Консультация для педагогов на тему "Прогулки - походы как подвид здоровьесберегающих технологий"
консультация на тему

Дмитриева Ксения Владимировна
      Прогулки-походы как средство оздоровления детей .
         Поход – активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах, велосипедах и т.д.). 
      Одной из главных задач прогулок-походов является совершенствование движений в естественных условиях, обогащение двигательного опыта детей. Разнообразие движений, используемых ребенком в своей деятельности, является важным показателем не только его двигательного, но и общего развития. Известный российский и советский физиолог Леон Абгарович Орбели поэтому поводу писал, что очень важно с первых лет развития использовать мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования, для того чтобы не привыкать к трафаретным ограниченным формам движения, которые развиваются в комнатной обстановке нашей культурной жизни, а иметь возможность тренировать все соответствующие способности, заложенные природой. Поэтому во время прогулок- походов представляйте  детям возможность полной свободы движений. Уже если им посчастливиться  оказаться в лесу, то пусть они взбираются на деревья, проверяя свою ловкость, крепость рук; состязаются в быстроте, силе, выносливости; достают высоко расположенную ветку, подпрыгнув с места или с разбега; перепрыгивают через канавку; бросают шишки- желуди, снежки в дерево или пень как можно дальше. От взрослых требуется лишь одно – надежная страховка.
Такие прогулки способствуют повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, учат детей преодолевать различные препятствия, стать более подвижными, ловкими, смелыми, укрепляют мышечную систему, повышают жизненный тонус, развивают наблюдательность, расширяют представления об окружающем, способствуют воспитанию любви к родному краю, воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.
В городских условиях сделать это непросто, однако при желании вполне возможно. В каждом городе есть скверы, парки, тенистые аллеи, тихие улочки на окраинах с садами частных домов, лесопарки. Они своеобразны, неповторимы и могут стать прекрасным объектом для наблюдений и частью маршрута.    Из всех форм организации физического воспитания в дошкольном учреждении именно прогулки -походы позволяют наиболее объективно спрогнозировать постепенное увеличение физических нагрузок.
   Проведение таких мероприятий имеют некоторые специфические особенности, включают в себя необходимую тщательную подготовку: 
1.  Подготовку целесообразно начать с подбора соответствующей литературы,  ознакомления с флорой и фауной мест предполагаемых наблюдений, географией района. Надо хорошо знать особенности климатических условий, рельефа, почвы, расположение ближайших водоемов.  
2. Следующим шагом в подготовке к походу, является  соблюдая техники безопасности. Прежде всего тщательно проверяется запрограммированный маршрут. Руководитель накануне похода обследует дорогу, места стоянки и игр, измеряет расстояние, определяет время движения. Группу из 10-15 детей сопровождают не менее двух взрослых. Обязательно медицинская аптечка. Воспитатели должны уметь оказывать первую помощь при непредвиденных обстоятельствах. В черте города и через автодорожное полотно дети идут в парах, строго соблюдая правила дорожного движения; а на лугу, лесной дороге и т. д. идут свободно, группируясь по своему желанию. Менее подготовленные дети и те, кто легко отвлекаются, идут впереди, взрослые идут так, чтобы всех детей держать в поле зрения. На месте стоянки необходимо периодически собирать детей вместе, чтобы проверить их самочувствие, настроение.
 3. В прогулках-походах важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей. Следует учесть, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием и продолжительностью пути. Большое значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки. Поэтому один и тот же маршрут может обеспечить разный уровень нагрузки.
4. Следующим этапом в подготовке к прогулкам является подбор обуви и одежды для ребенка. Необходимо учитывать не только состояние погоды на момент выхода, но и возможность ее изменения. Обувь ребенка должна быть разношенной, удобной. Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Но даже летом, если вы запланировали поход в лес, не следует надевать короткие шорты, чтобы уберечь ноги малыша от укусов клещей, порезов, царапин и прочих неприятностей. В прохладную погоду рекомендуется иметь ветровую куртку с капюшоном и аналогичного качества брюки.
5. Необходимо продумать головной убор. В теплый период – можно использовать спортивную кепку-бейсболку или спортивную панаму, предохраняющую от солнечных лучей. В холодный период – спортивную шапочку.
6. Во время кратковременных походах-прогулках не следует лишать детей удовольствия перекусить на свежем воздухе. Родителям следует за ранее продумать вопрос питания детей. Следует избегать скоропортящих продуктов (мясных и молочных). Что касается напитков. Горячий чай в мини-термосе прекрасен в холодные дни, а сок, морс, компот в пластиковых бутылках, фляжках, герметичных коробках – в теплые.
                 Время прогулок-походов, как и других видов деятельности, в дошкольных учреждениях регламентируется распорядком дня.  Обычно это с 9 до 12 часов, но многие замечательные природные явления, оставляющие в душе человека неизгладимый след, проходят в другие часы суток. Дети должны видеть природу и в раннее утро, когда жемчугами сверкают капли росы, и в жаркий дремотный полдень, и во время вечерней прохлады. Поэтому прогулки-походы целесообразно проводить в разное время суток. В этом большую помощь могут оказать родители. Совместные туристские прогулки не только помогают найти взаимопонимание между всеми членами семьи, но и оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт  дошкольника, и сплотить коллектив родителей.
Иногда проблемой становиться необходимость отмены занятий во время похода. Чтобы этого не было в прогулку-поход можно запланировать комплексное занятие, в которое включаются программные задачи по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, конструированию, математике. 
Прогулки-походы рекомендуется проводить один- два раза в месяц .
       И так, из выше сказанного можно определить, что дошкольный туризм решает воспитательно-образовательные и  оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению детьми простейших туристских умений и навыков.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя- логопеда , педагогов и медицинских работников по реализации здоровьесберегающих технологий на логопункте ДОУ с детьми с ТНР

Представлен опыт работы на логопункте по теме: "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда , педагогов и медицинских работников   по реализации здоровьесберегающих технологий  на логопункте ...

Консультация для педагогов на тему: «Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями. Ю.Ф.Змановский «Здоровый дошкольник»

По  данным  специалистов, что  подтверждается  и  официальной  статистикой, абсолютно  здоровыми  можно  назвать  всего  лишь  10%  дет...

Мастер-класс для педагогов «Использование степ-платформы, как части здоровьесберегающей технологии, применяемой в работе с детьми»

Цель: распространение педагогического  опыта работы с детьми дошкольного возраста с использованием степ-платформ.Задачи: познакомить с теорией и методикой проведения занятия с использованием степ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ Тема: «Криотерапия – нетрадиционная методика здоровьесберегающих технологий».

Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников»

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников»...

СЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ"

Мастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении освоение нетрадиционных методов оздоровления и здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Дать определение понятию здоровья. По...

мастер-класс для педагогов "Форма работы с педагогами, направленная на практическое освоение элементов здоровьесберегающих технологий"

Цель: Распространение педагогического опыта по применению элементов здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:раскрыть значение здоровье сберегающих технологий...