Взаимодействие педагогов и родителей по формированию привычек здорового образа жизни.
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Малахова Ирина Александровна

 В данном выступлении рассматриваются теоретические основы понятия здорового образа жизни, показывается необходимость привития привычек ЗОЖ у детей дошкольного возраста, вырабатывается стратегия   совместной работы педагогов ДОУ и родителей по формированию привычек ЗОЖ у детей  разных дошкольных возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на педсовете88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете ДОУ

        ТЕМА: Взаимодействие педагогов и родителей по формированию привычек здорового образа жизни

                                           

                                                       Подготовила: воспитатель старшей группы

                                                     Малахова И.А.

 

                                             Москва  2015 г.

Содержание:

1.Теоретические основы понятия здоровый образ жизни

2. Необходимость привития привычек ЗОЖ у детей дошкольного возраста

3. Средства и методы формирования привычек ЗОЖ

4. Совместная работа педагогов ДОУ и родителей по формированию привычек ЗОЖ у дошкольников разных возрастов.

5. Литература


1.Теоретические основы понятия здоровый образ жизни

Как известно, здоровье - это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Здоровье- одна из высших человеческих ценностей, источник счастья, радости, залог оптимальной реализации личности. При всей очевидности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающее определение. Например, в научной литературе его определяют так: Здоровье человека это «…целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции».

Здоровье рассматривают в самых разных аспектах. Медицинский аспект – здоровье это отсутствие болезней, их симптомов; Биомедицинский - здоровье это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. Биосоциальный - здоровье это способность к полноценному выполнению социальных функций, как возможность приспособления к меняющимся условиям окружающей среды. В контексте социальной модели здоровье рассматривается как необходимая предпосылка полноценной жизни. В экологии человека термин "здоровье" используют в широком смысле как показатель полного физического, психического и душевного благополучия. Здоровье это и экономическая категория. На современном этапе развития здоровье просто необходимо рассматривать как экономическую категорию – как основу человеческого капитала.

Современное определение понятия "здоровье" впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного

аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни.

Попробуем дать этому понятию определение. Здоровый образ жизни – активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения (поведенческая реакция) человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.

Здоровый образ жизни – это также сложное социологическое понятие, которое характеризует: а) степень реализации потенциала конкретного общества (индивида или социальной группы) в обеспечении здоровья; б) степень социального благополучия как единства уровня и качества жизни; в) степень эффективности функционирования какой либо социальной организации по отношении к такой системе ценности как здоровье.

Основные пути формирования и сохранения физического, психического, духовного и социального здоровья: оптимальный двигательный режим, здоровое питание, закаливание, нравственное поведение, культура общения. Здоровый образ жизни – широкое понятие, включающее в себя все основные элементы поведения индивида в его повседневной деятельности.

Как известно, образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень и качество жизни носят общественный характер и мало зависят от конкретного человека. Стиль жизни в большой степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

В целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека, повышения моральной и физической работоспособности. А если говорить конкретно, то здоровый образ жизни включает в себя: - оптимальный двигательный режим; - плодотворную трудовую деятельность; - гигиену; - правильное питание; - отказ от любых вредных привычек; - закаливание. И много еще чего грамотное экологическое поведение; безопасное поведение в быту, на улице…, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравлений.

Риски нарушения здоровья современного человека. Как известно риск это, прежде всего вероятность наступления какого-либо неблагоприятного события и тяжесть его последствий. В медицине риск – это заболеваемость (количество заболевших на 100 тыс. человек в год.). Относительный риск – это отношение заболеваемости исследуемой группы к фоновой (контрольной) заболеваемости. Превращение наступления неблагоприятного события возможно лишь при условии понимания риска и тем, что называют управлением рисками. Например, по данным исследования английских врачей известно, что относительный риск рака легкого равен 7,9 у курящих 1-14 сигарет (то есть почти в 8 раз выше), 25 — у тех, кто курит более 25 сигарет в день. Заболеваемость этой страшной болезнью для жителей России 60-79 на 100 тысяч в год. Вероятность в течение года заболеть этой болезнью казалось бы невелика - 0,05% для некурящих и 0,4% - 0,8% для курящих.

2. Необходимость привития привычек ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…"

   Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем.  То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.  

Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:

-Дисгармоничное развитие имеют  до 19% детей

-Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%

-Тонкомоторные действия недостаточно развиты у  20% будущих первоклассников.

  Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороныдля решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.  

Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои образовательно-развивающие задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии. Все это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду, обеспечение его управляемости. Управление целесообразно строить на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка в условиях   ДОУ.  

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы, определяющей новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом. Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).

Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

- уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;  

- исследование состояния здоровья детей дошкольного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на  формирование здоровья ребенка;  

- выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

- создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

-определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

-спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

- разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

3. Средства и методы формирования привычек ЗОЖ

Модель здорового здоровьесберегающего поведения, например, рекомендована американской ассоциацией велнеса:

- Быть физически активным (здесь речь идет о достаточной двигательной активности, о главном условии здорового образа жизни).

- Соблюдать здоровую диету (то есть диету, сбалансированную по жирам, белкам, углеводам в соответствии с возрастом, полом и конституцией человека, с достаточным содержанием витаминов и микроэлементов).

- Контролировать вес тела (масса тела должна соответствовать конституционным, половым и возрастным нормам, с необходимой коррекцией двигательной активности и питания).

- Эффективно противостоять стрессу (речь идет о повышении устойчивости нервной системы к внешним факторам средствами закаливания и физической тренировки и о специальных методиках аутотренинга).

- Отказаться от табака, максимально ограничить прием лекарств, не злоупотреблять алкоголем. Предупреждать возможные болезни и травмы (речь идет о безопасном поведении человека).

К этой американской схеме следует добавить еще один пункт – закаливание. Традиционный для России и эффективный метод оздоровления, доступный для всех возрастных групп. Этот метод оздоровления следует внести в первый пункт «физическая активность и закаливание». Таким образом, сформулированы 6 основных факторов модели здорового поведения человека.

Существуют многочисленные научные исследования, которые показывают роль отдельных факторов здорового образа жизни на здоровье человека. Наиболее убедительные из них – ретроспективные исследования образа жизни. Результаты этих исследований помогаю создать нужную мотивацию для смены сидячей активности на более полезную деятельность, например, прогулки или работу в саду.

Очень важно комплексное использование всех доступных факторов здорового образа жизни. Например, эффект от достаточной двигательной активности без отказа или ограничения вредных привычек не даст желаемого результата.

Обязательным фактором здоровой жизни является двигательная активность. Эффект двигательной активности очевиден. Это повышение основных двигательных качеств силы, выносливости и гибкости, это оздоровление опорно-двигательной системы (костей, суставов, позвоночника). Повышаются энерготраты и энергетика организма. В результате повышается устойчивость к нагрузкам и к стрессу, нормализуется сон, повышается настроение и в целом функция центральной нервной системы. Очевидные выгоды двигательной активности – снижение риска заболеванием сердца, онкологическими болезнями, предупреждается избыточный вес, снижается вероятность развития тревожных состояний и депрессии. Ну и все это, конечно же, приводит к снижению медицинских расходов, что также важно для полноценной здоровой жизни.

Количественная характеристика здоровья. Новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма предложил ввести академик Н. М. Амосов. Если общественное здоровье легко выражается в статистических показателях, которые демонстрируют результат жизни человека (смертность, заболеваемость, продолжительность жизни), то индивидуальное здоровье является несколько условным понятием и объективно измерить здоровье довольно сложно. В месте с тем, проблема измерения уровня здоровья является актуальной в связи с возросшей необходимостью оценки последствий гипокинезии.

Традиционные методы оценки оздоровительной эффективности программ физической подготовки, основанные на результатах выполнения различных контрольных упражнений типа "ГТО", являются практически малопригодными для количественной оценки здоровья обследуемых. Например, то сколько раз человек поднял гирю и как быстро он пробежал определенное расстояние, это еще не здоровье, хотя и важная его составная часть – физическая подготовленность. Отсутствие болезней также не означает того, что человек здоров. Это всего лишь клиническое здоровье. Если человек не имеет диагноза, но с одышкой поднимается на 3 этаж, то он, конечно же, не здоров. «Подобно тому, как существует болезнь тела, существует также и болезнь образа жизни» Демокрит (ок. 460-370 до н.э.) греческий философ-материалист.

Теперь рассмотрим понятие «Уровень здоровья» - выраженность признаков, характеризующих здоровье отдельного лица или группы лиц. Уровень здоровья - обобщенный показатель состояния здоровья. Он в значительной мере определяется функциональным состоянием мозга, на фоне которого осуществляются психические процессы и деятельность человека. Уровень здоровья в целом является мерой адаптации. Чем выше уровень здоровья, тем больше адаптационных возможностей. Некоторые из этих признаков - уравновешенность с окружающей средой, широта адаптационных возможностей, функциональные резервы реагирования на различные воздействия, уровень работоспособности - могут быть оценены количественно.

Уровень здоровья - это мера жизнеспособности конкретного человека, и чем выше эта жизнеспособность, тем больше шансов на выживание, тем меньше вероятность развития болезни и выше продолжительность жизни. Чем выше уровень здоровья, тем эффективнее человек может проявлять себя в биологической, социальной и творческой сферах, тем он более свободен в своей жизнедеятельности. В связи с этим уровень здоровья можно определить, как способность организма противостоять болезни: чем выше уровень здоровья, тем ниже риск развития заболеваний.

Всего выделяют 5 уровней здоровья: низкий - 1 группа, ниже среднего - 2, средний - 3, выше среднего - 4, высокий - 5. Установлено, что существует некий "безопасный уровень" здоровья, выше которого не определяются ни факторы риска развития заболевания, ни его проявления. Безопасный уровень здоровья соответствует 4 и 5 группе здоровья. Уровень здоровья не зависит напрямую от возраста, хотя снижение уровня здоровья с возрастом все-таки происходит. Тем не менее, вполне возможно в 60 лет иметь высокий уровень здоровья или в 30 лет низкий.

Уровень здоровья зависит от наследственности и образа жизни. Высокий уровень здоровья будет у людей: - у родившихся от здоровых родителей; - у родившихся от желанной и благоприятно протекавшей беременности; - у проживающих в хороших экологических условиях, в близости к природе, в здоровом климате; - у ведущих здоровый образ жизни. Низкий уровень здоровья будет у людей: - у родившихся от родителей, имеющих хронические заболевания; - у родившихся от нежелательной, неблагоприятно протекавшей беременности и родов; - у ведущих нездоровый образ жизни.

В соответствии с теорией функциональных систем П. К. Анохина уровень здоровья можно рассматривать как уровень развития и согласованности психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов деятельности. Все эти процессы направлены на оптимальное жизнеобеспечение организма в конкретных условиях. То есть для корректной оценки здоровья нужно провести сложный анализ отдельных его компонентов. В целом уровень здоровья складывается из особенности подвижности нервных процессов, из подвижности вегетативной регуляции, из устойчивости психики, а также из показателей выносливости, работоспособности и эффективности легочной вентиляции и сердечной деятельности.

В целом уровень здоровья определяется состоянием трех основных систем: психической, биологической и социальной. Психическая система оценивается на основании тестирования личности, познавательных процессов, общественной направленности, социальная система – по оценке духовных и материальных потребностей, биологическая система на основании оценки физического развития и функционального состояния.

 В физультурно-оздоровительных технологиях чаще применяют исследование физического развития и функциональное состояние. Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического развития определяются конституцией человека и существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека. Уровень и гармоничность физического развития, сумма "резервных мощностей" основных функциональных систем собственно и позволяют оценить количество здоровья.

Существуют различные методики оценки здоровья. Самая распространенная, пожалуй, методика Апанасенко. Изучаются следующие параметры: 1. Весо-ростовой индекс (Кетле) – соотношение веса к росту, измеряемого в гр/см; 2. Жизненный индекс – соотношение жизненной емкости легких к массе тела (мл/кг); 3. ЧСС – частота сердечных сокращений в покое (уд/мин); 4. АД – артериальное давление (мм.рт.ст.); 5. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. (сек.); 6. Силовой индекс – сила кисти (кг.)/вес тела (кг.) х 100.

4. Совместная работа педагогов ДОУ и родителей по формированию привычек ЗОЖ у дошкольников разных возрастов.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, воспитателям необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1.    Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. (21., с.30-32)

Если на первые 50% здоровья мы повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

Занятия физкультурой, прогулки

Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

•      дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

•      Бережное отношение к окружающей среде, к природе

• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

•      Формирование понятия "не вреди себе сам"

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий "здоровый", как большой, хороший и "здоровый", как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии ("нельзя есть грязные фрукты", "нельзя брать еду грязными руками" и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие "здоровье" с выполнением правил гигиены.

Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья ("там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела"). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья.

Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.

Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне), становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

Литература

1. Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 2006.

2. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000.

3. Валеологические аспекты образования /Под ред. Э.М.Казина. Кемерово, 2005.

4. Зайцев Г.К., Колбанов В.В. Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. СПб, 2004.

5. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый обаз жизни и его составляющее.- м.: Издательский центр «Академия», 2007.

6. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. - М: ФиС, 2009.

7. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Формирование привычек здорового образа жизни у старших дошкольников"

"Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о здоровье - важнейшая работа             воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей...

Формирование привычек здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста

Задача охраны и укрепления здоровья детей всегда была приоритетной в практике работы дошкольных образовательных учреждений. Актуальность этого требования обусловлена тем, что до сих пор еще не преодол...

Формирование привычек здорового образа жизни у детей раннего возраста

презентация для родительского собрания во второй группе раннего возраста...

Перспективный план взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по формированию привычки здорового образа жизни

В данной методической разработке представлен перспективный план по вовлечению семей воспитанников ДОО к мероприятиям по формированию у детей привычки здорового образа жизни...

Учебно-методический сборник по формированию привычки здорового образа жизни «Секреты здоровья».

Предлагаю сборник по формированию привычки здорового образа жизни, в котором собраны мои конспект и сценарии, прошедшие аппробацию....