Основы воспитания здорового образа жизни ребёнка в дошкольном учреждении
статья (средняя группа) на тему

Имангуллова Раися Хасибулловна

 Данный материал раскрывает основные принципы здорового образа жизни ребёнка в детском саду и дома. Рассказывается о существующих методиках сохранения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях и  важной роли семьи в этом процессе..

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

               учреждение детский сад № 5 комбинированного вида

                     Красногвардейского района Санкт-Петербурга  

Основы воспитания здорового образа жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье.

                 

                                               Воспитатель

                                                       Имангуллова Р.Х.

Санкт-Петербург

                                                   2016 г.

      Что может  быть важнее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде, в семье, на работе, в общественной жизни. Ощущение здоровья, сознание своих возможностей ощущать мир в его многообразии, не только любоваться им, но и принимать активное участие в его охране и преобразовании – вот где секрет активной позиции человека, фундамент его человеческого счастья. Не случайно говорят, что девять десятых нашего счастья зависят от здоровья.

На протяжении многих лет вызывает озабоченность частота заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Причин тому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них – невнимание взрослых к здоровью детей. Получается, мы любим своего ребёнка, усердно лечим, когда он заболеет, а в повседневной жизни не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболеваний.

 Дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. По мнению ведущих специалистов именно дошкольный возраст является наиболее оптимальным для развития как интеллектуальных способностей, так и практических умений  и навыков. Поэтому роль образовательной среды, педагогов и семьи, где воспитывается ребенок, обеспечивающих целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких является определяющей.

 Любой родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения катастрофически ухудшается, т.к. на формирование детского организма влияют следующие факторы:

- окружающая среда,

- низкий социальный уровень семей,

                    - неполноценное питание,

                    - малоподвижный образ жизни,

                    - нервное перенапряжение, стрессы,

                    - недоступность медицинских услуг некоторых слоёв населения.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья.

В настоящее время в детский сад поступает здоровых детей только 30% и все они нуждаются в укреплении здоровья, в развитии двигательных умений и навыков. Анализ показывает, что в структуре инфекционной заболеваемости доля ОРЗ составляет  80%. Большая часть детей  болеет ежегодно, 30% детей переносят 3 и более заболеваний в год. Поэтому необходимо работать над укреплением здоровья своих воспитанников. И задача сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной.

 

          Ребенок дошкольного возраста не развивается автономно, он полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают положительный или отрицательный пример.

 Известно, что важная движущая сила в воспитании – авторитет. Основой успеха в воспитании является личный положительный пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя, воспитателя. Поэтому очень важно предъявлять единые требования к воспитанию как в ДОУ, так и в семье.

Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка.  Взрослые должны помнить, что малыш не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу или указание. Поэтому родители, в присутствии ребенка, должны контролировать каждый свой шаг, формировать в первую очередь у себя сознательное отношение к собственному здоровью и приучать к этому ребенка.          

Для данной работы был проведён опрос родителей на тему условий и образа жизни семей воспитанников. Получились следующие результаты:

  семья ведет в целом здоровый образ жизни – 25%;

  семья тяготеет к здоровому образу жизни – 23%

  здоровый образ в семье не сложился – 43%;

  затруднились с ответом – 9%.

Из полученных результатов следует вывод, что большая часть родителей пытаются вести здоровый образ жизни, а значит, у нас есть значительная сила, на которую можно опереться. Это обусловлено и тем, что основная масса родителей не понимает самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний. А средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья – физического, психического и социального. Поэтому необходимо знакомить родителей с работой, которая проводится в детском саду и привлекать их к активному участию.

Естественно, что работа с родителями, тем более в такой трудной области, как приобщение к здоровому образу жизни, задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении по силам.

Для достижения цели в сфере взаимодействия с родителями необходимо решить следующие задачи:

  1. Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения;
  2. Повысить интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми;
  3. Сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье;
  4. Оказать адресную квалифицированную помощь родителям воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей силами специалистов ДОУ.

Для проведения данной работы должен быть составлен перспективный план работы с родителями и детьми по воспитанию здорового образа жизни, который должен стать частью календарного плана. Вся работа детского сада и семьи по воспитанию здорового образа жизни строится на основных положениях:

- Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию здорового образа жизни;

- Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание возможностей, способностей в воспитании физических качеств.

- Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию здорового образа жизни;

- Изучение лучшего опыта семейного воспитания по оздоровлению детей и пропаганда его среди других родителей;

-  Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей, их взаимосвязи (анкетирование, беседы, консультации, собрания, конференции, лектории, вечера вопросов и ответов, спортивные праздники, развлечения и т.д.);

- Привлечение актива родителей (родительского комитета) к деятельности ДОУ по воспитанию здорового образа жизни.

С целью синхронизации оздоровительного режима в семье и ДОУ необходимо также соблюдать режим дня детей дома. Вот перечень того, что должен делать ребенок дома:

- Ежедневно чистить зубы утром и вечером,

- Делать зарядку,

- Умываться по утрам и мыть руки перед каждым приемом пищи и по мере загрязнения,

- Самостоятельно одеваться и раздеваться,

- Убирать со стола посуду за собой

- Класть  вещи на свое место,

- Вовремя ложиться спать.

Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.  Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

1). Привитие стойких культурно-гигиенических навыков

2). Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

3). Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

4). Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

5). Развитие представлений о строении  собственного тела, назначении органов.

6). Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

7). Выработка у ребенка осознанного отношения  к своему здоровью, умения определить свое состояние и ощущения.

8). Вести систематическую работу по ОБЖ,  выработке знаний и умений действовать  в опасных жизненных ситуациях.

Для воспитания осознанного отношения к своему здоровью, необходимо разработать систему пребывания ребенка в детском саду с утра до вечера.

Утренний прием детей лучше начинать с беседы с родителями о состоянии здоровья ребенка, его самочувствии, настроении. Встречать детей с улыбкой, стараться уделить внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться  полезной  двигательной  деятельностью, обеспечить условия для нее.

Одним из составляющих звеньев в укреплении здоровья детей  является утренняя гимнастика, которую можно провести в форме аэробики. Занятия  под ритмичную, веселую музыку организуют детей, развивают не только координационные способности, но и ловкость, гибкость, пластику.  У детей формируется контроль за координацией движений. Музыкальное сопровождение способствует  развитию у детей чувства  ритма, позволяет  целенаправленно  развивать умение совмещать свои движения с музыкой. Комплексы подбираются с учетом возрастных особенностей детей и  их двигательной активности. В конце зарядки можно провести дыхательную гимнастику для восстановления пульса.  Массаж ушных раковин, самомассаж, массаж кистей рук. Все эти виды массажа  укрепляют здоровье ребенка,  поднимают  настроение на весь день.

Занятиям в детском саду  всегда отводилось особое место. Так как на занятиях мы детей знакомим  с тем, как сберечь свое здоровье, знакомим с органами своего тела,  органами чувств. Занятия  проводятся в соответствии  с санитарно-гигиеническими  нормами.  Длительность занятия не должна превышать 25 – 30 мин.  Большое внимание  нужно уделить осанке. Для создания комфортной психологической обстановки  во время занятий, детям  можно встать, походить, потоптаться на коврике. Поскольку в логопедических группе  ведется коррекционная работа,  важное место отводится физкультминуткам. Для этого важно составить картотеку физкультминуток, по тематике занятий, проводимых с детьми. Физкультминутки должны быть разнообразными, увлекательными, недолгими. Оздоровительные  физкультминутки  проводятся с целью  снижения утомления  и снятия  статического напряжения у детей  на занятии. Умственное  напряжение  распознается,  прежде всего, по снижению внимания. В результате  напряжения  сутулится спина, опускаются плечи,  замедляется  кровообращение,  что приводит  к нарушению осанки,  отрицательно  сказывается на работе  жизненно важных функций организма и в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника. Поэтому физкультминутки, которые выполняются  в течение  2 – 3 минут, чтобы повысить работоспособность детей  на занятии, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий.

Важным звеном в оздоровительной работе с детьми, являются прогулки.  Планировать  прогулку нужно с учетом подвижности каждого ребенка.  Каждому виду движений отводить определенное время. Во время прогулки следить за самочувствием  детей, чтобы они не перегревались, не переутомлялись. Активных, подвижных  детей  стараться вовлекать в спокойные игры, а менее активных наоборот, активизировать подвижной деятельностью. Таким образом,  дифференцированно подходить   к каждому ребенку. Стараться прогулки проводить интересно, используя наблюдения, труд, различные соревнования. Таким образом доводить двигательную активность детей до нормы. Дети  любят  ходить на экскурсии  в ближний  лес, соприкоснуться с природой, подышать чистым воздухом,  полюбоваться красотой  леса в разное время года. Поэтому экскурсии провожу регулярно в разное время года, решая тем самым воспитательно-оздоровительные задачи.

В зимне-весенний период, когда не хватает витаминов, можно выращивать в уголке природы зеленый лук и использовать его в пищу. Кроме зеленого лука используются такие  фитонциды, как чеснок, лук репчатый. Для  профилактики ОРЗ  возможно закладывать в нос детям   оксалиновую  мазь, употреблять витамины. И, естественно, очень важную роль в противодействии межсезонным простудным заболеваниям и повышению иммунитета организма к заболеваниям играет процесс закаливания. Конечно,

к закаливанию необходимо приучать детей постепенно и с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Здесь действует основное золотое правило – последовательность и регулярность. Начинать занятия по закаливанию специалисты рекомендуют с  ножных водных процедур. «Водные дорожки» нравятся детям, особенно если они  хорошо организованы. Также, для укрепления сил организма положительную роль сыграет употребление  фиточая. Он не только укрепляет иммунитет, но и стимулирует работу внутренних органов, нормализует работу сердца, очищает организм.

          Важной частью детского режима дня является дневной  сон. Перед сном  обязательно проветривать помещения, переключать детей на спокойные игры,  проводить теплые  гигиенические процедуры, которые настраивают  организм ребёнка на отдых.

После  тихого  часа  рекомендуется проводить  остеопатическую  гимнастику, куда входят  упражнения под музыку.  Для  профилактики  плоскостопия  хорошо подойдёт ходьба  по  массажным дорожкам.. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются  во все виды деятельности: ходьба на носках, ходьба по толстому шнуру,  с перекатом с пятки на носок. Катание  палки  ступней  и  пальцами ног, а затем захват и подъем пальцами мелких предметов (палочек, карандашей, камушков, шишек). Эти упражнения очень нравятся детям,  и они с удовольствием их выполняют .  

Всю работу в течение дня необходимо направить  на  удовлетворение  всей  потребности детей  в движении  и  улучшении психического  и  физического здоровья.  
        Для ознакомления родителей с разными формами физкультурно-оздоровительной  работы  и выполнением  двигательного  режима детьми, можно организовать «День открытых дверей». Здесь родители  подробно познакомятся  с методикой игровых занятий,  прогулок, игр, узнают о необходимости выполнения двигательного режима. Родители убеждаются в том, что ребенку необходимо выполнять различные движения и важности здорового образа жизни не только в дошкольном учреждении, но и вне его. Заканчивается «День открытых дверей» проведением круглого стола и постановкой задач на будущее.

Наряду с данными занятиями, дети любят заниматься в различных секциях и кружках. Работа в них, конечно, должна строиться с учётом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Например, танцевальный кружок, где  дети учатся музыкально-ритмическим навыкам и танцевальным движениям.

Занятие кружка строятся, соблюдая три основных принципа:

- Индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом трех критериев: состояние здоровья, уровня развития движений и двигательной активности;

- Естественное стимулирование двигательной и познавательной активности детей;

- Оздоровительный характер режима двигательной активности детей.

Все занятия кружка сюжетно-игрового и тематического характера. Каждое занятие кружка дарит детям радость, вызывает всплеск положительных эмоций, пробуждает интерес к физическим упражнениям, танцам, формирует у них умение общаться со сверстниками.

 Вся вышеперечисленная используемая комплексная система оздоровления детей уже опробована и приносит  определенные положительные результаты. По сравнению с предыдущими годомами заболеваемость детей в группе снижается почти в два раза. Сокращается и число пропущенных по болезни дней и у часто болеющих детей.

Кроме того, все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды – словом, учат вести здоровый образ жизни с детства.

Но самое главное, чего можно достичь, это то, чтобы родители в корне изменяют свое отношение к физическому воспитанию и оздоровлению детей в семье. Хорошо, когда в  выходные и воскресные дни родители ходят с детьми на прогулки, на природу, стараются вовремя укладывать детей спать, соблюдают время просмотра детьми телепередач. Серьезное внимание уделяют выполнению режима и воспитанию гигиенических навыков.

Кроме этого, родители – активные помощники воспитателям. Вооружённые идеей здорового образа жизни они помогают воспитателям в изготовлении нестандартного физкультурного оборудования (коврики с пуговицами, различные дорожки, плетут веревочки-косички). На участке  группы помогут с ремонтом спортивного инвентаря, производят ремонт и реставрацию пособий. Выступают активно на собраниях, участвуют в развлечениях и спортивных праздниках.

Родительские собрания  с  привлечением специалистов – врачей, которые дают конкретные рекомендации для правильного проведения профилактической работы с детьми данного возраста также помогают в пропаганде здорового образа жизни среди родителей.

Заключение

        Общеизвестная истина, что здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неизменной на протяжении всей жизни человека. Привычка  к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и правильно развиваться каждому ребенку. Меняются времена. Изменяются программы и методики, но  привычка к здоровому образу жизни  остается  лучшей  традицией  и  главным  условием  воспитания  дошкольников.    Формирование  этого  ценностного  качества личности  возможно  только  при  условии  его  целенаправленного  формирования,  как  в  детском  саду,  так  и  в  семье.

         В  решении  столь  важной  задачи  не  обойтись  без  тесного  сотрудничества  детского  сада  и  родителей  воспитанников,  их  участия  и  поддержки.

   Ни одна, даже самая лучшая  физкультурно-оздоровительная программа,  не сможет дать  полноценных результатов, если она не решается  совместно  с  семьёй. Единство достигается  в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны  не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами  оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший метод семейного воспитания.

        Ребенок  в  дошкольном  детстве  должен  почувствовать  мышечную  радость  и  полюбить  движение.  Это  поможет  ему  пронести через  всю  жизнь  потребность  в  движении,  приобщится  к  спорту  и  здоровому  образу  жизни.  

Литература                        

1.  Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 год.

3. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. - Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007 год.

4. Детский сад и семья. / Под редакцией Марковой Т.А. М.: Просвещение, 1986 год.

5. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. М, ТЦ Сфера, 2007 год.

6.  Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозайка-Синтез, 2000 год.

7. Халетова С.С. и другие. Основы здорового образа жизни. - Йошкар-Ола, 1997 год.

8. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М.  Здоровячок. Система оздоровления дошкольников:  Пособие для воспитателей и преподавателей физкультуры в ДОУ общего и интернатного типа. – Воронеж. 2007 год.

9.  Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6 – 7 лет Творческий Центр. -  Москва. 2007 год.

10. Ковалько В.И.  Азбука физкультминуток для дошкольников.  -  Москва.  «ВАКО»  2008год.

11.  Вавилова Е.Н.  Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы.- Москва. 2007 год.

12.  Соловьева Н.И. Чаленко И.А.  Здоровый образ жизни.  Сценарии спортивно-театрализованных праздников.- Москва. «Школьная Пресса». 2008 год.

13. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе.  Программа и методические рекомендации.-  Москва. «Школьная Пресса». 2005 год.

14.  Горькова Л.Г. Обухова Л.А.  Занятия физической культурой в ДОУ.- Москва 2007 год.

15.  Павлова М.А. Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образователрного учреждения.  Модели программ, рекомендации, разработки занятий. – Волгоград  «Учитель» 2008 год.

!6. Белая К.Ю. Зимонина В.Н. Физическое воспитание и познавательное развитие дошкольника.  – Москва «Школьная Пресса». 2007 год.  

  1. Алямовская В. Г.  Как воспитать здорового ребенка.  Москва , 1993 год.
  2. Вавилова Е.Н.  Укрепляйте здоровье детей.  М., 1983.
  3. Зайцева А.А. Физическое  воспитание  дошкольников.  Калининград , 1997.
  4. Кудрявцев В.Т.,  Егоров В.Б  Развивающая педагогика  оздоровления. Москва , 2000 год.
  5. Маханеева   М. Н.  Воспитание  здорового  ребенка.  Москва., 1987.
  6. Нестерюк. Т,; Шкода  А.  Гимнастика  маленьких  волшебников . М. , 2001.    

23.        Празников,   В.П.  Закаливание  детей  дошкольного возраста. Калининград.,  1987 год .

24. Казьмин В.Д.  Дыхательная гимнастика.  Ростов.  2000.

25.Швалева Т. А.  Комплексы утренней и ритмической гимнастики.  – Абакан, 1992.

26. Щетинин М.Н.  Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М., 2005.

27. Кудрявцев В.Г. Егоров Б.Б.  Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст).  – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

28.  Змановский Ю Ф. Воспитание детей  здоровыми. – М., 1989.

29.  Здоровый  дошкольник: Социально-оздоровительная технология  21 века. Авт.-сост.  Антонов Ю. Е., Кузнецова М.Н.  – М.: АРКТИ, 2003.

30. Здоровый малыш:  Программа оздоровления детей в ДОУ  / Под ред. З.И. Бересневой – М.: ТЦ Сфера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Воспитание здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей на тему:"Воспитание здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".Дошкольный возраст – наилучшее время для формирования личности ребёнка. От того, как...

План мероприятий по ранней профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и воспитанию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в МБДОУ №22 «Золотая рыбка».

П Л А Нмероприятий по ранней профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и воспитанию здорового образа жизни у детей дошкольного возрастав МБДОУ №22 «Золотая рыбка»...

Перспективный план по воспитанию здорового образа жизни у детей дошкольной группы на 2016 – 2017 учебный год

 Перспективный план по воспитанию здорового образа жизни у детей разновозрастной группына 2016 – 2017 учебный год...

Йога как основа формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются преимущества йоги для детей дошкольного возраста перед другими физическими упражнениями; структура проведения; результаты воспитанников к концу обучения по программе "Йог...

экологическое воспитание как основа воспитания здорового образа жизни

Экологическое воспитание как основа воспитания здорового образа жизни.Тяжелая экологическая обстановка во всем мире создает проблему выживания человека на планете. Особенно сильному воздействию в этой...