Валеологическое воспитание в детском саду
статья на тему

Федорова Татьяна Алексеевна

Приоритетная задача педагогов детских дошкольных образовательных организаций - это сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование валеологического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_valeologiya.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время состояние здоровья всех социально – демографических групп населения страны показывает прогрессирующие тенденции к росту заболеваемости, снижению уровня здоровья и к сокращению продолжительности жизни. Особенно тревожное положение складывается со здоровьем детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последние десять лет количество дошкольников с врожденными патологиями, физическими отклонениями увеличилось в два раза, а не имеющих отклонений в состоянии здоровья снизилось в три раза. Так же отмечается рост простудных и инфекционных заболеваний.

Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин:

o        Упадок моральных устоев семьи (разводы, алкоголизм, наркомания, убийства и т.д.);

o        Снижение социального благополучия (малообеспеченные семьи, неполные семьи, безработица, проблемы с жильем и т.д.);

o        Плохая экология (загрязнения почвы, воды, воздуха, уничтожение зеленого пояса, испытание разного вида оружия в военных и мирных целях и т.д.).

Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить (высокая жизненная позиция), успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

Поэтому, в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам  совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Поэтому, важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание.

Валеология - наука о здоровом образе жизни сохранении, формировании здоровья, управлении ним. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным правилам и нормам укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, своевременное обращение к врачу, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное питание, личная гигиена, навыки речевого общения и культуры досуга.

Вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здорового образа жизни стали одним из направлений деятельности нашего детского сада. В ДОУ используются различные виды здоровьесберегающих технологий (сохранения и стимулирования здоровья, обучения здоровому образу жизни, коррекционные и др.). Для полноценного развития и оздоровления детей в детском саду созданы все условия: имеется музыкальный зал, физкультурный зал, зал лечебной физкультуры, кабинеты медперсонала, бактерицидные лампы, дорожки здоровья; работают учителя-логопеды и педагоги-психологи.

Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно – пространственной образовательной развивающей среды в группе.  Организуются валеологические уголки и центры, где в различной форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др. Через схемы и рисунки, макеты тела человека дети имеют возможность знакомиться с человеческим организмом.  В центре сюжетно - ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействия со сверстниками, поведения в проблемных и бытовых ситуациях.

С целью снижения заболеваемости большое внимание уделяется соблюдению воздушного режима в группах, организации прогулок на свежем воздухе, поддержанию температурного режима.

Укрепление здоровья осуществляется через совершенство физического развития детей на физкультурных занятиях. В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры, точечный массаж. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей. Спортивные и музыкальные досуги, праздники  помогают раскрыть возможности каждого ребёнка, способствуют возникновению положительных эмоций. К вопросам формирования здорового образа жизни активно привлекаются родители.

Недостаточно создать благоприятные условия для развития здорового ребёнка, необходимо ещё и сформировать элементарные знания о своём организме. Валеологическое воспитание осуществляется как во время непрерывной образовательной деятельности, так и в режимные моменты.  Составлен план работы по валеологии «Уроки Неболейки».  Параллельно ведется работа по экологическому воспитанию.

Для закрепления и расширения знаний по валеологии, один раз в неделю, во второй половине дня у нас работает кружок "Неболейка",  где дети в непринуждённой обстановке познают себя. Работа с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

презентация " Валеологическое воспитание в детском саду"

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Одним из компонентов базиса личностной культуры является ориентировка ребенка в явлениях собственной жизни, деятельности ...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Презентация. Валеологическое воспитание в детском саду.

Валеологическое  воспитание  в детском саду....

«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...

" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...

Консультация «Валеологическое воспитание в детском саду».

Цель:формировании, укреплении, сохранении и управлении ознакомления, внедрения в жизнь основных правил и норм, а также привитие навыков здорового образа жизни....