Картотека "Пальчиковая гимнастика в соответствии с лексическими темами"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Андреева Ксения Валерьевна

Пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx62.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика очень полезна маленьким детям. Известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, находятся в коре головного мозга рядом друг с другом. Развивая движения кисти, пальцев, стимулируется работа речевого центра. Пальчиковая гимнастика не только на речевое развитие ребенка, но и на его умственное развитие. Также происходит активизация активных точек, способствующих общему оздоровлению организма.

Правила выполнения пальчиковой гимнастики:

1. Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

2. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

 Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

                                                Логопед: Андреева К В.

Тема: «Овощи».

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,                                   (Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.)

Мы капусту трем,                                    (Трем кулаком о кулак.)

Мы капусту солим,                                   ( Движение пальцев, имитирующее посыпание солью.)

Мы капусту жмем.                                         (Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

У Лариски две редиски.                         (По очереди разгибают пальчики

У Алешки две картошки                                         из кулачков, начиная с большого

У Сережки сорванца -                                на обеих руках.)

Два зеленых огурца.

А у Вовки - две морковки.

Да еще у Петьки –

 Две хвостатых редьки.

«В огороде».

В огород пойдем,                                 (Маршировать на месте.)

Урожай соберем.                                

Мы морковки натаскаем                        (Изображать, как вытаскивают

из земли морковь.)

И картошки накопаем,                         (Изображать, как копают.)        

Срежем мы кочан капусты -                        (Изображать, как срезают у земли кочан.)

Круглый, сочный, очень вкусный.                 (Показать руками круг.)

Щавеля нарвем немножко                               (Изображать, как рвут щавель.)

И вернемся по дорожке.                         (Маршировать на месте.)

«Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,                 («Шагать» пальчиками по столу.)

Хозяйка с базара домой принесла                (Загибать по одному пальцу на одной или

Картошку, капусту, морковку,                        обеих руках на каждую строчку,

Горох, петрушку и свеклу.                         Начиная с большого.)

ОХ!!!                                                (Хлопок.)

Тема: «Фрукты».

«Компот».

Будем мы варить компот,                        (Левую ладошку сложить «ковшиком»,

Фруктов нужно много, вот.                а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней».)

Будем яблоки крошить,                        (Загибать пальчики, начиная с большого,

Грушу будем мы рубить,                        на обеих руках.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.                        (Опять «варить» и «размешивать».)

Угостим честной народ.

«Апельсин».

Мы делили апельсин.                                (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих

Много нас, а он один.                                рук в кулак.)

Эта долька - для ежа.                                (По очереди загибают

Эта долька – для стрижа.                        пальцы, начиная с большого.)

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.                              (Сжимают пальцы обеих рук в кулак.)

Он сердится на нас – беда!!!                        (Резко разжимают пальцы,

Разбегайтесь –                                 сжатые в кулаки.)

Кто куда!

«Рано утром в сад пойдем»

Рано утром в сад пойдем,                        (Сжимать и разжимать пальцы 

Фруктов много соберем!                        обеих рук).

Сливы, яблоки сорвем,                         (Разгибать пальчики из кулачка левой,

Груши, апельсины,                                а затем правой руки, начиная

А лимон мы возьмем                                с мизинца.)

Для бабушки Полины.

Тема: «Деревья».

Дует ветер нам в лицо,                                (Произвольные взмахи руками.)

Закачалось деревцо.                                        (Наклоны туловища влево – вправо.)

Ветер тише, тише, тише,                                (Руки медленно опустить вниз.)

Деревцо все выше, выше.                                (Руки вверх, потянуться.)

У дерева ствол,                                         (Прижать руки тыльной стороной

                                                                      Друг к другу.)

На стволе много веток.                                (Пальцы расставить и поднять вверх.)

А листья на ветках разного цвета.                        (Шевелить кистями рук и пальцами.)

Над высокою сосной                                (Одна рука – «сосна» (пальцы растопырены, 

Сидит заинька косой.                                Подняты вверх); на второй руке указательный

и средний пальцы образуют «ушки»зайца, остальные прижаты.)

В поле дерево стоит,                                 (Покачивать руками из стороны в сторону).

Ветер ветки шевелит.

Дует ветер нам в лицо,                         (Покачивать руками вниз – вверх, не сгибая пальцы).

Закачалось деревцо!

 

Тема: «Одежда и обувь».

«Гномики - прачки»

Жили – были в домике                        (Дети сжимают и разжимают

Маленькие гномики:                                кулачки.)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.                (Загибают пальчики, начиная с больших.)

Раз, два, три, четыре, пять,                        (Разминают пальчики, начиная с мизинцев.)

Стали гномики стирать:                        (Трут кулачки друг о друга.)

Токи – рубашки,                                (Загибают пальчики, начиная с больших.)

 Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

«Посчитаем в первый раз…»

Посчитаем в первый раз,                         (Попеременные хлопки ладонями и

Сколько обуви у нас.                                удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки                        (На каждое название обуви загибают

Для Наташки и Сережки,                        по одному пальчику, начиная с большого.)

 Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

«Помощники»

Дружно помогаем маме,                        (Встают, наклонившись; руками

Мы белье полощем сами.                        Двигают влево, вправо.)

Раз, два, три, четыре.

Потянулись,                                        (Тянутся., как бы вытирают правой

                                                Рукой пот со лба.)

Наклонились.                                        (Снова «полощут».)

Хорошо мы потрудились.                        (Вытирают руку о руку.)

                В.Волина

«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем                        (Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем.                                «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,                                (Дети загибают по одному пальчику,

По зеленым берегам,                                начиная с большого.)

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.                        (Укладывают ладони на стол.)

Тема: «Посуда».

«Помощники».

Раз, два, три, четыре,                        (Чередование хлопков в ладоши и

                                        ударов кулачков друг о друга.)

Мы посуду перемыли:                        (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку        (Загибать пальчики в кулачок по одному,

И большую поварешку.                начиная с мизинца.)

«Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила.             (Поочерёдно соединяют большой палец с

Девочка Иринка кукле говорила:                    остальными.)

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в маслёнке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

«Антошка»

Посуду моет наш Антошка.                        (Потирают ладошки друг о друга.)

Моет вилку, чашку, ложку.                        (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

Вымыл блюдце и стакан,                        (Выполняют имитирующее движение.)

И закрыл покрепче кран.

Тема: «Продукты питания».

«Оладушки»

Мы играли в ладушки –                 (Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая –

Жарили оладушки.                        На другом колене ладонью вверх. Ритмично менять

Так пожарим, повернем                положение рук: правая – ладонью вверх, а левая  - ладонью

И опять играть начнем.                Вниз. По мере усвоения упражнения движения ускорять.)

«Каша»

Каша в поле росла,                        (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)

К нам в тарелку пришла.                («Идут» пальчиками по столу.)

 Всех друзей угостим,                         (В правой ладошке «мешают» указательным 

По тарелке дадим.                        Пальцем  левой руки.)

Птичке – невеличке,                        (Загибают по одному пальчику

Зайцу и лисичке,                        на обеих руках.)

Кошке и матрешке,

Всем дадим по ложке!!!                (Разжимают кулачки.)

«Пирог»

Падал снег на порог.                                (Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

Кот слепил себе пирог.                        (Прижимая ладонь к ладони, показывают,

А пока лепил и пек,                                как лепят пирог.)

Ручейком пирог утек.                                («Бегут» пальчиками обеих рук по столу.)

Пирожки себе пеки                                (Опять показывают, как пекут пирог.)

Не из снега – из муки.

                П.Воронько

                

Тема: «Части тела».

«Ухо - нос»

Правой рукой дотроньтесь до левого уха, а левой – до кончика носа.

По моей команде «Хлоп» - хлопните и поменяйте положение рук. (Движения по тексту.)

Это глазки. Вот. Вот.                               ( Показываем левый, правый глаз

Это ушки. Вот. Вот.                                     (Берёмся за правое, левое ухо.)

Это нос. Это рот.                                            (Одной рукой – рот, другой – нос.)

Там спинка. Тут живот.                                (Одной рукой - спину, другой – живот.)

Это ручки. Хлоп. Хлоп.                                (Хлопаем в ладоши.)

Это ножки. Топ. Топ.                                    (Топаем ножками.)

Ой, устали. Вытрем лоб.                             (Вытираем лоб рукой.)

Водичка, водичка,                         (Трут ладонями лицо.)

Умой моё личико,                    

Чтобы глазоньки блестели,                   (Показывают глаза.)

Чтобы щёчки краснели                       (Показывают щёки.)

Чтоб смеялся роток,                                  (Показывают рот.)

Чтоб кусался зубок.                                   (Стучат зубами.)

Где же наши ручки?                                    (Руки прячут за спину.)

Вот, вот наши ручки,                                 (Показываю руки.)

Вот наши ручки!                                         (Хлопают в ладоши.)

Где же наши ножки?                                ( Прячут ноги под стул.)

Вот, вот наши ножки,                               (Поднимают ноги.)

Пляшут наши ножки.                                (Топают ногами.)

«Пальчики»

Один, два, три, четыре, пять –                 Дети поочередно разгибают пальцы, начиная с мизинца.

Вышли пальчики гулять.                          Затем сгибают их в том же порядке.

Один, два, три, четыре, пять –                  Сжимают пальцы в кулачок.

В домик спрятались опять.                      

Этот пальчик хочет спать .                      Поочередно пригибают пальцы к ладошке, 

 Этот пальчик прыг в кровать,                Начиная с мизинца.

Этот пальчик прикорнул,                        Большим пальцем касаются остальных пальцев –

Этот пальчик уж заснул.                         «Будят»

Встали пальчики – ура!                             Кулачок широко разжимают.

В детский сад идти пора!

Тема: «Зима».

«Во дворе».

Раз, два, три, четыре, пять –                (Загибаем пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы во двор пришли гулять.                («Идем» по столу указательным и средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили,                 («Лепим» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,                 («Крошим» всеми пальцами.)

С горки мы потом катались,                 (Ведем указательным пальцем правой руки

                                        по ладони левой.)

А еще в снегу валялись.                (Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.)

Все в снегу домой пришли.                (Отряхиваем ладошки.)

Съели суп и спать легли.                (Имитация еды и сна.)

«Где мой пальчик?»

Маша варежку надела:                        (Сжать пальцы в кулачок.)

-- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,                         (Все пальцы разжать, кроме большого.)

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:                                (Поднять большой палец вверх,

-- Поглядите – ка, нашла!                        Остальные в кулаке)

Ищешь, ищешь – и найдешь,                        (Ритмично сжимать и разжимать

Здравствуй, пальчик, как живешь?                пальцы в кулачок.)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,                                (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили.                        («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий,                                (Показывают круг, сжимают ладони вместе,

 Очень гладкий                                гладят одной ладонью другую.)

И совсем – совсем не сладкий.                

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним

И… сломаем.

«Пирог»

Падал снег на порог.                                (Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

Кот слепил себе пирог.                        (Прижимая ладонь к ладони, показывают,

А пока лепил и пек,                                как лепят пирог.)

Ручейком пирог утек.                                («Бегут» пальчиками обеих рук по столу.)

Пирожки себе пеки                                (Опять показывают, как пекут пирог.)

Не из снега – из муки.

                П.Воронько

                

Тема: «Новогодний праздник».

«Елка».

Посмотри: на нашей елке                (По ходу стихотворения  

Очень колкие иголки.                        соответствующие движения)

От низа до макушки                        

Висят на ней игрушки –                

Звездочки и шарики,

Яркие фонарики.

«На елке»

Мы на елке веселились,                 (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились                

После добрый Дед Мороз                («Шагать» средним и указательным пальцем по столу.)

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты,                (Ритмичные хлопки в ладоши.)

В них же – вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,                (Загибать на одной или обеих руках

Орешки рядом с ними,                пальцы, начиная с большого.)

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

«Елка»

Елка быстро получается,                (Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой

Если пальчики сцепляются.                (Ладони под углом друг от друга). Пальчики

Локотки ты подними,                        выставить вперед. Локотки к телу не прижимать.)

Пальчики ты разведи.

«Возле детского двора»

Возле детского двора                        (Дети стоят в круге и держатся за руки.)

Снега целая гора.                        (Все вместе поднимают руки вверх.)

Мы на той горе вчера

Были с самого утра.

В пограничников играли,                 (Идут друг за другом, маршируя.)

Землю нашу охраняли.

 

Тема: «Домашние животные».

«Коготочки»

У кошкиной дочки                        (Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней

На лапках коготочки.                        части ладошки. Большой палец прижать к указательному.

Ты их прятать не спеши,                Произносить громко: «МЯУ».)

Пусть посмотрят малыши.

«Коза»

Идет коза рогатая                        ( Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец  

За малыми ребятами.                        Держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами –Кто кашу не ест,                                 «забодаю «козу» «напустить» на ребенка.)

Молоко не пьет,

Забодаю, забодаю!!!

«Лошадки»

По дороге белой, гладкой                (Все пальцы правой и левой рук поочередно

Скачут пальцы, как лошадки.                Ритмично «скачут» по столу.)

Цок – цок, цок – цок –

Скачет резвый табунок.

«Спешим в гости»

В гости к козочке большой                (Показать правой рукой «козу»,

Скачет зайка косой.                        А левой – «ушки» зайки.)

Скачет зайка косой                        (Поменять положение рук: правой рукой показать

В гости к козочке большой.                «ушки» зайки, а левой – «козу».)

Тема: «Домашние животные и их детеныши».

«Котята»

У кошечки нашей                        (Локти на столе. Сложить ладошки,

Есть десять котят,                        прижимая пальцы друг к другу.)

Сейчас все котята                        (Покачивать руками вперед – назад,

По парам стоят:                        не разъединяя пальцы.)

Два толстых, два ловких,                (Постукивать соответствующими пальцами

Два длинных, два хитрых,                друг о друга, начиная с больших

Два маленьких самых                        пальцев.)

И самых красивых.

«Пять телят»

Этот теленок пьет молоко.                                (Руки зажаты в кулачки.

Этот теленок ушел далеко.                                Пальцы раскрываются,

Этот теленок травку жует                                начиная с мизинца.)

Этот теленок копытами бьет;

Этот теленок: «Му – му – му

Все разошлись! Скучно мне одному!»

«Повстречались»

Повстречались два котенка: "мяу, мяу!"                 (Соединяем большие пальцы рук.)

Два щенка: "ав, ав!"                                         (Соединяем указательные пальцы рук.)

Два жеребенка: "иго-го!                                 (Соединяем средние пальцы рук.)

Два тигренка: "р-р-р-р!"                                 (Соединяем безымянные пальцы рук.)

Два быка: "му-у-у" Смотри, какие рога!                (Соединяем мизинцы.)

Тема: «Дикие животные».

«Зайка и ушки»

Ушки длинные у зайки,                               (Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный

Из кустов они торчат.                                и средний пальцы. Ими шевелить в стороны

Он и прыгает, и скачет,                         и вперед.)

Веселит своих зайчат.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,                        (Логопед и дети при помощи левой руки по

Продает она орешки:                                очереди загибают пальцы правой, начиная с

Лисички – сестричке,                                 большого.)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

«Мишка»

После зимней спячки,                                (Четыре пальца вертикально стоят

Проснулся мишка косолапый:                        на столе. Средний согнут –

Тихо шагает,                                         это голова медведя.)

Кости разминает.

«Зайка и ежик»

Заяц и ёжик навстречу друг другу                     (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.                      (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони!            (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Это зайчонок, это бельчонок,                                (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок                      (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Тема: «Домашние птицы».

«На птичьем дворе»

Наши уточки с утра:                        (Сложить пальцы обеих рук щепотью (большой палец

-- Кря- кря, кря – кря.         Находится напротив всех остальных). Открывать и  закрывать получившиеся «клювы» уток.

Наши гуси у пруда:                (Поднять руки с «клювами» вверх и помахать ими.)

--Га – га, га – га.

Наши курочки в окно:        (Постучать указательными пальцами по столу,

--Ко – ко, ко – ко.                как курочка клювом.)

Ну а Петя – петушок                (Выпрямить спину, поднять голову, 

Рано – рано поутру                развести руки в стороны и

Нам споет: Ку – ка – ре – ку                помахать «крыльями».)

«Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять                  (Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки),

Свежей травки пощипать     (Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки -                 (Бегут всеми пальцами обеих рук).

 Желтые цыплятки

 «Ко-ко-ко, ко-ко-ко                  (Хлопают в ладоши),

 Не ходите далеко                 (Грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите                   (Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно,

         большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите»                (Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или

                                                   обеих рук одновременно: большой – указательный, большой

                                                   средний и т.д.).

“Ути - ути”

Ути-ути, полетели                (Машем руками ребенка).

На головушку сели.                (Кладем ладони ребенка ему на голову).

 Поклевали, поклевали        (“Клюём голову ребенка его пальцами).

И домой улетали                (Руки с головы “слетают”).

Тема: «Игрушки».

 «Игрушки»

На большом диване в ряд                (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят:                        стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино,                 (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чилоллино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.                (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате                        (Попеременно хлопают в ладоши и

Мы игрушки сосчитать.                стучат кулаками.)

«Кукла»

У куклы синие глаза,                         (По ходу стихотворения загибать

У куклы желтая коса                        пальчики обеих рук в кулачки,

И розовое платье.                        начиная с мизинцев.)

Для куклы Кати фартук шьет,

А Надя варит ей компот.

«Машина»

Папа мне купил машину,          (Касание  пальцев обеих рук, начиная с большого пальца.)

Две педали у неё                       (Сжать руки в кулаки.)

И резиновые шины.                  (Переплести пальцы рук между собой.)

Ездить будет мне легко.          (Ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук, начиная с                            

                                                       мизинцев.)

«У Антошки…»

У Антошки есть игрушки:         (Поочерёдно сгибают пальцы в кулак.)

Вот весёлая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрёшка

И с хвостом пушистым кошка

Тема: «Наш дом».

«Дом»

Молоточком  я стучу,                         (Постукивать кулачками друг об друга.)

Дом построить я хочу.                        (Соединить кончики пальцев обеих рук.)

Строю я высокий дом,                 (Поднять выпрямленные ладони вверх.)

Буду жить я в доме том.                (Похлопать в ладоши.)

«Дом  и ворота»

На поляне дом стоит                         (Изобразить крыши дома пальцами правой и левой

                                        рук, соприкасающимися друг  с другом.)

Ну а к дому путь закрыт.        (Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются                   друг с другом, большие пальцы – вверх («ворота»)

Мы ворота открываем,                (Развернуть ладони параллельно друг другу.)

В этот домик приглашаем.                (Изобразить крышу дома.)

«Маляры»

Маляры пришли втроем,                (Шагают на месте.)

Обновили старый дом:                (Изображают «крышу» над головой.)

Был облезлый, скучный,                («Красят».)

Голый—

Стал нарядный и веселый.                («Крыша» над головой.)

«Дом»

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук!                               (Ударяют кулаками друг о друга)

Молоток бери, мой друг!

Мы постоим новый дом,                                     (Ставят рядом ладони - "стены")

Есть окошко в доме том.                          (Складывают указательные пальцы "палочкой",                                                                 остальные ставят "крышей")

Есть еще одно, повыше,

Есть труба вверху на крыше.                        (Мизинец поднимают в сторону- "труба")

Дом готов, зовем гостей:

"Приходите поскорей!"                               (Делают приглашающий жест рукой).

Тема: «Наша семья».

Этот пальчик – дедушка,                                (Дети сгибают пальцы левой руки

Этот пальчик – бабушка,                                в кулачок. По ходу потешки по очереди

Этот пальчик – папочка,                                 разгибают пальчики, начиная с

Этот пальчик – мамочка,                                 большого.)

Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!!!

Пальчик – мальчик…

Пальчик – мальчик, где ты был?                        (Обращаемся к большому пальцу.)

С этим братцем – в лес ходил.                                ( Большой палец прикасается к

С этим братцем – щи варил.                                кончикам остальных по очереди.)

С этим братцем – кашу ел.

С этим братцем – песни пел.

«Бабушка»

Бабушка вязала                                        (Делают движения, напоминающие вязание спицами.)

И чуть-чуть устала,                                  (Резко опускают руки вниз.)

Прямо сидя в кресле,                            (Кладут руки под щеку.)

Тихо задремала.                                     (Закрывают глаза.)

Тема: «Транспорт».

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать –                         (Выполнять по ходу стихотворения

Будем транспорт называть:                        соответствующие движения.)

Автомобиль и вертолёт,

Трамвай, метро и самолёт.

Все пальцы мы в кулак зажали,

Все виды транспорта назвали.

        «Посчитаем»         

Раз, два, три, четыре, пять –                        (Сжимают и разжимают пальчики.)

Буду транспорт я считать.                        (Поочередно сжимают пальчики обеих рук

Автобус, лодка и мопед,                        в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.        

«Кораблик»

Плывёт кораблик по волнам.                (Волнообразные движения кистями

обеих рук вперёд от себя.)

Дельфины слева, справа там.        (Волнообразные движения левой рукой, затем правой кистью перед собой.)

Волна кораблик догоняет                (Лёгкие движения кистями от себя.)

И ветер с парусом играет.                (Помахать обеими руками влево-вправо над головой.)

Лодка

Лодочка плывет по речке,                (Обе ладони поставлены на ребро, большие

Оставляя на воде колечки.                пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).)

Пароход

Пароход плывет по речке,                (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы

И пыхтит он, словно печка                прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.)

Тема: «Весна».

«Весна №1»

Весна, весна, приходи!                (Попеременно на каждый слог ритмично

Весна – красна, погляди!                хлопать в ладоши и ладонями об стол.)

Солнце землю греет, греет,                (Тереть ладони друг о друга)

Ветер дует все теплее.                        (Погладить ладошками щеки.)

С юга прилетают к нам певцы:        (Перекрещенными кистями рук показывать взмахи «крыльев».)

Гуси, утки, соловьи,        (Сложить ладони вместе и поочередно прикасаться

Журавли и скворцы.        пальцами друг к другу, начиная с больших пальцев.)

«Весна №2»

Мы лопатки взяли,                         (Ребенок имитирует действия лопатой.)

Грядки раскопали:

Раз – два, раз – два!

Грядки в руки взяли,                         (Ребенок имитирует действия граблями.)

Грядки причесали:

Раз –два, раз- два!

Семена рядами                        (Ребенок имитирует разбрасывание семян.)

В землю мы бросали:

Раз- два, раз – два!  

«Живая цепочка»

Набухла речка,                                (Соединяются мизинчики, безымянные пальцы)

Набухла почка,

Живая в небе                                (Соединяются средние пальцы.)

Плывет цепочка.

В рассветной сини                        (Соединяются указательные пальцы.)

Курлычет стая,

Весну и лето соединяя.                (Соединяются большие пальцы.)

«Светит солнышко в окно»

Светит солнышко в окно,                (Держать руки перед собой: правую ладонью вверх, левую-

Скоро станет нам тепло.                ладонью вниз. Ритмично менять положение рук.)

Тема: «Растения».

«Наши алые цветки»

Наши алые цветки                             (Ладони в форме тюльпана.)

Распускают лепестки.                        (Медленно раскрывать «пальцы - лепестки».)

Ветерок чуть дышит,                        (Производить плавные покачивания кистями рук.)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки                        (Медленно сближать пальцы, образовав «бутон».)

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,                        (Покачивать кистями рук.)

Головой качают.

«Цветочки»

Посадили в землю зернышко,         ("Положить" в ладонь ребёнка «зернышко».)

На небе выглянуло солнышко.

Свети, солнышко, свети!                 (Сжимать кисти и по очереди разжимать.)

Расти, зернышко, расти!                 (Ладони соединить вместе и поднять руки вверх.)

Появляются на стебельке листочки,         (Соединить ладони и пальцы.)

Распускаются на стебельке цветочки, (Сжимать кисти и по-очереди разжимать.)

Тема: «Насекомые».

«Жук»

Я веселый майский жук.                (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец

Знаю все сады вокруг.                        Развести в стороны – «усы», пошевелить ими)

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу.

Не кусай, комарик злой!                (Сжать кулачок, указательный палец вперед («хоботок»)

Я уже беги домой.        Мизинец и большой пальцы, расслабив, пустить вниз – «лапки»

«Комары»

Только в лес мы вошли –                 (Выполнять по ходу стихотворения

Появились комары.                        соответствующие движения.)

Руки вверх –

Хлопок над головой.

Руки вниз – хлопок другой!!!

«Божья коровка»

Божья коровка,.                        (Рукой изображают «брюшко»

Полети на облачко                         божьей коровки.

Принеси нам к осени                        (Сверху «брюшка» поглаживающие                 

Мы тебя так просим:                        движения другой рукой.)

В огород – бобы,                        (Поочередно загибают пальцы на руке.)

в лес – ягоды, грубы,

В родник – водицу,

в поле – пшеницу.

«Пчелка»

Прилетела к нам вчера                (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек                (На каждое название насекомого

И веселый мотылек,                         загибают один пальчик.)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                        (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетели,                (Машут ладошками.)

От усталости упали.                        (Роняют ладони на стол.)

                Н.Нищева

Тема: «Лето».

«Лето»

На ромашке – две букашки,                        (Загибают пальчики и

А на лютике – жучок,                                подсчитывают)

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике паучок.

А на маке никого.

Сколько было их всего?

«На лужайке»

На зеленой на лужайке                        (Дети стоят лицом в круг, изображают

Заиграла балалайка.                                игру на балалайке.)

Заиграла дудочка,                                (Изображают игру на дудочке.)

Дудочка – погулочка.

В сарафане красненьком                        (Пляшут.)

Заплясала Настенька.

                А.Прокофьев

«Радуга»

В небе гром, гроза.                                (Сжимают и разжимают пальцы.)

Закрывай глаза!                                 (Закрывают ладонями глаза, потом открывают.)

Дождь прошёл, трава блестит,                (Стучат пальцами по столу.)

В небе радуга стоит.                                   (Рисуют в воздухе полукруги.)

«Ромашки»

Ромашки белые цветки –                        (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                            (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

Тема: «Перелетные птицы».

«Птички»

Птички прилетели, крыльями махали.        (Пальцами обеих рук производить

Сели,                                                движения вверх – вниз.)

Посидели и дальше полетели.

«Скворечник»

Скворец в скворечнике живет                        (Ладошки вертикально поставить друг к другу,

И песню звонкую поет.                        мизинцы прижать (как лодочка), а большие пальцы 

                                                замкнуть вовнутрь.)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,                                  (На каждую строчку большой палец

Милая касаточка,                                «здоровается» дважды с каждым  пальчиком,

Ты где была,                                        начиная с указательного,

Ты с чем пришла?                                - сначала на правой, потом на левой руке.)

--За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну – красну.

«Птичка».

Птичка летала,                                           (Скрестить ладони рук)

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила,                   (Сделать замок.)

Птичка пёрышки помыла.                     (Вращение замком.)

Птичка клювом повела                             (Выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв.)

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,                         (Соединённые мизинцы стучат по столу.)

Снова крылышки раскрыла,

Полетела.                                                    (Скрещенные ладони делают взмахи.)

Тема: «Наш город. Моя улица».

«Прогулка».

Пошли пальчики гулять,                                   (Пальцы сжать в кулачки. Большие пальцы

                                                   опустить  и «прыжками» передвигать их по столу.)

А вторые – догонять.                                (Затем – указательными.)

Третьи пальчики – бегом,                        («Бежать» средними.)

А четвертые – пешком.                        (Медленно передвигаться – безымянными.)

Пятые поскакали                                (мизинцы «скачут».)

И в конце пути упали.                                (Хлопок ладонями по поверхности стола.)

«Дом»

Этот дом – одноэтажный.                        (Разгибают пальцы из кулачка,

Этот дом – он  двухэтажный.                        начиная с мизинца.)

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный!        

Комплексы упражнений для детей, имеющих задержку речевого развития.

                                   Упражнения первого комплекса

  • Ладони на столе (на счет раз –два пальцы врозь – вместе).
  • Ладошка – кулачок – ребро (на счет раз – два – три).
  • Пальчики здороваются (на счет раз – два – три – четыре – пять соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.).
  • Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
  • Дети бегут наперегонки (движения как в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
  • Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.                (Взрослый показывает большой палец правой руки

С этим братцем щи варил.                и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается

С этим братцем кашу ел.                кончиком большого пальца к кончикам всех

С этим братцем песни пел.                остальных пальцев начиная с указательного.)

                                   Упражнения второго комплекса

  • Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
  • Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
  • Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
  • Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымяный соединить).
  • Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
  • Потешка «Белка».

Сидит белка на тележке, продает она орешки:           ( Взрослый и дети при помощи левой руки

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,                    загибают по очереди пальцы правой руки,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.                    начиная с большого пальца.)

                                             Упражнения третьего комплекса

  • Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
  • Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
  • Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
  • Цветок (то же, но пальцы разъединить).
  • Корни растения (прижать руки тыльной стороны друг к другу, отпустить пальцы вниз).
  • Игра-потешка «Этот пальчик».

Этот пальчик – дедушка,                (Детям предлагается согнуть пальцы левой руки

Этот пальчик – бабушка,                в кулачок, затем, слушая потешку,

Этот пальчик – папочка,                по очереди разгибать их,

Этот пальчик – мамочка,                начиная с большого пальца.)

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Упражнения четвертого комплекса

  • Пчела (указательным пальцем правой, затем левой руки вращать вокруг).
  • Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
  • Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
  • Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
  • Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
  • Игра-потешка «Этот пальчик».

…Этот пальчик хочет спать,                (Поднять левую руку ладонью к себе и

Этот пальчик – прыг в кровать!        в соответствии с текстом загибать правой

Этот пальчик прикорнул.                рукой по очереди пальцы левой

Этот пальчик уж заснул.                руки, начиная с мизинца.)

Тише, пальчик, не шуми,                (Взрослый и дети обращаются к большому пальцу,

Братиков не разбуди…                        разгибают все пальчики.)

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

                                        Упражнения пятого комплекса

  • Замок (на счет раз – ладони вместе, на счет два – пальцы соединяются в замок).
  • Лиса и заяц (лиса крадется – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц убегает – перебирая пальцами, быстро двигаться назад).
  • Паук (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).
  • Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - бабочка машет крыльями).
  • Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
  • Игра-потешка Ну-ка братцы, за работу!

…Ну-ка, братцы, за работу!                (Взрослый и дети обращаются к правой руке,

Покажи свою охоту.                        согнутой в кулак, поочередно

Большому – дрова рубить.                разгибают все пальцы.)

Печи все – тебе топить.

А тебе – воду носить.

А тебе – обед варить.

А малышке – песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование занятий по аппликации с использованием нетрадиционных техник в соответствии с лексическими темами, в группе компенсирующей направленности с детьм

1. Закрепление знаний детей полученных на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим.2.Способствует развитию мелкой моторики и тактильного восприятия;3. Закреплять навыки в ритмичном располо...

Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы в соответствии с лексическими темами

Пальчиковая гимнастика для детей средней группы на основе календарно-тематического планирования....

Комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами

Утренняя пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастики. Комплекс на учебный год....

Картотека игр на развитие общей и мелкой моторики в соответствии с лексическими темами. Подготовительная группа

Материал представляет собой подборку игр и упражнений на развитие общей и мелкой моторики у старших дошкольников....

Перспективное планирование по рисованию в логопедической группе в соответствии с лексическими темами

Результативность деятельности всех специалистов, работающих с детьми данной категории, зависит от правильного построения их взаимодействия. В представленном перспективном планировании  темы НОД п...

"Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с лексическими темами"

в данном материале предложен вариант планирования игровых заданий при составлении воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соотвествии с лексическими темами....

Картотека пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами для детей средней группы с ОНР.

Картотека  включает в себя пальчиковую гимнастику в стихотворной форме по лексическим темам на год....