Методическая разработка по ФИЗО
методическая разработка ( группа) на тему

Батырова Татьяна Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_fizo.docx361.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Методическая разработка

«Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Составила: Батырова Т.М.

г.Лениногорск

Содержание:

1

Введение

3

2

Основные блоки физкультурно – оздоровительного направления

4

3

Модель работы воспитателя с родителями

8

4

Модель основного образования воспитанников в области физической культуры

10

5

Модель оздоровительных мероприятий для детей в ДОУ

10

6

Режимы двигательной активности детей всех возрастных групп

11

7

Здоровьесберегающие технологии

12

8

Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью

14

9

Система закаливающих мероприятий

17

10

Лечебно – профилактические и оздоровительные мероприятия в ДОУ

18

11

Деятельность  сотрудников  ДОУ в осуществлении физкультурно-оздоровительной работы

20

12

Список литературы

22

Введение

 «Физическое образование ребенка есть база для всего остального.

Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,

без правильно поставленной физкультуры и спорта

 мы никогда не получим здорового поколения».

А. В. Луначарский

Государственная политика в области образования убеждает нас обратить особое внимание на здоровье детей дошкольного возраста. Одной из задач дошкольного образования в соответствии с федеральным  образовательным государственным стандартом является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Результатом реализации данной задачи в соответствии с ФГОС и должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: наряду с другими задачами оно должно обеспечивать  двигательную  активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие детей в подвижных играх.

В последнее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования стала физкультурно-оздоровительная работа. Основной своей задачей мы считаем организацию здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях введения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направленной на укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.Деятельность ДОУ строится с позиции охраны жизни, сохранения и укрепления здоровья детей. В детском саду сложилась и действует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы.

Цель: создание оптимальных  здоровьесберегающих условий в ДОУ для  детей дошкольного возраста и педагогов; совершенствование первичной профилактики, оздоровление детей, коррекция ранних отклонений координированными усилиями педагогов, родителей, медицинских работников.

Задачи:

  1. Создание  условий для радостной и содержательной жизни в детском саду.
  2. Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия.
  3. Создание условий для физического развития детей, формирования жизненно-необходимых двигательных умений и навыков.
  4. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни, а также воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  5. Организация системы профилактическо-оздоровительных мероприятий в ДОУ.
  6. Соотносить требования детского сада и семьи с особенностями состояния здоровья развития каждого ребенка.
  7. Координировать работу педагогов, медиков, родителей по формированию культуры здоровья.

Ведущими составляющими здоровьесберегающей деятельности ДОУ являются:

  1. Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.
  2. Организация оптимальной двигательной активности в течение дня.
  3. Организация сбалансированного питания воспитанников.
  4. Формирование ценности здорового образа жизни.
  5. Систематическое внедрение профилактических и оздоровительных мероприятий.

Основные блоки физкультурно – оздоровительного направления

I

Медицинский блок.

II

Работа с родителями

III

Работа с педагогами.

IV

Работа с детьми.

Основные принципы реализации физкультурно-оздоровительного направления:

  1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
  3. Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  4. Принцип социальной компенсации – обеспечение социальной и правовой защиты детей.

Медицинский блок

Цель: медицинское обеспечение и контроль за состоянием здоровья детей

Организация лечебно-профилактической работы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Профилактические осмотры

Еженедельно

Врач

Осмотр врачами - специалистами

1 раз в год

Старшая медсестра, врачи – специалисты из поликлиники

Определение показателей физического развития

Два раза в год

Старшая медсестра

Медико-педагогическая коррекция

Два раза в год

ПМПк

Консультативная помощь узких специалистов

По необходимости

Врач

Иммунопрофилактика

По графику МДОУ

Старшая медсестра, воспитатели

Проведение профилактических прививок

Согласно плану прививок

Врач, старшая медсестра

Анализ исследования заболеваемости

Ежемесячно, итог в июне месяце

Старшая медсестра

Медикаментозная сезонная иммуно-корригирующая профилактика гриппа, ОРВИ:

  • Витамины адаптогены растительного происхождения;
  • противовирусные препараты

По графику МДОУ

Врач, старшая медсестра

Соблюдение требований СанПин 2.4.1.3049-13

Постоянно

Все сотрудники

Фитотерапия:

  • витаминные чаи;
  • успокоительные чаи;
  • укрепляющий чай.

По графику МДОУ

старшая медсестра

Базисные оздоровительные мероприятия:

Ежемесячный контроль

Старшая медсестра

  • закаливание

Воспитатели

  • корригирующая гимнастика.

Воспитатели

Ортопедический режим

Мероприятия

Цели

Условия

Оснащение групп детской мебелью

Профилактика нарушений осанки

Мебель соответствующая антропометрическим данным каждого ребенка (соответственно требованиям СанПиНа

Двигательный режим включает в себя адаптационные упражнения на профилактику заболеваний ОДА

Профилактика нарушений осанки, плоскостопия

Использование упражнений и комплексов, тренажеров и оборудования в группах, спортивных уголках.

Корригирующая гимнастика

Укрепление ОДА

Специально разработанные комплексы. Контроль занятий ст.м/с  ДОУ.

Контроль за соответствием обуви у дошкольников

Формирование стопы детей

Обувь соответствующая размеру ноги ребенка, с фиксирующей пяткой и плоским каблуком.

Осмотр детей детским хирургом

Профилактический осмотр детей.

Предупреждение НОДА.

Посещение ДОУ врачами

Профилактика острых кишечных инфекционных заболеваний (ОКИ)

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Контроль за поддержанием общего санитарного состояния групп, проведение генеральных, текущих уборок

постоянно

Старшая медсестра

При заносе ОКИ в ДОУ своевременно и качественно проводить заключительную дезинфекцию и наблюдение за «контактным» контингентом

постоянно

Младший воспитатель Контроль медсестры

Соблюдение личной гигиены детей и сотрудников

постоянно

Контроль медсестры

Немедленная изоляция выявленного больного ребенка или сотрудника

постоянно

Врач

Старшая медсестра

Учет детей после перенесенных заболеваний – со справкой  от врача, а так же при отсутствии более 2х дней

постоянно

Старшая медсестра, воспитатель

Качественная уборка туалетных комнат

постоянно

Младший воспитатель Контроль медсестры

Санитарно-просветительская работа с родителями и сотрудниками по профилактике

постоянно

Старшая медсестра

Бракераж молочных продуктов, продуктов с истекшим сроком годности

постоянно

Ст. медсестра Кладовщик

Контроль за доставкой и хранением продуктов

постоянно

Ст. медсестра Кладовщик

Профилактика острых инфекционных заболеваний

Мероприятия

Сроки

Ответственные

При регистрации трех и более случаев объявления карантина в группе

постоянно

Врач    Ст. медсестра

При регистрации случаев гриппа – прием и раздача детей в медицинской маске

постоянно

Воспитатель

Контроль медсестры

Ведение утреннего фильтра при регистрации гриппа

постоянно

Воспитатель

Контроль медсестры

Влажная уборка в группе с дезрастворами

постоянно

Младший воспитатель Контроль медсестры

Немедленная изоляция выявленного больного ребенка или сотрудника

постоянно

Старшая медсестра

Качественное кварцевание и проветривание групп

постоянно

Воспитатель  

Контроль медсестры

Санитарно-просветительская работа с родителями и сотрудниками по профилактике ОРВИ и гриппа

постоянно

Старшая медсестра

Увеличение длительности прогулок

постоянно

Воспитатели

Усиленный прием отвара шиповника, вифероновой мази, оксолиновой мази, витаминной смеси.

постоянно

Старшая медсестра

Воспитатели

Работа с часто длительно болеющими детьми (ЧДБ)

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Соки, фрукты, овощи. Глубокое полоскание зева

Физиотерапевтические процедуры

сентябрь

Ст. медсестра, кладовщик

Массаж БАТ.

Витоминизация блюд Фиточай

Физиотерапевтические процедуры

октябрь

Воспитатели,

старшая медсестра

Настойка эхинацеи. Чесночные бусы.

Физиотерапевтические процедуры

ноябрь

Воспитатели,

старшая медсестра

Анаферон 1т*1р/день 30 дней.

Физиотерапевтические процедуры

декабрь

старшая медсестра

Оксолиновая мазь 2 нед. Лимон+чеснок.

Физиотерапевтические процедуры

январь

Воспитатель

старшая медсестра

Витамины МУЛЬТИТАБС. 1др*1 р. в день.

Физиотерапевтические процедуры

февраль

старшая медсестра

Массаж кистей рук.

Физиотерапевтические процедуры

март

Воспитатель

старшая медсестра

Оздоровительный чай 50,0/2 р. в день

Физиотерапевтические процедуры

Апрель

Воспитатель

старшая медсестра

Витамины МУЛЬТИТАБС. 1др*1 р. в день. 30 дней

Физиотерапевтические процедуры

май

старшая медсестра

Свежие овощи, фрукты, ягоды. Солнечные ванны. Купание в открытых водоемах.

Июнь-июль-август

Родители

Профилактика близорукости

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Выполнение профилактического комплекса упражнений для тренировки глазной мышц

1 в день

воспитатели

Использование меток для расслабления и тренировки глазных мышц

2 раза в день

Воспитатели, специалисты

Освещение групповых и учебных помещений. Расположение детских рабочих мест в хорошо освещенных местах. Падение света с левой стороны.

постоянно

Воспитатели, Завхоз

Контроль ст.медсестра

Диспансерный осмотр детей окулистом

1 раз в год

Старшая медсестра

Учет и выявление детей, нуждающихся в коррекции зрения. Рекомендации ПМПк с последующим оформлением детей на ТПМПК с целью определения коррекционно-лечебного маршрута обучения и развития

По необходимости

Старшая медсестра,

Воспитатели,

Психолог

Организация питания в ДОУ

Формы работы

Время проведения

Цели и задачи

Условия

Десятидневное меню

Изменяется раз в десять дней

Разнообразить рацион питания дошкольников

Разработанные технологические карты

Закладка продуктов питания

ежедневно

Соотнесение калорийности продуктов, наличие необходимого количества белков, жиров и углеводов в пище

Специализированный журнал с нормами

*С витаминизация

ежедневно

В целях профилактики авитаминоза

Медикаментозный порошок витамина *С

Питьевой режим

ежедневно

Восполнение запаса жидкости и обеспечения водного баланса в организме

Фильтрованная вода

Работа с родителями

Цель: создание полной преемственности детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения.

   №                                      

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Анкетирование по темам оздоровления, физического и психического здоровья детей

2 раза в год

Старший воспитатель,

воспитатели

Родительский клуб «Развиваемся, играя»

1 раз в квартал

Старший воспитатель, медработники,

специалисты                      

Консультации специалистов

В течение года

Медицинские работники и специалисты

Спортивные  семейные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья»

1 раз в квартал

 воспитатели

Семинары-практикумы по оздоровлению дошкольников

1 раз в квартал

Ст. воспитатель, медработники, специалисты                      

Участие в совместных проектах «Мое здоровье»

В течение года

Воспитатели

Информационные бюллетени, памятки

В течение года

Медработники, специалисты

Участие в спортивных праздниках и соревнованиях

В течение года

воспитатели

МОДЕЛЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

I этап. Ознакомительный

Выделение группы риска (по результатам исследования

Сбор информации (собеседование,

анкетирование, наблюдение)

II этап. Общепрофилактический

Встречи со специалистами

Наглядная агитация (Стенды, памятки, печать)

III этап. Работа с группой риска

Выявление проблем (беседы,

наблюдения, тесты, опросы)

Коррекция родительских установок

(тренинги, беседы)

IV этап. Индивидуальная работа

Консультативная индивидуальная

помощь (по запросам)

Выявление, знакомство с опытом

семейного воспитания

V этап. Рефлексивный

Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (со специалистами)

Выявление изменений родительских

установок в группе риска (беседы)

VI этап. Интегративный

Дискуссии (совместное обсуждение

проблем)

Совместные мероприятия (с

привлечением группы риска)

VII этап. Перспективный

Совместное обсуждение планов

на будущее

Работа с педагогами

Цель: повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов в  вопросах  здоровьесбережения  ДОУ.                                                                                                                                                                          

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Консультации со специалистами

В течение года

Медработники, специалисты ДОУ

2

Информационные бюллетени, памятки

В течение года

Медработники. Специалисты ДОУ

3

Тренинги общения для педагогов

1 раз в месяц

Старший воспитатель

4

Курс тренингов для педагогов по эмоциональному выгоранию

1 раз в год

Старший воспитатель

5

Создание комфортного психологического климата в ДОУ

Постоянно

Заведующая,

Старший воспитатель

6

Формирование группы активного отдыха

Систематически

Воспитатели

Работа с детьми

Цель: формирование осознанного понимания здорового образа жизни и отношения к своему здоровью.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Реализация  проектов в группах:

Предполагаемые темы:

- «Мое тело»; «Я тебя вижу и слышу», «Что такое витамины»;

- «Сто рецептов» - профилактика простудных заболеваний, и пр.

В течение года

Воспитатели групп

Участие в программе «Правильно ли мы питаемся»

В течение года

Старший воспитатель

Спортивные праздники и развлечения по ЗОЖ и ОБЖ

1 раз в месяц

Воспитатели групп

«Весёлые старты» - спартакиада дошкольников

Сентябрь, апрель.

Воспитатели групп

Регламентированные занятия по ОБЖ, согласно тематическому планированию в ДОУ

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели групп

Закаливание

В течение года

Воспитатели групп,

старшая медсестра

Физкультурные занятия

По перспективному плану

Воспитатели групп,

ст. воспитатель, ст.медсестра

Утренняя гимнастика

В течение года

Ст. воспитатель,

Ст. медсестра, воспитатели

Аромотерапия  помещений

По плану

Ст. медсестра, воспитатели                      

Оздоровление фитонцидами Чесночные настойки.

По плану

Ст. медсестра, воспитатели                      

Лечебное полоскание горла

Ноябрь – апрель

Медработники

Фестиваль детских проектов «Я и мое здоровье»

Апрель

Старший воспитатель

Выставка – конкурс детских работ по программе «Разговор о правильном питании»

Май

Старший воспитатель

Физкультурно – оздоровительное направление деятельности детского сада предполагает определенный перечень занятий познавательного плана и наличие циклограммы двигательно-оздоровительного режима для каждой возрастной группы.

В ДОУ разработаны:

1. Модель основного образования воспитанников в области физической культуры

I младшая группа

Время

(мин)

II младшая группа

время

(мин)

Средняя группа

время

(мин)

Старшая группа

время

(мин)

Подготовит.

группа

время

(мин)

Утренняя гимнастика

6

Утренняя гимнастика

6

Утренняя гимнастика

8

Утренняя гимнастика

10

Утренняя гимнастика

12

Физкультурные занятия (подгрупповые)

(2 раза в нед)

8-10

Физкультурные занятия (подгрупповые)

(2 р. в нед)

15

Физкультурные занятия (подгрупповые)

(2 р в нед)

20

Физкультурные занятия (фронтальные и подгрупп.)

(2 р в неделю)

25

Физкультурные занятия (фронт.  и подгрупп)

(2 р в неде)

30

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

10-15

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

(2 раза в день)

15-20

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

(2 р в день)

20-25

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

(2 р в день)

25-30

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

(2 р в день)

30

Физкультурные занятия на воздухе

(1 раз в нед)

15

Физкультурные занятия на воздухе

(1 раз в нед)

20

Физкультурные занятия на воздухе

(1 раз в нед)

25

Физкультурные занятия на воздухе

(1 раз в нед)

30

Корригирующая гимнастика после сна

7

Корригирующая гимнастика после сна

7

Корригирующая гимнастика после сна

8

Корригирующая гимнастика после сна

8-10

Корригирующая гимнастика после сна

10

Физминутки

2

Физминутки

5

Физминутки

7

Физминутки

10

«День здоровья»

2 р

в год

«День здоровья»

2 р в год

«День здоровья»

3 раза в год

«День здоровья»

3 раза в год

Физкультурный досуг

(1 р в месяц)

20

Физкультурный досуг

(1 р в месяц)

25

Физкультурный досуг

(1 р в месяц)

30

Физкультурный досуг

(1 р в месяц)

35

2. Модель оздоровительных мероприятий для детей в ДОУ:

Оздоровительные мероприятия

Особенности организации

Младший дошкольный возраст

Прием детей на крыльце ДОУ

Ежедневно, до t -15 * С

Утренняя  гимнастика

Ежедневно, 6 – 10 мин

Воздушно-температурный режим:

- в группе

- в спальне

Ежедневно

t 18 – 20 * С

t 16 – 18 * С

Сквозное проветривание помещения

2 раза в день, в течение 5 – 10 мин,

t до 14 – 16 * С

Одежда детей в группе

Облегченная

Разминка, воздушные и водные процедуры после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения детей, 5 – 10 мин

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно, не менее 2 раз в день

Целевые прогулки, походы

1 раз в 3 месяца, начиная с 4 лет, 40 – 60 мин

Старший дошкольный возраст

Прием детей на улице

Ежедневно, до t -20 * С

Утренняя гимнастика

Ежедневно, 10 – 12 мин

Воздушно-температурный режим:

- в группе

- в спальне

Ежедневно

t 18 * С

t 16 – 18 * С

Сквозное проветривание помещения

3 раза в день, в течение 10 - 15 мин, t до 14 – 16 * С

Одежда детей в группе

Облегченная

Разминка, воздушные и водные процедуры после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения детей, 15 – 20 мин

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно, не менее 2 раз в день

Целевые прогулки, походы

1 раз в  месяц, 60 - 120 мин

Физкультминутки

Ежедневно, в зависимости от вида и содержания занятия, 2 – 5 мин

3. Режимы двигательной активности детей всех возрастных групп:

Организация двигательного режима в ДОУ

Формы работы

                                   Возрастные группы

 I младшая

 (2-3 года)

 II младшая

  (3-4 года)

  средняя

  (4-5 лет)

   старшая

   (5-6 лет)

Подготовительная (6-7 лет)

Утренняя гимнастика

Ежедневно

5 минут

Ежедневно

6 минут

Ежедневно

6-8 минут

Ежедневно

8-10 минут

Ежедневно

 10-12 минут

Физкультминутка

По необходимости на обучающих проектах 2 минуты

По необходимости на обучающих

проектах  2 минуты

По необходимости на обучающих проектах 2 минуты

По необходимости на обучающих проектах 3 минуты

По необходимости на обучающих проектах  3 минуты

Свободная двигательная деятельность между проектами

10 минут

10 минут

10 минут

10 минут

10 минут

Музыкально-ритмические движения

На музыкальных проектах 6 минут

На музыкальных проектах 6 минут

На музыкальных проектах 8 минут

На музыкальных проектах 10 минут

На музыкальных проектах 10 минут

Физкультурный

проект

в зале 3 раза

в неделю по 10 минут

в зале 3 раза

в неделю по 10 минут

3 раза в неделю: 2 в зале, 1 на улице, по 20 минут

3 раза в неделю: 2 в зале, 1 на улице, по 25 минут

3 раза в неделю: 2 в зале, 1 на улице, по 30 минут

Двигательная активность во время прогулки дневной и вечерней: подвижные и спортивные игры, самостоятель-ная подвижная деятельность, индивидуаль-ная работа по развитию движений

20 минут

20 минут

20 минут

25 минут

25 минут

Оздоровительный бег или ходьба в конце прогулки в теплое время года

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Подвижные игры:

- сюжетные;

- игры-забавы;

- эстафеты.

Ежедневно до двух игр по 5 минут

Ежедневно до двух игр по 5 минут

Ежедневно до двух игр по 8 минут

Ежедневно до двух игр по  10 минут

Ежедневно до двух игр по 10минут

Гимнастика для глаз

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Оздоровитель-ные мероприятия:

Гимнастика-корригирующая

-дыхательная

Ежедневно по 5 минут

Ежедневно по 5 минут

Ежедневно по 6 минут

Ежедневно по 7 минут

Ежедневно по 8 минут

Физкультурный досуг

Каждый месяц 10-15 минут

Каждый месяц 10-15 минут

Каждый месяц 15-20 минут

Каждый месяц 20-25 минут

Каждый месяц по 25-30 минут

Спортивный праздник

 2 раза в год по 10-15 минут

2 раза в год по 10-15 минут

2 раза в год по 15-20 минут

4 раза в год по 20-25 минут

4 раза в год по 25-30 минут

Самостоятель-ная двигательная деятельность детей в течение дня

Ежедневно.

Характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребностей детей.

Проводится под руководством воспитателя.

Итого

5 часов

5 часов

6.5-7 часов

7.5 часов

8 часов

 

4.Здоровьесберегающие технологии

Технология – научное прогнозирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов.

Здоровьесберегающие технологии  – это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Медико-профилактические

  • организация мониторинга здоровья дошкольников
  • организация и контроль питания детей
  • физического развития дошкольников
  • закаливание
  • организация профилактических  мероприятий
  • организация обеспечения требований СанПиНов
  • организация здоровьесберегающей  среды

Физкультурно-оздоровительные

  • развитие физических качеств,  двигательной активности
  • становление физической культуры детей
  • дыхательная гимнастика
  • массаж и самомассаж
  • профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

Виды  здоровьесберегающих  технологий:

Технологии сохранения  и стимулирования здоровья

  • стретчинг
  • ритмопластика
  • динамические паузы
  • подвижные и спортивные игры
  • релаксация
  • различные гимнастики

Коррекционные технологии

  • арттерапия
  • технологии
  • музыкального  воздействия
  • сказкотерапия
  • цветотерапия
  • психогимнастика
  • фонетическая ритмика

Технологии обучения здоровому образу жизни

  • физкультурные занятия
  • проблемно-игровые  занятия
  • коммуникативные игры
  • занятия из серии «Здоровье»
  • самомассаж

Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ

Виды

Особенности организации

Медико-профилактические

1

Закаливание   в соответствии с медицинскими показаниями

1.1

обширное умывание после дневного сна (мытье рук до локтя)

Дошкольные группы ежедневно

1.2

Ходьба по массажным коврикам

Дошкольные группы ежедневно

1.3

контрастное обливание ног

Средняя, старшая, подготовительная ежедневно

1.4

облегченная одежда

Все группы ежедневно

2

Профилактические мероприятия

2.1

витаминотерапия

2 раза в год (осень, весна)

2.2

витаминизация 3-х блюд

ежедневно

2.3

употребление фитонцидов (лук, чеснок)

Осенне-зимний период

2.4

полоскание рта после еды

ежедневно

2.5

чесночные бусы

ежедневно, по эпидпоказаниям

3

Медицинские

3.1

мониторинг здоровья воспитанников

В течение года

3.2

плановые медицинские осмотры

2 раза в год

3.3

антропометрические измерения

2 раза в год

3.4

профилактические прививки

По возрасту

3.5

кварцевание

По эпидпоказаниям

3.6

организация и контроль питания детей

ежедневно

4

Физкультурно- оздоровительные

4.1

коррегирующие упражнения (улучшение осанки, плоскостопие, зрение)

ежедневно

4.2

зрительная гимнастика

ежедневно

4.3

послесоновая гимнастика

ежедневно

4.4

пальчиковая гимнастика

ежедневно

4.5

дыхательная гимнастика

ежедневно

4.6

динамические паузы

ежедневно

4.7

релаксация

2-3 раза в неделю

4.8

музотерапия

ежедневно

4.9

сказкотерапия

ежедневно

5

Образовательные

5.1

привитие культурно-гигиенических навыков

ежедневно

5. Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью:

План работы по воспитанию осознанного отношения к здоровью

Мероприятия

Задачи

Первая младшая группа

1.

Утренняя гимнастика

Дать первоначальные знания детям  о здоровье. Подвести к осознанному отношению к своему здоровью. Прививать привычку к здоровому образу жизни

2.

Физкультурные занятия

Формировать двигательные навыки, правильную осанку, развитие физических качеств.

3.

Прогулки на свежем воздухе

Оздоровительный эффект        

4.

Закаливание (воздушные ванны, умывание и мытье рук до предплечья)        

Оздоровительный эффект        

5.

Точечный массаж, фитотерпия, ингаляция чесноком и луком

Профилактика заболеваний        

6.

Физкультминутки        

Снятие напряжений и усталости        

7.

Чтение художественной литературы: А.Барто «Девочка чумазая», С.Капутикян «Маша обедает», Е Благинина «С добрым утром», Я.Аким «Мыло», В. Берестов «Кошкин щенок», Устное народное творчество, заучивание потешек: «Водичка, водичка», «Чистая водичка моет Ване личико», «Всем дает здоровье молоко коровье».

Привитие культурно-гигиенических навыков. Воспитание опрятности, влияние грязных рук на здоровье, отношение к героям. Формирование навыка еды. Учить аккуратности мыть лицо и руки.        

8.

Занятия по валеологии: - «Кто что ест», «Кто как умывается», «Вот и люди спят», «Оденем куклу Катю гулять»,«Выкупаем куклу Катю»,«В гостях у доктора», «Научим Петю умываться»,«Научим Незнайку накрывать на стол»

Дидактические игры:- «Умоем Катю», «Накормим Катю», «Угостим Мишку», «Сделаем Кате красивую прическу», «Кукла Таня проснулась», «Научим Хрюшку умываться», «Напоим гостей чаем»        

Воспитывать осознанное  отношение кушать фрукты и овощи (витамины). Привитие культурно-гигиенических навыков. Помочь детям понять, что необходим сон для здоровья. Уточнить представления детей о назначении одежды и учить последовательности одевания. Уточнить последовательность раздевания. Учить аккуратно, складывать. Воспитывать доброе отношение к доктору, он заботится об их здоровье. Формировать навыки еды. Закрепление культурно-гигиенических навыков еды.        

9.

Работа с родителями:

-родительское собрание «Физическое развитие детей 3 лет»

-консультации: «Здоровье вашего ребенка», «Трудности адаптации», «Здоровье детей в ваших руках», «Первая помощь при несчастных случаях», «Осторожно грипп», «Ребенок за столом», «Ребенок идет в детский сад», «Азбука роста», «Как помочь ребенку в адаптироваться в детском саду»

- фотостенд «Витамины наши друзья».        

Вовлечь в оздоровительный процесс. Заинтересовать родителей воспитывать в своих детях ЗОЖ. Довести до  сведения родителей результаты анализа здоровья и питания детей.

Довести до сведения родителей рекомендации педагога и медицинского персонала.

Вторая младшая, средняя группы

1.

Утренняя гимнастика        

Формировать двигательные навыки, правильную осанку, развитие физических качеств, воспитывать желание заботится о своем здоровье.

2.

Физкультурные занятия        

Оздоровительный эффект, знакомить с народными подвижными играми на развитие выносливости, силы, внимания, двигательной активности.        

3.

Прогулки на свежем воздухе

Оздоровительный эффект

4.

Закаливание (воздушные ванны, умывание и мытье рук до предплечья, чистка зубов и полоскание рта)        

Профилактика заболеваний, учит чистить зубы, правильно пользоваться зубной щеткой и пастой, воспитывать желание заботиться о своих зуба        

5.

Точечный массаж, фитотерпия, ингаляция чесноком и луком        

Профилактика заболеваний        

6.

Физкультминутки        

Снятие напряжений и усталости

7.

Занятия по валеологии:

- «Грязные и чистые руки», «Овощи», «Для чего нужна зарядка», «Здоровые зубки», «Зимняя прогулка», «Уложи куклу Катю спать», «Закаляйся, будешь здоров»,«Экскурсия в медицинский кабинет»

Дидактические игры: «Умоем Катю», «Накормим Катю», «Угостим Мишку», «Сделаем Кате красивую прическу», «Кукла Таня проснулась», «Научим Хрюшу умываться», «Напоим гостей чаем».        

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Дать представление о витаминах и их влиянии на здоровье. Формировать у детей привычку делать зарядку, содействовать полноценному физическому развитию. Дать детям знания о влиянии чистки зубов на здоровье. Дать детям представление о ЗОЖ, о влиянии прогулки на самочувствие детей. Дать знания профессии медсестры. Обратить внимание детей на заботу о своем здоровье и желании помочь, если у кого- то, что-то болит.        

8.

Чтение художественной литературы: А Барто «Девочка чумазая», С.Капутикян «Маша обедает», З.Александрова «Вкусная каша», Я.Аким «Мыло», К.Чуковский «Мойдодыр», Устное народное творчество: потешки, загадки, пословицы, поговорки.        

С помощью художественной литературы прививать детям основные правила личной гигиены. Формировать представления о здоровье.        

9.

Работа с родителями:

- родительское собрание «Физическое развитие детей 3 лет»

- консультации «Здоровье вашего ребенка», «Трудности адаптации», «Здоровье детей в ваших руках», «Первая помощь при несчастных случаях», «Осторожно, грипп», «Ребенок за столом», «Ребенок идет в детский сад», «Азбука роста», «Как помочь ребенку в адаптироваться в детском саду»

- фотостенд «Витамины наши друзья».

Вовлечь в оздоровительный процесс. Заинтересовать родителей воспитывать в своих детях ЗОЖ. Довести до  сведения родителей результаты анализа здоровья и питания детей.

Довести до сведения родителей рекомендации педагога и медицинского персонала.

Старший возраст

1.

Утренняя гимнастика

Формировать двигательные навыки, правильную осанку, развитие физических качеств, воспитывать желание заботится о своем здоровье.

2.

Физкультурные занятия        

Оздоровительный эффект, знакомить с народными подвижными играми на развитие выносливости, силы, внимания, двигательной активности.        

3.

Прогулки на свежем воздухе        

Оздоровительный эффект        

4.

Закаливание (воздушные ванны, умывание и мытье рук до предплечья, чистка зубов и полоскание рта)        

Профилактика заболеваний, учить чистить зубы, правильно пользоваться зубной щеткой и пастой, воспитывать желание заботиться о своих зуба        

5.

Точечный массаж, фитотерпия, ингаляция чесноком и луком        

Профилактика заболеваний        

6.

Физкультминутки

Снятие напряжений и усталости        

7.

Занятия по валеологии:

-«Можно ли есть немытые овощи и фрукты»

- «Чистим зубы правильно»

- «Для чего нужна зарядка»

- «Как уберечь себя от простуды»

- «Как ухаживать за волосами»

- «Одеваюсь по погоде»

Дидактические игры.

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Дать представление о витаминах  и их влиянии на здоровье. Формировать у детей привычку делать зарядку, содействовать полноценному физическому развитию. Дать детям знания о влиянии чистки зубов на здоровье. Дать детям представление о ЗОЖ, о влиянии прогулки на самочувствие детей. Дать знания профессии медсестры. Обратить внимание детей на заботу о своем здоровье и желании помочь, если у кого- то, что-то болит. Формировать представления детей о микробах, которые живут на немытых овощах, руках.        

8.

Чтение художественной литературы: А Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», З. Александрова «Вкусная каша», «Федорино горе», Устное народное творчество потешки, загадки, пословицы, поговорок.

Заучивание стихов: И.Демьянова «Умывалочка», «Письмо ко всем детям по очень важному делу».

С помощью художественной литературы прививать детям основные правила личной гигиены. Формировать представления о здоровье.        

9.

Работа с родителями:- родительское собрание «Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста»

-консультации : «Здоровье вашего ребенка», «Первая помощь при несчастных случаях», «Осторожно грипп», «Азбука роста», «Витамины наши друзья».

- стенд «Антропометрические данные о детях в динамике».

Вовлечь в оздоровительный процесс. Заинтересовать родителей воспитывать в своих детях ЗОЖ. Довести до  сведения родителей результаты анализа здоровья и питания детей.

Довести до сведения родителей рекомендации педагога и медицинского персонала.

10.

День здоровья.

Занятие «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», беседа «Как правильно чистить зубы», подвижные игры на воздухе.

Формировать представления о здоровье, о значении Солнца, воды, и воздуха для человека. Формировать привычку к здоровому образу жизни.        

Система закаливающих мероприятий

Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года на основе рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:

  • дневной сон без маек, организуемый в проветренных спальнях;
  • упражнения после сна (в постели) с элементами дыхательной гимнастики;
  • пробежка по пуговичному, массажному коврику;
  • полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры, применяемое систематически после каждого приёма пищи и являющееся превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта;
  • хождение босиком, способствующее поддержанию определённого тонуса сосудистой сети кожи стоп, играющей важную роль в терморегуляции;
  • хождение по мокрым (младший возраст) и солевым (старший возраст) дорожкам;
  • воздушные ванны в сочетании с гимнастикой, подвижными играми, беговыми упражнениями;
  • умывание лица  водой комнатной температуры;
  • влажное обтирание рук, шеи, груди;
  • игры с водой.

В осенне-зимний период используются оксолиновая мазь, фитонциды, ультрафиолетовое облучение, масляно-щелочные ингаляции, витаминотерапия, препараты кальция,  закаливание.

Учитывая, что часть воспитанников нуждается в специальных оздоровительных и лечебных мероприятиях, для них устанавливаются щадящий режим, неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родителями, проводится утренний фильтр. С учётом индивидуального подхода проводится оздоровление медикаментозными средствами, повышающими иммунитет: использование адаптогенов, поливитаминов, аскорбиновой кислоты.

Во всех возрастных группах разработаны комплексы оздоровительных мероприятий с учётом возрастных особенностей детей, которые включают в себя профилактические, физкультурно-оздоровительные, коррекционные, медикаментозные, физиотерапевтические мероприятия и закаливающие процедуры.  В каждой группе имеются списки детей с отметкой группы здоровья, часто болеющих, состоящих на диспансерном учёте; ведется «Журнал здоровья», в котором отмечаются: отклонения в состоянии здоровья детей, физкультурная группа, показатели физического развития, данные по итогам диагностики уровня физического развития, даются рекомендации специалистов (врача-педиатра, психолога, инструктора по ФИЗО).

Оздоровительные мероприятия

I
младшая

II
младшая

средняя

старшая

подготовительная

1

Утренний прием детей на воздухе

-

+

+

+

+

2

Контрастное воздушное закаливание

+

+

+

+

+

3

Дыхательная гимнастика

+

+

+

+

+

4

Босохождение

+

+

+

+

+

5

Ребристая доска

+

+

+

+

+

6

Дорожка с пуговицами

+

+

+

+

+

7

Точечный массаж

-

-

-

+

+

8

Умывание прохладной водой

+

+

+

+

+

9

Полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры

-

+

+

+

+

10

Прогулка 2 раза в день

1 раз в день

+

+

+

+

11

Коррекционная гимнастика

+

+

+

+

+

12

Сон без маечек

+

+

+

+

+

13

Соблюдение воздушного режима

+

+

+

+

+

14

Проветривание помещений

+

+

+

+

+

15

Световой режим

+

+

+

+

+

Лечебно – профилактические и оздоровительные мероприятия в ДОУ

Профилактические прививки

Утренний прием на воздухе в теплое время года.

Санитарное состояние в группах и в ДОУ

Облегченная форма одежды.

Гимнастика для глаз  

Общий  массаж, пальчиковые игры, точечный массаж

Режим проветривания и кварцевания

Ходьба босиком по массажным дорожкам в спальне до сна и после сна.

Витаминотерапия

Обширное умывание в теплое время года.

Дыхательная гимнастика

Профилактика плоскостопия на массажных дорожках.

Чесночно – луковая ароматерапия.

Витаминотерапия на осенне-зимний период года для профилактики заболеваний (по графику)

Воздушные ванны.

Песочная терапия для ладоней рук и стопы ног.

Полоскание полости рта, горла водой  и настоем трав (эвкалипт, шалфей, ромашка, чабрец).

Прием поливитаминов,  настойки элеутерококка, шиповника для укрепления иммунитета(по графику)

Профилактика сколиоза с помощью специальных упр.

Занятия с детьми в группе Здоровья

Культурно – гигиенические процедуры

Организация системы двигательной деятельности детей

Утренний фильтр в группах раннего возраста

Игры на эмоциональное равновесие детей.

Для объективной оценки состояния здоровья детей и коррекции педагогической деятельности воспитателей по оздоровлению, ежегодно проводятся осмотры детей узкими специалистами: окулист, хирург, отоларинголог, невропатолог, эндокринолог, стоматолог. Педиатр подводит итог осмотров, оценивает физическое, нервно-психическое развитие детей, определяет группу здоровья, затем составляет индивидуальный план оздоровления, даёт рекомендации родителям.

В ДОУ проводятся мероприятия, направленные на профилактику нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, с часто болеющими детьми. Педагогами ДОУ выполняются мероприятия по формированию правильной осанки и укрепления свода стопы у детей:

- специальные упражнения, используемые в ходе утренней гимнастики;

- комплексы физминуток;

- цикл коррекционных игр и упражнений, входящих в гимнастику после сна;

- комплексы игр и упражнений с различными предметами (палки, мячи, обручи, занятия с мячами-фитболами);

- водные и профилактические процедуры.

Оздоровительные мероприятия для часто болеющих детей в условиях ДОУ:

- щадящий режим;

- рациональная дозировка нагрузки в ходе физкультурно-оздоровительной работы;

- комплекс дыхательных упражнений для повышения функциональной эффективности дыхательной системы;

- витаминотерапия.

Рекомендации родителям часто болеющих детей  в домашних условиях:

- общая гимнастика с элементами дыхательных упражнений утром с последующим обтиранием водой с морской солью;

- солевые ванны по 20 минут при температуре 35-37 градусов;

- отвар шиповника в осенне-зимний период;

- кислородные коктейли;

- общий массаж 2 раза в год;

- поливитамины ежедневно.

В целом система работы по физкультурно-оздоровительному направлению выглядит следующим образом:

Мероприятия

Группа ДОУ

Периодичность

Ответственный

Мониторинг

1.

Определение  уровня физического развития.

Определение уровня  физической подготовленности  детей

Все

2 раза в год

сентябрь, май

Старшая медсестра, воспитатели групп

2.

Диспансеризация

Средняя, старшая,

подготовительная

1 раз в год

Специалисты детской поликлиники, старшая медсестра, врач

Двигательная деятельность

1.

Утренняя гимнастика

Все   группы

Ежедневно

Воспитатели групп

2.

Физическая  культура

 а) в зале  б) на воздухе

Дошкольные группы

3 раза в неделю

 1 раз /1 раз/1 раз

Воспитатели групп

3.

Подвижные игры

Все группы

2 раза в день

Воспитатели групп

5.

Гимнастика после дневного сна

Все группы

Ежедневно

Воспитатели групп

6.

Спортивные упражнения

Все группы

2 раза в неделю

Воспитатели групп

физинструктор

7.

Спортивные игры

Старшая, подготовительная группы

1 раз в неделю

Воспитатели групп

8.

 Физкультурные досуги

Все

1 раз в месяц

Воспитатели групп

9

Физкультурные праздники

Все

2 раз в год

Воспитатели групп музыкальный руководитель

11.

День здоровья

Все группы

1 раз в квартал

ст. медсестра, музыкальный руководитель, воспитатели групп

12.

Каникулы

Все группы

2 раза в год

Все педагоги

Профилактические мероприятия

1.

Витаминотерапия

Все группы

2 раза в год

Ст. медсестра

2

Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, утренние  фильтры, работа с родителями)

Все группы

В неблагоприятные периоды   (осень-весна), (возникновения  инфекции)

Ст. медсестра

3.

Физиотерапевтические процедуры: кварцевание, ингаляция, УВЧ по показаниям врача, КУФ по направлению врача

Все группы

В течение года

Старшая медсестра

4.

 Фитонцидотерапия (чеснок, лук)

Все группы

В периоды возникновения инфекции

Воспитатели групп

5.

 Фиточай (сертификаты, выданные аптекой)

Все группы, кроме ясельной

2 раза в год

Ст. медсестра

Воспитатели групп

6.

 Профилактика  плоскостопия

Все группы

В течение года

Ст. медсестра. Воспитатели

во

Нетрадиционные формы оздоровления

1.

Музыкотерапия

Все группы

Использование музыкального

сопровождения на занятиях изобразительной деятельности, физкультуре и перед сном

Музыкальный руководитель, ст. медсестра, воспитатель группы

2.

 Воздействие на биологически активные точки детьми

Средняя группа

Использование минимассажера               су-джок

Воспитатели группы

3.

Фитонцидотерапия (лук, чеснок)

Все группы

Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания

Ст. медсестра, младшие воспитатели

Закаливание

1.

Контрастные воздушные ванны

Все группы

После дневного сна, на физкультурных занятиях

Воспитатели,

2.

Ходьба босиком

Все группы

После сна, на занятии физкультурой в зале

Воспитатели,

3.

Облегченная одежда детей

Все группы

В течение дня

Воспитатели, младшие воспитатели

4.

Мытье рук, лица, шеи прохладной водой

Все группы

В течение дня

Воспитатели, младшие воспитатели

5.

Ходьба по сенсорным дорожкам.

Все группы

После сна

Воспитатели

Деятельность  сотрудников  ДОУ в осуществлении

физкультурно-оздоровительной работы

Наименование должности

Содержание деятельности

Заведующий

Создает  необходимые  условия для укрепления здоровья детей, для обеспечения их питанием.

Обеспечивает  выполнение  санитарно-гигиенических правил,  противопожарных  мероприятий  и  других  условий  по  охране  жизни  и  здоровья  детей.

Обеспечивает  медико-педагогический контроль за проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Отвечает  за  проведение ремонта.

Проводит обучение и инструктаж  по технике безопасности.

Старшая  медсестра

Осматривает  детей  во  время  утреннего  приема.

Организует  и контролирует  приведение всех физкультурно-оздоровительных мероприятий  в группах.

Осуществляет  контроль  за  режимом  дня.

Оказывает  доврачебную помощь.

Наблюдает  за  динамикой  физического  развития  детей.

Проверяет  организацию питания  в группах.

Следит  за  санитарным  состоянием  пищеблока  и групповых  комнат  и других  помещений  учреждения.

Проводит  санитарно-просветительскую  работу  среди сотрудников детского сада и родителей.

Следит за качеством приготовления пищи.

Музыкальный руководитель

Способствует  развитию  эмоциональной  сферы  ребенка.

Проводит  музыкальные  игры  и хороводы  с  детьми.

Занимается  развитием движений детей на музыкальных  занятиях  и в свободное  от  занятий  время.

Участвует  в проведении  утренней  гимнастики, физкультурных  занятий,  досугов,  праздников.

Воспитатели

Проводят  утреннюю,  пальчиковую  гимнастику,  гимнастику  после  сна,  физкультурные  занятия,  досуги, физкультминутки, подвижные  игры, спортивные  упражнения, индивидуальную  работу  по  развитию  движений,  закаливающие  мероприятия.

Соблюдают  режим  дня.

Следят  за  здоровьем  детей  и  их  эмоциональным  состоянием,  информируют  об  этом  медицинскую  сестру, заведующего.

Следят  за  температурным  режимом,  искусственным  освещением, одеждой  детей.

Проводят диагностику  двигательных  навыков  совместно  со старшим воспитателем.

На  педагогических  советах  отчитываются  о  состоянии физического  развития детей  и  проведении  закаливающих  мероприятий.

Проводят  просветительскую  работу  среди  родителей  и детей.

Младшие   воспитатели

Организуют проветривание группы,  спальни, приемной, туалета.

Соблюдают  санитарно-гигиенические требования при мытье посуды, уборке  в групповых  комнатах.

Оказывает  помощь  воспитателю  в  закаливающих и оздоровительных мероприятиях

Завхоз

Обеспечивает  правильную  работу  вентиляционных  установок.

Своевременно  производит  замену  постельного  белья.

Регулирует  тепловой  и воздушный  режим  детского  сада.

Следит  за  состоянием   оборудования, здания, помещений, территории  во  избежание  травмоопасных  ситуаций.

Контролирует  соблюдение правил  противопожарной  безопасности.

Повар

Своевременно  готовит  пищу  в  соответствии  с режимом  детского  сада.

Проводит  доброкачественную  кулинарную  обработку  продуктов.

Обеспечивает  строгое  соблюдение срока реализации  и условий хранения  продуктов.

Дворник

Содержит  в чистоте  участок  детского  сада  и  подходы  к  нему.

Своевременно  убирает  снег  и сосульки  с  крыши.

Следит  за  состоянием  ограждения  территории  детского  сада.

Сторож

Следит  за  дежурным освещением.

Отвечает  за  противопожарную  безопасность  охраняемого  здания.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный,  системный подход к организации  физкультурно - оздоровительных, лечебно-профилактических  мероприятий позволит эффективно способствовать  укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма, позволит   достичь положительных результатов: повышения  уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей,  положительную динамику в распределении по группам здоровья,  профилактику и коррекцию  отклонений  физического  развития  воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также  использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Список литературы:

  1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
  2. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  3. Каштанова, Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие / Т.В.Каштанова. - М.: 2012 – 120 с.
  4. Крылова, Н.И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М.Н.Кузнецова. -  М.: АРКТИ, 2010 – 64 с.
  6. Моргунова, О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ / О.Н.Моргунова. - Воронеж, 2011 – 127 с.
  7. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / И.В.  Чупаха. - М: 2013 - 143с.
  8. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4. - С.40-45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование методической работы по физо

необходимо планировать не только работу с детьми,но так же планировать и свою методическую работу...

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

методическая разработка по физо

Актуальность проекта:  Великая ценность каждого человека – здоровье. Проблема здоровья и его сохранения в  современном обществе стоит более чем остро. Вырастить ребенка сильным, крепки...

Методическая разработка по ФИЗО. "Учим кошечку быть здоровой"

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города  Москвы«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»...

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...