Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
    статья по теме

    Макаренко Мария Алексеевна

    Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависит общее благополучие человека, его удовлетворенность отношениями с другими людьми, успехи на работе и счастье в семейной жизни. Развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на познавательные процессы, эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения и рефлексии, что обусловливает общую успешность ребенка в будущем, в том числе будет способствовать эффективной адаптации в школе и для развития гражданской позиции в дальнейшем.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В  ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

    М.А. Макаренко

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 компенсирующего вида Центрального района

     Санкт-Петербурга

    Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования.

    Целевая установка, согласно ФГОС ДО, ориентирует педагогов на формирование общей культуры дошкольника, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,  обеспечивающих социальную успешность дошкольника.

    Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей. Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

    Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности.

    В качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступает умение ребенка общаться: «...Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

    Одной из областей развития, обозначенных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, является социально-коммуникативное развитие, которое направленно «...на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

    Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависят общее благополучие человека, его удовлетворенность отношениями с другими людьми, успехи в работе и счастье в семейной жизни.

    Развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения, рефлексии и на познавательные процессы, что обуславливает общую успешность ребенка в будущем, в том числе будет способствовать эффективной адаптации в школе и развитию гражданской позиции в дальнейшем.

    Умение понимать свои эмоции, эмоции других людей поможет ребенку  облегчить разрешение конфликтных ситуаций, в межличностном взаимодействии при возникновении каких-либо проблем, и будет способствовать развитию товарищества и взаимоподдержки среди детей.

    Для создания наиболее благоприятных условий для развития эмоционального интеллекта и гармоничного развития воспитанников в целом, деятельность педагога-психолога ДОО может осуществляется по следующим направлениям:

    1). Направление «Психопрофилактика, психогигиена и психологическое просвещение»

     Психопрофилактика состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие личности ребенка, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.

    Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

    Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.

    2). Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция» (В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.)

    Для развития эмоционального интеллекта и его компонентов у дошкольников необходимо:

    • расширять и обогащать представления детей об эмоциях и чувствах, их полярности и способах вербализации;
    • формировать у детей умение осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
    • развивать способность понимать эмоциональные состояния, переживания, личностные особенности другого человека;
    • повышать уровень рефлексии и эмоциональной децентрации;

    Формы работы по развитию эмоциональной сферы воспитанников могут быть самыми различными и осуществляться в различных видах деятельности, в течении всего периода пребывания ребенка в ДОО:  игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач; посещение комнаты психологической разгрузки; комфортная организация режимных моментов; обучающие беседы с психологом и воспитателем, в том числе чтение художественной литературы, дидактические и творческие игры; игротерапия; сказкотерапия; музыкотерапия, арт-терапия; психогимнастика, «календарь эмоций», использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы)   и т. д.

    В специальных играх дети должны учиться делиться своими переживаниями, осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека. И, что важно, называть свои чувства и выражать их. (Ю.Б. Гиппенрейтер: «Ребенку, который хочет рассказать что-то маме — нужен способ, нужен язык, нужно средство для выражения своих эмоций. А еще привычка делиться, семейная традиция, живое общение со взрослыми».)

    Целевыми ориентирами для педагога-психолога ДОО могут служить:

    • снижение эмоционального напряжения ребёнка,
    • повышение самоуважения и самооценки ребёнка,
    • освоение ребенком способов эффективной работы со  своими эмоциями,
    • освоение навыков сотрудничества, улучшение коммуникации со сверстниками и взрослыми.
    • развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открытие перед ребенком новых возможностей усвоения от окружающих различного рода знаний и умений.
    • развитие умения сотрудничать друг с другом, усвоение новых ролей, норм, правил поведения.
    • развитие самосознания, формирование «образа Я», осознание себя и свое существование, и своей роли в окружающем мире.
    • развитие осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения.

    3). Направление «Психологическое консультирование» (консультирование и ознакомление всех участников образовательного процесса с научными и практическими исследованиями в области развития эмоционального интеллекта).

    Формы работы с педагогами: индивидуальное и групповое консультирование; выступление на педсоветах, методических объединениях; групповые занятия, семинары и тренинги.

    Работа с родителями может осуществляться в форме психологического тренинга; консультаций психолога, оформления информационных стендов; бесед; выступления на групповых родительских собраниях, проведения совместных досуговых праздников и мероприятий; открытых занятий; организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми и т.д.

            

            Таким образом, развитие эмоционального интеллекта является очень важным фактором в ходе всего образовательного процесса, так как непосредственно участвует в «...формировании у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».

    Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями и родителями). Важно помнить, что «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» являются одним из основных принципом дошкольного образования.

    Список использованной литературы:

    1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» - М: УЦ Перспектива, 2014.

    2. Афонькина Ю.А. «Рабочая программа педагога-психолога в ДОО» - Волгоград — Изд. «Учитель» - 2015г.

    3. Николаева Е.И. «Воспитание толерантности. Психологическое сопровождения в начальной школе». -М.: ООО «Мой учебник», 2007.

    4. Куракина А.О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013.

    5. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?»  -  М: АСТ, 2014 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планирование воспитательно-образовательного процесса в детском саду в контексте введения ФГОС ДО. Документация воспитателя

    Делюсь опытом планирования воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ и опытом ведения документации воспитателя....

    Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

      Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...

    для воспитателей "Модель интегрированного планирования образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"

    для педагогов "Модель интегрированного планирования образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"...

    Образовательная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС

    Презентация "Образовательная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС"...