возраста занимающихся и уровня их физической подготовки.

Примерные упражнения для развития координационных способностей на этапе начального разучивания двигательных действий с мячами:

  1. Стоя в шеренге. Передача мяча из рук в руки (вправо, влево) перед грудью, за спиной.
  2. Стоя в колонне. Передача мяча из рук в руки над головой, между ногами.
  3. В парах. Занимающиеся стоят лицом друг к другу. Перекатывание мяча одной и двумя руками. То же стоя на полу ноги врозь на расстоянии 3-4 метров.
  4. Стоя в двух шеренгах лицом друг к другу, ноги врозь. Первые игроки перекатывают двумя руками свои мячи партнёрам, стоящим напротив. Те, наклонившись вперёд, ловят мячи двумя руками и поднимают над головой. После этого накланяются вперёд и перекатывают мячи по полу первым номерам.
  5. Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.
  6. Броски мяча вниз и ловля его двумя руками, а затем одной рукой.
  7. Мяч в правой (левой) руке. 1-подбросить мяч вверх; 2-поймать его той же рукой; 3-ударить мяч об пол; 4-поймать мяч.
  8. Мяч впереди в правой руке. Подбросить мяч вверх влево, поймать его левой рукой. Подбросить мяч вверх - вправо, поймать его правой рукой. В такт броскам и ловле мяча можно сгибать и разгибать ноги.
  9. Стоя в парах ноги врозь лицом друг к другу. Расстояние между партнёрами 2-4 метра. Передача и ловля мяча двумя руками снизу.
  10. Стоя в парах. Передача и ловля мяча двумя руками от груди.
  11. Стоя в парах. Передача двумя руками из-за головы и ловля двумя руками.
  12. Подбрасывание мяча правой (левой) рукой и ловля двумя руками.
  13. Удары мячом об пол правой рукой и ловля левой (и наоборот).
  14. Броски мяча в стену двумя руками от груди  и ловля его. То же после отскока мяча от пола и ловля его.
  15. Ведение мяча на месте.
  16. Ведение мяча вокруг партнёра.
  17. Ведение мяча правой левой рукой в ходьбе.
  18. Броски мяча поочерёдно правой (левой) рукой от плеча в стену и ловля его двумя руками.
  19. Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую на высоте 1,5 – 2 метра.
  20. Броски мяча снизу, сверху, из-за головы в обруч, лежащий на полу на расстоянии 2-3 метров.
  21. Броски мяча в корзину или круг на точность попадания.

Примерные упражнения для совершенствования координационных способностей на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования двигательных действий с мячом.

  1. Ведение мяча в сочетании с остановкой, передачей или броском.
  2. В парах во время ходьбы передача мяча при сближении и удалении партнёров.
  3. В парах на расстоянии 2 метров друг от друга. По сигналу педагога, партнёры начинают передавать мяч друг другу заданным способом. Побеждает пара, сделавшая раньше всех 5 передач не уронив мяча.
  4. Броски мяча в цель, установленную на высоте 1-1,5 метров, разными способами: после ловли, после ведения с фиксацией остановки.
  5. То же, но броски в горизонтальную мишень обруч, кольцо.



Предварительный просмотр:

Марафон «Умный мяч»

Игры и упражнения с мячом как средство развития мелкой моторики

C:\Users\Sahok\Desktop\Bouncing-Balls-Smiley-face-Jumping-Balls-Rubber-Outdoor-Bath-Toys-Child-Sports-Games-Elastic-Juggling-Children.jpg

     Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. При формировании мелкой моторики развивается пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, речь, т.е. активизируется вся психическая деятельность ребенка. Особое внимание ученые, педагоги уделяют средствам развития мелкой моторики рук. Примером, который может послужить развитию мелкой моторики является – мяч. Упражнения с мячом развивают не только крупные мышцы, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов, пальцев, кистей.   

На физкультурных занятиях и утренней гимнастике даются детям общеразвивающие  упражнения с мячом, где от ребенка требуется умение держать мяч в различных положениях; обвести мяч вокруг себя, перебирая руками; наклоняться с мячом; приседать; стучать ими об пол и т.д. Проявление ловкости, а также работы кисти рук, пальцев. Например, вариант утренней гимнастики, проводимый в форме хороводной игры. Игра малой подвижности «Кружок». В групповом помещении из веревки на полу выкладывают круг или обруч, в который положены массажные мячики, колечки. Дети ходят по кругу, взявшись за руки со словами.

«Ой, кружок, кружок, кружок,

Покатился наш кружок,

Он катился, он катился,

Вдруг кружок остановился».

            Затем дети подходят за предметами, выполняют с ними движения: сжимают, подбрасывают, пытаются поймать, катают, не отрывая руки от мяча, перекладывают из руки в руку, «откручивают», «закручивают», выполняют круговые движения мячом ладонями.

            Наряду с этим  должны использоваться подвижные игры с мячом такие как:

«Собери мячи».

«Мишка мячиком играл,

Мячик где-то потерял,

Мишке помогите,

Мячик вы найдите».

 «Проказники мячи».

«Ой, проказники мячи

Побежали, поскакали,

Раскатились и пропали.

Ну-ка, дети, их найдите,

И в корзину соберите».

            Дети ищут мяч, а когда находят, то кладут в корзину. В этой игре сложностей ни у кого не возникает. Проводятся и другие игры: «Покажи мяч», «Мячик танцует», «Береги свой мячик», «Попади в воротики», «Разноцветные мячи».

            Родители дома или на прогулке могут выполнять с ребенком элементарные упражнения – катание и прокатывание мяча, шарика в прямом направлении друг другу, в ворота, в предметы (кегли) на расстоянии 1-1,5 м. Эти упражнения приучают детей к умению обращаться с мячом, подготавливают руки к правильному энергичному отталкиванию мяча. Эти упражнения даются для того, чтобы дети почувствовали результат – это служит стимулом для дальнейшей работы.Метание мячей в вертикальную цель, находящуюся на уровне глаз ребенка различными способами (от груди, из-за головы, снизу одной или двумя руками). Постепенные упражнения  содействуют развитию необходимых умений, развитию мелкой моторики. Чтобы вызвать интерес к играм с мячом, дают упражнения: «Брось и догони», «В воротики», «Подбрось повыше». Эти упражнения оказывают на детей большое эмоциональное воздействие и тем самым побуждают интерес. В ходе упражнений следят за точностью движений, за дозировкой физической нагрузки. Упражнения детям нравятся, они стремятся правильно выполнять их.        

Для развития мелкой моторики включают задания, которые укрепляют кисти рук, делают пальцы гибкими. Примером могут служить упражнения с массажным мячом: прокатывание между ладонями, подбрасывание, стремление поймать, «закручивание», сдавливание. Эти упражнения доставляют детям огромное удовольствие. Они представляют, что в руках у них «маленькие ежики» и катают их вперед-назад, сжимают пальцами, ладонями, что способствует развитию мелкой моторики. Вызывает интерес у детей пособие – каучуковые мячики, которые помещаются у детей в ладонях, не выскальзывают из рук. С данным пособием проводятся игровые упражнения: сжать мячик одной рукой, потом другой, между ладонями; покатать об пол, одной и другой рукой.

            Особый интерес детям доставляют игры-забавы с воздушными шарами. Дети осторожно ловят шар двумя руками, пальцами рук легко подбрасывают воздушный шарик вверх. Кроме развития мелкой моторики у детей развивается и сноровка, и внимание.

Детям очень нравится играть с теннисным мячиком. Сидя за столом, они толкают мячик от одной руки к другой «настольный футбол». Сначала некоторые дети будут очень напряжены, боясь, что мячик упадет на пол, но продолжая играть, они приобретают умение удерживать мячик на столе.

Любимые упражнения у детей подбрасывать мяч вверх, бросать в кольцо и прокатывать мяч друг другу.

«Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой».   (С.Маршак)

Упражнение катать мяч друг другу:

«Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, не прячь

Мячик прыгай, не спеши.

И (имя ребенка) поспеши.

Упражнение прокатывать мяч по скамейке:

«Друг веселый, мячик мой!

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо мне с ним играть!»

            Формирование мелкой моторики представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой и учебной деятельностью.

            При формировании мелкой моторики развивается пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, воображение, речь, т.е. активизируется вся психическая деятельность ребенка.



Предварительный просмотр:

                                        Марафон  «Умный мяч»

Игры с мячом для развития умения

ориентироваться в пространстве

http://resport24.ru/images/7/5/mjach-v-zhizni-doshkolnika_3.jpg

 Игры и игровые упражнения с мячом — это разновидность активности детей и вместе с тем школа разнообразных умений и навыков. В процессе действий с мячом у детей развивается умение ориентироваться в пространстве, координация движений. Дети учатся управлять своим телом, анализировать свои достижения, у них формируется «чувство мяча», которое включает в себя развитие глазомера, крупных и «ловких» мышц (мелкой моторики), умение регулировать статическое и динамическое напряжение. И конечно, ребёнок становится более ловким, сильным.

Игры с мячом — незаменимое средство и в подготовке к школе. Разнообразные манипуляции с мячом требуют контроля действий кисти руки, а её двигательная активность напрямую связана с развитием интеллекта.

Данный мастер-класс направлен на развитие умение ориентироваться в пространстве при помощи игр с мячом.

Игра «Маленький и большой мяч»

Задача игры. Закрепить понятие «близко, далеко, маленький, большой».

Пособия. Маленький и большой мячи.

Ход игры. Педагог берет два мяча разной величины и бросает один далеко, другой ближе. Спрашивает у детей, какой из мячей она бросила далеко и какой близко. Во второй раз спрашивает, куда бросила большой и куда маленький мяч. Потом мяч бросают двое детей, а остальные определяют, какой мяч бросили далеко какой близко.

Игра «Какой рукой дальше?»

Задание: прокатить или бросить мяч как можно дальше, сначала правой рукой, потом левой. В ходе выполнения упражнения уточняются представления детей о расстоянии (далеко – близко, дальше - ближе, о направлении движения мяча (мяч катится вперед, в сторону, назад).

Игра «Какой рукой точнее?»

Задание: попасть мячом в цель, например: в щит, расположенный на расстоянии не более полутора метров, в устойчивую корзину (коробку, в нарисованный на земле круг. Практическое значение упражнения: дети учатся различать правую и левую руку, осваивают метание как одним из основных видов движения, тренируются в пространственной точки двигательных реакций. (С этой же целью можно предложить прокатить мяч, шарик в ворота. Дальность расположения не должна вначале превышать одного метра.)

Игра «Какой рукой быстрее?»

Задание: собрать камешки (пуговицы, желуди) сначала одной рукой, потом другой. Педагог может предложить детям самим определить, какая рука проворнее – правая или левая.

Игра «Вратарь»

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Оборудование: мяч        

Содержание: педагог бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Педагог: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики. Оборудование: маленькие мячи или шарики.

Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.

Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.

Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции педагога. Педагог: В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними. И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется. И ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот — не запутаться б мне.

 Игра «Попади в ворота»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики.

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.

Ход игры. По заданию педагога дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка). Педагог: От ворот — поворот вправо и наоборот.

Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»

 Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»

Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания памяти, закрепление навыков счета. Оборудование небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Педагог предлагает ребенку следующие задания: Какой обруч находится слева (справа)? Стукни три раза мячом в правый обруч. Стукни четыре раза мячом в левый обруч. Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч. Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Оборудование: дорожка из трех — пяти обручей, мячи.

Ход игры. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч: Я вдоль обручей иду, В каждый обруч попаду. Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т. д.

 «Мячик — об пол и поймай — да смотри же, не роняй»

Упражнение выполняется сидя на стульчике. Ноги развели, стукнули мячиком перед собой, свели ноги.

  «Справа, слева я стучу — перепутать не хочу!»

Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя. Справа — два, а слева — три, Справа трижды повтори, Справа — раз, а слева — два: Не запутался едва.

«Я по стульчику стучу и по полу — где хочу!»

Упражнение выполняется стоя перед стульчиком. Ребенок, по инструкции педагога, ударяет мячом по сиденью стульчика, по полу справа, по полу слева, в различных вариантах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «Социальный педагог в ДОО»

В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА. ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, В СТЕНАХ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, С...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...