Мастер-класс Тема: «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи».
план-конспект занятия на тему
В данной материале представлен конспект мастер-класса для детей по работе с ЛЕГО-конструктором "Зоопарк"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterklass.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема: «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, поэтому большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный модулирующий характер. Они формируют у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней не речевые виды деятельности. Помимо традиционных методик обучения все шире используются ЛЕГО-технологии. В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с этим конструктором выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве, времени. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-конструкторы служат важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях, а также несут в себе коррекционную направленность.
Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, и следовательно на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. Существует большое количество тематических конструкторов, с помощью которых возможна разнообразная интенсивная работа над развитием речи детей. Работа по лексическим темам с помощью конструктора, дает возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
- Введение в игровую ситуацию.
Есть занятий много разных, каждый выберет своё.
Но хочу я рассказать Вам об одном, но не простом.
О занятии, которым укрепляем силу духа, развиваем логику.
А занятие это называют просто «ЛЕГО».
ЛЕГО нас объединяет, ЛЕГО сплачивает нас,
ЛЕГО в жизни помогает, ЛЕГО – это высший класс.
И поезда, и целый город!
Твои любимые герои
На суше, в воздухе и в море.
Ты с ними целый мир откроешь,
Поедешь, полетишь, построишь…
И в этот мир – весёлый, яркий,
Где есть волшебные подарки
Ты окунись, как в море с брега:
Добро пожаловать в мир: ЛЕГО.
Сегодня мы будем с вами сотрудниками зоопарка и попробуем правильно расселить животных по клеткам и вольерам. А также накормить и поухаживать за ними. Мы все с вами знаем, что в природе у каждого животного свой «дом» - одни животные живут в Африке, а другие - в тундре. Но есть такой дом, где можно встретится с животными со всего света. Как он называется? (зоопарк). Зоопарк – это целый город со своими улицами и домами. Каждый дом приспособлен для определенного жильца. Каждому обитателю зоопарка нужны определенные условия для жизни. Эти условия создают люди, которые знают о каждом животном все и очень любят их. Я сегодня буду директором зоопарка, а вы моими сотрудниками? Для того, чтобы стать сотрудником зоопарка нужно пройти собеседование у директора. Ответить правильно на задаваемые вопросы.
Вопросы к собеседованию:
- Что общего у белого медведя и гуся?
- Какое животное носит своего детёныша в сумке?
- Птица, а летать не может?
- Не птица, а откладывает яйца?
- Какое животное умеет пускать фонтаны?
Планёрка у директора:
Теперь вы сотрудники зоопарка. Приглашаю Вас на планёрку (на планёрке у директора обсуждаются важные вопросы). Так как наш зоопарк только организуется, животных там ещё нет. Нам нужно приобрести животных для нашего зоопарка. Сейчас мы с Вами этим займемся. Чтобы работу выполнить быстро предлагаю поработать в трёх группах:
1 – «приобретает» животных Африки
2 – животных Севера
3 – животных обитающих в наших лесах
Участники объединяются в три группы.
Выберите в своих группах посыльных, которые получат задание, какие животные нам нужны для зоопарка.
Посыльный (участник мастер-класса от каждой группы) получает карточку, на которой загадка о животном, которого нужно «приобрести» для зоопарка (сконструировать из кубиков ЛЕГО).
Но для начала сделаем разминку: Слушайте внимательно, делайте старательно.
Игровой самомассаж конструктором ЛЕГО с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации и повышения иммунитета детей.
1, 2, 3, 4, 5! | Загибают пальчики на обеих руках |
В конструктор будем мы играть! | Разгибают пальчики на обеих руках |
В конструктор будем мы играть | Кулачок-ладошка поочерёдно |
Своим ручкам помогать! | Кулачок-ладошка поочерёдно |
Кирпичик в руки мы возьмём На руку левую кладём, Правой ручкой накрываем И ладошками катаем. | Выполняют действия с деталью конструктора согласно словам. Прокатывание конструктора между ладонями |
Сейчас руки поменяем, Точно также покатаем. | Меняют положение рук |
В ручку правую возьмём | Сжимают конструктор в правой руке |
И сильней его сожмём! Руку быстро разжимаем, На "пианино" поиграем. | Имитируют игру на пианино |
В ручку левую возьмём И сильней его сожмём! | Сильно сжимаем в левой руке |
Руку быстро разжимаем, На "пианино" поиграем. | Имитируют игру на пианино |
Мы кирпичик убираем | Убирают на край стола |
Быстро пальчики считаем! На левой ручке посчитаем, Пальцы быстро загибаем. Раз, два, три, четыре, пять! | Загибаютпальцы на правой руке |
На правой ручке посчитаем, Пальцы быстро загибаем. Раз, два, три, четыре, пять! | Загибают пальцы на левой руке |
Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём! | Встряхивают кисти обеих рук |
Приглашаем мы друзей
ЛЕГО собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В ЛЕГО поиграть полезно!
Давайте вспомним Правила групповой работы:
- Договариваться, обсуждать, всем вместе принимать решение.
- Не грубить, не обижать товарища, если его мнение не совпадает с твоим.
- Высказывает общее решение тот, кого выберет команда.
После того как животные будут сконструированы, они размещаются по клеткам и вольерам.( Территория зоопарка подготовлена заранее используется тематический набор ЛЕГО « Зоопарк»). Проводится экскурсия по зоопарку.
Мы шагаем в зоопарк
Побывать там каждый рад
Там пони, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы,
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы,
А в руках у нас ружьё
Фотографирует оно
Сделаем всем фото
Вот охота так охота.
При конструировании фигур животных, можно учить выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (Лиса без чего?- без хвоста). При создании построек по определённой сюжетной линии учить правильно, соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между медведем и жирафом» и т. д., тем самым, формируя понимание пространственных отношений между предметами. При организации игры на тему «Зоопарк» выстраивается пространственная организация самого парка и положения предметов в нём, закрепление знаний правил поведения в общественных местах.
Игры с ЛЕГО способствуют развитию не только лексикона ребёнка, но и позволяют сформировать грамматическую составляющую речи. Во время построения сюжета отрабатывается навык согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразование существительных, принципы словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов, а также ведется работа с предлогами. Работа по развитию и пополнению активного словаря с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. НОД воспринимается как игра, не вызывая у детей негативизма, приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.
Конструктор ЛЕГО - лучший друг.
Он учит, развивает
И с ним составишь ты хоть что,
Он очень помогает.
Развивает он мышление,
Добавляет нам умений,
Руки также тренирует
И фантазию шлифует.
Помогает всем дружить,
И минутой дорожить,
Чтобы было интересней
На планете детства жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Система работы педагога ДОУ по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы компенсирующей направленности, р...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладен...
Обобщение и распространение опыта работы логопеда по теме: "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи"
В данной статье описаны различные приёмы и методы, помогающие в формировании и развитии мелкой моторики у детей....
Мастер класс на тему: «Салфеточная техника, как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников»
Цель мастера класса: Распространение педагогического опыта; расширение представления о средствах развития мелкой моторики рук у дошкольников; формирование индивидуального стиля творческой педагогичес...
Мастер - класс на тему «Лего – технология, как способ развития речи дошкольников».
Отличительная черта современного мира – модернизация дошкольного образования, в первую очередь, направлена на изменение целевой установки образовательной деятельности детского сада и в основном,...
- Мне нравится (1)