Эффективность использования современных технологий в летний период времени.
учебно-методический материал на тему
Эффективность использования современных технологий в летний период времени.
Лето благоприятная пора для организации деятельности детей на свежем воздухе.
Работа с детьми в летний период велась по нескольким направлениям:
1. Сказкотерапия
2. Арт-терапия
3. Куклотерапия
4. Песочная терапия
5. Кинезеологическая гимнастика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность использования современных психологических технологий в летний период времени.
Лето благоприятная пора для организации деятельности детей на свежем воздухе.
Работа с детьми в летний период велась по нескольким направлениям:
- Сказкотерапия
- Арт-терапия
- Куклотерапия
- Песочная терапия
- Кинезеологическая гимнастика
Хотелось бы для начала остановиться на более ярком методе, который можно использовать в летний период времени – сказкотерапия.
1. Сказкотерапия – представляет собой сочетание терапии сказкой, искусством и игрой. Сказкотерапия – это особый метод, построенный на образовании связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказка является одним из элементов культуры. И прежде всего её эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным нравственно-педагогическим потенциалом.
Сказка создает богатые возможности для развития творческого воображения ребёнка. При этом социализируется вся сенсорная система ребёнка: зрение. Слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
Подбор текстов формировала следующим образом:
Сказки подбирала под проблемы конкретных детей, специально искала яркие образы, метафоры («Золотой ключик», «Гадкий утенок»).
Старалась научить ребёнка слушать и слышать своё состояние.
Старалась сформировать для себя позитивный результат, который может быть получен в конце (например, «Ребёнок почувствует свою ценность и значимость).
Правила, которые использовала в работе с детьми:
Не следует: критиковать ребёнка. хвалить ребенка, сравнивать результаты деятельности, читать нотации, быть равнодушным или пассивным.
Следует: позволить ребёнку вести себя за собой, поощрять умения ребенка, проявлять речевую активность, участвовать в игре, предоставляя инициативу ребёнку.
Использование сказкотерапии в летний период позволяет продолжать корректировать эмоциональные нарушения в развитии(тревожность, страхи, неуверенность в себе, застенчивость, неустойчивость самооценки, нарушения общения со сверстниками и взрослыми.
Основная идея работы состоит в том, что с помощью специально подобранных технологий сказкотерапии, используемых в работе с детьми в летний период создала условия, способствующие коррекции поведения ребёнка, изменению его эмоционального состояния.
(Приложение № 1)
2. Следующий метод, используемый в работе с детьми в летний период, является арт-терапия.
Рисование – самый распространенный вид арт – терапии. Это одно из самых любимых для всех малышей занятие, которое помогает точно идентифицировать состояние ребёнка, а также помочь ему справиться со многими комплексами и страхами.
В летний период детям предлагалось рисование мелками на асфальте. Использовались краски, гуашь, мольберты. Дети рисовали пальцами, ладошками. Ведь можно рисовать не только кистью или карандашами – как здорово лить или разбрызгивать краску, а потом сложить лист бумаги и посмотреть, какие узоры получаются. Или обмакнуть пальцы в краску и смотреть, какие веселые разноцветные отпечатки остаются на бумаге. Это оставляло удивительные впечатления и вызывало яркие эмоции у детей.
В работе использовались техники:
- рисование на листьях деревьев
- капелька
- с зеркалом
- сворачивание бумаги пополам
- разбрызгивание краски
3. Остановлюсь на немаловажной и эффективной технологии, которую использовала в работе с детьми – куклотерапия.
Основным объектом, обеспечивающим ребёнку возможность самовыражения, накопления опыта и его коррекции в процессе самостоятельной игры, длительное время являются куклы.
Цель куклотерапии – ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию. Развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Для детей подбирала соответствующие игрушки, куклы (по возрасту, по проблеме).
Игрушки, куклы и материалы, необходимые для куклотерапии разделила на три группы:
- Игрушки для реальной жизни
Кукольное семейство, кукольный домик с мебелью могут изображать членов реальной семьи ребёнка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувств.
Дети разыгрывали сценки с человеческими фигурками. В таких играх можно легко пронаблюдать отношения между членами семьи: соперничество между братьями и сестрами, забота близких друг о друге и т. д.
Использовала машины, лодки, т. к. они важны для упрямых, застенчивых, замкнутых детей. Этими игрушками можно играть не выражая никаких чувств.
- Игрушки помогающие снять агрессию
В игре дети часто используют сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений.
В работе с детьми использовала куклы, которые надеваются на руку. Также использовала игрушки изображающие диких животных, солдатики. Ружья для выражения гнева, враждебности и т. д.
- Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.
Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться, по желанию ребёнка, во что угодно: в поверхность луны, пляж, пирамиды и т. д. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой. Поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для замкнутых или застенчивых детей.
(Приложение №2)
4. В летний период в работе с детьми очень часто использовала песочную терапию на свежем воздухе. Как известно дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью…
Песок пропускает воду. Поэтому он поглощает и негативную энергию ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Затем использовала пальчиковые игры на песке, ритуал входа в Песочную страну и ритуал выхода из Песочной страны.
На своем опыте я убедилась, что песок действительно снимает стресс. Снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций.
С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику.
(Приложение №3)
(Приложение №3)
Игры с песком для детей дошкольного возраста
Отпечатки наших рук
Цель: стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, научить ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.
Ход игры: на ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задерживать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло)песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь, когда ребёнок получил образец проговаривания ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.
Отгадай загадку
Цель: Развитие мышления, моторики.
Ход игры: Взрослый загадывает загадку ребенок отгадывает её, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что отгадано, он проверяет правильный ответ.
Цветные заборчики
Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.
Ход игры: Взрослы просит ребёнка выбрать синие палочки и построить синий заборчик. Потом – красные палочки и построить красный заборчик. Можно предложить ребёнку построить большой забор . чередуя палочки по цвету.
Во саду ли в огороде
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Ход игры: песочницу разделить пополам и одна песочница превращается во фруктовый сад, другая – в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребёнка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-601198-1425058191.jpg)
«Эффективное использование современных педагогических технологий в работе с детьми раннего дошкольного возраста»
Каждому известно, как непросто ухаживать за нежными цветами, вырастить плодоносящее дерево. Да, но до чего удивительно превращение слабого росточка в крепкое, выносливое растение! А разве ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/09/picture-801548-1675960221.jpg)
Эффективное использование современных образовательных технологий в образовательном процессе.
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения высоких результатов в своей работе я использую след...
Презентация к публикации "Использование современной технологии эффективной социализации "Клубный час" при организации дополнительного образования"
Презентация использование современной технологии эффективной социализации "Клубный час" при организации дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1096308-1545561192.jpg)
Комплекс проведения закаливающих процедур (с использованием фактора – воды) для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ в летний период времени.
В данном материале освещены такие вопросы как:-Что такое закаливание?-Основные задачи закаливания.-Для чего нужно закаливать детей.-Примерный план закаливающих процедур....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/10/picture-1067692-1544466653.jpg)
Особенности использования здоровьесберегающих технологий в адаптационный период.Эффективность физкультурно-оздоровительной технологии в первой младшей группе.
Особенности использования здоровьесберегающих технологий в младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/11/picture-1479583-1689070275.jpg)
«Здоровьесберегающие технологии в летний период» с использованием инновационных технологий (нейрогимнастика)
Здоровье ребёнка является основной ценностью и показателем работы педагогического коллектива. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспи...