Комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами
материал ( группа) на тему

Шугаипова Татьяна Ивановна

Утренняя пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастики. Комплекс на учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематика недели

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Комплекс №1

"Все игры в гости к нам"

"Сорока-ворона..."
Сорока-ворона
Кашу варила
Деток кормила.  (загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
...а этому не дала
Ты дров не рубил
Воды не носил...

  • "Заборчик"
    улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
  • "Маляр"
    губы в улыбке
    приоткрыть рот
    кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
  • "Чистим зубки"
    улыбнуться, открыть рот
    кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

  • "Качели"
    улыбнуться
    открыть рот
    кончик языка за верхние зубы
    кончик языка за нижние зубы
  • "Часики"
    улыбнуться, открыть рот
    кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
  • "Дудочка"
    с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

  • Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: "м-м-м (рот плотно закрыт).
  • Вдох через нос короткими толчками (рот плотно закрыт).
  • Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).
  • Полный вдох через рот под счет 1:2:3:4. Нос зажать пальцами - задержка дыхания под счет 5:6:7; под счет 8:9:10 - выдох через нос. Полный вдох через рот.

«Вот и лето прошло»

"Солнышко"

Утром солнышко встает выше, выше

 (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже

(руки вниз).
Хорошо, хорошо солнышку живется,

(делаем ручками фонарики)
И нам всем с солнышком весело живется.

(хлопаем в ладоши)

«Детский сад»

«Встреча».
Поочередно прикасаться подушечками пальцев: мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т.д.
Пальчики проснулись,
Пальчики встречались.
Бегали, играли,
Дружно попрощались.

«Осень золотая.»

«Осень»

Осень, осень, 

(трем ладошки друг о друга)

Приходи!

 (зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, 

(трем ладошки друг о друга)

Погляди! 

(ладони на щеки)

Листья желтые кружатся 

(плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся. 

(ладони положить на колени)

«Осенняя одежда»

"Перчатка"

Весёлая мышка Перчатку нашла, 
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх )
Гнездо в ней устроив, 
(Складываем ладоши "ковшом" )
Мышат позвала. 
("зовущий" жест) 
Им корочку хлеба
Дала покусать, 
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков) 
Погладила всех 
(Большим пальцем гладим остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). 
и отправила спать. 
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим) 

Комплекс №2

«Дары осени»

"Апельсин"

(Рука сжата в кулачок)

Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево)

Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

Эта долька для ежа,

 (Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для чижа,

 (Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик)

Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Ну, а волку - кожура

 (Двумя руками показываем волчью пасть)

Он сердит на нас - беда! (Складываем руки домиком)

В домик прячемся - сюда!

  • "Грибочек"
    улыбнуться
    поцокать языком, будто едешь на лошадке
    прикососать широкий язык к нёбу
  • "Окошко"
    широко открыть рот — "жарко"
    закрыть рот — "холодно"
  • "Орешки"
    рот закрыт
    кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
    на щеках образуются твердые шарики - "орешки"
  • Положить на ладонь легкую бумажку - сдуть ее, делая поочередно выдох левой или правой ноздрей (рот плотно закрыт).
  • "Ныряльщики: разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.
  • "Кто лучше надует игрушку? - вдох носом (1-4), медленный выдох через рот,  в отверстие игрушки (1-8).
  • Дать понюхать цветок, духи, фрукты. 

"Труд людей осенью"

"Дворник"

Листья падают в саду,

(Сверху вниз опускать ладошки, при этом вращая ими)
Я их граблями сгребу.

(Пальцы растопырить немного согнуть и сделать загребающие движения).

«В лесу»

"Грибы"

Мы в лесок пошли,

(пальчики шагают по столу)

И грибы нашли.

 Будем мы грибы солить,

 (имитация движений — солим, режим, мешаем ложкой)

Резать, жарить и варить.

Папу с мамой угостим,

(руки вперед ладошками вверх — «на», угощайтесь) 

Пообедаем и спим.

(имитация движений — едим, ладошки под щечку – «спим»)

«Я и моя семья»

"Наша семья"

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик большой - Это папа дорогой. Рядом с папой - наша мама. Рядом с мамой - брат старшой. Вслед за ним сестренка - Милая девчонка. И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш.

Комплекс №3

«Я и моя семья»

«Мальчик-пальчик».
По очереди сгибать в кулачок и разгибать все пальцы, начиная с мизинчика.
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

  • "Киска"
    губы в улыбке, рот открыт
    кончик языка упирается в нижние зубы
    выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
  • "Поймаем мышку"
    губы в улыбке
    приоткрыть рот
    произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
  • "Лошадка"
    вытянуть губы
    приоткрыть рот
    процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

  • "Слоник пьёт"
    вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
    "набирать водичку", слегка при этом причмокивая
  • "Индюки болтают"
    языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."
     
  • "Лошадка"
    вытянуть губы
    приоткрыть рот
    процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

  • "Часики - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: "Тик - так. (10-12 раз).
  • "Трубач - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука:"Ф-ф-ф. (4-5 раз).
  • "Лыжник - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука:   "М-м-м. (1-2 мин).

«Домашние животные»

«Кошка»
Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.

«Щенок».
Вытянуть указательный палец и вращать им. Выполнить поочередно каждой рукой.
На двери висел замок.
Взаперти сидел щенок.
Хвостиком вилял,
Хозяев поджидал.

 «Продукты питания»

"Варим кашу"

Кукле кашу я сварю: 

(«мешаем кашу»)
В миску молока налью, 

(«наливаем молоко»)
Положу туда крупу 

(«насыпать крупу»)
И поставлю на плиту. 

(«поставить на плиту»)
Будет каша хороша! 

(хлопаем в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша.

( грозим пальчиком)

«Дикие животные и их детеныши»

"Белка"

(В самом начале кулачек сжат, кулачком помахивать) Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)

Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому…

Комплекс №4

Повар

                "Точильщики"

Точим нож, точим нож, (трем пальчики)
Будет очень он хорош, (помахиваем указательными пальцами)
Будет резать он припасы: (ребрами ладоней делаем режущие движения)
Масло, сало и колбасы, (Загибаем пальцы)
Помидоры, огурцы.
Угощайтесь, молодцы!(поворачиваем руки вперед ладошками вверх)

  • "Блинчик"
    улыбнуться
    приоткрыть рот
    положить широкий язык на нижнюю губу
  • "Вкусное варенье"
    улыбнуться
    открыть рот
    широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
  • "Чистим зубки"
    улыбнуться, открыть рот
    кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

  • "Парашютик"
    на кончик носа положить ватку
    широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
  • "Загнать мяч в ворота"
    "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
    дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
  • "Пароход гудит"
    губы в улыбке
    открыть рот
    с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

  • "На турнике - стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх - вдох, опустить палку на лопатки - длительный выдох с произношением звука: "Ф-ф-ф.   (4-5 раз).
  • "Ежик - сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: "Ф-ф-ф. Выпрямить ноги - вдох. (4-5 раз).
  • "Гребля на лодке (сидя, ноги врозь): вдох - живот втянуть (руки вперед), выдох - живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).

«Дикие птицы»

«Уточка».

Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде.
Уточка, уточка
По реке плывет.
Плавает, ныряет,
Лапками гребет.

«Кошкин дом»

"Огонь"
Я- огонь! Я – друг ребят.

(пальцы обеих рук расставлены, вращаем кистями влево - вправо)  
Но когда со мной шалят,

(шевелим указательными пальцами обеих рук)
Становлюсь тогда врагом

(шевелим полусогнутыми пальцами обеих рук, "Пугаем")
И сжигаю все кругом!

(одновременно пальцами каждой рук перебираем от ладони до плеча противоположной.

В конце кладем руки на макушку и качаем головой)

«Зимушка –зима»

"Зимняя прогулка"

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)  Съели суп и спать легли.

"Дед Мороз"

Вот снежок пошел,

(каждым пальчиком по очереди касаемся ладошки противоположной руки) 

Дед Мороз пришел,

(пальчики шагают по столу)

Дед Мороз большой,

(делаем большой круг руками)

В рукавицах, с бородой. («надеваем рукавицы» на руки, подносим руки к подбородку, изображая бороду)

Комплекс №5

«Вода»

«Море».
Сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями.
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
На месте волна замри.

«Лодочка»>
Поднять ладонь вверх, пальцы сложить «лодочкой». Плавно двигать кистью руки вправо-влево.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Мила в лодочке плыла.

  • "Шарик"
    надуть щёки
    сдуть щёки
  • "Гармошка"
    улыбнуться
    сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
    не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
  • "Барабанщик"
    улыбнуться
    открыть рот
    кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

  • "Поймаем мышку"
    губы в улыбке
    приоткрыть рот
    произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
  • "Слоник пьёт"
    вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
    "набирать водичку", слегка при этом причмокивая
  • "Индюки болтают"
    языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."
     

  • "Журавли - основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить руки вниз с длительным произношением звука: "У-у-у. (1-2 мин).
  • "Пилка дров. Дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя - вдох, руки от себя - выдох. (5-6 раз).
  • "Дровосек. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).                                              

«Зимняя одежда»

"Варежки"

Маша варежку надела:

(Сжать пальцы в кулачок)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал».

(Все пальцы разжать, кроме большого).

Маша варежку сняла:

«Поглядите – ка, нашла!

(Разогнуть большой палец)

Ищешь, ищешь и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

(Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец)

«Солнце»

«Солнышко»
Пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки. Потом похлопать в ладошки.
Светит солнышко в окошко,
Прямо в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.

Комплекс №6

«Здоровье»

«Борьба»
Сцепить мизинцы друг с другом и «побороться». Так же и с другими парами пальцев, приговаривая:
Цы-цы-цы-
Борются борцы.

  • "Парашютик"
    на кончик носа положить ватку
    широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
  • "Загнать мяч в ворота"
    "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
    дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
  • "Пароход гудит"
    губы в улыбке
    открыть рот
    с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

  • "Блинчик"
    улыбнуться
    приоткрыть рот
    положить широкий язык на нижнюю губу
  • "Вкусное варенье"
    улыбнуться
    открыть рот
    широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
  • "Чистим зубки"
    улыбнуться, открыть рот
    кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

  • "Вырастем большими. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).
  • "Гуси гогочут. И.п.: сидя, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад - длительный выдох с произнесением слова: "Га-а-а. Голову держать прямо. Вернуться в исходное положение - вдох. (5-6 раз).
  • "Маятник. И.п.: ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением слова: "Ту-у-ук. Выпрямляясь - вдох. (5-6 раз). 
  • "Заканчиваем гимнастику. Встать, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки вверх - вдох. Встать на полную ступню, наклониться вперед, руки вниз - выдох. (5-6 раз). 

«Воздух»

«Веер»
Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.
Мы купили новый веер,
Он работает, как ветер.

«Шарик».
Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, а ладони развести в стороны. Получится «шарик»
Шарик надуваю
И в небо отпускаю.

«Защитники Отечества»

"Защитники отечества"

Лётчик, моряк, пехотинец, танкист 

(последовательно соединятьпальцы на обеих руках с большим)

Артиллерист, пограничник, связист

Славные воины нашей страны, 

(хлопаем в ладоши)

Мир и покой охраняют они.

 

«Вертолет».
Сжать в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполнять вращательные движения большим пальцем.
- Вертолет, лети, лети,
Быстро лопасти крути.

"Вежливые слова"

"Если пальчики грустят"

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.

(пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут – 
Их обидел кто-то значит.

( трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем – 
Добротой своей согреем.

(«моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу).
Гладить ласково начнем.

(гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать,
пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.

(каждый палец зажимаем в кулачке)

Комплекс №7

«Весна»

"Весна"

Солнце светит ярко-ярко,

(сжимаем-разжимаем руки в кулак, пальчики – лучики солнца) Ребятишкам стало жарко.

(машем ладошками в лицо, обдувая себя ветерком)

  • "Месим тесто"
    улыбнуться
    пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
    покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
  • "Чашечка"
    улыбнуться
    широко открыть рот
    высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
  • "Блинчик"
    улыбнуться
    приоткрыть рот
    положить широкий язык на нижнюю губу

  • "Блинчик"
    улыбнуться
    приоткрыть рот
    положить широкий язык на нижнюю губу
  • "Вкусное варенье"
    улыбнуться
    открыть рот
    широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
  • "Чистим зубки"
    улыбнуться, открыть рот
    кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
  • «Жуки»  Ребёнок сидяи на полу по турецки, родитель  произносит: « Ж-ж-ж,- сказал крылатый жук, - посиж – ж – ж – у ».
  • Ребёнок обнимают себя за плечи, произносит: « Поднимусь, полечу; громко, громко зажуж – ж – ж – ж – у ».Ребёнок и родитель  разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков « ж – ж – ж – ж» (2 – 3 мин).
  •  «Медвежонок»  Ребёнок ложится на спину, руки -  под головой; выполняет глубокий вдох через нос, на выдох  «похрапывает». Родитель  комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» « Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Ребёнок выполняет движения, потягивается, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачивается и ….опять «засыпает, похрапывая».

"Что я знаю о себе"

                «Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик -прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)

Тише, тише, не шуми,

Пальчики не разбуди.

(Затем большим пальцем касаться

всех остальных – «будить»)

Встали пальчики –«Ура!»

В детский сад идти пора!

(С восклицанием «Ура!» —кулачки

разжать, широко расставив

пальцы)

"Части тела"

У меня есть голова,

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

(Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

«Дом»

"Дом"

Я хочу построить дом,
(Руки над головой "домиком")
Чтоб окошко было в нём,
(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко")
Чтоб у дома дверь была,
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями) 
Рядом чтоб сосна росла
(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх)
Чтоб вокруг забор стоял,
(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены)
Пёс ворота охранял.
(Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев) «Домик».
Постучать кулачком об кулачок:
Тук-тук молотком,
Мы построим новый дом.

И показать, какой получился дом – пальцами обеих рук сделать «крышу», соединив их под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии.

«Живой уголок»

"Кактус"

На окне цветок колючий

(показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу

(сделать «бинокль» из ладошек)

Вы его не троньте лучше

(погрозить пальчиком)

Очень больно колется

(дуем на пальчики)

«Мебель. Посуда»

"Горшок"

Под крышкой - 
(Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз)
Маленький горшок,
(Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри)
Открыли крышку -
(Поворачиваем "крышку" ладонью вверх)
Мышка - скок!
(Резко поднимаем большой палец) 

Комплекс №8

«Деревья»

"Букет из листьев"

Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины, 
Листики тополя,
Листья осины, 
Листики дуба мы соберем, 
Маме огромный букет отнесем" 
(Загибают пальчики, начиная с. большого Сжимают и разжимают кулачки) 

  • "Слоник пьёт"
    вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
    "набирать водичку", слегка при этом причмокивая
  • "Индюки болтают"
    языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."
     
  • "Лошадка"
    вытянуть губы
    приоткрыть рот
    процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

  • "Киска"
    губы в улыбке, рот открыт
    кончик языка упирается в нижние зубы
    выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
  • "Поймаем мышку"
    губы в улыбке
    приоткрыть рот
    произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
  • "Месим тесто"
    улыбнуться
    пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
    покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

  • «Хомячки»  Ребёнок и родитель сильно надувают щёки, «как у хомячков» ( дышат через нос ) и ходят по комнате. По сигналу кулачками надавливают на щёки, выпуская при этом воздух через рот «щёки, как у детей». Игра повторяется 5 – 6 раз.
  • «Чей самолет улетит дальше»  Ребёнок и родители располагаются на одной линии; у каждого в руках бумажный самолётик. По команде «запускают» самолётики  как можно дальше ( можно поддувать на самолёт не давая ему опускаться).
  •  «Мама обнимает меня»  Вдох носом, руки, развести в стороны, задерживаем дыхание 3 секунды, выдох обнять себя так крепко, как мама обнимает вас.

«Свойства материалов: дерево»

"Стишок о деревянных предметах"

На кроватке мы поспали,        

  (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.      

  (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели            

 (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.      

         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.

«Почва. Песок»

"Червячки"
Раз, два, три, четыре, пять,

(ладони лежат на коленях или столе)
Червячки пошли гулять. 

(пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)
Вдруг ворона подбегает, 

(по поверхности идут указательным и средним пальцами)
Головой она кивает, 

(сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)
Каркает: «Вот и обед!» (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)
Глядь — (развести руками)
А червячков уж нет! 

(сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)

«Транспорт»

"Транспорт"

Качу, лечу во весь опор.

(крутим воображаемый руль)

Я сам – шофер, я сам – мотор.

(показываем на себя)

Нажимаю на педаль -

(«нажимаем » на воображаемую педаль)

И машина мчится вдаль.

(показывают рукой вдаль)

«Моторчик»
Сцепляем  руки в замок, начинаем вращать большие пальцы друг вокруг друга, увеличивая темп.

Комплекс №9

"Насекомые"

"Насекомые"

Летит муха вокруг уха, жжж 

(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс 

(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп

 (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп 
(ладошкой до лба)
И к уху, зззз 
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! 

(подносим ладошку ко рту и дуем)

  • "Качели"
    улыбнуться
    открыть рот
    кончик языка за верхние зубы
    кончик языка за нижние зубы
  • "Часики"
    улыбнуться, открыть рот
    кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
  • "Дудочка"
    с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

  • Грибочек"
    улыбнуться
    поцокать языком, будто едешь на лошадке
    прикососать широкий язык к нёбу
  • "Окошко"
    широко открыть рот — "жарко"
    закрыть рот — "холодно"

"Орешки"
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

  • Водолаз

Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.

  • Часики

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Попросим его изобразить часы. Размахивая прямыми руками вперед и назад, нужно произносить «тик-так».

  • Вырасту большой

Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

  • Паровозик

Просим ребенка изобразить паровоз. Ребенок идет, делая быстрые попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Потом останавливается и говорит «ту-ту-тууу».

"Водитель. ПДД"

"Правила дорожного движения"

Дорожных правил очень много 

(сжимаем, разжимаем кулачки)

Раз - внимание дорога!

 (загибаем по очереди пальцы)

Два - сигналы светофора

Три - смотри дорожный знак,

А четыре - переход

Правила всем надо знать 

(хлопаем в ладоши)

И всегда их выполнять.

«Лето»

"Радуга"
Гляньте: радуга над нами,
 
(Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями, 
(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами,
(Руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной,
(Нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной.
(Дотронуться до головы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая картотека пальчиковой гимнастики на все лексические темы

№ 1   Пальчиковая гимнастика.Тема: ОСЕНЬ  «Осенние листья»  Раз, два, три,                       четыре, пять,...

Комплексы пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Комплексы пальчиковой гимнастики по лексическим темам во второй младшей группе....

Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы в соответствии с лексическими темами

Пальчиковая гимнастика для детей средней группы на основе календарно-тематического планирования....

Картотека пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами для детей средней группы с ОНР.

Картотека  включает в себя пальчиковую гимнастику в стихотворной форме по лексическим темам на год....