Мастер-класс Тема: «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи».
план-конспект занятия на тему

Макагонова Ольга Вениаминовна

В данной материале представлен конспект мастер-класса для детей по работе с ЛЕГО-конструктором "Зоопарк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, поэтому большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный модулирующий характер. Они формируют у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней не речевые виды деятельности. Помимо традиционных методик обучения все шире используются ЛЕГО-технологии. В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с этим конструктором выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве, времени. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-конструкторы служат важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях, а также несут в себе коррекционную направленность.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, и следовательно на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. Существует большое количество тематических конструкторов, с помощью которых возможна разнообразная интенсивная работа над развитием речи детей. Работа по лексическим темам с помощью конструктора, дает возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Есть занятий много разных, каждый выберет своё.

Но хочу я рассказать Вам об одном, но не простом.

О занятии, которым укрепляем силу духа, развиваем логику.

А занятие это называют просто «ЛЕГО».

ЛЕГО нас объединяет, ЛЕГО сплачивает нас,

ЛЕГО в жизни помогает, ЛЕГО – это высший класс.

И поезда,  и целый город!

Твои любимые герои

На суше, в воздухе и в море.

Ты с ними целый мир откроешь,

Поедешь, полетишь, построишь…

И в этот мир – весёлый, яркий,

Где есть волшебные подарки

Ты окунись, как в море с брега:

Добро пожаловать в мир: ЛЕГО.

Сегодня мы будем с вами сотрудниками зоопарка и попробуем правильно расселить животных по клеткам и вольерам. А также накормить и поухаживать за ними. Мы все с вами знаем, что в природе у каждого животного свой «дом» - одни животные живут в Африке, а другие -  в тундре. Но есть такой дом, где можно встретится с животными со всего света. Как он называется? (зоопарк). Зоопарк – это целый город со своими улицами и домами. Каждый дом приспособлен для определенного жильца. Каждому обитателю зоопарка нужны определенные условия для жизни. Эти условия создают люди, которые знают о каждом животном все и очень любят их. Я сегодня буду директором зоопарка, а вы моими сотрудниками? Для того, чтобы стать сотрудником зоопарка нужно пройти собеседование у директора. Ответить правильно на задаваемые вопросы.

Вопросы к собеседованию:

  • Что общего у белого медведя и гуся?
  • Какое животное носит своего детёныша в сумке?
  • Птица, а летать не может?
  • Не птица, а откладывает яйца?
  • Какое животное умеет пускать фонтаны?

Планёрка у директора:

Теперь вы сотрудники зоопарка. Приглашаю Вас на планёрку (на планёрке у директора обсуждаются важные вопросы). Так как наш зоопарк только организуется, животных там ещё нет. Нам нужно приобрести животных для нашего зоопарка. Сейчас мы с Вами этим займемся. Чтобы работу выполнить быстро предлагаю поработать в трёх группах:

1 – «приобретает» животных Африки

2 – животных Севера

3 – животных обитающих в наших лесах

Участники объединяются в три группы.

Выберите в своих группах посыльных, которые получат задание, какие животные нам нужны для зоопарка.

Посыльный (участник мастер-класса от каждой группы) получает карточку, на которой загадка о животном, которого нужно «приобрести» для зоопарка (сконструировать из кубиков ЛЕГО). 

Но для начала сделаем разминку: Слушайте внимательно, делайте старательно.

Игровой самомассаж конструктором ЛЕГО с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации и повышения  иммунитета детей. 

1, 2, 3, 4, 5!  

Загибают пальчики на обеих руках

В конструктор будем  мы играть!

Разгибают пальчики на обеих руках

В конструктор будем  мы играть

Кулачок-ладошка поочерёдно

Своим ручкам помогать!  

Кулачок-ладошка поочерёдно

Кирпичик в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

Выполняют действия с деталью конструктора согласно словам. Прокатывание конструктора между ладонями

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем.

Меняют положение рук

В ручку правую возьмём

Сжимают конструктор в правой руке

И сильней его сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем.

Имитируют игру на пианино

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём!

Сильно сжимаем  в левой руке

Руку быстро разжимаем,  

На "пианино" поиграем.

Имитируют игру на пианино

Мы кирпичик убираем

Убирают на край стола

Быстро пальчики считаем!

На левой ручке посчитаем,                    

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Загибаютпальцы на правой руке

На правой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Загибают пальцы на левой руке

Пальчики свои встряхнём,  

Заниматься мы начнём!  

Встряхивают кисти обеих рук

Приглашаем мы друзей

ЛЕГО собирать скорей.

Там и взрослым интересно:

В ЛЕГО поиграть полезно!

Давайте вспомним Правила групповой работы:

  • Договариваться, обсуждать, всем вместе принимать решение.
  • Не грубить, не обижать товарища, если его мнение не совпадает с твоим.
  • Высказывает общее решение тот, кого выберет команда.

После того как животные будут сконструированы, они размещаются по клеткам и вольерам.( Территория зоопарка подготовлена заранее используется тематический набор ЛЕГО « Зоопарк»). Проводится экскурсия по зоопарку.

Мы шагаем в зоопарк

Побывать там каждый рад

Там пони, зебры, крокодилы,

Попугаи и гориллы,

Там жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы,

А в руках у нас ружьё

Фотографирует оно

Сделаем всем фото

Вот охота так охота.

 При конструировании фигур животных, можно учить выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (Лиса без чего?- без хвоста). При создании построек по определённой сюжетной линии учить правильно,  соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между медведем и жирафом» и т. д., тем самым, формируя понимание  пространственных отношений между предметами. При организации игры на тему «Зоопарк» выстраивается пространственная организация самого парка и положения предметов в нём, закрепление знаний правил поведения  в общественных местах.

Игры с ЛЕГО  способствуют развитию не только лексикона ребёнка, но и позволяют сформировать грамматическую составляющую речи. Во время построения сюжета отрабатывается навык согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразование существительных, принципы словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов, а также ведется работа с предлогами. Работа по развитию и пополнению активного словаря с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. НОД воспринимается как игра, не вызывая у детей негативизма, приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

Конструктор ЛЕГО - лучший друг.

Он учит, развивает

И с ним составишь ты хоть что,

Он очень помогает.

Развивает он мышление,

Добавляет нам умений,

Руки также тренирует

И фантазию шлифует.

Помогает всем дружить,

И минутой дорожить,

Чтобы было интересней

На планете детства жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Система работы педагога ДОУ по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы компенсирующей направленности, р...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладен...

Обобщение и распространение опыта работы логопеда по теме: "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи"

В данной статье описаны различные приёмы и методы, помогающие в формировании и развитии мелкой моторики у детей....

Мастер класс на тему: «Салфеточная техника, как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников»

Цель мастера класса: Распространение педагогического опыта; расширение представления о средствах развития мелкой моторики рук у дошкольников; формирование индивидуального стиля творческой педагогичес...

Мастер - класс на тему «Лего – технология, как способ развития речи дошкольников».

Отличительная черта современного мира – модернизация дошкольного образования, в первую очередь, направлена на изменение целевой установки образовательной деятельности детского сада и в основном,...