Презентация "Сухой бассейн в ДОУ, как способ адаптации ребенка к детскому саду"
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Бородулина Татьяна Николаевна

Презентация опыта работы инструктора по плаванию Слепневой Т. Н. по применению инновационной здоровьесберегающей технологии  "сухой бассейн" в период адаптации ребенка к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД: 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Как и все специалисты нашего детского сада, я не остаюсь в стороне от решения вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду.

Я участвую во многих мероприятиях, которые проходят в рамках работы клуба «Дружная семейка»: провожу игры с детьми, играю роли.

СЛАЙД: 2

Конечно, в идеале, очень бы хотелось проводить адаптационные мероприятия с детьми раннего возраста именно в бассейне, в воде вместе с детьми и мамами. Во многих регионах есть опыт такой работы и это очень эффективная форма работы, так как плавание положительно влияет на состояние нервной системы детей, способствует нормальному развитию органов кровообращения и дыхания, формированию правильной осанки, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Да и многие дети просто в восторге от занятий в воде. Но в силу ряда причин мы пока не можем проводить такую работу в бассейне. Над этим вопросом мы еще работаем и, в дальнейшем, хотим реализовать и это направление. Хотя работа наших специалистов строится во взаимодействии, но каждый из нас ведет свой блок. Вместе с нашей методической службой мы нашли и направление, которое в период адаптации реализовываю я.

СЛАЙД: 3

Как альтернативу водному бассейну, мы решили с прошлого года внедрить такую форму, как «Сухой бассейн». И у нас это получилось. Дети и родители с восторгом и желанием восприняли наше нововведение.

 

Игры и упражнения в сухом бассейне помогают улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей, активизировать защитные силы организма, оказывают профилактический и лечебный эффект при многих заболеваниях. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает детям почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию.

СЛАЙД: 4

Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей необходимо разумное сочетание оздоровительных мероприятий, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. В этом направлении была составлена методическая разработка «Сухой бассейн в ДОУ, как способ адаптации детей младшего дошкольного возраста к воде», целью которой является: проведение комплекса мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, закаливание организма и совершенствованию его функций; развитие интереса и положительного отношения к физическому воспитанию, формирование двигательных навыков и способностей в различных видах деятельности, повышение качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

В задачи входит следующее:

1.Регуляция двигательной активности детей;

2.Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

3.Создание положительного эмоционального фона.

СЛАЙД: 5

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка - нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно- сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо - эмоциональный фон.

Игры в сухом бассейне с цветными шариками рекомендуют  для физического и психологического развития малыша! Сухой бассейн несет в себе не только развлекательную функцию, он еще и благоприятно влияет на здоровье. При пребывании ребенка в бассейне его позвоночник принимает правильное анатомическое положение, что способствует формированию правильной осанки. Мышцы полностью расслабляются, улучшается обмен веществ.

Движения в сухом бассейне положительно влияют на опорнодвигательный аппарат ребенка. Ведь позвоночник в детском возрасте еще очень мягкий, он не сформирован окончательно и легко подвергается деформации во время интенсивных физических нагрузок. А при выполнении любых упражнений в сухом бассейне, тело ребенка буквально скользит по шарикам, которые бережно поддерживают позвоночник, снижая давление на него и корректируя правильную осанку. Кроме того, подвижные игры в сухом бассейне еще и очень благоприятно сказываются на дыхательной системе: увеличивается объем легких, укрепляются дыхательные мышцы, быстрее формируется грудная клетка. Игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности

Движения в сухом бассейне положительно влияют на опорно-двигательный аппарат ребенка. Ведь позвоночник в детском возрасте еще очень мягкий, он не сформирован окончательно и легко подвергается деформации во время интенсивных физических нагрузок. А при выполнении любых упражнений в сухом бассейне, тело ребенка буквально скользит по шарикам, которые бережно поддерживают позвоночник, снижая давление на него и корректируя правильную осанку. Кроме того, подвижные игры в сухом бассейне еще и очень благоприятно сказываются на дыхательной системе: увеличивается объем легких, укрепляются дыхательные мышцы, быстрее формируется грудная клетка.

 СЛАЙД: 6

РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ:

Занятия лучше проводить в игровой форме и индивидуально, обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес, игры и упражнения следует подбирать с учетом возможностей малыша.

Продолжительность занятий 5-10 минут каждое, детей - не более 3 человек. Интенсивность занятий – 1-2 раз в неделю.

СЛАЙД: 7

А сейчас я представлю вашему вниманию один из комплексов, который нами уже апробирован:

СЛАЙД: 8

1.«Воронки» — упражнение для развития координации и массажа верхних конечностей. Дети стоят снаружи бассейна. Сначала опускают поочередно в бассейн левую и правую руку и делают круговые движения. Затем опускают обе руки и теперь делают одновременно вращательные движения.

СЛАЙД: 9

2. «Перекаты» - упражнение для массажа мышц туловища. Ребенок лежит у бортика в бассейне на спине, при этом руки подняты вверх. Необходимо перекатываясь добраться до противоположного бортика.

СЛАЙД: 10

3. «Не замочи рук» — целью данного упражнения является развитие динамической и статической координации. Исходное положение - стойка в бассейне ноги врозь. Сначала необходимо выполнить стойку с различным положением рук, стараясь сохранить равновесие. Затем постараться пройти по периметру бассейна без опоры руками, при этом сохраняя равновесие.

СЛАЙД: 11

4. «Велосипед» — осуществляется массаж подошв стоп, а также икроножных мышц. Сидя, спиной к бортику бассейна, прямые руки в стороны на бортике, ноги вместе вытянуты вперед. Необходимо выполнять движения ногами, как на велосипеде, при этом стараясь разогнать, как можно больше шариков в стороны.

СЛАЙД: 12

5. "Достань со дна бассейна" – осуществляется развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. Прячем на дне бассейна один или несколько предметов и просим ребят найти их.

 СЛАЙД: 13

6. Игра «Отгадай, где спрятано» - цель данной игры является развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию.

Педагог дает словесное указание ребенку, где найти предмет.

СЛАЙД: 14

7. "Кто больше? " – целью данного упражнения является развитие цветовосприятия и ловкости.

Педагог дает задание: набрать и удержать в руках как можно больше шаров. Усложнение: собирать только шарики определенного цвета.

СЛАЙД: 15

8. Игра «Закопайка» - цель данной игры является невербальное общение . Педагог «закапывает» детям шариками сначала только ручки или ножки, потом всего ребенка (по желанию).

СЛАЙД: 16

9. «Золотая рыбка» – упражнение на развитие динамической и статической координации.

Первый вариант — ребенок лежит на животе, второй вариант — на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения руками и ногами — как будто плывет.

СЛАЙД: 17

«Погружение»

Цель: массаж шейных мышц.

- ноги на полу перед бассейном, руки в упоре в бассейне - достаем головой дно бассейна.

СЛАЙД: 18

«Охотники»

Цель: развитие общей подвижности, массаж всего тела, развитие фантазийного мышления

– дети бросают в «бассейн» свои мячики и догоняют их, передвигаясь по «бассейну» на четвереньках, ползком (в различных позах).

СЛАЙД: 19

«Поход за грибами»

Цель: развитие правильного речевого дыхания

- дети стоят в «бассейне», наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают мячики и складывают в ведерко.

СЛАЙД: 20

«Волчок»

Цель: массаж и координация работы позвоночника

- ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты - малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика.

СЛАЙД: 21

«Ловкие ножки»

Цель: развитие координации ножных мышц

- дети сидят на бортиках бассейна и стараются ногами поднять шарики,

- опираясь руками о бортик пытаются оттолкнуть от себя шарики как можно дальше.

СЛАЙД: 22

«Рыбки»

Цель: развитие общей подвижности, массаж тела

– дети лежат в «бассейне» на животе, голова приподнята, они шевелятся, отгребая от себя шарики ногами («хвостом»).

СЛАЙД: 23

«Кит»

Цель: развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох

– дети лежат в «бассейне» на спине, дельфина помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.

СЛАЙД: 24

Таким образом, сухие бассейны – это не только безумно веселое развлечение для детей, но и прекрасная возможность регулярно давать им физическую нагрузку в игровой форме. Ожидаемые результаты при регулярном проведении игр с использованием сухого бассейна:

- снятие психоэмоционального напряжения в период адаптации;

- регуляция двигательной активности детей раннего возраста;

- активизация защитных сил организма;

- развитие тактильной чувствительности, стимуляция зрительного восприятия;

- создание положительного эмоционального фона.

 

Все изложенное выше позволяет сделать вывод о педагогической

эффективности охарактеризованного выше   подхода к решению

проблемы адаптации детей.

Работая над данным направлением, сделан вывод, что четкая

профессионально слаженная работа педагогов, медиков, участие родителей и

благополучный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения

адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

СЛАЙД: 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Конспекты занятий с детьми дошкольного возраст в бассейне в период адаптации ребенка к детскому саду.

Практический материал совместных занятий детей и родителей в бассейне в адаптационный период....

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для педагогов «Песочная терапия – как эффективный способ легкой адаптации ребенка к детскому саду»

Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адапти...