Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий
методическая разработка ( группа) на тему

Тараканова Аксана Александровна

Семинар (мастер-класс) для педагогов детского сада в форме телевизионной передачи "Я здоровье берегу - сам себе я помогу!"

Цель: обмен опытом педагогов-воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по ФИЗО, медиков по использованию здоровьесберегающих технологий в детском саду; освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teleperedacha_ya_zdorove_beregu.docx50.48 КБ
Файл prilozhenie_1.docx23.67 КБ
Файл prilozhenie_2.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар (мастер-класс)

«Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»

Цель: обмен опытом педагогов-воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий в детском саду; освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.

Задачи:

- Дать определение понятию здоровья.

- Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам развивающей среды по физическому воспитанию.

Форма проведения: педагогическая мастерская телевизионной программы

Повестка дня:
  1. Создание здоровьесберегающей среды в детском саду – выступление ФИО, главного специалиста по дошкольному воспитанию УДДУ города Сургута.
  2. Мастер-класс в форме телевизионной программы «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»:

- вступительное слово ФИО, заведующего  МБДОУ «Детский сад № 57 «Дюймовочка» г. Сургута

- рубрика «Про здоровье» - упражнение Воздушный шар, ФИО, заведующий МБДОУ «Детский сад № 57 «Дюймовочка».

- рубрика «В детском саду» - показ видеоролика подъема детей и практический показ комплекса гимнастики после сна во второй младшей группе, ФИО, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 57 «Дюймовочка».

- рубрика «Наша мастерская»:

  • часть 1. «Наши технологии»:

- «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» - ФИО, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 57 «Дюймовочка»

- «Использование нестандартного, нетрадиционного оборудования в работе с детьми  

 дошкольного возраста» - ФИО, воспитатель  МБДОУ «Детский сад № 57 «Дюймовочка»

 - «Использование здоровьесберегающих технологий с детьми на занятиях по

 музыкальному воспитанию» - ФИО, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 57 «Дюймовочка»

  • часть 2. «Практика»:

Практическое занятие с педагогами – комплекс гимнастики после сна с использованием нетрадиционного оборудования, ФИО, воспитатель.

- рубрика «Помоги себе сам» - ФИО,  заведующий МБДОУ «Детский сад № 57 «Дюймовочка»

- рубрика «Релаксация» - показ видеоролика «Когда тебе грустно».

3.Подведение итогов семинар (мастер-класса) – ФИО, главный специалист УДДУ г Сургута

Ход семинара (мастер-класса):

Ведущий: Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами хотели бы провести семинар (мастер-класс) по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи “Я здоровье берегу - сам себе я помогу!” (включается музыка).

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни – эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения этих задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Цель нашей встречи сегодня - обмен опытом педагогов-воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий в детском саду. Здоровьесберегающая технология по мнению В.Д.Сонькина – это:

- условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающей технологии – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Наше теле шоу открывает рубрика «Про здоровье»

Слово предоставляется ФИО, заведующему МБДОУ «Детский сад № 57 «Дюймовочка»

ФИО, заведующего МБДОУ:  Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей! Что же такое здоровье?

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Старший воспитатель записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих.  Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.

Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья воспитанников и учащихся.  Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Педагоги все острее понимают свою ответственность за благополучие новых поколений. На первый план выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Давайте послушаем мнение медиков о здоровьесберегающей технологии. Приглашаем ФИО, старшую медицинскую сестру с анализом  заболеваемости и общего физического развития детей.

           ФИО, старшая медицинская сестра: В последнее десятилетие, когда дошкольным учреждениям разрешено было использовать различные программы и методики, образование в области физической культуры начало претерпевать изменения, причем не всегда в лучшую сторону.

Во-первых, прикрываясь необходимостью повышения моторной плотности, педагоги начали употреблять занятия-тренировку в спортивной секции – большая нагрузка, порой непосильная всем детям.

Вторая тенденция – превращение физкультурного занятия в увлекательный спектакль. Развлекательный сюжет стал превалировать в конспектах физкультурных занятий. Это тоже не должно превращаться в систему. Ведь кроме занятий есть еще и физкультурные праздники, и досуги, вот там и можно применить эти методы.

Некоторые педагоги считают, что лучше всего предоставить ребенку свободу действий – пусть делает что хочет, пусть свободно развивается. Это тоже неправильная точка зрения – физическое состояние детей требует педагогического контроля.

Еще одно направление в последние годы – заменять форму физкультурного занятия творческими подвижными играми. Но это тоже неправильно с той точки зрения , что в игре очень сложно дозировать физическую нагрузку и нельзя обеспечить пропорциональное развитие всех мышц. Игра должна присутствовать в занятии лишь как закрепитель основных движений.

Ведущий: Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья воспитанников, формирование у них ценности здоровья, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье воспитанников. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.  

Невозможно решить данную проблему здоровья, применяя только традиционные педагогические технологии. Вот почему мы сегодня и поговорим о здоровьесберегающих технологиях, в частности о тех, которые  используются нашими педагогами в детском саду.

Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.

Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

   

Внимание на экран – продолжает передачу рубрика «В детском саду»:

показ видеоролика подъема детей и практический показ комплекса гимнастики после сна во второй младшей группе.

Ведущий: ФИО, старший воспитатель МБДОУ открывает нашу постоянную рубрику «Наша мастерская» часть 1. «Наши технологии» (в форме блиц-игры):

       ФИО, старший воспитатель МБДОУ : Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие «технология». Что такое «технология»? Какие составные части входят в понятие “технология”?

Ответы педагогов:

- В технологию входят различные формы и методы, которые мы используем в своей работе.
- Технология-это некая совокупность приемов работы педагога
- Технология – это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.
- Результаты работы по технологии можно отследить, провести диагностику.

ФИО, старший воспитатель МБДОУ: Ваши ответы верны. Необходимо объединить их в определение. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, оценки результатов.

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Ответы педагогов:

- Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
- Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.

ФИО, старший воспитатель МБДОУ:

Здоровьесберегающие образовательные технологии –

  1. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
  2. качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
  3. технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?

Ответы педагогов:

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

ФИО, старший воспитатель МБДОУ:

Верно. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?

Ответы педагогов.

- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня
- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе
- педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

ФИО, старший воспитатель МБДОУ:

Вы верно перечисляете формы работы, которые проводятся в детском саду. Необходимо классифицировать их различные виды. Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

- Назовите составляющие элементы медико-профилактической технологии.

(Педагоги называют, старший воспитатель показывает слайд).

  • организация мониторинга здоровья дошкольников
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
  • физического развития дошкольников,
  • закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

- Какие составляющие элементы входят в физкультурно-оздоровительные технологии?

(Педагоги называют, показывается следующий слайд).

  • развитие физических качеств, двигательной активности
  • становление физической культуры дошкольников,
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж и самомассаж,
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

- Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении.

В образовательном учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии, получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие. В образовательном учреждении может применятся песочная терапия, психогимнастика и другие формы работы с ребенком.

В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят:

  • технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка

ФИО, старший воспитатель МБДОУ:

 Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (слайд).

  • технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

 Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Технологии валеологического просвещения родителей (слайд).

  • папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др. формы работы.

Ведущий: уважаемые зрители и телезрители, не переключайтесь, ровно через минуту мы продолжим, а сейчас – рекламная пауза.

Рекламная пауза (Реклама здорового образа жизни (2 педагога изображают бабушку и Красную  Шапочку» или прочитать диалог..)

- Бабушка, бабушка, почему  у тебя такое морщинистое лицо?

- Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.

- Бабушка, а почему у  тебя  такие жёлтые зубы?

- Потому, что я их не чистила и курила, как твой дедушка.

- Бабушка, бабушка, почему  у  тебя такие тусклые глаза?

- Потому,  что я не любила  есть морковь, моя внученька.

- Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?

- Это потому, моя деточка, что по утрам никогда не делала зарядку.

Голос за кадром: Если не хочешь, чтобы тебя съел серый волк,  как бабушку, веди здоровый образ жизни!

Ведущий: Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимые из всех вышеперечисленных на здоровье детей. Какие здоровьесберегающие образовательные технологии используются в работе?

У нас в гостях ФИО, воспитатель МБДОУ об использовании нестандартного, нетрадиционного оборудования в работе с детьми. (приложение №1)

ФИО, воспитатель МБДОУ : Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам. Успех физкультурно-оздоровительной работы в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов индивидуального подхода к детям.

Недостаточная материальная обеспеченность, отсутствие денег на приобретение нужного оборудования, пособий, горячее желание несмотря ни на что, сделать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ занимательной и эффективной, побудили нас к разработке проекта «Движение+движение= формула здоровья» (Слайд).  Выполнение проекта послужило началом внедрения новых форм работы с детьми. Разработанные и изготовленные своими руками пособия – несложные, недорогие, вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть с новыми для них атрибутами.

Какие нетрадиционные методики для осуществления оздоровительных и коррекционных мероприятий вы используете в детском саду?

Ответы педагогов:

- музыкотерапию, песочную терапию, сказкотерапию, изотерапию.

ФИО, воспитатель МБДОУ:

Спасибо. Мне бы хотелось рассказать о тех методиках, которые используются нами в нашем детском саду.

Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.  Для осуществления оздоровительных и коррекционных мероприятий, в нашем детском саду внедрили в практику метод арттерапии, один из современных направлений в оздоровлении (слайд).

Арттерапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.

В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:

  • изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.)
  • музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки).
  • сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией).

Следующий метод арттерапии, который я использую при работе с детьми это игротерапия (процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры).

В этом году я в свою работу включила песочную терапию – одну из разновидностей игротерапии.

Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии – науке, изучающей цвета.Так в нашем детском саду появился «Сухой дождь» и «Сухой бассейн»(слайд).

(Показ педагогом нестандартных, нетрадиционных оборудований).

Новое  оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. У детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные функции. Использование нетрадиционного, нестандартного оборудования и пособий способствуют комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы.

Ведущий: Благодарим за предоставленный бесценный опыт (ФИО воспитателя). Я, думаю, каждый из педагогов для себя отметил что-то ценное из вашего рассказа.  А к нам спешит поделится своим опытом работы ФИО, музыкальный руководитель МБДОУ об использовании здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми по музыкальному воспитанию.

ФИО, музыкальный руководитель МБДОУ : (приложение №2)

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающие технологии. Одна из составляющих музыкально-оздоровительной работы в  ДОУ – музыкотерапия (слайд).

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыки оказывать самые разнообразные эффекты – от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. С древних времен известно, что музыка успокаивает боль, снимает напряжение, оказывает положительное влияние на психику ребенка. Под звуки музыки дети выполняют дыхательные и физические упражнения.

Музыка положительно влияет на мозг ребенка, активизируя соединения между нервными клетками. Первые 6 лет жизни ребенка – это самый важный период для развития нервной системы и мозга, поэтому желательно как можно раньше приступать к освоению азов музыкального образования ребенка.

Дети, которые занимаются музыкой, лучше усваивают информацию, быстрее запоминают новый материал и не имеют проблем с концентрацией внимания. Также «музыкальным» детям легче даются математика, иностранные языки и логика.

Некоторые детки с самого раннего возраста любят «пританцовывать» в ритм музыки. Танцевальная музыка прекрасно поднимает настроение ребенку, заряжает положительными эмоциями, развивает координацию движений, память и слух (слайд).

Ведущий: Музыкальный руководитель рассказала об интересных фактах о классике, «музыкальной аптеке». Были представлены слайды лечебных музыкальных инструментов. Спасибо Вам, ФИО. А мы продолжаем рубрику «Наша мастерская» часть 2. «Практика»:

Вашему вниманию представляю ФИО, воспитателя МБДОУ. Она проведет практическое занятие с педагогами – комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного, нетрадиционного оборудования.

         

           Ведущий: наша любимая рубрика «Помоги себе сам» Приглашаем ФИО, зам. заведующего по УВР  МБДОУ.

ФИО, зам. заведующий по УВР  МБДОУ: Профессия педагога относится  к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным  заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок  на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас мы вам предлагаем несколько несерьезных советов для серьезных педагогов

Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.

***

Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла. 

***

Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!

***

Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.

***

Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.

***

Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.

***

Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.

 ***

Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.

***

Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.

***

Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.

***

Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.

***

Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.

***

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

***

От радости кудри вьются, в печали секутся.

Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен  для духовного и  физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ! Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.

Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное «побочное действие» - хорошее настроение.

     

        Ведущий: Давайте  подумаем вместе, проанализируем, какие условия нам нужны для систематичного использования данных технологий и внедрения других; какие используются постоянно, какие время от времени и почему? Что мешает их применению? Что предлагаете, исходя из опыта работы, ещё включить?

(дискуссия, записать  предложения, рекомендации).

  • Одним из самых главных условий  использования всех этих и других здоровьесберегающих технологий, является  личная заинтересованность педагогов и других сотрудников ДОУ;
  • Чёткое соблюдение методических рекомендаций, закаливающих мероприятий  по возрасту; (а не «складирование» их в папку.  Раз они даны, то нужно использовать);
  • Чёткое знание программы своей группы по вопросам  физического и психического здоровья;
  • Тесное сотрудничество с родителями по вопросам здоровьесбережения, как физического, так и психического (не только устные и письменные консультации, но и  отслеживание результатов совместной работы; выяснение причин  роста заболеваемости и устранение их).

       

Ведущий: И в заключение нашего мастер-класса мы переходим к рубрике «Релаксация».

       Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация.

(показ видеоролика «Когда тебе грустно»).

         Наша передача «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»  подошла к концу.

Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Использование нестандартного, нетрадиционного оборудования в работе с детьми

 

Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам.

Успех физкультурно-оздоровительной работы в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов индивидуального подхода к детям.

Недостаточная материальная обеспеченность, отсутствие денег на приобретение нужного оборудования, пособий, горячее желание несмотря ни на что, сделать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ занимательной и эффективной, побудили нас к разработке проекта «Движение+движение= формула здоровья».  Выполнение проекта послужило началом внедрения новых форм работы с детьми. Разработанные и изготовленные своими руками пособия – несложные, недорогие, вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть с новыми для них атрибутами.

Занятия с нестандартным оборудованием позволяют решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, увеличивают количество упражнений для разных групп мышц, развивают творчество, воображение у ребят.

      Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.  Для осуществления оздоровительных и коррекционных мероприятий, в нашем детском саду внедрили в практику метод арттерапии, один из современных направлений в оздоровлении.

Арттерапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.

В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:

  • изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.)
  • музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки).
  • сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией).

Следующий метод арттерапии, который я использую при работе с детьми это игротерапия (процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры).

В этом году я в свою работу включила песочную терапию – одну из разновидностей игротерапии. Это один из современных методов, который применяется в детской практике. Песочная игра для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство.

Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии – науке, изучающей цвета.

Прежде чем заняться цветотерапией в детском саду были проведены консультации, изучали воздействие цвета на людей и как нужно использовать в работе с детьми. Так в нашем детском саду появился «Сухой дождь» и «Сухой бассейн».

«Сухой дождь» – шатер из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к холодным. Закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Проходя через такой “дождь”, три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным), “шустрики” заметно успокаиваются, а “мямлики” (они ходят по направлению от холодного цвета к теплому), наоборот, - активизируются. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями” можно спрятаться от внешнего мира.

Что интересного находят дети в играх в сухих бассейнах с шариками? Все просто: в них можно валяться, прыгать, «зарываться» в шарики, веселиться и развлекаться. Это замечательное оборудование поднимает настроение и вызывает массу положительных эмоций у детей, оказывает психотерапевтическое воздействие, снимает стрессы. Кроме того, играя в таких бассейнах, дети получают физическую нагрузку, которая положительно сказывается на развитии и здоровье малышей. Они также дают отличный массажный эффект, улучшая обмен веществ и кровообращение.

Сенсорная тропа для ног  или как мы ее называем «Дорожка здоровья», на которой закреплены разные по фактуре “кочки”, изготовленные из различных материалов,  делает хождение по дорожке увлекательным. Ходьбу по ней использую для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощущений, дети ходят по дорожке босиком.

В работе по оздоровлению использую нетрадиционные пособия для развития дыхательного аппарата: воздушные шары, мыльные пузыри, пластиковые бутылки с “конфетти”, дудочки – свистки, вертушки.

Новое  оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. У детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные функции. Использование нетрадиционного, нестандартного оборудования и пособий способствуют комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающие технологии. Одна из составляющих музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ – музыкотерапия.

Музыкотерапия- метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыки оказывать самые разнообразные эффекты – от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. С древних времен известно, что музыка успокаивает боль, снимает напряжение, оказывает положительное влияние на психику ребенка. Под звуки музыки дети выполняют дыхательные и физические упражнения.

Влияние музыки на ребенка

Музыка положительно влияет на мозг ребенка, активизируя соединения между нервными клетками. Первые 6 лет жизни ребенка – это самый важный период для развития нервной системы и мозга, поэтому желательно как можно раньше приступать к освоению азов музыкального образования ребенка.

Дети, которые занимаются музыкой, лучше усваивают информацию, быстрее запоминают новый материал и не имеют проблем с концентрацией внимания. Также «музыкальным» детям легче даются математика, иностранные языки и логика.

Танцевальная музыка для детей

Некоторые детки с самого раннего возраста любят «пританцовывать» в ритм музыки. Танцевальная музыка прекрасно поднимает настроение ребенку, заряжает положительными эмоциями, развивает координацию движений, память и слух.

Интересные факты о классике

Факт «Находка»: во время прослушивания музыки работа сердца и дыхания копирует ритм музыкального произведения.

Факт Осторожности: детям полезны не все классические произведения («Венисбергская сцена» Вагнера, некоторые произведения Рихарда Штрауса, Шопена – могут «заразить» апатичностью, слабостью, страданием).

Факт «Рецепт»: при первых же звуках любимых пьес у кормящих мам прибывает молоко, у деток лучше переваривается пища.

Факт «Запрет»: Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Факт «Мотиватор»: классическую музыку перинатальные психологи называют «школой эмоций» (слайд).

Музыку можно не только слушать, но и ей можно лечить.

«Музыкальная аптека»

«Не хочу, не буду, уходи, ты – плохая!!!», «мама, я боюсь»
Лечим:Гайдн, Чайковский, Пахмутова, Таривердиев, «Свет Луны» Дебюсси, «Лебедь» Сен-Санса, Шуберт, Шуман, Чайковский «Лебединое озеро», Лист, Моцарт (2-я часть «Маленькой ночной серенады»).

«Головка болит»
Лечим:
 «Весення песня» Мендельсона и Джорджа Гершвина, полонез Огинского.

«Животик болит».
Лечим:
 «Вальс цветов» (балет Чайковского «Щелкунчик»)

«Не думается».
Лечим: Бетховен «Лунная соната» (облегчит интеллектуальную деятельность)

«Болит, болит, болит».
Лечим:
 анальгетики в мире звуков - Бах, Гендель

«Уснуть не могу».
Лечим:
 колыбельная Брамса, сюита из балета «Пер Гюнт» Грига, сборник «Колыханочки» (фольклор)

«Мне грустно».
Лечим:
 вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди

«Горлышко болит».
Лечим:
 лидирующую роль в борьбе с простудными и многими другими инфекциями играют тембры духовых инструментов

На все случаи жизни для малыша – Моцарт!

И напоследок, предлагаем ознакомиться с лечебными музыкальными инструментами
«Лечебными» процедурами считаются и прослушивание произведений, где солируют эти музыкальные инструменты и самостоятельная игра на них.

Лечебные музыкальные инструменты:

Инструмент - фортепиано, аккордеон.
Действие - благотворно влияют на образование желчного сока, защищают слизистую от поражения.
Эффективное время суток – утро.

Инструмент –
Гитара.
Действие - гасит раздражение и «разгружает» сердце.
Эффективное время суток – полдень.

Инструмент –
Скрипка.
Действие - активизирует тонкий кишечник.
Эффективное время суток –день.

Инструмент –
Саксофон.
Действие - улучшает работу почек, «разбивает» камешки.
Эффективное время суток – вечер.

Инструмент – Арфа.
Действие - Улучшает дыхание при астме, бронхите.
Эффективное время суток – вечер.

Инструмент –
Барабан.
Действие - Укрепляет иммунитет.
Эффективное время суток – утро.

Хочу добавить, что музыкальные занятия с использованием таких здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. И, конечно, успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, которые активно помогают, организуют самостоятельную музыкальную деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ""Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

Конспект мастер - класса для педагогов детского сада по применению технологий здоровьесбережения в практике работы детского учреждения....

Семинар "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

В семинаре представылены методические рекомендации для педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....

Мастер-класс для родителей "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

Мой мастер-класс поможет построить эмоционально-доверительные взаимоотношения между педагогом и родителями, сформировать элементарные представления о здоровьесберегающих технологиях и о возможности их...

мастер-класс для воспитателей по теме "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

Мастер класс проходит в игровой форме. Педагоги в непринужденной форме получают знания о правильном применении оздоровительных технологий....

Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих те...

Семинар для педагогов по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий" Форма проведения: телепередача «Здоровому - все здорово!»

Краткая аннотация:      Семинар-практикум разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления но...