«Мы туристы смелые на солнце загорелые»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дразкова Елена Викторовна

В данном опыте представлена актуальная  система использования элементарных форм туризма в оздоровлении детей среднего и старшего дошкольного возраста. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у них интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_turisty_smelye.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы туристы смелые на солнце загорелые»

Слайда

Текст

Слайд

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию опыт работы по теме «Туристические тропинки дошколят».

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия.
       Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны
.

Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у них интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.                  

      В данном опыте представлена актуальная  система использования элементарных форм туризма в оздоровлении детей среднего и старшего дошкольного возраста.

     Целью данного опыта является создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников через внедрение элементарных форм детского туризма.

Задачи:

  • формировать понимание необходимости вести здоровый образ жизни, совершенствовать двигательную активность детей;
  • способствовать усвоению знаний о лекарственных растениях; о правилах поведения в природе; познакомить с элементарными опытами и экспериментами, необходимыми туристу;
  • формировать межличностные дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возрастным особенностям;
  • привлекать родителей к совместной деятельности с педагогами ДОУ.

 С целью создания условий для внедрения опыта мы:

  • изучили методическую литературу по данной теме;
  • на основе плана-схемы составили два маршрута для разных возрастных групп с учётом уровня физической подготовленности детей;
  • на территории детского сада проложили маршрут (разметки на асфальте);
  • физкультурно-оздоровительные центры групп совместно с педагогами пополнили планом – схемой маршрута;
  • организовали консультации для педагогов и родителей по правильному использованию маршрута;
  • разработали перспективный план занятий физкультурно-оздоровительной работы на воздухе, для детей 3-7 лет с использованием маршрута (1 раз в месяц).

Нами разработаны маршруты по территории детского сада, которые помогают интересно и эффективно провести туристические прогулки.

Каждый маршрут имеет четкий регламент, ребятам предстоит пройти по «дорожке – елочке», спиральке, «зигзагу», «таинственным следам», «линии равновесия», «веселой лесенке», «змейке»;

преодолеть  «Тропу здоровья» (с ходьбой по камушкам, травке,  мостику, пенёчкам, пролезать через кольца и туннели, дуги); посетить «Фитоогороде» (где они собирают лекарственные растения, природный материал, выполняют дыхательную гимнастику, играют).

 «Тренирующая дорожка» включает в себя:

Езду на самокате и велосипедах, беговую дорожку, «Трёхуровневый бум», метание вертикальные и горизонтальные цели.                   

Туристические походы и прогулки по маршрутам осуществляются  в любое время года, круглогодично.

Весь процесс реализации работы проходил в несколько этапов:

1этап: диагностико- прогностический.

Цель: изучение возможностей и потребностей группы.

Реализован в:

  • Работе с родителями - ознакомление с целями и задачами детского туризма, анкетирование и анализ опроса;
  • Подборке информационного материала для родителей;
  • Подготовке спортивного оборудования;
  • Разработке сценариев проведения туристических мероприятий;
  • Беседах с детьми о правилах поведения в природе;
  • Чтении художественной литературы о туристах;
  • Разучивании стихов, песен, пословиц и поговорок;
  • Знакомство с картой и планом местности;
  • Просмотре презентаций, мультфильмов о туристах.

2 этап: практический.

Цель: введение валеологических знаний, здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательный процесс.

Реализован в:

  • Консультации для родителей: «Детский туризм – дело серьезное», «Отправляемся в поход»;
  • Прогулке – игре  «Следопыты с картой»;
  • Проведении туристических мероприятий с детьми и родителями : «Юные туристы идут в поход», «Поход в горы», «Зимний туризм»; ряда туристических занятий экологической направленности.
  • Изготовление буклета для родителей «Лето - время семейного туризма»;
  • Изготовление правил - знаков «Правила поведения в природе»;
  • Продуктивная деятельность «Мы - туристы!»;
  • Дидактические игры «Собери рюкзак туриста», подвижные игры, игры – аттракционы «Игры озорного рюкзачка»

3 этап: обобщающий.

Цель: подведение итогов, совершенствование результатов работы по данной проблеме.

         Реализован в:

  • Мультимедийные презентации к проекту «Мы туристы»;
  • Мультимедийные презентации к проекту «Мы туристы» - «Подружись скартой»;
  • Фотоотчет  семейного туристического отдыха «Вот оно какое наше лето!»;
  • Участие во Всероссийской викторине «Знатоки природы»;
  • Выставка «Если с другом вышел в путь».

Говоря  о результативности и эффективности,  отмечается:  

1. Повышение уровня двигательной активности.                                  

2. Снижение утомляемости.                                  

3. Улучшение качества знаний теоретической подготовки.           

4. Улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость, ловкость).                   

5. Улучшение качественных показателей технической подготовки.              

6. Формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств (выдержка, смелость, взаимопомощи рисунков  друг другу).

7. По результатам анализа анкетирования родителей отмечается положительная динамика в дружеских взаимоотношениях с детьми, повышению процентного показателя совместного семейного туристического отдыхах на 50 % (в 2014г. – 40 %, а в 2015г.- 90%).

Предлагаемая нами система работы по использованию элементарных форм туризма  в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста:

  • Позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада;
  • Является мощным фактором оздоровления детей дошкольного возраста;
  • Способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый турпоход туристят с/к "Мы - Туристы"

17.03.2014 прошёл первый поход за пределы детского сада. Комбинированный турпоход (часть пути на автобусе и вторая часть пеший маршрут). Во время похода соблюдались все правила безопасности для жизни ...

Сценарий экологического праздника «Будем загорелыми, сильными и смелыми»

Это сценарий летнего праздника. Он предназначен для детей групп смешанного возраста. В празднике принимали участие все дети раннего возраста от младшей до старшей группы.  Основными задачами в ра...

Сценарий спортивного развлечения для детей старшей - подготовительной группы «Сильные, быстрые, смелые и очень загорелые!»

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре, воспитателям детских садов. Цели: • Повышение интереса детей к физкультурным занятиям посредством спортивных эстафет. • Дости...

Турист - квест «Школа настоящих туристов»

Сценарий туристического похода для воспитанников старшего дошкольного возраста....

Фестиваль туристов "Привет, туристы!"

Туризм в детском саду тема не новая, но всегда актуальная. Дети с родителями часто путешествуют на автомобилях, пешком, иногда в лес с палатками. Жизнь туристов полна приключений, новыми событиями, эм...