Эмоциональный интеллект- важность и значимость развития.
статья ( группа) на тему

Гент Ирина Леонидовна

Сегодня социальные проблеммы проявляются всё острее. Эгоизм, чёрствость,неспособность сопереживать -разрушают социальное благополучие. Поэтому особенно сейчас остро стоит проблема развития эмоционального интеллекта.Становится очевидным,что фундаментальные этические установкивытекают из лежащих в их основе эмоциональных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt-vazhnost_i_znachimost_razvitiya.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

         Эмоциональный интеллект-это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Понятие эмоционального интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности. 

  Эмоциональный интеллект состоит из основных 5 компонентов и 15 дополнительных:

1. Внутриличностные навыки (умение распознавать и применять свои личные эмоции)

* Самооценка (способность воспринимать себя как глубинно хорошего)

* Эмоциональное самоосознование (способность распознавать свои чувства, что в итоге позволяет управлять ими. При этом важно принимать свои эмоции, даже если мозгу они кажутся чем-то отрицательным, потому что такое принятие ведет к более сфокусированному видению того, что происходит в данный момент)

* Чуткость (способность выражать чувства, убеждения и мысли, не задевая и не раня чувства других людей)

* Независимость (способность к самостоятельному принятию решений и также способность принимать их независимо от испытываемых эмоций)

* Самореализация (способность осознавать свои возможности и воплощать их в реальность)

2. Межличностные навыки (навыки взаимодействия с другими)

* Эмпатия (понимание чувств других людей, что позволяет нам адекватно реагировать на изменения в эмоциональном состоянии другого человека. Здесь важно понимать, что эмпатия работает только в применении к значимым нам людям. То есть, чем больше человек вы считаете для себя значимыми, тем сильнее у вас способность к эмпатии)

* Социальная ответственность (умение чувствовать себя частью чего-то большего, вкладываться и поддерживать других внутри той или иной социальной группы)

* Умение поддерживать отношения (способность к созданию и поддержанию отношений по принципу выигрыш-выигрыш, основанных на принятии-отдавании любви, симпатии и теплоты, вне зависимости от роли внутри этих отношений – друга, любовника, члена семьи или сотрудника)

3. Стрессоустойчивость (способность справляться со сложными ситуациями)

* Принятие стрессовых ситуаций (умение действовать внутри них без лишнего эмоционального «надрыва»)

* Управление неосознанными реакциями (умение противостоять первой реакции на что-либо или даже отложить ее, так называемое расстояние между стимулом и реакцией)

4. Приспособляемость (умение быстро, адекватно и эффективно реагировать на изменения)

* Восприятие реальности (способность оценивать разницу между тем, что воспринимается и тем, что существует в реальности (реальное-виртуальное), распознавание того, что ты хочешь сделать и то, что ты можешь сейчас сделать, видение того, где ты сейчас находишься)

*  Гибкость (способность регулировать свои эмоции, мысли и поведение согласно изменяющимся обстоятельствам)

* Решение задач (способность определять и распознавать задачи, так же как и придумывать и осуществлять решения к ним. Важно – мы не говорим здесь о «проблемах», потому что признак развитого эмоционального интеллекта – видеть не проблемы, а задачи, требующие внимания и решения).

5. Жизненный фон

* Оптимизм

* Счастье

   В настоящее время эмоциональное образование детей не является приоритетным ни в школьной программе, ни в дошкольном воспитании. Однако пора задуматься и ввести в педагогическую практику развитие наиважнейших человеческих способностей – самопознания, самоконтроля и эмпатии.

Как показывают наблюдения, люди с высокими коэффициентами умственного развития часто оказываются ошеломляюще плохими лоцманами своей личной жизни. Тот факт, что человек с отличием окончил школу, свидетельствует лишь о том, что он прекрасно успевал по всем предметам. И в трудной жизненной ситуации может оказаться в беспомощном состоянии.

Академический ум не предполагает готовности к хаосу или разбросу возможностей.   Однако современное образование по-прежнему буквально зациклено на академических способностях. Игнорируется развитие эмоционального интеллекта, который имеет огромное значение для личной судьбы. Эмоциональная жизнь нуждается в особенном наборе компетенций.

И родителям, и воспитателям нужно знать, что «постоянный эмоциональный дискомфорт приводит к ослаблению умственных способностей у детей, снижая их обучаемость. Люди, обладающие эмоциональной одаренностью, будут довольны жизнью и успешны во всех ее сферах: от личной до производственной и творческой. Невозможно принять верное решение на основании одного только «рацио»: требуется умения «чувствовать нутром», и это -  эмоциональная мудрость, накопленная на основе прошлых переживаний. Формальная логика никогда не поможет принять главное решение: с кем идти под венец, кому можно доверять и даже за какую работу взяться. Есть немало областей, где разум слеп. Интуитивные импульсы – соматические маркеры (то есть тело чувствительно к интуитивным импульсам – сигналам). Взрослым важно самим владеть своими эмоциями и показывать детям пример.

 Эмоциональные расстройства влияют на ментальную жизнь.

 Эмоции мешают концентрации внимания, расстраивают оперативную память (пример — поведения на экзамене, неспособность собраться с мыслями). И наоборот — положительные эмоции способствуют успеху. Упорство зависит от эмоциональных особенностей человека — прежде всего от энтузиазма и стойкости перед лицом неудач.

Как считают психологи, нет более важного навыка, ЧЕМ УМЕНИЕ НЕ ПОДДАВАТЬСЯ ПОБУЖДЕНИЮ. В этом — суть полного эмоционального самоконтроля. Как показывают исследования, контролю побуждений и точному пониманию ситуации можно научиться. В этом — сущность развития эмоциональной саморегуляции, от чего и зависит, насколько хорошо или плохо люди смогут использовать свои умственные способности. Неуправляемые эмоции парализуют интеллект. Важно научиться (и это можно сделать!) управлять своими эмоциями. В этом — главная одаренность, способствующая успешному применению всех видов умственных способностей.

                                                 

 Развитие эмпатии

Эмпатия (вчувствование) зиждется на самоосознании. Чем больше мы поддаемся собственным эмоциям, тем более точно будем прочитывать чувства других людей.

Неспособность понимать чувства другого человека и составляет главный дефицит эмоционального интеллекта. Умение распознавать, что чувствует другой человек, проявляется в великом множестве сфер жизни, от торговли и управления большим коллективом, до семейных взаимоотношений и политической деятельности.

 Недостаток эмпатии негативно сказывается во всем. Эмпатия у детей формируется в результате наблюдений, как реагируют другие, когда кто-то еще испытает страдание. Подражание способствует выработке эмпатических реакций. Настроенность между мамой и ребенком, между любящими людьми возникает без слов. Любовная близость в ее лучшем варианте есть акт взаимной эмпатии, а в худшем — в ней нет эмоциональной взаимности.

  Если родитель не умеет выказывать эмпатию в отношении определенных эмоций ребенка (радости, слез или потребности, чтобы его обняли), тогда и ребенок начинает избегать всяческих проявлений, а возможно, даже и переживаний эмоций. Не исключено, что поэтому-то эмоциональный диапазон со временем стирается из репертуара близких отношений, особенно, если в детстве у ребят открыто или исподволь отбивали охоту к проявлению чувств.

Дети копируют настроение своих матерей.

Эмоциональные издержки от отсутствия настроенности в детстве могут быть огромными на протяжении всей жизни — и не только для ребенка.

Исследования показали, что в процессе сильных проявлений эмоций — гнев, ярость или ликование — эмпатия отсутствует.

Эмпатия требует спокойствия и восприимчивости, чтобы едва уловимые сигналы чувств, исходящие от другого человека, могли быть восприняты и распознаны.

Умение управлять эмоциями другого человека – главное в искусстве поддерживать взаимоотношения. (Воспитателю очень важно обладать этим умением)

Ученые считают, что нужно сформировать навыки общения в следующем порядке:

1.самоконтроль

2. способность регулировать эмоции – гнев, страдание, порыва и возбуждение

3.настроенность на других.

Контроль над эмоциями другого человека – тонкое искусство сохранения взаимоотношения – требует зрелости двух навыков: умения владеть собой и эмпатии.

 На этой основе формируются человеческие навыки, к которым относятся социальные компетенции, способствующие более плодотворному общению с людьми. Одна из самых главных социальных компетенций определяется тем, насколько хорошо или плохо человек выражает свои чувства.

Люди с неразвитым эмоциональным интеллектом не знают, когда следует закончить беседу или телефонный разговор; продолжают говорить, не обращая внимания ни на какие знаки и намеки, что неплохо бы уже и закруглиться; говорят исключительно о себе, не выказывая ни малейшего интереса к другим и игнорируют робкие попытки окружающих перейти к другой теме; навязывают другим свое общество или суют нос в чужие дела.

 Диссемия – неспособность к обучению в сфере обработки невербальной информации. У одного ребенка из десяти с этим возникают трудности.

 Проблему может составлять плохое ощущение личного пространства, когда ребенок во время разговора встает слишком близко к собеседнику или разбрасывает свои вещи на территории других людей; неумение расшифровать язык телодвижений или пользоваться им; неправильное истолкование или пользование выражениями лица, неумение установить зрительный контакт, неспособность правильно расставить акценты в речи. Есть дети с признаками недостаточности общительности. Их игнорируют или отталкивают товарищи по играм.

Отношение родителей к ребенку серьезно и надолго сказывается на эмоциональной жизни ребенка. Дети улавливают тончайшие оттенки эмоциональных взаимоотношений между родителями.

Три неподходящие манеры детско-родительских отношений:

  1. Полное игнорирование чувств.
  2. Неуважение к чувствам ребенка.
  3. Пассивная позиция. Родители пытаются задабривать, торговаться, вместо того, чтобы научить ребенка альтернативной реакции.

 Уроки эмпатии преподают родители ребенку с младенчества. Эмоционально образованные родители способны во многом помочь детям усвоить основные элементы эмоционального интеллекта — умение распознавать, контролировать и обуздывать свои чувства, способность сопереживать и справляться чувствами, возникающими в процессе общения. Разница в восприятии мира у детей, уверенных в себе, оптимистичных в сравнении с теми, кто ожидает неудачи, - начинает формироваться в первые годы жизни.

 По данным исследователей, успеваемость в школе удивительным образом зависит от эмоциональных характеристик, сформированных в дошкольном детстве. По мнению Эрика Эриксона, первый эмоциональный опыт будет определять, что будет лежать в основе отношения к людям — доверие или недоверие.

В образовательной программе важно уделить внимание эмоциональному обучению, используя обычные виды деятельности: игры, театрализацию и др.

Эмоциональные навыки включают:

  • самоосознание,
  •  распознавание.
  • выражение и управление эмоциями,
  • контроль побуждения и отсрочку удовольствия,
  • избавление от стресса и тревожности.

Быть эмоционально грамотным также важно, как иметь знания по математике, уметь читать и т. д.

Современная образовательная задача — повышение уровня социальных и эмоциональных компетенций у детей как часть их обычного образования.

Итак, позитивная социализация ребенка, развитие эмоционального и социального интеллекта – это приоритетные задачи дошкольного воспитания, где закладывается «Азбука эмоционального интеллекта».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Эмоциональный интеллект детей и его развитие

Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка? Нужно ли вообще это делать или он разовьётся сам, без вмешательства взрослых? Этими вопросами задаются многие родители.Сначала разберёмся, что такое...

Статья. Значимость эмоционального интеллекта педагога в его педагогической практике.

В современном мире предъявляются высокие требования к педагогу, но мало кто обращает внимание на важный критерий - открытость педагогического сердца.Период дошкольного детства неповторим, уникален и ч...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...

Консультация для родителей "Эмоциональный интеллект: 3 метода его развития в домашних условиях"

Консультация поможет родителям внимательнее отнестись к понятию "эмоциональный интеллект"....

Родной язык: важность и значимость изучения родного языка

Родной язык: важность и значимость изучения родного языка«Язык наш веками отточен,Как дедовский нож на бруске,Язык наш без промаха точен,Как пика в умелой руке.Всему – и бушующей вьюге,И н...