мастер класс "Пальчиковые игры"
методическая разработка (средняя группа) на тему

какие бывают пальчиковые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пальчиковые игры27.44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Волшебный мир пальчиковых игр»

Цель:

-Построение эмоционально – доверительных взаимоотношений, способствующий полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

- Повышение  компетентности  воспитателей в вопросах развития мелкой моторики.

Задачи:

- раскрыть актуальность пальчиковой игр

Ход мероприятия.

 Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности ,фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

 Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев"

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Что же происходит когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1.стимулирует развитие речи.

2.Создают благоприятный, эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.

3.Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.

4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при сопровождении их стихотворными строчками.

5.Развивается память ребенка, воображение и фантазия.

6.В результате освоения воображения приобретут силу, гибкость и подвижность, которые в дальнейшем облегчат овладение навыком письма.

Пальчиковые игры - как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. 

. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов. В дошкольных учреждениях педагоги используют основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. 

Для этого используются приемы: 
•систематичность проведения игр и упражнений.

•последовательность - (сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно.) Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; 
•все игры  должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.

• недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. 

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп. Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, и вы в них поиграете. 

Итак первый вид- пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с массажным мячиком.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой

Меж ладошками кладём

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг другу

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать!

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением.  Представлены некоторые виды игр, которые  побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они  запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру  коллеги мы сейчас  с вами поиграем

 «Апельсин»

Мы делили апельсин (кулачок- «апельсин» перед собой.)

Много нас (левая рука растопырена — это «мы».)

А он один (взгляд переводим на кулачок.)

Эта долька для котят (отгибаем один пальчик.)

Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик.)

Эта долька для ужа  (отгибаем третий пальчик.)

Эта долька для чижа (отгибаем четвертый пальчик.)

Эта долька для бобра (отгибаем пятый пальчик.)

А для волка кожура (встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)

Разозлился волк — беда

Разбегайтесь кто куда (руки прячем за спину.)

Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней

Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят».

(руки движутся вперед и назад).

Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки

А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга

Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

В бочки плотно набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь,

И в подвалы составляем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.

Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», и т.п.

Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми .

Следующий вид – это Пальчиковые кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга».

Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Кинезеологические игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем,  по животу погладим».

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные кубики, массажные мячи, карандаши и т.д. 

Итак, приступим к рассмотрению следующего вида- пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. Представлены некоторые названия игр. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.

Игра “У жирафов”

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Полезна гимнастика для пальцев ног.  «Пляска», «Волна», «Забор», «Вверх- вниз». Ножное письмо(буквы, цифры, геометрические фигуры) с карандашом и без, «Истории в следах( По обоям на полу, по песку)»

И еще много- много игр вы можете сами придумывать, фантазировать, обыгрывать любую сказку, стихотворение.

Находясь в волшебном мире пальчиковых игр я заметила, что детям он очень нравится. Замкнутые дети начинают раскрываться, а те, кто плакал, забывают про слезы.

Заключительная часть.

Хотелось бы напомнить, что играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело.

 

Две руки

Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
       Одна дары от жизни принимает,
           Другая их с поклоном возвращает.
            В наших руках богатство остается,
            Оно любовью к ближнему зовется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Игры, способствующие успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста»

Иногда ребенок переходит в следующую возрастную группу (такое бывает в комбинированных садах), оставляя своих воспитателей и друзей. И он испытывает стресс. В период адаптации ребенка может сопр...

мастер - класс "Игры наших мамочек"

Этот материал будет интересен как воспитателям, так и родителям, желающих самостоятельно воспитывать и развивать своих детей. Он содержит опыт родителей - воспитателей семейных детских садов с описани...

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»

     Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...

Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...

Мастер-класс "Игры взрослых, игры детей"

Тема: «Игры-путешествие на участке детского сада»Цель: Повысить уровень компетентности педагогов в практических вопросах организации игр-путешествий в дошкольном образовательном учреждении...

Мастер-класс "Играем с детьми в подвижные и малоподвижные игры"

Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх....

Мастер - класс "Учимся мастерить и играть".

Мастер- класс организован с целью познакомить родителей с разновидностями дидактических игр, и способами их изготовления в домашних условиях, активизировать знания родителей о применении дидактич...