Нормализация речевого дыхания у дошкольников
консультация на тему

Обучение детей правильному дыханию, с целью удлинения речевого выдоха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normalizatsiya_rechevogo_dyhaniya_2.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Нормализация речевого дыхания

У детей дошкольного возраста механизм координации дыхания, фонации и артикуляции формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание.

У детей 3—4 лет слова и фразы могут произноситься как на выдохе, так и на вдохе или в перерыве между вдохом и выдохом. Поэтому нередко отмечается «захлебывающаяся» речь.

У детей 5—6 лет механизм координации дыхания и артикуляции во время речи еще в стадии формирования, но начало произнесения слов и короткой фразы совпадает с началом выдоха. Однако на произнесение всей фразы (из 4—5 слов) выдоха не хватает. Ребенок в середине фразы производит добор, т. е. дополнительный поверхностный вдох.

Механизм координации дыхания, фонации и артикуляции в процессе речи формируется к десяти годам. Таким образом, речевое дыхание развивается, стабилизируется от 7 до 10 лет. Диафрагмально-реберное дыхание обеспечивает комфортное речевое дыхание. В дошкольном возрасте тренировку диафрагмального дыхания начинать следует в положении ребенка лежа, т. к. мышцы тела расслаблены и диафрагмальное дыхание устанавливается спонтанно, автоматически.

Упражнение 1

Ребенок в положении лежа на спине. Одна рука находится на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опадает (опускается).

Упражнение 2

Исходное положение то же самое. Вдох—выдох осуществляется через рот. На вдох живот поднимается, а на выдох опускается.

Упражнение 3

Исходное положение ребенка — сидя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. При вдохе живот надувается, а при выдохе опускается. Эти движения контролируются руками ребенка.

Упражнение 4

Исходное положение ребенка — стоя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. Ребенок контролирует своими руками движения мышц живота.

Апробируется в логопедической практике для постановки диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Суть этой гимнастики в том, что при сжимании грудной клетки при наклонах вперед рекомендуется делать не выдох, а быстрый вдох, а при выпрямлении — автоматический незаметный выдох.

Например, рекомендуется в быстром темпе выполнять наклоны вперед (голова опущена, руки тянутся к полу) с одновременными редкими, короткими вдохами, а при выпрямлении делать незаметные выдохи.

Другим приемом является быстрое ритмичное сведение на уровне плеч согнутых в локтях рук (при этом сжимается грудная клетка с одновременными короткими и редкими вдохами, а при разведении рук осуществляется пассивный выдох).

В традиционной дыхательной гимнастике всё наоборот. При наклонах — выдох, а при выпрямлении — вдох. По методике Стрельниковой, сдавление грудной клетки, живота во время вдоха стимулирует укрепление мышц, участвующих в акте дыхания, т. к. мышцам приходиться работать в режиме нагрузок. Разработана целая система упражнений дыхательной гимнастики, способствующая поэтапному овладению диафрагмальным дыханием.

Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью: онохарактеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхнегрудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. У детей со стертой дизартрией речевой выдох ухудшается недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Недостатки речевого дыхания выражаются в аритмичности вдоха—выдоха, в слабости внеречевого и речевого выдоха, в дискоординации выдоха, голосообразования (фонации) и артикуляции.

При организации логопедической работы с детьми, страдающими стертой дизартрией, необходимо учитывать следующие характерные для них нарушения речевого дыхания:

  • чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха;
  • форсированное начало фазы выдоха;
  • сокращение длительности речевого выдоха;
  • неравномерность выдоха на протяжении фразы;
  • судорожность вдоха и выдоха;
  • спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха;
  • расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией.

Задачей этого раздела логопедической работы является систематизация различных приемов дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы внеречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз.

Путем специально подобранных игр, упражнений идет тренировка внеречевого и речевого длительного выдоха:

  • на музыкальных занятиях при выполнении вокальных упражнений;
  • на занятиях по развитию речи при выполнении физкультминутки;
  • на занятиях по речевой гимнастике;
  • на индивидуальных логопедических занятиях при выполнении дыхательной гимнастики;
  • на логопедических занятиях по вызыванию и уточнению изолированных звуков.

Нормализация речевого дыхания может проводиться как на фронтальных, подгрупповых, так и на индивидуальных логопедических занятиях.

Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе. Дыхательные упражнения дифференцируются в зависимости от возраста.

Методические рекомендации:

При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать регламент в пределах 3—5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций.

Необходимо контролировать сопутствующие двиному, а именно: не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания вперед шеи при вокальных упражнениях. Одежда ребенка не должна стеснять его движения. Помещение должно быть хорошо проветренным. Осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной гимнастики как сидя, так и стоя.

Статическая дыхательная гимнастика

Для воспитания внеречевого дыхания:

учат быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху (без фонации).

Выдох должен дифференцироваться по силе:

  • сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
  • сдуть ватку;
  • подуть на султанчики;
  • погреть ладошки;
  • подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
  • подуть в окошко, чтобы открылись бумажные створки;
  • задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи);
  • сдуть листья с деревьев;
  • подуть на бумажную лодочку в миске с водой или на поверхности стола так, чтобы она сдвинулась с места;
  • сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);
  • подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;
  • подуть в дудочку, свирель, в трубу;
  • извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;
  • надуть воздушный шар, надувную резиновую игрушку;
  • подуть в детскую игрушку «тещин язык» и до конца расправить скрученную спиралью полую полоску бумаги;
  • дуть на лист бумаги, находящийся на уровне рта ребенка так, чтобы лист трепетал. Лист постепенно отодвигают ото рта ребенка;
  • погреть ладони. С расстояния 15-20 см ото рта подуть в соединенные ладони теплым воздухом;
  • подуть на подбородок. Нижняя губа заводится под верхние резцы. Подуть на подбородок холодным воздухом длительно;
  • сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист.

Дифференциация носового и ротового вдохов- выдохов:

  • вдох носом — выдох через рот;
  • вдох одной ноздрей — выдох другой;
  • вдох—выдох через нос;
  • вдох носом — выдох через нос;
  • вдох ртом — выдох через рот;
  • вдох через одну ноздрю — выдох через другую;
  • вдох через одну ноздрю — выдох через обе ноздри;
  • вдох через одну ноздрю — выдох через рот в положении «трубочка»;
  • вдох через нос — выдох через рот в положении «трубочка» толчками порционно.

Динамическая дыхательная гимнастика

Подготавливает дыхательный аппарат к фонациному (речевому) дыханию, т. К. способствует расширению емкости легких.

Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка внеречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения.

Расслабляющие движения:

Подражание полету птиц.

Поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища.

Поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленные руки вперед—назад.

Наклонить голову вперед, расслабляя мышцы.

Медленное круговое вращение головы справа налево и наоборот.

Медленное потряхивание кистью сначала правой руки по бокам туловища, потом левой, корпус слегка наклонен.

Медленное потряхивание вытянутой вперед ноги, сначала правой, потом левой; руки на поясе.

Покачивание рук при слегка наклоненном корпусе, правой рукой влево, левой вправо, руки перекрещиваются.

Медленноевращание рук над головой, имитация вращающихся крыльев мельницы.

Расслабленными кистями рук производить движения, имитируя стряхивание брызг с рук.

Покачивание одновременно обеими руками у пола, имитация полоскания белья.

Хождение по кругу шатающейся, расслабленной походкой.

Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения

Подняться на носках, руки вверх — вдох, опуститься — выдох.

Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) — вдох, опустить руки — выдох.

Развести руки в стороны — вдох, руки перед собой — выдох.

Вытянуть руки вперед перед собой — вдох, опустить по бокам — выдох.

Отвести локтей назад — вдох, поставить руки в исходное положение — выдох, руки на поясе.

Подготовила: учитель-дефектолог

Кириченко Л.Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

В статье указаны проблемы преодоления  развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....

Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1)    Начинать занятия сл...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...

Конспект занятия по нормализации речевого дыхания у заикающихся дошкольников с использованием элементов дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой. «Увлекательное путешествие»

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при речевых нарушенияхЭТАПЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ СТРЕЛЬНИКОВОЙЕсли Вы решили освоить комплекс упражнений стрельниковской дыхательной гимнастики, начните с первых...

Мастер - класс «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».

Мастер - класс для педагогов по теме: «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».Цель: Познакомить пе...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....