Консультация для родителей «Раннее формирование у детей привычки к здоровому образу жизни»
статья по теме

Дмитриева Елена Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:


Раннее формирование у детей привычки к здоровому образу жизни

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
 Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

 1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая  программа индивидуального развития.

 2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

 3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4.Нравственное здоровье- основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который  он ведёт.

Если на первые 50% здоровья мы, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим детям.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно взрослые помогают ребенку.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

∙•Занятия физкультурой, прогулки;

∙•Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

∙•Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умение отличать ложь от правды.

∙•Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

∙•Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение  различных рекомендаций.

∙•Формирование понятия "не навреди себе сам".

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет.

Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь, зачастую, проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей

Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей осуществляется  по следующим  направлениям:

1. Привитие культурно-гигиенических навыков.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

 Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и, в первую очередь, содержать в чистоте. Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

 Особое внимание нужно обращать на значимость для организма сна, прогулки, правильного питания, режима.

4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Совместная зарядка, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры - все это доступно для использования в каждой семье.

5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

Главными союзниками в работе дошкольного учреждения по воспитанию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. Без их участия  невозможно добиться хороших результатов. Только они являются самым ярким примером для своих детей.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»...

Консультация для родителей «Раннее формирование у детей привычек здорового образа жизни (ЗОЖ)»

Консультация для родителей, педагогов ДОУ «Раннее формирование у детей привычек здорового образа жизни (ЗОЖ)»....

Консультация для родителей "Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни"

Рекомендации для родителей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни...

Консультация для родителей Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.

Консультация для родителейФормирование у детей привычки к здоровому образу жизни....

Консультация для родителей «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни».

Консультация для родителей «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни»....

Памятка для родителей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни

Памятка для родителей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни...

«Формы работы с родителями по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни»

Работа по формированию здорового образа жизни заключается в том, чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, пр...