здоровье в ладошках
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Развитие мелкой моторики рук для детей С ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_ladoshki.docx175.08 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье в ладошках

Вишнякова И.В.

учитель-дефектолог

МДОУ д/с № 15

Дети с особенностями в развитии, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием.   У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность, также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными. Упражнения для развития общей  и мелкой моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота. При любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при любой тяжести этого отклонения для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную поступательную динамику его развития.

 Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Другими словами ручная ловкость, которое включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).  Как и любое обучение – развитие моторики требует своей последовательности и разнообразных форм.

1.Начинать необходимо с массаж ладошек и  пальчиков с использование стихотворений и потешек.

2.Игры привлекут внимание дошкольников:

- с пальчиками и ладошками,научат  выполнять различные движения (распрямлять пальчики, хлопать и раскрывать ладошки, показывать  различные фигуры)

- с предметами – шарики, валики, пружинки – с добавление стихотворений, помогут запомнить познавательный материал.

"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".

- бельевой прищепкой можно "покусать" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

- натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".

- с карандашом и фломастером, учимся вращать их между ладонями, между пальчиками, одной рукой, другой, перекладывание их кулака в кулачок с называнием руки, перекладывание за спиной. Учимся зажимать фломастер между ладонями и каждыми пальчиками.

- со  счетными  палочками – выкладывание фигур, букв, цифр по образцу и самостоятельно на поверхности стола, на ковре.

- игры с различными крупами, песком, жидкостями, пуговицам. «Найди предметы», спрячь, постой дом и площадки, рисование на разносе, выкладывание рисунка. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, ощупывая пальцами его отдельные элементы. Перебирание и перекладывание предметов, опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. Использование  бус, мисок-вкладышей, баночки с крышками, собирание пазлов и мозаик, определение температуры воды (через кружку, опусканием вовнутрь)

3. Различные виды шнуровки

4. Графические умения – обводка, штриховка, раскрашивание, дорисовка, работа в клетке.

Таким образом, развитие мелкой моторики руки влияет и на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка с ОВЗ, мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, воспитываем эмоционально – волевую сферу ребенка. И самое главное, мы заботимся о его здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Здоровье в ладошках"

Для чего нужно развивать пальчики...

Мастер–класс «Здоровье на ладошке» по применению Су-Джок терапии в работе с детьми с ОВЗ

Массаж специальным шариком. На ладони находится множество биологически активных точек. Эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети ак...

Презентация "Наше здоровье на ладошке".

В презентации показаны игровые приёмы, при помощи которых наши дети делают самомассаж своих ладошек и, тем самым, укрепляют своё здоровье....

Творческая презентация «Здоровье на ладошке».

Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с дошкольниками....

Проект "Здоровье на ладошке" (Су - Джок)

Материал содержит план работы по освоению здоровьесберегающей технолгии Су - Джок терапии для детей дошкольного возрата....

Проект "Здоровье на ладошке" (Су - Джок) приложение для работы с педагогами

Семинары и масстер -класс по освоению здоровьесберегающей технологии....

Проект "Здоровье на ладошке" (Су - Джок) приложения для работы с родителями

Родительские собрания,Ю анкеты и другое по освоению здоровьесберегающей технологии...