Организация самостоятельной двигательной активности в группе № 12 детей с нарушенным зрением
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Юшкова Анна Владимировна

Материал содержит опыт работы нашей группы в г. Карпинске, МАДОУ детский сад №17 "Серебряное копытце" на разновозрастной группе детейтстнарушением зрения по развитию двигательной активности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Юшкова А.В.

Организация самостоятельной двигательной активности в группе № 12 детей с нарушенным зрением

Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка.

Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л.С.Выготскому, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребёнка в группе.  

У детей с нарушениями зрения возникают трудности при овладении движениями, т.к. дефект зрения делает их неуверенными, неловкими, страдает умение ориентироваться в пространстве, что сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

В нашей группе для развития самостоятельной двигательной активности у детей созданы следующие условия.

Имеются:

  • Тренажеры (велотренажер, детский батут, детская беговая дорожка). Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах.
  • Детский мотоцикл.
  • Спортивный  уголок (мягкие мячики, скакалка, кольца, мешочки с песком, обруч и др.).
  • Игры («Прокати мяч в ворота», и др.).
  • Массажеры из бросового материала: «Поймай мяч ловушкой», «Лыжи». Массажеры можно использовать в процессе выполнения общеразвивающих упражнений.

В свободное от занятий время мы организуем:

  • Беседы о здоровье и здоровом образе жизни.
  • Самомассаж (в утренние часы).
  • Подвижные игры:
  • Игры с бегом («Воробушки и автомобили», «Бегите ко мне!», «Найди пару» и т.д.)
  • Игры с прыжками («Поймай бабочку», «С кочки на кочку» и т.д.).
  • С подлезанием и лазанием  («Кролики», «Медведь и пчелы» и т.д.).
  • Игры с метанием («Охотники и зайцы», «Кто дальше бросит» и т.д.).
  • Игры на ориентировку в пространстве («Найди и промолчи», «Где играет музыкальная игрушка» и т.д.)
  • Игры на развитие зрительно-двигательной ориентации («Прокати мяч к мишке», «Проследи, куда упал мешочек и принеси его» и т.д.).
  • Игры на внимание: «Мы охотимся на льва», «Изобрази, как ходит кошка (…)» , «Встань возле загаданного предмета», «Море волнуется» и т.д.
  • Игры на воздухе:
  • Подвижные игры,
  • Игры с природным материалом («Попади шишкой в дерево», «Забрось камушек в круг», «Кто дальше бросит снежок» и т.д.
  • Игры с выносным материалом и др.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Приходи в гости», «Хоровод вокруг елки», «Путешествие на корабле» и др.
  • Игры-драматизации (по разделам «Художественная литература» и «Музыка».
  • Поручения и задания.

Примерное нестандартное оборудование, которое может быть использовано в работе с детьми.

•  Массажёр «Орешки».

Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см ) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры).

•  Дорожка «Апельсиновая».

Состоит из клеёнки шириной 35 см , длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.

•  Тренажёр «Поймай мяч ловушкой».

Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м ) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце. Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.

•  Тренажёр «Попади в кольцо» .

Деревянное кольцо (диаметр - 40 см ) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м ) с мягким шариком.

Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется:: играющие должны не только бросать, но и ловить.

•  «Лыжи».

Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.

•  «Напольные шашки».

Полотно размером 1х1м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки лёжа на полу, что позволяет разгрузить позвоночник.

Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений.

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей мы изготовили так называемые «полосы препятствий», чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, поиграть в «Классы» и др.)

Все перечисленные выше факторы способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в движениях.

 Несколько советов педагогам:

•  В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики".

•  Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.

•  Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Работа с карточками может помочь детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, научит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают её сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

Для повышения интереса к движениям можно продумать обозначения-значки ("серебряный", "бронзовый", "золотой") и обозначить показатели этих нормативов (например, для получения "серебряного" значка необходимо отжаться 7-10 раз, а для "золотого" - 10-20 раз). Размещаются карточки-нормативы на каждого ребёнка на наборном полотне в группе. После выполнения заданий на прогулке, в свободной игровой деятельности дети под руководством воспитателя дети режут полоски соответствующего цвета и укрепляют их на своей карточке.

Итоги целесообразно проводить два раза в год.

•  Для повышения заинтересованности детей в улучшении результатов в беге, прыжках, метании и других видов деятельности целесообразно оформить "Доску чемпионов" с фотографиями воспитанников "Лучший бегун", "Лучший прыгун", фотомонтаж (выполнение детьми различных упражнений), выпуск стенгазеты "Папа, мама, я - спортивная семья".

•  В группе необходимо собрать библиотеку книг о спорте, различные журналы, открытки.

•  Углублению знаний о физической культуре может способствовать решение детьми кроссвордов, собирание разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация самостоятельной двигательной активности детей"

Презентация предназначена для педагогов по организации самостоятельной двигательной активности детей....

Организация самостоятельной двигательной активности детей

Консультация "Организация самостоятельной двигательной активности детей"...

Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях детского сада

Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях детского сада...

Доклад Тема: «Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях детского сада»

ДокладТема: «Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях детского сада»Гармоничное развитие ребенка невозможно без правильно организованной и достаточной для детей...

Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства ДОУ.

При применении разнообразных развивающих игр, методических рекомендаций в ограниченном пространстве группы дети будут отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Значительно во...

Консультация для родителей по организации самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста

Двигательная активность,  физическая культура и спорт-эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорово...

"Организация самостоятельной двигательной активности детей в детском саду"

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, пусть он находится в постоянном движении....