Методические рекомендации к зонированию помещений с учетом гендерного подхода к проектированию образовательного предметно-развивающего пространства
статья ( группа) на тему

Смирнова Наталья Анатольевна

Одно из основных условий психического развития ребенка – присвоение им общественно-исторического опыта человечества, который ребенок усваивает, в том числе и из окружающей обстановки, предметов представляющих собой, наглядно воспринимаемую форму существования культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_vo_chto_igrayut.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к зонированию помещений с учетом гендерного подхода к проектированию образовательного предметно-развивающего пространства

Горлова Ю.Г., Евдокимова Н.Е., Смирнова Н.А.

Общим для девочек и мальчиков является то, что пространство комнаты должно быть светлым и солнечным. Для девочек предпочтительна окраска стен в розовые, палево- золотистые, слегка размытые оттенки, которые создают атмосферу легкости, нежности, изящества. Для мальчиков предлагается более сдержанная гамма: серебристо-сине-голубая  в сочетании со слегка размытыми оттенками желтого и оранжевого цветов. В условиях группового помещения детского сада нет возможности учитывать индивидуальные интересы каждого ребенка. Очевидно, что в групповом помещении стены, вдоль которых размещаются игровые зоны для девочек и мальчиков, должны быть светлыми, но могут быть разными, органично сочетаясь по цвету. Вместе с тем при воспитании детей  с учетом их гендерных особенностей решающая роль принадлежит оснащению группы.

При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, мы предлагаем обратить внимание на следующее: на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения; на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;  на наличие атрибутики и пространства для игр-«путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам, девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие даже в том случае, если в семье они лишены этого. Воспитателям и родителям надо позаботиться о том, чтобы обеспечить всех кукол, красивой сезонной одеждой. Одежда для игрушек должна быть яркой, но не пестрой, легко сниматься и быть с удобными застежками.  Воспитатель обязательно должен помочь девочкам придумать имена куклам, а мальчикам – клички животным. С девочками необходимо обсудить расстановку мебели в игровом уголке и договориться с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности и т. п. С мальчиками воспитатель обсуждает расположение крупного деревянного конструктора и игрушечного «автопарка». Желательно заранее подготовить для маленьких «автослесарей» наборы игрушечных инструментов. При этом очень важно, чтобы у каждого мальчика был свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность. По окончании игры набор складывается и возвращается на то место, которое определено для хранения «мужских» материалов.

При подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что дети еще не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты. Так, например, мальчики будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя роль сотрудника ГАИ, если наденут на себя плащ-накидки, милицейские фуражки и в руки возьмут полосатый жезл. Девочки также не могут осуществлять уход за «куклой-дочкой» в воображаемом плане. Для того чтобы «приготовить обед» им необходима плита, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые они могут использовать в качестве «продуктов», доска для резки и т. п. В игровом уголке должна быть раковина с «краном», полотенце для вытирания посуды. Если в социальном опыте детей используется посудомоечная машина, то и в игровой зоне она обязательно должна быть представлена. Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством воспитателя, а затем самостоятельно, охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолет, пароход, вагон поезда и т. п. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т. п.  

В своей игре ребенок отражает мир, который его окружает, шлифует знания и умения, полученные ранее. Игра необходима ребенку. Во время специально организованной игры, в процессе самостоятельной деятельности мальчик или девочка формируются как представители определенного пола, учатся исполнять роль мужчины и женщины. Разделение труда между мужчиной и женщиной, их разное предназначение в общественной жизни сказалось на различном содержании игрушек для девочек и мальчиков. Для мальчиков изготавливали такие игрушки, как фигурки воинов, коней. Шарнирные куклы, прекрасная бронзовая посуда, мебель и др. были занимательными игрушками девочек и служили средством воспитания эстетического вкуса. В центре внимания и интересов девочки начиная с раннего возраста находятся взаимоотношения между людьми, предметы потребления, одежда, утварь. Пространство, представляющее для девочки интерес, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, актуально отражено в сознании. Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. Отсюда, в частности, интерес к средствам транспорта (самолеты, пароходы, машины и прочая техника). Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться. Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки. Исследования показали, что чем старше ребенок, тем жестче были представления людей о том, в какие игры и игрушки должны играть мальчики, а в какие – девочки.

Игрушки для мальчиков больше ориентированы на активную и подвижную игру (пистолеты, машины, спортивный инвентарь), тогда как игрушки для девочек предназначены для более тихих занятий, часто связанных с домашним хозяйством (куклы, кукольные домики, посуда, мебель). По-разному оценивают родители одно и то же поведение у мальчиков и девочек. Если мальчикам иногда разрешают поиграть в куклы (традиционную игру для девочек), то игры девочек в солдатиков (традиционная «мальчишеская» игра) не одобряются практически никогда. Если девочка играет мальчишескими игрушками, то на это обычно смотрят сквозь пальцы, но если мальчик предпочитает куклы, то обязательно начинают бить тревогу. А некоторые считают, что дошкольникам обоих полов нужно дать возможность, если они хотят, играть в одни и те же игры и игрушки. В этом возрасте не следует проводить четкую грань между играми мальчиков и девочек. В дошкольном возрасте как мальчики, так и девочки любят играть в куклы. Единого мнения по этому поводу, как у специалистов, так и у родителей нет. Кукла как игрушка в современном обществе адресована девочкам. Кукла – одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек. Лелеять, наряжать, украшать, одевать, раздевать, переодевать, учить, слегка журить, баюкать, ласкать, укачивать, воображать, что нечто есть некто, – в этом все будущее женщины. Если девочки склонны к попечительской деятельности, то у мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям. Если девочка лучше чувствует и понимает назначение вещи, ее потребительскую пользу, то мальчик лучше понимает и больше интересуется устройством вещей. Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как непригодную, мальчик же лишний раз воспользуется возможностью ознакомиться с ее устройством. Девочки, как правило, используют игрушку по назначению, делая ошибки в ее применении лишь по незнанию, мальчики же могут приспосабливать игрушку к различным целям, очень часто не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения. Кроме того, мальчиков больше интересует устройство игрушки, чем ее назначение. Отсюда вся та многочисленная разобранная или разломанная техника в «хозяйстве» мальчика. Характерно, что и само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет внутрь – смотреть, как она устроена, так и не испробовав ее в деле. В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям, тогда как в аналогичных условиях девочка строит не города, замки, вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями. В традиционном обществе, в народной культуре ассортимент и характер детских игрушек определяется исходно заданной системой духовных координат, выполнения ими их психологических и социокультурных функций. Предпочтение ребенком тех или иных игрушек дает основание судить, какие виды деятельности он осваивает, как осуществляется половая идентификация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурная НОД с учетом гендерного подхода.

Гендерный подход в физкультуре с детьми подготовительной группы....

Памятка для воспитателей «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода»

Термин «гендер» появился в трудах американского историка Д.Скотта(1991) Гендер по одним источникам – род, по другим – представление, презентация. Гендер указывает на то, как мы представляем свой биоло...

Организация занятий по физическому воспитанию с учетом гендерного подхода

В выступлении раскрываются основные подходы к организации физкультурных занятий с учетом гендерного подхода...

Воспитательно-образовательная работа в ДОУ с учетом гендерного подхода

Различные формы взаимодействия с семьей предлагает программа «Из детства в отрочество» (под ред. канд. пед. наук Т.Н. Дороновой), нацеленная на такое взаимодействие педагогов и родителей, ...

Реализация гендерного подхода в устройстве образовательного пространства для дошкольников

В статье говорится о важности гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста. ...

Использование образовательных практик художественного развития дошкольного возраста с учетом гендерного подхода

Материал подготовлен для поддержки детей в художественном развитии с учетом гендерного подхода....