Аквааэробика как инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в бассейне
статья на тему

Севостьянова Людмила Евгеньевна

Современное дошкольное образование направлено на целостное развитие личности ребенка, полноценное и активное проживание им очень важного периода жизни – детства. Именно в первые семь лет у детей закладываются основы здоровья, формируются жизненно важные двигательные навыки и умения, создаются решающие предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности.Актуальность поиска новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста объясняется рядом причин: экологически неблагоприятным образом жизни, повышенным потоком информации и высокой степенью утомляемости.В связи с этим требуется поиск новых подходов к оздоровлению воспитанников, которые должны быть основаны на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, индивидуализации профилактических мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvaazrobika_kak_innovatsiya.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Аквааэробика как инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в бассейне

В последние годы значительно возрос интерес к средствам и методам укрепления психофизического здоровья детей, профилактике заболеваний, развитию жизненно необходимых ребенку физических качеств. Ведущая роль в решении данных проблем отводится физическим упражнениям. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой.  Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде — воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает прекрасное оздоровительное действие на организм ребенка и  своеобразный массирующий эффект.

Плавание называют идеальным видом движения. И действительно, ни один вид спорта не имеет такого большого гигиенически-оздоровительного и лечебного значения, как плавание. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, сама водная среда и создаваемые ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие здоровых систем, профилактику и лечение различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Плавание – аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей гормона роста (соматотропина) в 10-20 раз. Это способствует росту, увеличению мышечной массы, массы сердца и легких.

Международный симпозиум врачей (2004), на котором обсуждалось влияние спорта на рост детей, отдал бесспорное первенство спортивному плаванию.

Обучение детей плаванию имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. И в этом плане возрастает роль используемых форм, методов и приемов по развитию у детей плавательных навыков.

Физических упражнений и их разновидностей, выступающих в качестве средств развития координации движений, — огромное множество. Одной из групп таких упражнений являются упражнения в воде, т.е. аквааэробика (по-другому — «гидроаэробика», «аквамоушн», «акваформинг», «аквадэнс»). «Аква» или «гидро» переводится как вода; «аэробика» — нетрадиционный в массовом физкультурном движении вид ритмической гимнастики («моушн», «форминг», «дэнс» — различные движения).

Слово «аэробика» связано с именем известного американского врача Кеннета Купера. В широком смысле к аэробике относятся ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, лыжный спорт, т.е. такие физические упражнения, которые стимулируют работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем и обеспечивают поступление кислорода.

Идея аквааэробики впервые была описана в манускриптах Древнего Китая. В те времена при обучении восточным единоборствам китайские монахи часто заставляли своих учеников отрабатывать резкость и точность ударов в воде.

Веками у представителей различных цивилизаций вода служила для занятий спортом и для активного отдыха. Хорошо известно, что древние греки и римляне использовали воду в разных целях, включая и снятие усталости, и улучшение общего самочувствия.

В современном обществе уже многие годы вода используется при физиотерапии различных заболеваний. Спортсмены решили использовать практику древних и перенесли выполнение аэробных упражнений в бассейне. Так появилась аквааэробика, которая тут же завоевала популярность не только у профессионалов, но и у людей, далеких от спорта, ведь основной задачей аквааэробики является достижение оздоровительного эффекта у занимающихся.

Проблемами оздоровительного плавания, разработкой новых технологий занятий оздоровительной направленности в воде  у нас  начали заниматься с 1990 года, под руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры плавания университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, президента "Ассоциации оздоровительного плавания Санкт-Петербурга" Тамары Геннадьевны Меньшуткиной.

Большой вклад в развитие аквафитнеса в Санкт-Петербурге внесли выпускницы кафедры плавания университета физической культуры

им. П.Ф. Лесгафта, кандидаты педагогических наук Марина Непочатых (Шибалкина), Ирина Смирнова (Хорольская), Регина Кууз (Александрова), Анна Липовка (Федорова), Дарья Черепова,

Интерес к аквааэробике возрастает с каждым днем, так как она подходит практически всем. Здесь нет каких-либо ограничений или противопоказаний. Аквааэробикой могут заниматься и взрослые, и дети. Аквааэробика — отличный «выход из положения» в тех случаях, когда обычная физическая нагрузка не рекомендована. Ведь при занятиях на земле на скелет, мышцы, сердечно-сосудистую, респираторную и другие системы жизнедеятельности огромное воздействие оказывают силы гравитации. При занятиях в воде воздействие гравитационного притяжения на тело ослаблено. К тому же вода обладает уникальными свойствами, которые воздействуют на тело только ей присущим образом, даруя совершенно новые ощущения. Чем глубже погружается тело, тем заметнее воздействие воды и тем слабее воздействие гравитационного притяжения.

Известно, что закон выталкивающих сил был открыт древнегреческим ученым Архимедом. Этот закон гласит, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу объема жидкости вытесненным телом. Выталкивание порождает замечательное чувство невесомости и плавучести, которые испытывают большинство людей при погружении в воду. При погружении в воду до уровня пояса гравитационное притяжение сокращается на 50%. При погружении до уровня груди гравитационное притяжение ослабевает еще больше, сокращаясь приблизительно на 80%. Итак, воздействие силы притяжения на тело заметно ослабевает, и происходит куда большее воздействие силы выталкивания.

Ослабевание гравитационного притяжения и возросшая плавучесть (как результат воздействия выталкивающей силы):

•        служат опорой телу;

•        сокращают вес, который несут на себе суставы при передвижении человека по земле;

•        позволяют снять с суставов ту нагрузку, которая ложится на них во время занятий на суше.

Из-за того что гравитационное притяжение ослабевает при погружении в воду, воздействие ударных сил становится не столь опасным. А значит, негативное воздействие, которому подвергаются суставы, во время занятий на суше, в воде заметно смягчается. Поэтому упражнения можно выполнять продолжительное время и более часто без возрастания риска получения травмы (разумеется при условии, что упражнения выполняются на соответствующей глубине и при определенной подготовке). Уникальная опора скелету в виде выталкивающей силы воды ослабляет травматическое воздействие, оказываемое на тело при выполнении физического упражнения.

Выталкивающая сила позволяет также естественным образом держаться руками и ногами на поверхности воды. Это избавляет от лишних усилий, затрачиваемых на то, чтобы удержаться в определенной позе во время упражнений. К примеру, если стоять с разведенными в сторону руками, то потребуется статическое сокращение дельтовидной мышцы и плечевых мышц, чтобы удерживать это положение. Такое мышечное усилие необходимо для преодоления силы гравитации, которая тянет тело вниз. Однако когда руки погружены в воду, их вес принимает на себя выталкивающая сила воды, которая поднимает тело на поверхность. Следовательно, означенным мышцам не придется выполнять столь огромную работу, и вообще какую бы то ни было работу, чтобы удерживать это положение. В результате рука с большей легкостью может выполнять другие действия.

Таким образом, при эффективном использовании сила выталкивания:

•        может оказывать содействие в выполнении определен¬ных упражнений;

•        помогает добиться большей подвижности суставов и увеличить их гибкость;

•        помогает увеличить мышечную силу и выносливость, повышает общий мышечный тонус.

Это особенно важно для тех, чья мышечная сила ограниченна, кто нуждается в дополнительной опоре при выполнении подобных упражнений. В первую очередь это относится к детям: сила выталкивания обеспечивает им такую опору, позволяющую использовать двигательные возможности суставов в большей мере.

Дополнительное сопротивление в воде создает специальное снаряжение, используемое на занятиях по аквааэробике. Прежде всего, это специальный спасательный пояс, который  помогает удерживать тело на плаву. Также  для детей подходят различные гантели, гибкие палочки «нудлы», мячи и др. Использование такого специального инвентаря особенно эффективно для занятий с детскими группами, где преследуется цель общего оздоровления и укрепления организма.

Для занятий аквааэробикой существуют различные уровни в бассейне, которые подразделяются на «мелкую», «среднюю», «глубокую» воду. С детьми рекомендуются занятия в «мелкой» воде.

Занятия по аквааэробике имеют определенную структуру:

•        1 часть—разминка.

•        2 часть — основной комплекс.

•        3 часть — заминка и стрейч (восстановление дыхания, легкая растяжка).

Данной структуры при составлении комплексов упражнений придерживается значительное число специалистов (О.Б. Галеева, Т.А. Кохан, М.Г. Шибалкина и др.).

Однако, с другой стороны, как показывает опыт, аквааэробику с детьми можно включать как часть занятия по обучению плаванию: занятия интенсивнее влияют на развитие их физических качеств (ловкости, устойчивости, быстроты, силы, выносливости, гибкости, координации).

Общеизвестно, что развитие мышечной силы и выносливости необходимо для укрепления детских костей и суставов. Зная, что вода оказывает сопротивление приблизительно в 12 раз больше, чем воздух, вполне естественным является тот развивающий эффект, что большинство водных упражнений развивают у детей мышечную выносливость, а ритмические упражнения, требующие поднятия собственного веса, разви¬ают тем самым и мышечную силу.

Важно помнить, что, работая с весом собственного тела, дети перемещают центр тяжести, передвигаются с различной скоростью и в различных направлениях, выполняют координированные движения, т.е. улучшают двигательные навыки. Для этого необходимо научиться управлять водой.

Это означает, что тренировку определенных качеств (например, координацию движений) необходимо проводить последовательно, с учетом развития двигательных навыков, в частности:

•        разбивать упражнения на более мелкие движения и выполнять их по отдельности в медленном темпе;

•        постепенно присоединять одно движение к другому, ориентируясь на уровень развития детей и др.

•        упражнения используются в порядке постепенного увеличения нагрузки.

•        в процессе закрепления умений и навыков предполагается варьирование сроков при выполнении той или иной задачи.

•        при повторении упражнений, чтобы не было утомительного однообразия, используются задания одного типа, но разного содержания.

•        упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков.

•        разрабатывая методику проведения занятий, необходимо включать разнообразные приемы обучения двигательным действиям, способствующие развитию двигательных и познавательных способностей:

  1. показ движений на кукле,
  2. словесная инструкция и различные варианты проговаривания,
  3. выбор разнообразного инвентаря,
  4. применение музыкального сопровождения активизирующего и успокаивающего вариантов на занятиях.

Основополагающий принцип обучения движениям предполагает понимание ребенком сути того или иного движения, которое он совершает. Если чередовать нагрузку и отдых и  использовать различные виды упражнений, ребенку будет много легче усвоить эту информацию.

В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с учетом состояния его здоровья, развития, интересов; дифференцировать знания. Физические нагрузки, а также приемы педагогического воздействия, т.е.  физические нагрузки давать адекватно возрасту, полу ребенка, уровню физического развития и состояния здоровья, постепенно усложняя физические нагрузки, сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами.

Поэтому, аквааэробика как инновационная форма работы является видом оздоровительной физической культуры человека, в частности ребенка, где по полной программе используются все возможности и преимущества водной стихии. И способность аквааэробики  включать в себя не только аэробные занятия, например, ходьбу и бег, но и спортивные единоборства, танцы, прыжки, противоостеохондрозную гимнастику, упражнения на растягивания и прочие упражнения, которые направлены на совершенствование координации движений, укрепление осанки, создает хороший фон для развития ловкости и будет способствовать закреплению элементарных двигательных навыков.