МАСТЕР-КЛАСС «Рефлексия - технология становления и развития личности»
тренажёр на тему

Цель мастер-класс: Познакомить коллег – педагогов с понятием «рефлексия» и «саморефлексия» в ДОУ и освоение ими новой педагогической технологии становления и развития личности, а также повышения профессионального мастерства.

Задачи мастер-класса:

Ø Ознакомление педагогов с понятиями «рефлексия» и «саморефлексия»;

Ø Обучение различным аспектам и приемам эффективного использования технологии рефлексии;

Ø Повышения уровня профессиональной компетенции педагогов;

Ø Развитие гибкости мышления;

Ø Приобретение и закрепление практических знаний и навыков;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_shishkina_yu.v.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №40 «РОМАШКА»

МАСТЕР-КЛАСС

 «Рефлексия - технология становления и развития личности»

Подготовил:

Педагог-психолог

Шишкина Юлия Викторовна

г.о.Электрогорск, 2016 г.

Цель мастер-класс: Познакомить коллег – педагогов с понятием «рефлексия» и «саморефлексия» в ДОУ и освоение ими новой педагогической технологии становления и развития личности, а также повышения профессионального мастерства.

Задачи мастер-класса:

  • Ознакомление педагогов с понятиями «рефлексия» и «саморефлексия»;
  • Обучение различным аспектам и приемам эффективного использования технологии рефлексии;
  • Повышения уровня профессиональной компетенции педагогов;
  • Развитие гибкости мышления;
  • Приобретение и закрепление практических знаний и навыков;

Материалы и оборудование: Проектор, мультисенсорная среда сенсорной комнаты, аудиозаписи с релакс музыкой, раздаточный материал (аудиодиски).

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада всех вас видеть!

Сегодня мне представилась возможность поделиться с вами своим опытом по теме: «Рефлексия - технология становления и развития личности», позвольте начать с информационной части.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Педагогическая рефлексия

– способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.

Цель: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

Форма организации:

  • индивидуальная
  • групповая

Во времени:

  • ситуативная
  • ретроспективная
  • перспективная

Рефлексия:
 (может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе).

  • деятельности

дает  возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий

  • содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Виды рефлексии:

Четыре сферы человеческой сущности:

физическая (успел – не успел);

сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Функции рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;        
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Упражнения для дошкольников:

1) «Солнышко».

Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.

Моё настроение похоже на:

* солнышко;

* солнышко с тучкой;

* тучку;

* тучку с дождиком;

* тучку с молнией.

2) «Радуга».

Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги.

Красный – не комфортно, тревожно;

Оранжевый – все раздражало;

Желтый – очень хотелось домой;

Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;

Голубой – интересно, занимательно;

Синий – трудно, но интересно;

Фиолетовый – скучно, не интересно.

3) «Снежный ком».

Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать.

4) «Заплетем косичку».

Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:

красная – весело, интересно, занимательно

коричневая – трудно, волнительно;

белая – безразличие, скука, усталость.

- Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.

Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.

5) «Цветы и бабочки».

На поляне (на полу) растет 3 цветка:

Красная роза (узнал много нового, научился читать);

Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно);

Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).

Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.

6) Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:

Что у тебя получилось лучше всего?

Кто помог тебе сегодня?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Что ещё не получается?

Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

7) Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком.

8) Применение разноцветных сигнальных карточек: листочки, снежинки, цветочки, светофорики, геометрические фигуры и др.

9) С помощью жестов:

Во!

На сколько подрос: сидя, стоя, потянуться.

Хлопните! Топните!

10) «Метод пяти пальцев».

Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?

Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла)?

С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла), чем порадовал (а) л?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?

11) «Дерево творчества»

По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворён днём.

12) «Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

13) «Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

14) «Сказочное дерево (поляна)»

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

Важно помнить!

  • Если человек не рефлексирует, не осуществляет
    самоанализ своей деятельности и деятельности
    своих воспитанников, её результатов, он не
    выполняет роли субъекта образовательного
    процесса;
  • Отсутствие рефлексии – это показатель
    направленности только на процесс
    деятельности, а не на те изменения,
    которые происходят в развитии человека.

А теперь приглашаю вас в сенсорную комнату, для проведения практической части нашей встречи!

(В сенсорной комнате проводятся упражнения на расслабление, саморегуляцию и приемы рефлексии).

Упражнение на расслабление «Сон на берегу моря»

Педагог спокойным, негромким, голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне участники видят море с прозрачной голубой водой, через которую можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли,  диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных добродушных дельфинов.

Упражнение рефлексии «Настроение» (с помощью воздушно-пузырьковой трубы «Вдохновение)

С помощью визуализации понять своё настроение, подумать о том, что радует, вдохновляет или наоборот тревожит, настораживает. Какой вы цвет выберите? Нравится ли вам это цвет? Хотели бы поменять? Что происходит? Что чувствуете?

Упражнение на саморегуляцию «Муха»

Представьте себе, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его, напрягите все мышцы лица… А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу… (так и с другими частями лица).

Упражнение рефлексии «Я – молодец» (с помощью модуля «Фонтан»)

Поаплодируйте себе, кто считает, что сегодня со всем справился.

Громко поаплодируйте себе, кто справился замечательно со всем.

Очень громко поаплодируйте себе, те, кто справился замечательно и прибывает в хорошем настроении.

Теперь мы отдохнувшие можем продолжить и вернуться в зал.

(Возвращаемся в зал)

Проводится тест – путешествие, сказка  (саморефлексия).

Дорогие участники мастер-класса, позвольте предложить вам уникальное, незабываемое путешествие в сказку. Для фиксации ваших действий вам понадобятся листочки и ручки. Вы готовы?

Уважаемые коллеги, проведем рефлексию мастер-класса, оставьте в нашей «Сказочной шкатулке»! ваши впечатления, эмоции, рекомендации по нашему мастер-классу»!

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс «Сотрудничество ДОУ и семьи- залог развития личности успешного ребёнка»

Цель: Презентация инновационной формы организации взаимодействия с родителями воспитанников – совместной деятельности с одновременным участием детей и их родителей....

Мастер-класс Тема: «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи».

В данной материале представлен конспект мастер-класса для детей по работе с ЛЕГО-конструктором "Зоопарк"...

Мастер-класс для педагогов «Технологии, направленные на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Настоящая Программа  Мастер-класса направлена на формирование единой партнерской системы в вопросах речевого развития ребенка и его социализации в последующем, при взаимодействии ДОУ и семьи в во...

Методические рекомендации для педагогов: «Использование рефлексии как технологии становления и развития личности дошкольника в рамках ФГОС ДОУ»

Материал будет интересен начинающим педагогам ДОУ в качестве рекомендаций к применению технологии рефлексии в своей педагогической деятельности....

Мастер-класс Тема: «Применение технологии «Бусоград» для развития знаний сенсорных эталонов у детей с ЗПР»

Передача опыта работы педагога по применению технологии «Бусоград» для развития знаний сенсорных эталонов у детей....