Выступление на тему: Валеология в группе "Особый ребенок".
материал на тему

Иванова Наталия Сергеевна

Валеология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_ped.otchet.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:"Валеология в группе «Особый ребенок».

Свой доклад мне бы хотелось начать с очень хорошего детского стихотворения М.Ефремова, которое нашло отражение по моей теме:

Что такое наше тело? Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться, прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат, воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать, глазки могут увидать.

Ножки могут быстро бегать, ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко и сжимают крепко-крепко.

Чтобы быть здоровым телу, надо нам зарядку делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!», Сделаем глубокий вдох!

 Наклонимся вправо – влево… Гибкое какое тело!

 И в ладошки вместе: «Хлоп!» И не хмурь красивый лоб!

Потянулись – потянулись… И друг другу улыбнулись.

Как владеем мы умело Этим стройным, сильным телом!

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Целью оздоровительной работы в дошкольном учреждении является:

- сохранение и укрепление здоровья детей в процессе образовательной деятельности.

Задачами:

- создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих;

- формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью;

- обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам;

- укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.

Реализацию вышеперечисленных задач успешно помогает решать наука «валеология».

Валеология (название термина происходит от латинского valeo — "быть здоровым" и греческого logos — "учение")— это раздел в педагогике, а так же один из разделов профилактической медицины, занимающийся формированием у людей стремления к здоровому образу жизни.

Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека с помощью организованных форм работы в ДОУ с детьми: закаливание, организованная образовательная деятельность - физическая культура, релаксация, физминутки, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, использование народных средств, активный труд, рациональном отдых, прогулки на свежем воздухе, совместная деятельность детей с воспитателем – беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни, рассматривание иллюстраций, картин, плакатов, просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ, упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др.

Валеология, как наука включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Но еще сложней научить всему этому «особых детей». Ведь детей с ограниченными возможностями порой бывает очень трудно убедить не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пищу, а не заглатывать её целиком, чистить зубы, и т.д. Таким детям еще очень сложно установить взаимосвязь между болезнью и её причинами. Он не ощущает своего здоровья, не знает предела его резервов. Такие дети  получают извне  оздоравливающие  или способствующие сохранению и укреплению здоровья воздействия, а сами остаются пассивным. Как бы много мы не делали для здоровья таких детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить их самих. Ведь они как и обычные дети могут сделать многое  для себя самого, нужно только научить их этому и познакомить со своим телом, организмом, его возможностями функционирования. Поэтому главной задачей ставится вызвать у «особых деток» интерес к собственному телу, его строению, научить помогать себе, бережно относится к своему организму и здоровью. Мы учим ребенка любить себя, свое тело.

 Таким образом, в педагогической практике по валеологическому воспитанию в нашей группе «особый ребенок» имеется огромный арсенал игр, развивающих представления ребенка о себе, своем организме, здоровье; приобретению умений и навыков, направленных на обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, способствующим укреплению здоровья и привития детям навыков здорового образа жизни. Итогами таких мероприятий становятся систематическая образовательная деятельность, например:

Конспект Образовательной деятельности по ознакомлению детей особой группы с организмом человека " Правило на всю жизнь." (конспект прилагается). Я закрепила представления детей о предметах ближайшего окружения(продукты).

Ввела в словарь детей обобщающие слова: продукты, овощи, фрукты, микробы. Дала детям представление о микробах. Закрепила знание детей о том, какие из продуктов есть полезно (что можно есть в большом количестве, а что можно есть понемногу). Обогатила словарь детей существительными, обозначающими овощи, (морковь, капуста, чеснок, лук, свекла). Закрепила умение проявлять внимание, сочувствие к сверстникам, игрушкам (кукле Непослухе). Закрепила умение говорить вежливые слова (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания) развивала  внимание, самостоятельность, речь, мышление.

На следующей образовательной деятельности по ознакомлению детей особой группы с организмом человека: «Я и мое тело» (конспект прилагается). Образовательная деятельность проходила в игровой форме легко, непринужденно, эмоционально; использовала разнообразные жизненные ситуации, режимные моменты, для того, чтобы сформировать у детей представление о себе, как о человеке (что у них есть тело, тело нужно, чтобы жить; из каких частей состоит  тело?). Ввела в словарь детей слова: люди, человек, голова, туловище, ноги, руки, ходить, бегать, брать, держать, шить, вязать, бросать, наклоняться; развивать умение соотносить свои движения со словами песенки; воспитывать навыки культурного поведения; вызывать интерес к дальнейшему познанию себя.

Закончить свой доклад я бы хотела словами Януша Корчака, который писал «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы себе ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких -и уже сам незнаю, какими бы болезнями. Нет. Детям совершенно так же как и взрослым хочется быть здоровыми и сильными, только они не знают, что для этого делать. Объясним им, и они будут беречься.

Конспект образовательной деятельности по валеологии в группе: «Особый ребенок».
Тема: «Правила на всю жизнь» 

Цель: Закреплять представления о предметах ближайшего окружения (продукты).

Задачи:

Образовательные:

- Вводить в словарь детей обобщающие слова: продукты, овощи, фрукты, микробы.

- Дать детям представление о микробах.

- Закрепить знание детей о том, какие из продуктов есть

-Обогащать словарь детей существительными, обозначающими овощи, (морковь, капуста, чеснок, лук, свекла),

Развивающие:

Развивать внимание, самостоятельность, речь, мышление.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, желание работать в коллективе, уважение к своим товарищам.

Материалы и оборудование: Овощи. Корзина. Нарезанные овощи, видеозапись: «Уроки осторожности». Игрушки: кукла Непослуха.

Предварительная работа:                          

Рассматривание альбомов «Продукты», «Овощи», «Фрукты»  

Дидактическая игра «Что ты съел?»                                      

Логоритмическое упражнение «Засолка капусты», игра «Апельсин»

Ход деятельности:

Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть какие мы стали большие и умные. Поздоровайтесь.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: К нам в гости пришёл мальчик, а зовут его Непослуха. А как вы думаете почему его так зовут? (Ответы детей)

Да ребятки. Он не слушается тётушку Сову, и поэтому его назвали Непослухой. А вы слушаетесь старших?

Дети: Да!

Воспитатель: Хотите узнать что он нам принес? (ответы детей) Непослуха нам принёс продукты.  Ребята какие продукты вы знаете? (ответы детей) Овощи и фрукты полезные продукты. Их нужно кушать много, чтобы мы с вами были здоровыми. Росли большие и не болели. Но есть и такие продукты которые можно кушать но по чуть-чуть. Это, какие?.. …А почему по чуть-чуть? (ответы детей)

Тётушка Сова ещё нашла вредителей, а каких давайте посмотрим, Ты тоже Непослуха садись вместе с ребятами и смотри внимательно (включается видеозапись: «Уроки осторожности». Серия о микробах )

Воспитатель: О каких вредителях рассказывает тётушка Сова? (О микробах) Да, о микробах которые живут на немытых овощах и фруктах, а ёщё на руках. Непослуха, а зачем тебе овощи которые ты принёс?

Непослуха: Я их на зиму припас. Буду их мариновать, сушить и замораживать.

Воспитатель: Мы с ребятами тоже можем капусту солить. (Дети выполняют движение логоритмического упражнения «Засолка капусты»2раза)

Понравилось Непослуха, тебе как мы солили капусту?

Непослуха: Очень понравилось Хотите посмотреть какие полезные овощи у меня в корзине?

Воспитатель: Ребята вы хотите узнать, что в корзинке, какие полезные овощи там лежат? (Ответы детей) Непослуха а ты садись рядом и держи корзинку.(Воспитатель по очереди достаёт: морковку, чеснок, лук,  капусту.

Воспитатель: Вот  какие полезные овощи у Непослухи в корзинке.

Непослуха: Да, угощайтесь пожалуйста.

Непослуха: Да, угощайтесь пожалуйста.

Воспитатель: Непослуха, ты  что, забыл о чем предупреждала Мудрая Сова? А вы ребята помните? (Ответы детей.) Правильно сначала надо их помыть, а потом уже кушать.

Воспитатель: Молодцы ребята , а сейчас пришла пора нам прощаться с нашими героями, потому что им пора в другой детский сад рассказать другим деткам о правилах на всю жизнь. Давайте скажем до свиданья!

Конспект образовательной деятельности по валеологии в группе: «Особый ребенок».
«Я и мое тело». 

Цель:

- формировать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить; из каких частей состоит мое тело) ;

Задачи:

Образовательные: - формировать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить; из каких частей состоит мое тело?);

- расширять словарный запас: люди, человек, голова, туловище, ноги, руки, ходить, бегать, брать, держать, бросать, наклоняться;

Развивающие: - развивать умение соотносить свои движения со словами песенки;

Воспитательные:

- воспитывать навыки культурного поведения;

- вызывать интерес к дальнейшему познанию себя.

Материалы и оборудование:

• 1 воздушный шарик;

• изображение тела человека;

• воздушные шары небольшого размера по количеству детей;

• магнитная доска для размещения картинок.

Предварительная работа:

• Беседы о частях тела

• Комплекс упражнений под слова песенки "У жирафа пятна пятнашки везде. " во время утренней зарядки;

• Релаксационные упражнения на расслабление.

• Игра – забава «путаница» (части тела) ;

Игра «Где же наши детки».

Ход деятельности:

Дети сидят на стульчиках на ковре:

Воспитатель (в) : - Ребята, подойдите ко мне. Сегодня к нам пришли гости. Давайте дружно с ними поздороваемся и скажем здравствуйте. Что означает слово «здравствуйте»?

В: - когда мы говорим здравствуйте, мы желаем кому-то здоровья. А что значит быть здоровым?

Ответы детей.

В: - Молодцы, вы сказали, что если у человека ничего не болит, то у него хорошее настроение, он улыбается. Я желаю вам здоровья. А вы знаете, чтобы нам везде и всегда успевать, нам нужны помощники. А что за помощники мы узнаем, когда отправимся в путешествие.

В: - Тогда начинаем. Для начала нам нужно надуть шар. Давайте подуем фу-у-у-у-у-у

Дети произносят звук фу-у-у-у-у-у.

В: - Вы старательно надували шар, посмотрим, какой он получился.

Я вас прошу закрыть глаза.

Дети с закрытыми глазами ждут.

Воспитатель выносит воздушный шар.

В: - Мы надули шар большой

Не простой шар - голубой

Он путешествовать любил

Нас с собою пригласил.

Давайте сегодня будем путешествовать на воздушном шаре.

Подуйте все вместе на шарик!

Ой, ой, куда это он полетел, смотрите он привел нас в страну «Волшебное тело»!

Посмотрите это ведь человек и он такой же как и мы с вами правда?

А ну ка давайте проверим это вместе: у него как и у нас есть голова, она как круг круглая. И есть на голове лицо, а вот что есть на лице у нас скажите сами.

Ответы детей : нос, глаза, рот…

В: - правильно! Давайте посмотрим дальше что еще есть у человека шея, она помогает поворачивать голову и соединяет с туловищем. И точно как у нас есть еще и две руки на каждой ручке есть пальчики, локоть – давайте вместе покажем, где у нас локоть и пальцы) .

В: - есть у человека и две ноги правая и левая. Как и у нас с вами правда ребята? А для чего нам нужны ноги?

Дети: чтобы ходить, бегать прыгать и т. д.

В: - хвалит детей! Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Где же наши детки?»

Где же наши детки? ».

Где же наши ручки( 2 раза)

(дети прячут руки за спину) .

Вот они! (2 раза) .

(дети вытягивают руки вперед, вертят ими и показывают) .

Где же наши ножки( 2 раза)

(Дети приседают и закрывают ноги руками) .

Вот они( 2 раза) .

Где же наши детки( 2 раза) .

(Закрывают лицо руками) .

Вот они! (2 раза) .

(открывают лицо и улыбаются) .

Воспитатель: а сейчас ребята мне кажется, наш шарик, приглашает нас отправится в зоопарк, ведь и у зверей тоже есть и голова и глазки и ушки.

Подуйте все вместе на шарик и-и-и полетели.

Под слова песенки «У Жирафа пятна пятнашки везде. » все дети показывают соответствующие движения.

В:- Ну, вот и все ребята вам понравилось наше увлекательное путешествие?

Ответы детей:

Воспитатель: мне тоже очень понравилось и хочется пожелать вам быть здоровыми, не лениться делать зарядку каждый день.

Давайте пожелаем нашим гостям будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...

Выступление на родительском собрании на тему: Игра в жизни ребенка.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. "Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть больным или п...

Выступление на тему: "Развитие познавательной активности ребенка в процессе опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы"

выступление было подготовлено для педагогического совета по теме:"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников"...

Выступление на тему: "Значение работы с разными материалами для развития личности ребенка"

      Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, ...