Педагогический проект "Детский сад здорового ребёнка"
проект на тему

Полуяктова Алёна Олеговна

Педагогический проект "Детский сад здорового ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_detskiy_sad_zdorovogo_rebenka.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Радуга» Камышловского городского округа

Педагогический проект

«Детский сад

здорового ребёнка»

                                                                                                Разработчик:

                                                                                              воспитатель

       Полуяктова А.О.

г. Камышлов, 2013

Описание проекта

Тема проекта: Детский сад здорового ребёнка

Проект направлен на решение важной задачи - сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении, ведь современный детский сад  – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим миром.

Автор проекта: Полуяктова Алёна Олеговна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5 «Радуга» Камышловсого городского округа.

Участники проекта: педагоги, социальные партнеры ОУ, дети, посещающие детский сад, родители.

           География проекта: Свердловская область,  горд Камышлов.

          Сроки реализации проекта:  2012-2014 учебный год.

          Вид проект: долгосрочный, информационно – практико – ориентированный.

Актуальность проекта

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более остро.  Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие  и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и физического развития ребенка, посещающих дошкольное учреждение последние пять лет, выявили, что у значительной части детей, а именно 60% к 6 – 7 годам имеют функциональные отклонения. В течение года болеют более 4 раз 25% дошкольников, и лишь 10% приходят в детский сад абсолютно здоровыми.

Проанализировав  результаты мониторинга    психофизического  развития состояния   дошкольников, посещающих  детский сад № 5 «Радуга» за последние три года, было выявлено, что количество пропусков по болезни дошкольников с каждым годом увеличивается, это подтверждается данными представленными в таблице

Заболевания

2009-2010 

учебный год 

2010-2011

 учебный год

2011-2012 

учебный год 

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Хронические

20

10  %

20

10  %

25

15  %

ОРВИ,  ОРЗ

25

15  %

25

15  %

30

20  %

Инфекционные

14

5  %

20

10  %

20

10 %

Травмы

2

5 %

-

-

-

-

В  детском саду

 в  целом

61

45  %

65

50  %

75

55  %

          Таким  образом,  пропуски  по  причине  травматизма сократились,  однако  пропуски  по  причине  ОРВИ  и  инфекционных  заболеваний  заметно увеличились. Высокий показатель заболеваемости отражает одну из главных проблем, сложившаяся в нашем детском саду, это проблема  сохранения  здоровья  детей. Увеличилось количество детей с III и IV группой здоровья на 14%, с 2010 по 2013 годы.  Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста, за последние три года показывает, что с  высоким уровнем развития   только 26% детей.

          Актуальность данного вопроса стала  приковывать  к  себе  пристальное  внимание  общественности,  педагогов  и  родителей,  считающих  возможным  изменение  ситуaции  в  положительную  сторону, что послужило разработке и созданию здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

      Цель проекта – создание интегрированной здоровьесберегающей среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, повышение уровня   физического развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.

 Данная цель предполагает решение следующих задач:

1.Изучить состояние проблемы в научной и методической литературе, познакомиться с  передовым педагогическим опытом коллег;

          2. Проанализировать и спланировать работу по созданию условий,  направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование здорового образа жизни.

         3.  Внедрение в педагогическую деятельность здоровьесберегающие технологии,  с учетом состояния  здоровья детей.

4. Разработка модели взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, социальных партнёров по созданию интегрированной здоровьесберегающей образовательной среды.

Условия реализации проекта:

- реализация здоровьесберегающих технологий в воспитатель-образовательном процессе;

- соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего двигательную активность детей в течение дня;

- использование современных методов и приемов обучения и воспитания;

- индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

- удовлетворения потребности детей в движении, и психологическом комфорте пребывания ребенка в детском саду;

- разработка и внедрение модели взаимодействия социальных партнеров, специалистов детского сада  и родителей воспитанников по формированию у дошкольников здорового образа жизни.

 Ожидаемые результаты проекта:

1. Для детей дошкольного возраста:

- улучшение показателей физического развития, психологический комфорт дошкольников в образовательном учреждении;

- положительная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону);

2. Для педагогов дошкольных образовательных учреждений:

- сотрудничество специалистов детского сада в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками;

- повышение профессиональной компетентности педагогов в создании здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения.

3. Для родителей:

- Тесное взаимодействие  педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников, активность родителей в воспитательно-образовательном процессе;

- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия, полоскание горла минеральной водой, настоями трав, ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания).

Этапы и сроки реализации проекта:

Этапы

Мероприятия

Сроки реализации

  1. Подготовительный

Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы. Изучение опыта работы по данному вопросу других образовательных учреждений. Определение уровня состояния здоровья и физического развития детей.

Планирование воспитательных мероприятий по проблеме.

Декабрь 2012 г

  1. Организационно-содержательный

Внедрение интегрированных коррекционно-развивающих занятий по разным видам деятельности, танцевально-игровой гимнастики, оздоровительно-коррегирующих комплексов упражнений на укрепление мышечного тонуса детей, игровых упражнений имитационного характера.

Создание и внедрение щадящего режима дня для часто болеющих детей и модель двигательного режима дня для детей 3-7 лет с учетом функциональных возможностей. Создание и пробация интегрированной модели предметно-развивающей среды, с использование современных нетрадиционных методов оздоровления.  

Формирование родительского клуба «Здоровье в нашем доме», семейного спортивного клуба «Хотим быть здоровыми» (семейный фитнес); «Театр Здоровья». Проведение спортивных досугов и праздников, психологических тренингов «Родитель-ребенок-педагог».

Январь - апрель 2013 г

  1. Аналитический

Обобщение опыта по созданию интегрированной здоровьесберегающей среды. Распространение данного опыта.

Определение перспектив востребованности данного опыта.

Май 2014

Модель интегрированной здоровьесберегающей среды в ДОУ

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного  процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения содержания дошкольного образования. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды здоровьесохранной деятельности ДОУ. Основой интеграции применительно к  содержанию здоровьесохранной деятельности являются движения, которые используются в разных видах детской деятельности. 

Модель 1

Интегрированная здоровьесберегающая среда ДОУ

Администрация ДОУ

Социальные партнёры

РЕЗУЛЬТАТ

Здоровый ребёнок

 

Элементы здоровьесберегающией среды:

1. Обеспечение условий для жизни и деятельности детей, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (соответствующая мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений и т.д.);

2. Проектирование охранительного и двигательного режима с опорой на современные нормативные документы;

3. Обеспечение полноценного питания, витаминизация;

4. Проведение закаливающих мероприятий;

5. Оснащение специальным оздоровительным оборудованием (кварцевыми лампами, воздухоочистителями и т.д.);

6. Оборудование спортивного зала и спортивной площадки, что предполагает наличие физкультурно-оздоровительного инвентаря и тренажеров для занятий физической культурой, внедрение ПРС с элементами нетрадиционными методами оздоровления;

7. Диспансеризация и профилактический осмотр силами врачей детской поликлиники;

8. Текущий медицинский контроль и профилактика заболеваемости силами старшей медицинской сестры (штатная единица) и врача – специалиста: психиатра, невропатолога (по договору с учреждением);

9. Проведение оздоровительных мероприятий и процедур.

10. Включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;

11. Предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима;

12. Использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения и т.д.);

13. Формирование у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни (формирование культурно-гигиенических навыков и др.).

14. Специально организованную работу по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей:

15. Организация занятий по физической культуре;

16. Включение в педагогический процесс специальных занятий по ритмике;

17. Использование в свободной деятельности и различных режимных моментов игр и физических упражнений, направленных на развитие и коррекцию психомоторных функций;

18. Организация спортивных досугов и праздников с привлечением родителей, социальных партнёров.

Современные здоровьесберегающие технологии

Педагоги  активно используют следующие здоровьесберегающие технологии (Приложение 6):

- изотерапия (снимается нервное напряжение, страхи, ребенок отвлекается от грустных мыслей, обеспечивается эмоционально-положительное состояние и вызывается радость, так, рисуя пальчиком или ладошкой, ребенок преодолевает чувство неуверенности, боязни);

- арттехнология (воздействие на детей с помощью цвета, ведь издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное влияние на человека);

- пальчиковые игры (позволяют удовлетворить потребность в движении не только крупных групп мышц, но и более мелких (пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка).

- после сна ежедневно проводится гимнастика пробуждения;

В воспитательно-образовательный процесс  включаем развивающую  педагогику оздоровления, автор  В.Т. Кудрявцев; дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой; апробируют технологии Н.Н.Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике».

Используются различные методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, индивидуальные занятия.

Модель двигательного режима дня  

детей с 2 - 7 лет с учетом функциональных возможностей

Большая роль в воспитании здорового ребенка принадлежит организации двигательной деятельности, обеспечению возможности реализовать его естественную потребность в движении. Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенок должен проводить в движении от 15 до 24 часов в неделю.

 В детском саду используются различные  формы организации двигательной деятельности: это традиционная утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика.  Педагогическим коллективом была разработана модель двигательной активности детей в течение дня. В своей работе мы исходили из того, что только двигательная активность, закаливание обеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении. Средства, методы и формы двигательной активности дошкольников представлены в Приложение 2.

В детском саду проводятся  Дни и Недели здоровья. Эти мероприятия дают большие возможности для оздоровления детей, способствуют улучшению их физического и эмоционального самочувствия. В эти дни не проводятся традиционные занятия, а проходят спортивные развлечения «Чистота залог здоровья», «По тропе здоровья». Весь день посвящается деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, желанию заботиться о своем здоровье. Педагоги активно включают в непосредственно образовательную деятельность упражнения способствующие формированию осанки, профилактики плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию опорнодвигательного аппарата.

Целенаправленная работа по организации двигательной деятельности даёт свои результаты, и основная часть детей овладели достаточным запасом движений, и  по результатам мониторинга здоровья  можно отметить снижение заболеваемости детей.

Проблема оздоровления и сохранения здоровья детей относится к важнейшим задачам воспитания ребенка дошкольного возраста. Именно поэтому все специалисты детского сада, принимают решение внедрять коррекционно-развивающие и танцевально-игровые занятия под музыку, включить в физкультурные и музыкальные занятия оздоровительно-коррегирующие комплексы упражнений, направленные на укрепление мышечного тонуса детей, а так же игровые упражнения имитационного характера.

Упражнения с коррекционно-развивающей направленностью

Физические упражнения с коррекционно-развивающей направленностью отличаются сложностью выполнения, фиксированием поз, монотонностью многократных повторений. Это снижает интерес к физкультурным занятиям у детей и падает качество выполнения упражнений. Поэтому, совместно со старшей медицинской сестрой детского сада и специалистами, разработаны коррекционно-развивающие интегрированные музыкальные занятия для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Целью данных занятий является осуществление коррекции отклонений в физическом развитии посредством музыки и максимальному приближению физического и психического развития, двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме.

Курс оздоровительной гимнастики проводится в сроки – с 1 октября по 31 мая, 2 раза в неделю. Курс делится на три периода – подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный период – знакомство с оздоровительной гимнастикой под музыку и разучивание специальных упражнений, повышение уровня физического и психоэмоционального развития детей.

Основной период – укрепление мышечного корсета, ликвидация мышечного дисбаланса, регулирование процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, стимулирование памяти, внимания, нормализация эмоционально-волевых процессов. Совершенствование техники выполнения упражнений под музыку.

Заключительный период – стойкое закрепление полученных навыков и умений, поддержание уровня физического и психического развития, приближенных к возрастной норме.

Танцевально-ритмическая гимнастика

Было изменено традиционное проведения утренней гимнастики, и проводить её в форме танцевально-ритмической гимнастики, которая состоит из комплекса общеразвивающих и танцевальных упражнений. Танцевально-ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. (Приложение 1)

На каждую возрастную группу разработан отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту. Для детей 4-5 лет - это комплексы состоящие из простых движений руками вверх, вниз, в стороны, полуприседания с поворотами, прыжковые движения на двух ногах, наклоны.

Для детей 5-6 лет – разработаны  комплексы, в которые включают движения на координацию рук и ног (сделать круг рукой одновременно с полуприседанием; бег на месте одновременно поднимая прямые руки вверх, добавлено больше танцевальных движений. Обращаем  внимание на выразительное исполнение движений, на мимику.

Для детей 6-7 лет предусматриваются более сложные по строению комплексы. Используется смена темпа движений, движения на ориентировку в пространстве (право, лево). Включается больше прыжковых и беговых движений, а также движений со сложной координацией (поочередное поднимание левой и правой руки с одновременным движением ногами).

Игровые упражнения имитационного характера

        Включение в непосредственно образовательную деятельность  и в режимные моменты в детском саду подражательные упражнения,  будут способствовать более быстрому усвоению любого материала для дошкольника.

Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного, предмета или сказочного героя. Кроме того, упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.

Щадящий режим дня для часто болеющих детей в детском саду

Введение щадящего режима для детей в период реконвалесценции после острых заболеваний, как реабилитационный этап в детском саду, который поможет сохранить и укрепить здоровье дошкольника.

          В щадящий режим дня часто болеющего ребёнка включены следующие элементы:

- Увеличение продолжительность дневного сна. Для этого следует укладывать ребенка первым и поднимать последним. Обеспечить спокойную обстановку перед укладыванием, иногда перевести на режим, соответствующий более раннему возрасту;

- Исключение нелюбимого блюда; не заставлять съедать целую порцию;  по показаниям соблюдать диету;  кормление детей с повышенной возбудимостью проводить отдельно от всей группы; увеличить время, необходимое для приёма пищи;

- Во время непосредственно образовательной деятельности увеличить индивидуальное обращение к ребенку,  не допускать переутомления, разрешить отвлечься, сократить продолжительность занятия, освободить от третьего занятия, обеспечить рациональную двигательную активность в группе и на прогулке, следить за появлением симптомов переутомления (учащение дыхания и пульса, повышение потоотделения, появление бледности);

- Исключить из физкультурных занятий бег, прыжки, подвижные игры (в это время может наблюдать за товарищами, помогать воспитателю);  во время гимнастических занятий учить правильно дышать носом, путем подбора соответствующих упражнений;  следить за рациональным использованием свежего воздуха (постепенно на 15-20 минут увеличивать время пребывания на воздухе при температуре воздуха от –10° до –15° С). Не отменять занятия утренней гимнастикой.

Предметно-развивающая среда в группе с элементами

 нетрадиционных методов оздоровления дошкольников

В дошкольном учреждении предметно-развивающая среда включает в себя уголки,  содержание которых  соответствует   основной общеобразовательной программе, и возрастным особенностям детей. Каждый уголок  имеет традиционное название, например: уголок творчества, книжный уголок, уголок музыки т.д. Включение элементов арттерапии, игротерапии, цветотерапии и ароматерапия в предметно-разивающую среду, решит комплекс задач по  сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Педагогами разработали модель предметно-развивающей среды с элементами  нетрадиционных методов оздоровления дошкольников, данная модель предполагает объединение уголков в группе, в которых будут реализованы  современные методы оздоровления детей.   (Приложение 3). Так, например,  в уголке «Творчества», где дети рисуют, лепят, создают аппликации, можно внести разнообразные материалы, например, вату, нити, свечи и другое, и переменять технологию  «Изотерапии». Театральный уголок и уголок книги можно объединить, и создать новую зону «Сказотерапии». В уголок «Музыки» постелить ковровое покрытие, установить специальные средства ТСО, позволяющие усиливать эффект «погружения» в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности использовать мультимедийные презентации для проведения релаксационных занятий, и  внедрить технологию Музыкотерапии, что переводиться лечение музыкой

Разработанная модель создаст условия для реализации  многофункциональных уголков, что привлечёт внимание и интерес детей, и даст возможность не загромождать группу и применять здоровьесберегающие технологии в режимных моментах.

Взаимодействие с родителями и социальными

партнёрами по укреплению и сохранению здоровья дошкольников

Дошкольное учреждение не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без установлений и поддержки контактов с учреждениями здравоохранения, образования, науки и культуры, общественными организациями. Тесно сотрудничаем с городской детской поликлиникой, которая ежегодно проводит диспансеризацию дошкольников в условиях детского сада, и отслеживает состояние здоровье детей в течение учебного года.

Детский сад активно взаимодействует с Дом детского творчества, который  организует кружки для детей кружков на базе дошкольного образовательного учреждения : хореография, вокальный кружок, театральный, изодеятельность и т.д. Ежегодно  детская спортивная школа организует  различные спортивных мероприятиях, в которых  дошкольники принимают участие и занимают призовые места: «Кросс нации», «Лыжня России», эстафеты, детские праздники.

Ежегодно в детском саду  проводится  военно-спортивная игра «Зарничка», для успешного проведения праздника мы приглашаем военнослужащих города Камышлова.

Для наиболее эффективной работы по оздоровлению и укреплению здоровья дошкольников, в детском саду выстроена система взаимодействия детского сада с родителями.

Педагоги оформляют информационные уголки здоровья для родителей: «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», книжки-передвижки «Здоровый образ жизни»; проводятся консультации, родительские собрания с привлечением медицинских работников учреждений здравоохранения.

В детском саду функционирует  семейный спортивный клуб «Хотим быть здоровыми», данный проект уникален тем, что все родители  активно сотрудничают и проводят общие прогулки-походы, в зимний период лыжные прогулки.  Педагоги привлекают родителей к совместным спортивным мероприятиям – праздникам и развлечениям «Мама, папа, я - спортивная семья»,  «Веселая эстафета», «Всемогущий папа» и другие.

Список литературы:

1. Волошина, Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольника / Л.Н.Волошина. – М.: АРКТИ, 2005.

2. Волошина, Л.Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина. – В.: Учитель, 2013. – 141 с.

3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. -160 с.

4. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие / Научный редактор кандидат психологических наук И. Л. Кириллов .- М. : Линка-Пресс, 2000.- 296 с.

5. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. - М.: Издат.дом «Воспитание дошкольника», 2005 - 96 с.

6. Соломенников Н.М., Т.Н. Машина Формирование двигательной сферы детей 3 – 7 лет: фитбол-гимнастика: конспекты занятий / Н.М. Соломенников, Т.Н. Машина. – В.: Учитель, 2011. – 159 с.  

7.  Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.О. Березина [и др.]; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н.В. Федина. – М.: Просвещение, 2011.

8.  Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей / М.Н. Щетинин. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112 с.

Приложение 1

Содержание разделов танцевально-ритмической гимнастики

п/п

Виды

 Цель

1.

Игроритмика

Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно, красиво, правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее характеру и ритму.

2.

Игрогимнастика

Служит основой для освоения ребенком разных видов движений, в нее входят игровые, общеразвивающие упражнения, а также упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и упражнения на укрепление осанки.

3.

Игротанец

Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность, способствует повышению общей культуры ребенка.

Нетрадиционные виды упражнений

4.

Пальчиковая гимнастика

Служит основой для развития координации движений рук, превращая учебный процесс в увлекательную игру, обогащая внутренний мир ребенка, воздействуя на память, мышление.

5.

Игровой самомассаж

Является основой закаливания и оздоровления детского организма, способствует формированию у ребенка стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

6.

Музыкально-подвижные игры

Содержит упражнения, применяемые на всех занятиях, которые являются ведущим видом деятельности детей.

7.

Креативная гимнастика

Предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы, самовыражения и раскрепощенности.

Приложение 2

Модель двигательного режима

детей группы раннего возраста

Вид занятия 

и форма двигательной активности

     Особенность организации

Физкультурно-оздоровительные занятия

1.Утренняя гимнастика

Ежедневно в группе или на улице

2.Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

Ежедневно

3.Физкультминутка

4.Подвижные игры и упражнения на прогулке.

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания НОД, режимные моменты

5.Хождение по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами

Ежедневно, после дневного сна.

6.Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений)

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей

НОД, Режимные моменты

1. НОД ОО «Физическая культура»

2. Самостоятельная двигательная деятельность

3 раза в неделю

Ежедневно,  под руководством

воспитателя.

Спортивные мероприятия

1.Физкультурно-спотивные

   праздники на открытом  воздухе.

2.Физкультурный досуг. 

2-3 раза в год

1-2 раза в месяц

Совместная работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей группы раннего возраста

1. Создание «Нетрадиционного

физкультурного оборудования» в уголок

двигательной активности;

2.Участие родителей в 

физкультурно-оздоровительных массовых

мероприятиях 

Подготовка и проведение

физкультурных досугов,

праздников, посещения

открытых мероприятий.

ъ

Модель двигательного режима детей 3 – 7 лет в детском саду

п/п

Виды

Особенность организации

1 этап  Физкультурно-оздоровительные деятельность

1.1

Танцевально-ритмическая гимнастика, традиционная утренняя гимнастиа

Ежедневно на открытом воздухе или в группе. Длительность 10-12 мин.

1.2

Двигательная разминка

Ежедневно во время большого перерыва между НОД (с преобладанием статических поз). Длительность 7-10 мин.

1.3.

Игровых упражнений имитационного характера

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от поставленной цели педагога. Длительность 3 - 5 мин.

1.4.

Оздоровительно-коррегирующих комплексов упражнений на укрепление мышечного тонуса детей,

Два раза в неделю, в первой половине дня. Длительность 7-10 мин.

1.5.

Физкультминутка

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержанияНОД. Длительность 3-5 мин.

1.6.

Подвижные игры и физические упражнения

Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня ДО детей. Длительность 25-30 мин.

1.7.

Оздоровительный бег

Два раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.

1.8.

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно во время вечерней прогулки. Длительность 12-15 мин.

2.1.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами

2-3 раза в неделю, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность 10 мин

2.2.

Прогулки- походы в лес или близлежащий парк (пешие, лыжные)

2-3 раза в месяц, во время, отведенное для физкультурного занятия, организованных воспитателем игр и упражнений. Длительность 60-120 мин.

2 этап НОД ОО

Физическая культура

3 раза в неделю подгруппами, подобранными с учетом уровня ДО детей, проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 35-40 мин.

3 этап Самостоятельные деятельность

3.1.

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

4 этап Физкультурно-массовые развлечения

4.1.

Физкультурный досуг

1-2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной- двух групп. Длительность 50-60 мин.

4.2.

Физкультурно- спортивные праздники на открытом воздухе

2-3 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками соседнего дошкольного учреждения. Длительность 75-90 мин.

4.3.

Игры- соревнования меду возрастными группами

1-32 раза в год на воздухе или в группе. Длительность не более 60 мин.

5 этап Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

5.1.

Физкультурные занятия детей совместно с родителями в дошкольном учреждении

По желанию родителей, воспитателей, детей

5.2.

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада

Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий.


Приложение 3

Модель предметно-разивающей среды группы

с элементами нетрадиционных методов оздоровления дошкольников»

  Уголок «Творчества»        Уголок «Книги»                                              Уголок «Музыки»                   Уголок «Развитие речи»

                                                  Уголок «Театра»                                             Уголок «Уединения»              Экспериментальный уголок

                                    

 

Оборудование уголка: детские столы и стулья для рисования, лепки и конструирования; разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои), пластилин, природный материал, краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончики, свечи, нитки. «Сухой дождь» – шатёр из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к холодным

Оборудование уголка: театральные игрушки; книжная полка с разнообразными сказками; магнитофон для прослушивания аудио-сказок; фланелеграф для рассматривания картинок; стены и мебель уголка можно украсить изображениями сказочные героев; мягкие подушки для удобства и комфорта дошкольников при прослушивании сказок.

Оборудование уголка: музыкальные инструменты; баночками с различными наполнителями; музыкально-шумовые игрушки; магнитофон; средства ТСО; эфирные масла; пульвезатор; стол для посаженных растений: цветы герани, ромашка, мята и т.д.; мягкая детская мебель.  

Оборудование уголка: картотека игр на укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, включаются такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» и т.д.; вертушки, воздушные шарики, мыльные пузыри и вата для проведения дыхательных игр; световой модуль для рисования песком; игровые тактильные пособия «елочка», «бабочка», «божья коровка» способствует развитию различных мелкой моторики  пальцев рук, развитию речи, моторно-зрительной координации.

 


п/п

Мероприятия

Участники

Периодичность

1.

Работа группы кратковременного пребывания «Первые шаги в детский сад»

Дети от 1г. до 3 лет и их родители.

3 раза в неделю

2.

Родительские собрания на тему физического воспитания

Групповые

Общее родительское собрание

1 раз в год

1 раз в год

3.

Консультации

Все группы

Не реже 1 раза в квартал

4.

Устный журнал «Здоровый малыш»

Все группы

Не реже 1 раза в квартал

5.

Родительского клуба «Здоровье в нашем доме»

Все группы

По плану ДОУ

6.

Семейного спортивного клуба «Хотим быть здоровыми» (семейный фитнес);

Все группы

По мере необходимости.

7.

Участие родителей в спортивных мероприятиях ДОУ и города.

Все группы

По плану ДОУ

8.

Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования

Все группы

По мере необходимости.

9.

Информационные уголки для родителей по укреплению здоровья детей

Все группы

1 раз в месяц.

10.

Анкетирование

Все группы

Два раза в год

11.

День открытых дверей в детском саду

Все  группы

2 раза в год

12.

Совместные походы, экскурсии, поездки

Старшие, подготовительные группы

1 раз в год

13.

Фотовыставки по здоровому образу жизни и семейному отдыху

Все группы

2 раза в год

14.

«Театр Здоровья».

Все группы

1 раз в месяц.

15.

Психологических тренингов «Родитель-ребенок-педагог».

Все группы

2 раза в год

Приложение 5

Форма работы с родителями по сохранению

Приложение 6

Виды технологии сохранения и стимулирования здоровья  

Технологии

Время проведения, место

Контингент детей

Содержание деятельности

Рекомендации

Стретчинг

2 раза в неделю по 30 минут в физкультурном или музыкальном зале

Со среднего возраста

Выполнение специальных упражнений под музыку в хорошо проветренном помещении

Проводится не раньше чем через 30 мин. после приёма пищи.

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием

Динамические паузы

Во время НОД, 2-5 мин, по мере утомляемости детей

С младшего возраста

Использование дыхательной гимнастики, элементы гимнастики для глаз и других в зависимости от вида НОД

Рекомендуется в качестве профилактики утомления

Релаксация

Специальный релаксационный кабинет, группа, физкультурный или музыкальный зал.

Для всех возрастных группы

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Специализированный кабинет можно оформить с помощью мягко мерцающих ламп, мягких диванов, или аквариума.  

Гимнастика пальчиковая

Проводиться в любое удобное время, ежедневно.

С младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой

Рекомендуется детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика дыхательная

В любом удобном помещение и, в любое удобное время.

Для всех возрастных группы

В различных формах физкультурно-оздаровительной работе.

Обеспечивается проветривание в помещении, обязательная гигиена полости носа у детей перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика

Группа, спальня, физкультурный или музыкальный зал. Время проведения 5-10 минут

Для всех возрастных группы

Проведение комплексов гимнастики малоподвижных упражнений.

Ежедневно после дневного сна

Гимнастика корригирующая

В любом удобном помещение и, в любое удобное время.

Для всех возрастных группы

В различных формах физкультурно-оздаровительной работы.

Форма работы зависит от поставленной цели и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая

Группа, физкультурный зал, спортивная площадка

С младшего возраста

В различных формах физкультурно-оздаровительной работы.

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Виды технологии обучения здоровому образу жизни:  

Технологии

Время проведения, место

Контингент детей

Содержание деятельности

Рекомендации

НОД ОО «Физическая культура»

Физкультурный или музыкальный зал, 2-3 раза, мл. гр. 15 – 20 мин.; ср. гр. 20 – 25 мин.; ст. подг. гр. – 25 – 30 мин.

Для всех возрастных группы

Выполнение ОРЗ упражнений, и выполнение ОВД, подвижные или м/п игры.

Перед занятием помещение проветривается.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия)

В свободное время, в группе или на улице. Время в зависимости от задач, поставленных педагогом.

С младшего возраста

Занятие может быть организованно не заметено для ребёнка, посредствам включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникат. игры

1-2 раза в неделю по 30 мин.

Со старшего возраста

В игровую деятельности включаются беседы, этюды, и игры разной степени подвижности, занятие рисованием, лепкой и др.

Данные игры строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей.

Точечный самомассаж

5-10 минут, в любое время дня

С младшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Используется наглядный материал (специальные модули).

Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания.

Виды коррекционных технологий:

Технологии

Время проведения, место

Контингент детей

Содержание деятельности

Рекомендации

Технология музыкального воздействия

Время проведения зависит от поставленных целей педагога, любое удобное помещение с сопровождением музыкального инструмента (музыкально аппаратуры).

С младшего возраста

Проводиться в различных формах физкультурно-оздаровит. работы. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Данную технологию можно использовать на отдельных занятиях 2-4 раза в месяц.

Сказотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин.

Со старшего возраста

Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Занятия используются для психологической терапевтической и развивающей работы.

Солевое закаливание

Проведение в ходе режимных моментов.

С младшего возраста

После динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притоптывая по дорожке.

В младшей 3-4 круга, в средней 4-5 круга, в старших группах 6-7 кругов.

Воздушное душирование

Проведение в ходе режимных моментов.

Со среднего возраста

Нахождение детей в групповой комнате в облегчённой одежде в течении дня.

В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребёнок становится более уравновешенным, спокойным, незаметной исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

Горячее обтирание

Проведение в ходе режимных моментов.

Со старшего возраста

Проводится при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определённой температуры.

При карантинном режиме применение полоскание горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

«Рижский» метод закаливания

Проведение в ходе режимных моментов.

С подготовительной группы

Топтание на гальке в солевом растворе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическую конференцию "Сбережение здоровья каждого ребёнка- одно из важных направлений национальной стратегии".

Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня мы с вами собрались на традиционную августовскую конференцию, которая остается долгожданным привычным событием в жизни каждого педагогическог...

ГБДОУ детский сад №134 Выборгского района Санкт- Петербурга Выступление-доклад «Охрана здоровья ребёнка в условиях семейного воспитания как современная педагогическая проблема» Иванова Светлана Евгеньевна

ГБДОУ  детский сад №134 Выборгского района  Санкт- Петербурга     Выступление-доклад «Охрана здоровья ребёнка в условиях  семейного воспитания как современная педаго...

Педагогический проект. Тема: «Здоровый ребёнок – счастливая семья»

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире ведущие позиции, поскольку в нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Важно формировать и п...

Педагогический проект "Здоровый ребёнок - счастливая семья"

Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста...

Педагогическая мастерская "Здоровый ребёнок в здоровой семье"

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,...

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ «Здоровый ребёнок – счастливый ребёнок»

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоро...

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ «Здоровый ребёнок – счастливый ребёнок»

Закрепление понимания о необходимости сохранения и укрепления здоровья, способствовать пропаганде здорового питания....